Постнагуализм
03 мая 2024, 01:14:22 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
В разделе "Свободная территория" можно общаться без аккаунта!
"Тема для быстрой регистрации"
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат Портал  
Страниц: 1 ... 53 54 [55] 56 57 ... 149
  Ответ  |  Печать  
Автор Тема: Вопросы по экономике  (Прочитано 172267 раз)
0 Пользователей и 10 Гостей смотрят эту тему.
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #810 : 27 июня 2016, 17:43:08 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

27.06.2016 - 14:07
Новые правила игры: «Дело Белых» как намёк для непонятливых
— Ирина Алкснис


Едва ли не самыми популярными внутриполитическими шутками в последнее время в России стали шутки про новый 1937-й год. И совершенно небезосновательно. Громкие уголовные дела — преимущественно по антикоррупционным статьям — против высокопоставленных представителей российского истеблишмента нарастают как снежный ком.

Пятничное задержание губернатора Кировской области вызвало масштабный резонанс, в первую очередь благодаря личности, а не должности взятого с поличным на получении взятки чиновника. В остальном же находящиеся под следствием и в местах не столь отдаленных главы регионов давно уже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим в текущих российских реалиях.

Однако задержание Никиты Белых действительно стало знаковым событием и в очередной раз высветило факт, что российская политическая система переживает глубокие и крайне серьезные преобразования. Хотя ее критики и утверждают, что речь идет о показушных поверхностных событиях, цель которых задобрить население, раздраженное злоупотреблениями властей предержащих, количество подобных дел давно уже существенно превзошло необходимое для пускания пыли в глаза и имитирования процесса.

В этой ситуации возникает очевидный вопрос: а что собственно происходит? какую задачу (или задачи) решает власть, устраивая пусть не тотальные, но весьма существенные чистки элиты?

Безусловно, антикоррупционная кампания помогает российским властям в решении ряда оперативных внутриполитических задач, связанных с населением страны: от успешного перехватывания козыря по борьбе с коррупцией у несистемной оппозиции до предстоящих уже в самом скором времени выборов в Государственную Думу России, что также не помешает провластным силам в предвыборной кампании. Однако будем честны: это сильно вторичная причина.

Главная же причина происходящего в том, что прямо здесь и сейчас перед российскими элитами стоит без преувеличения судьбоносная задача — модернизироваться под требования времени (при том, что на кону стоит их существование как таковое). И именно это диктует наблюдаемые шаги на данном пути.

Чтобы понять смысл происходящего, стоит оглянуться назад и проследить хотя бы пунктирно путь, пройденный отечественной элитой за последние десятилетия.

Вряд ли кто-то будет спорить с роковой ролью, которую сыграла позднесоветская элита в крахе СССР. Она предала собственное государство по двум причинам. Во-первых, желая легализовать в качестве собственности национальные активы, которые и так уже к тому времени контролировала. Во-вторых, стремясь приобщиться к западному образу жизни, которым была искренне очарована и столь же искренне полагала, что взамен на предательство своей страны она займет достойное место в рядах мировой элиты. Первое в общем и целом получилось, пусть и со всеми положенными издержками этапа первоначального накопления капитала, оставшегося в народной памяти как «лихие 90-е». По поводу же второго пришлось потерять розовые очки, осознав, что дальше «людской» на международной арене российских компрадоров не пускают.

1990-е и 2000-е — каждые по своему — усугубили проблемы и пороки российской элиты, унаследованные с советских времен. Если 90-к прошли под лозунгом «живем как последний день», то 2000-е — при общем улучшении ситуации в стране и реальном усилении государства — сказались не многим лучше на качестве отечественного истеблишмента.

По сути, между государством в лице высшего руководства страны и его собственным управленческим аппаратом был заключен пакт «коррупция в обмен на лояльность». Этот пакт позволил сохранять целостность и управляемость системы, которая еще не пришла в себя после катастрофы 90-х, но результатом стало полномасштабное срастание злоупотреблений с системой государственного управления.

К 2010-м годам произошло одно принципиально важное изменение.

В составе российской правящей элиты выделилась группа, которая осознала несколько ключевых моментов, вытекающих один из другого:

1. эта группа переросла 90-е с их мышлением бабочки-однодневки и начала мыслить категориями наследственной элиты — нажить, передать потомкам, которые преумножат и передадут следующему поколению для продолжения цикла.

2. эта группа осознала, что реализовать это сценарий возможно только прочно пустив корни в России. Они утратили иллюзии предыдущего периода «наворовать и свалить», получив многочисленные примеры того, что на Западе российские богатые эмигранты — источник выкачивания ресурсов и подходящая жертва для экспроприации в случае необходимости.

3. Реализовать пункт 2 возможно только в случае великодержавного статуса России и ее положения ведущего геополитического игрока, поскольку только в таком положении Россия может обеспечить долговременное соблюдение правил игры внутри страны и защитить свой истеблишмент от посягательств извне.

4. Для достижения пункта 3 нужно, чтобы государство было эффективным, что среди прочего означает успешную реализацию необходимых проектов любого масштаба и направления (от Олимпиады до космоса).

5. Ну, а для эффективного государства есть неприемлемый уровень коррупции, которая наносит непосредственный вред пункту. И которая соответственно, должна быть искоренена и ликвидирована.

6. Плюс любые конкурирующие группы в составе российской элиты с другими планами и целями (например, те, что согласны толкаться в «людской» мировой элиты в надежде, что их активы все-таки не отберут хозяева планеты) должны быть обезврежены и подавлены, поскольку несут в себе непосредственную угрозу.

При этом в состав этой правящей элиты входят люди трезвые, здравомыслящие и не жестокие.

Правильно ли сразу начать жесткую зачистку и массовые посадки, если коррупция была частью системы два десятилетия? Не говоря уже о том, что тотальность репрессий гарантирует коллапс системы. Кристально честные, но не профессиональные «комиссары в пыльных шлемах» могут нанести государству такой ущерб, который никаким профи-коррупционерам не снился.

Так что вот уже достаточно большое количество лет в России медленно и постепенно вводятся новые правила игры, которые раз за разом сопровождаются многочисленными предупреждениями всем вовлеченным и заинтересованным сторонам.

Отличием последних пары лет стало только то, что, если раньше каток государственной машины ехал преимущественно по низовому и среднему звену (от постовых ГИБДД до мэров небольших городов), то теперь под удар массово попадают весьма высокопоставленные чиновники и государственные деятели.

Значит ли это, что целью Кремля является создание безупречно чистой и свободной от коррупции системы? Нет.

Целью Кремля является создание такой системы, в которой будет искоренена/сведена к минимуму коррупция, несущая в себе непосредственную угрозу государству (и как следствие правящей элите, поскольку их судьбы теперь неразрывно связаны). Именно поэтому на злоупотребления в ходе подготовке к сочинской Олимпиаде государство посмотрело сквозь пальцы, а из-за космодрома «Восточный» страну ожидает несколько весьма увлекательных уголовных процессов. Потому что олимпийские объекты были сданы в срок и Игры прошли как по маслу, а из-за воровства на строительстве космодрома были сорваны сроки его сдачи, что стало непосредственным ударом по государству, его планам и престижу.

Государство посылает максимально доходчивый сигнал, что подобные вещи недопустимы и за них последует расплата.

С главами регионов ситуация логика похожая. Если регион процветает, то и на «шалости» его властей Москва смотрит сквозь пальцы. А вот зарвавшиеся руководители, ворующие не с прибылей, а с убытков, находятся в зоне риска.

Ну, и, разумеется, не лезть в темы, которые входят в сферу национальной безопасности. Например, можно только гадать, что стало роковым для бывшего сахалинского губернатора — безудержное воровство в проблемном регионе или же избыточно тесные связи с японскими структурами, о которых ходят упорные слухи.

В этом смысле ситуация с Белых особенно интересна, поскольку он стал вторым за очень короткое время фигурантом громкого уголовного дела (первым был Евгений Дод из «Русгидро») из ближнего круга одного выдающего отечественного деятеля, который давно стал для страны воплощением всего худшего, что принесли последние два с половиной десятилетия. А в сочетании с очередным скандалом вокруг «Роснано», ситуация выглядит тем более интригующей: неужели текущая чистка элиты всерьез подступилась к такой неприкосновенной фигуре как Анатолий Чубайс?

И да, это чисто внутриэлитарный процесс, который нормальным гражданам не стоит принимать на собственный счет.

Но плюс состоит в том, что у идущей национализации российской правящей элиты достаточно много побочных эффектов, вполне положительных для общества и страны. Что, собственно, мы и наблюдаем. 8)
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
известный эконом
Гость


Email
« Ответ #811 : 27 июня 2016, 17:44:43 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Ирина Алкснис

иди нахуй! :D
Записан
чозахуйня
Гость


Email
« Ответ #812 : 27 июня 2016, 18:24:11 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних https://rg.ru/2013/06/30/deti-site-dok.html

Согласно какой традиции и где пострадавшие?
Записан
:)
Гость


Email
« Ответ #813 : 27 июня 2016, 18:46:32 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Это не закон с точки зрения права потому что невозможно определить что является пропагандой и что традиционным. В любом случае Бодхи его не нарушал поскольку нет ни одного потерпевшего.
Записан
:)
Гость


Email
« Ответ #814 : 27 июня 2016, 20:52:08 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Закон в первую очередь один для всех, почему же одной традиции можно пропагандировать свои отношения а другой нельзя? А если понимать закон как то что издаёт царь то пускай сам же им подотрётся, почему я должен поддерживать сословные привилегии педофилов из "Единой России"? Получается они защищают "права детей" именно на свою собственную пропаганду против любой другой, похоже на идеологическое изнасилование, по сути уже нарушение собственного закона который и так антиконституционный, если обеспечена свобода слова то как может быть запрещено скажем "сексуальное просвещение" и по каким критериям его можно отличить от "пропаганды"?
Записан
:)
Гость


Email
« Ответ #815 : 27 июня 2016, 21:10:40 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Не зря же в детских садах одни женщины

Вот бы мне тогда встретилась педофилка, в 6 лет частенько бывал стояк )
Записан
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #816 : 27 июня 2016, 22:32:54 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

макака сходи потролль теперь своих друзей-либерастов на сайтике рудашевского, отомсти им за свою попаболь ;D
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
:)
Гость


Email
« Ответ #817 : 27 июня 2016, 22:52:20 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

violet drum, до Рудашевского или моих друзей тебе слишком далеко чтобы даже сравнивать с людьми моего круга, в общем я всегда не прочь подискутировать, но здесь это стало уже совсем скучно пинать умственных инвалидов, я думал хоть Пипа будет как-то отстаивать кейнсианство и повеселимся.
Записан
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #818 : 27 июня 2016, 22:58:49 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Обосратые клоуны твоего круга несколько туповаты для ПНя, но шызофрения - второе счастье ;D
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #819 : 27 июня 2016, 22:59:43 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

27.06.2016 - 21:18
Трампа выводят из игры



Можно с интересом наблюдать за политическим спектаклем под названием «Выборы американского президента», но точки над «i», судя по всему, уже расставлены.

Такое предположение сделал ряд авторитетных экономистов из США.

Пока Дональд Трамп «поднимался по республиканской лестнице», его называли «self-made-man» — человеком, который сделал себя сам. Само по себе это уже является символом американской мечты. Мол, любой гражданин Соединенных Штатов может не только заработать свой миллиард, но даже стать хозяином Белого дома и «рулить» целым миром.

Но теперь выскочку ждет падение с политического Олимпа. Население США запугивают неадекватностью неистового республиканца. «Если вы поставите Дональда Трампа за рулем американской экономики, то он, наверняка, свернет в обрыв, — пишет Politico. — Это не просто предположение. Это объективность».

Эту цитату, как впрочем, и сотни тысяч других аналогичных утверждений, можно было бы отнести к предвыборной риторике. Однако многие сторонники Трампа из числа авторитетных политологов уже не верят в успех «Козыря» (Trump — перевод с англ. «козырь»). Как пишет профессор Алан Блайндер из Принстонского университета, Хиллари, точно так, как и когда-то её муж, скорей всего уже «назначена» олигархатом 45-м американским президентом.

В свое время Билл посоветовал дельцам с Уолл-стрит новый механизм обогащения в виде NAFTA — Североамериканского соглашения о свободной торговле. Если Британия зарабатывает на безналоговых гаванях, то США должна получать сверхприбыли в трудовых офшорах, предложил Клинтон. Более того, он продавил все необходимые законы. За это ему простили сексуальный скандал с Левински и даже уголовно наказуемое лжесвидетельство. «За такие деньги миллиардеры сами бы встали в очередь за практиканткой», — зло иронизирует известный в США блогер Курт Ниммо.

Тогда это было немного диковато, но американскому народу объяснили, что всё делается в его интересах. Чтобы как-то успокоить людей, Билл Клинтон обязал банки раздавать ипотечные кредиты направо-налево.

Затем мексиканский опыт американцы перенесли за Тихий океан. В цифрах это выглядит так: средняя почасовая зарплата в США составляет $ 25, а пособие по безработице — ориентировочно половину, но чаще всего — треть. Если работу американца отдать, к примеру, вьетнамцу, то за тот же объем труда азиат получит $ 1 за час.

А теперь умножьте разницу в зарплатах на годовое рабочее время и на 40 миллионов рабочих мест, которые вывезли из Америки. Речь идет о сотнях триллионов долларов, на которые посягнул «какой-то» Трамп. «Транснациональные корпорации выстраиваются в очередь, чтобы организовать больше офшорных рабочих мест, — пишет Алан Блайндер. — Если Билл предложил Мексику и Китай, то Хиллари продвигает Вьетнам, который сейчас является важнейшим трудовым офшором для неолиберальных глобалистов, продвигающих идеи свободной торговли».

«От рабочих мест за рубежом выиграли Уолл-стрит, корпоративные руководители и акционеры, короче говоря, истеблишмент Америки, — вторит профессору из Принстонского университета эксперт и сторонник Трампа Пол Крейг Робертс, бывший помощник министра финансов США при Рейгане. — Несмотря на обещания „новой экономики“ и улучшение условий и оплаты труда, американцам большей частью предлагают низкооплачиваемую работу в сфере бытовых и строительных услуг, а также вакансии любвеобильных секретарш, официанток и барменов».

Кстати, именно при 42-м президенте США Билле Клинтоне глава ФРС накануне решающего голосования начинал играть роль своеобразного «сурка» (по аналогии с поверьем о наступлении весны). Если он активно советуется с кандидатом от демократов, им и карты в руки на последующие четыре года. А если, напротив, контачит с республиканцем, то «ослам» (Символ Демократической партии США. ) не видать Овального кабинета до следующих выборов.

И вот СМИ отметили активизацию встреч Хиллари с главой Федрезерва. Клинтон на полном серьезе предлагает новую экономическую политику, а также детали предстоящей реформы главного финансового института США. И, что характерно, председатель ФРС Джанет Йеллен солидарна с ней. По сути, будущая хозяйка Белого дома уже принимает дела, поскольку мир денег не терпит пауз и пустоты.

Если Трамп требует аудита Федрезерва, то Клинтон становится на защиту, по сути, частного банка, наделенного полномочиями Центробанка, отмечает Пол Крейг Робертс. «Федеральная резервная система является важнейшим институтом для нашей экономики, и американский народ не должен сомневаться в том, что задача ФРС заключается в служении общественным интересам», — сказал пресс-секретарь Хиллари Джесси Фергюсон.

Вместо того чтобы право эмиссии поставить под контроль правительства и конгресса, Клинтон предлагает ввести никому не нужное квотирование по гендерному и расовому признаку.

«Детройт и другие города Америки с высоким уровнем меньшинств имеют самые высокие показатели безработицы, и им наносится огромный ущерб, когда Федрезерв не учитывает потребности не белого населения, — заявляет Клинтон. — Увеличение разнообразия представителей в ФРС поможет обратить внимание на потребности людей с другим цветом кожи, а также женщин». Этот лозунг перекликается с высказыванием президента Билла в своей предвыборной кампании на второй срок. Он тогда говорил о необходимости более свободного кредитования неработающих афроамериканцев и низкооплачиваемых женщин.

«Им (чернокожим и женщинам без образования) не давали работу, но выдавали кредиты, — отмечает Курт Ниммо. — Теперь предлагают выгонять профессионалов только за то, что они белые мужчины».

На первый взгляд, в логике Клинтон есть здравое зерно, с которым стопроцентно согласна Джанет Йеллен. В настоящее время из 12 региональных президентов ФРС 11 человек — белые и 10 являются мужчинами. В этом году все голосующие члены Федерального комитета по процентной ставке на открытых рынках (FOMC) также белые. Ни один афроамериканец в истории Федеральной резервной системы не являлся президентом Регионального банка. Однако реформа Хиллари позволяет ей отфильтровывать неудобных банковских чиновников, которые настаивают на ужесточении кредитной политики США.

Другими словами, Трампу, судя по всему, не удастся стать президентом США, делает вывод Курт Ниммо. С приходом Клинтон в Белый дом вряд ли следует ожидать серьезного повышения ставки ФРС, хотя, конечно, разговоры на эту тему будут вестись. И самое главное, Хиллари, безусловно, продолжить политику Билла. С её приходом корпорации Америки по соглашению ТТИП (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, или соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и США) будут продавать европейцам товары, произведенные в трудовых офшорах Транстихоокеанского партнёрства. Что касается американцев, то средний класс, наверняка, резко сократится, хотя лечить от неврозов всех будут бесплатно. :P
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
Этика свободы
Гость


Email
« Ответ #820 : 28 июня 2016, 13:24:49 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Естественно, анархизм Ротбарда в целом показался угрозой для всех этатистов, а правый характер его анархизма, т.е. то, что он был основан на частной собственности, в частности, не мог не оскорбить лучших чувств социалистов всех оттенков. Однако его анархических выводов недостаточно, чтобы объяснить прохладное отношение к «Этике свободы» со стороны академических кругов. Вслед за первым гандикапом Ротбарда возник еще более серьезный. Ротбард не только сделал неортодоксальные умозаключения, хуже того, он пришел к ним, используя «досовременные» интеллектуальные средства. Вместо того чтобы предполагать, выдвигать гипотезы, размышлять, решать головоломки, Ротбард предложил аксиоматико-дедуктивные аргументы и доказательства. В эпоху демократического эгалитаризма и этического релятивизма это означало совершить самый страшный академический грех, т.е. проявить интеллектуальный абсолютизм, экстремизм и нетерпимость.

Важность этого второго — методологического — фактора иллюстрируется тем приемом, который был оказан «Этике свободы» Ротбарда, с одной стороны, и книге Роберта Нозика «Анархия, государство и утопия»[12] — с другой. Книга Нозика появилась в 1974 г., через три года после издания книги Ролза «Теория справедливости». Практически сразу Нозик обрел международную известность, и на сегодняшний день «Анархия, государство и утопия» котируется в академических кругах, возможно, на втором месте рейтинга вслед за книгой Ролза. И в оличие от социалиста Ролза, Нозик был либертарианцем. Фактически же на Нозика очень сильно повлиял Ротбард. Он был знаком с ранними работами Ротбарда «Человек, экономика и государство», «Власть и рынок», «К новой свободе»[13] и в разделе «благодарности» своей книги отметил, что «именно наша продолжительная беседа с Мюрреем Ротбардом, состоявшаяся около шести лет назад, пробудила мой интерес к теории индивидуалистического анархизма». Безусловно, заключения, к которым пришел Нозик, были менее радикальными, чем выводы, предложенные Ротбардом. Вместо того чтобы прийти к анархическим выводам, Нозик «главные выводы относительно государства состоят в том, что оправдано существование только минимального государства, функции которого ограничены узкими рамками — защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т.п.; что любое государство с более обширными полномочиями нарушает право человека на личную свободу от принуждения к тем или иным действиям и поэтому не имеет оправдания; и что минимальное государство является одновременно и вдохновляющим, и справедливым (right)»[14].

Тем не менее утверждение о том, что «государство не должно использовать аппарат принуждения ради того, чтобы заставить одних граждан помогать другим, и… государство не должно запрещать какие-либо виды действий людей ради их блага или их защиты»[15], даже с учетом сделанных им (не радикальных) выводов, помещает Нозика вне мейнстрима политической философии. Почему же тогда громадный академический успех либертарианской книги Нозика «Анархия, государство и утопия» столь резко контрастирует с длительным пренебрежением, выказываемым либертарианской же книге Ротбарда «Этика Свободы»? Ответ таков: метод и стиль.

Прежде всего Ротбард являет собой образец систематического мышления. Он начинает с рассмотрения самой элементарной человеческой ситуации — проблемы этики Робинзона Крузо, а затем, скрупулезно обосновывая и доказывая каждый шаг и аргумент, двигается в сторону все более сложных и запутанных ситуаций и проблем. Кроме того, его стиль характеризуется абсолютной ясностью изложения. В отличие от этого стиль изложения Нозика труднопонимаемый и неясный, а как мыслителя его отличают свойственные современным философам несистематичность, ассоциативность и даже импрессионистичность. Нозик был откровенен относительно своего метода. Он работал, по его собственному признанию, в том стиле, «в каком пишутся многие современные философские работы по эпистемологии или метафизике: предлагаются детально проработанные аргументы, для опровержения утверждений используются вымышленные контрпримеры, приводятся неожиданные тезисы, головоломки, абстрактные структурные условия непротиворечивости, предложения построить другую теорию, объясняющую определенный набор частных случаев, парадоксальные выводы и т.п… Одно из расхожих представлений о том, как нужно писать философские книги, выглядит следующим образом: автор должен тщательно продумать все детали сообщаемой концепции и все связанные с ней проблемы, затем оттачивает, шлифует текст и предъявляет миру завершенное, тщательно отделанное и элегантное целое. я не согласен с этим. Как бы то ни было, я верю, что в нашей живой интеллектуальной жизни есть место и потребность в менее завершенных работах, содержащих наряду с главной линией аргументации также недоговоренности, догадки, открытые вопросы и проблемы, намеки, побочные соображения. Есть место для иных слов о предмете, кроме последних»[16].

Таким образом, Нозик и Ротбард методологически полярно противоположны. Но тогда почему несистематизированные этические «исследования» Нозика имеют гораздо бóльший резонанс в академических кругах, чем систематический этический трактат Ротбарда, особенно с учетом того, что сделанные ими выводы, как выяснилось, во многом совпадают? Нозик был близок к ответу на этот вопрос, когда выражал надежду на то, что его метод «пробудит интеллектуальный интерес и душевное волнение»[17]. Но это в лучшем случае лишь половина ответа, поскольку «Этика Свободы» Ротбарда тоже чрезвычайно интересная и захватывающая книга, полной примеров, кейсов и сценариев во всем спектре — от повседневного опыта до экстремальных ситуаций выживания (ситауций «спасательной шлюпки»), приправленная множеством нестандартных выводов, но прежде всего тем, что в ней предлагаются решения, а не просто спекуляции по поводу различных проблем и загадок.

Метод Нозика лучше подходит для пробуждения весьма специфического интереса и волнения. «Этика Свободы» Ротбарда содержит по существу один последовательно и систематически выведенный и проработанный аргумент и потому требует от читателя продолжительной концентрации и внимания. Однако книга Ротбарда способна настолько взволновать своего читателя, что тот не успокоится, пока не дочитает ее до конца. Интерес же, пробуждаемый книгой «Анархия, государство и утопия», совсем другого свойства. Книга представляет собой набор из десятков разнородных или несвязанных друг с другом аргументов, догадок, загадок, контрпримеров, экспериментов, парадоксов, неожиданных поворотов, интеллектуальных вспышек и прочей философской кутерьмы, и потому она не требует от читателя продолжительной концентрации и внимания. Но в то же время, вероятно, лишь немногие читатели ощутят потребность прочесть книгу Нозика целиком — с начала до конца. Наоборот, для книги Нозика характерно, что она читается периодически и несистематически — по частям. Интерес, возбуждаемый Нозиком, интенсивный, короткий и мимолетный; а успех «Анархии, государства и утопии» объясняется тем, что во все времена, особенно при демократическом устройстве, всегда превалируют интеллектуалы с высокими временными предпочтениями, ищущие острых ощущений, а не терпеливые и дисциплинированные мыслители[18].

Несмотря на неполиткорректность выводов Нозика, его либертарианство было с уважением воспринято академическими кругами и вызвало бесчисленные отклики и комментарии, поскольку оно было методологически необязывающим; т.е. Нозик не претендовал на то, что его либертарианские умозаключения что-то доказывают. И даже если кто-то считает, что этика является и должна быть в высшей степени практическим интеллектуальным предметом, сам Нозик не претендует на то, что его этические «исследования» имеют какое-то практическое значение. Они и замышлялись как не более чем завораживающая, увлекательная или наводящая на размышления интеллектуальная игра. А в таком виде либертарианство не представляет никакой опасности в большинстве своем социал-демократическому интеллектуальному классу. Несистематический метод Нозика — философский плюрализм — позволяет ему оставаться «терпимым» по отношению к интеллектуальному истеблишменту (невзирая на сделанные им выводы, направленные против истеблишмента). Он не настаивает на том, что его либертарианские выводы правильны, а, к примеру, социалистические доводы ложны, и соответственно немедленно требуется предпринять практические действия (т.е. безотлагательно отменить социал-демократическое государств всеобщего благосостояния, включая всю систему финансируемых из налогов государственных образования и науки ). Наоборот, все либертарианство Нозика — это, как это и было заявлено, не более чем «интересные мысли». Он и не помышлял причинить хоть какой-то урон идеям его социалистических оппонентов. Он лишь хотел вбросить интересную идею в нескончаемые демократические интеллектуальные дебаты, а все реальное, материальное и физическое пусть остается неизменным, и каждый может продолжать жить и мыслить как прежде.

После публикации книги «Анархия, государство и утопия», Нозик предпринял дельнейшие шаги, направленные на то, чтобы еще сильнее укрепить репутацию «толерантного» человека. Он никогда не отвечал на бесчисленные комментарии и на критику своей книги, включая критику Ротбарда, который в настоящей книге отведена глава 29. Это подтверждает то, что он относится к своему «необязывающему методу» серьезно, поскольку зачем же, в самом деле, отвечать на чью-то критику, если ты сам в первую очередь не уверен в правильности собственных представлений? Более того, в своей следующей книге «Философские объяснения» («Philosophical Explanations») Нозик устранил последние еще остававшиеся сомнения относительно приписываемой ему не экстремистской терпимости. Он не просто подтвердил свою приверженность необязывающей методологии, он пошел дальше: «Не ищите здесь нокаутирующего аргумента о том, что с нокаутирующими аргументами что-то не так, поскольку нокаутирующий аргумент прекращает всякую аргументацию. Его недостаточно, чтобы склонить вас к какому-то выводу, недостаточно даже для того, чтобы уменьшить общий объем представляемых доводов. Я не вправе не то что предъявлять нокаутирующий аргумент, я даже намека не имею права сделать на то, что он у меня есть»[19].

Далее Нозика занесло так, что он дошел до утверждения о том, что использование нокаутирующих аргументов даже представляет собой насилие и, следовательно, морально оскорбителен: «Терминология философского искусства имеет оттенок принуждения: наилучшими и мощными аргументами являются те, которые нокаутируют, аргументы склоняют вас к какому-то выводу, если вы верите в посылку, то вы должны или просто обязаны верить и в вывод, некоторые аргументы бьют не сильно и т.д. Философская аргументация есть попытка заставить другого поверить во что-то независимо от того, желает тот другой этого или нет. Успешный философский аргумент, сильный аргумент, принуждает другого человека поверить… Почему философы так склонны заставлять других поверить во что-то? Разве можно считать достойным такое отношение к людям? Полагаю, таким способом людей не улучшить… Я придерживаюсь той точки зрения, что философская аргументация, попытка заставить поверить во что-либо, вне зависимости от того, желает другой в это верить или нет, не является достойным способом обращения с людьми; она также не соответствует тому изначальному побуждению, с которым приступают к изучению философии или, начиная работать в этой области. Таким изначальным побуждением является желание разгадать загадку, любопытство, желание понять, а не добиться единообразия убеждений. Большинство людей не желают становиться «мыслеполицейскими». Цель философского объяснения вместо философского доказательства — не только морально более приемлема, она лучше согласуется с мотивацией людей, занимающихся философией. Это изменило бы то, как люди подходят к философии; на макроуровне… мы ушли бы от создания философской башни; а на микроуровне менялись бы понятия о том, какие философские «ходы» — на разных этапах — легитимные, а какие нет»[20].

Дав такое неожиданное определение систематическому аксиоматико-дедуктивному стилю рассуждения, назвав его «принуждением», Нозик тем самым вырвал последний зуб у своего либертарианства. Если даже попытка доказательства (или демонстрации) этической недопустимости и несправедливости демократического социализма признаются «плохим» поведением, тогда либертарианство по существу оказывается обезоруженым, а существующий порядок и его академические телохранители становятся интеллектуально непобедимыми. Как смеет кто-то быть не таким милым к другим, как Нозик? Неудивительно, что антилибертариански настроенный интеллектуальный истеблишмент в ответ столь же нежно и бережно отнесся к такому либертарианству, возведя Нозика в ранг главного философа либертарианства[21].

Совсем иного свойства интерес, вызываемый либертарианством Ротбарда и «Этикой свободы», и оказываемое ими влияние: медленно, но неуклонно возрастающее, устойчивое, они проникают и воздействуют на академическую среду извне (вместо того чтобы быть подхваченой этой средой и транслироваться «вниз» — с вершин башни из слоновой кости в направлении неакадемической публики).

Ротбард, как быстро убедится каждый читатель нижеследующего трактата, был прототипом «принуждающего философа» (согласно тому странному определению принуждения, которое дал Нозик). Он требовал и представлял доказательства и точные и полные ответы, а не предварительные объяснения, догадки или открытые вопросы. Относительно «Анархии, государства и утопии» Нозик писал, что «некоторые возможно думают, что истины, касающиеся этики и политической философии, слишком серьезны и важны, чтобы добывать их столь «дешевыми» средствами[22]. Именно так считал Ротбард. Поскольку, пока человек жив, он не может не действовать, он должен использовать редкие блага и потому постоянно вынужден осуществлять выбор между правильным и неправильным поведением. Основной вопрос этики — что здесь и сейчас правомерно мне можно делать и чего нельзя — является поэтому самой важной, неустранимой и насущной интеллектуальной проблемой, стоящей перед человеком. Где и когда бы ни действовал человек, он всегда должен быть в состоянии определить и отличить мгновенно и недвусмысленно правильное от неправильного. Таким образом, чтобы отработать свой хлеб, этика должна быть — праксеологически — «принуждающей», поскольку только доказательства и нокаутирующие аргументы могут дать ответы со всей требуемой определенностью. Человек не может временно приостановить свою деятельность, следовательно, умозрительные гипотезы и открытые вопросы просто не соответствуют уровню задачи человеческой этики.

«Принудительный» философский стиль Ротбарда — его настойчивость в том, что этика должна быть аксиоматико-дедуктивной системой, этикой more geometrico[Букв.: доказанной геометрическим способом (лат.). Ср. название трактата Б. Спинозы: «Этика, доказанная в геометрическом порядке».], — конечно же, не был чем-то новым или необычным. Как уже отмечалось, такой взгляд Ротбарда на природу этики полностью соответствовал традиции рациональной философии. Его взгляды отражали основные идеи христианского рационализма и Просвещения. И при этом Ротбард не претендовал на то, что его этика свободна от ошибок. В соответствии с традициями рациональной философии он просто настаивал на том, что аксиоматико-дедуктивные аргументы можно критиковать и, быть может, опровергнуть лишь аргументами, которые имеют такой же логический статус (подобно требованию того, что — не настаивая на непогрешимости логиков и математиков — логические или математические доказательства могут опровергаться лишь с помощью других логических или математических аргументов).

Однако в эпоху демократического социализма такие старомодные требования — при попытке совмещения их с этикой, разумеется, а особенно, если эта этика оказывается либертарианской, — академической публикой обычно отклоняются и отвергаются с порога. В отличие от «модернового» Нозика, Ротбард был убежден в том, что он доказал, что либертарианство — анархия, основанная на частной собственности, — нравственно обоснованно и правильно, а все этатисты и социалисты попросту ошибаются. Соответственно он выступал за немедленные и постоянные действия. «Либертарианство, — писал Ротбард, — «есть философия, нуждающаяся в политике… Либертарианец должен страстно добиваться правосудия, эта страсть возникает из его рационального понимания того, чего требует естественное правосудие, и направляется им. Правосудие не есть функция обычной утилитарности, оно должно быть побуждающей силой, если мы хотим свободы;… (а) это означает, что либертарианец должен быть «аболиционистом», то есть он должен желать достижения цели обретения свободы и как можно скорее… (Он) должен быть аболиционистом, который мгновенно отражает, если может, любые поползновения на свободу» (с. 258—259).

Неудивительно, что класс интеллектуалов, субсидируемый налогами, и особенно академический истеблишмент, видели в Ротбарде лишь экстремиста, которого лучше всего игнорировать и исключить из академической дискуссии[23].

Вначале «недоброе» и «нетерпимое» либертариантсво Ротбарда получило признание среди неакадемической публики: среди людей свободных профессий, бизнесменов и других образованных людей самых разных занятий. Если «благородное» либертарианство Нозика никогда не распространялось дальше академических кругов, то Ротбард и его «экстремистское» либертарианство стали источником и ядром идеологического движения. Ротбард стал творцом современного американского либертарианства — радикального отпрыска классического либерализма, — которое за последние почти три десятилетия выросло из горстки единомышленников в настоящее политическое и интеллектуальное движение. Естественно, в ходе своего развития и трансформаций Ротбард и его либертарианство не оставались неизменными и неоспоримыми, в карьере Ротбарда также были взлеты и падения, связанные со сближением с теми или иными организациями и отдалением от них. И все-таки, вплоть до самой смерти, он оставался без сомнения самой уважаемой и авторитетной личностью среди всех участников либертарианского движения, а его рационалистическое, аксиоматико-дедуктивное, праксиологическое или «австрийское» либертарианство по сей день является точкой отсчета, относительно которой определяется и позиционируется все и всё в либертарианстве.

То, что оказалось неприемлемым для академической среды — старомодный аксиоматико-дедуктивный метод рассуждений и системостроительство Ротбарда — по-прежнему находило отклик у многих людей. Тогда как современные академические ученые, свободные от необходимости практического обоснования своей деятельности, имеют возможность участвовать в несистематических и открытых «диалогах», людям, занятыми практическими делами, особенно успешным людям, необходимо действовать и мыслить систематически и методически, и такие люди — планирующие и думающие о будущем, имея низкие временные предпочтения, — вряд ли будут удовлетворены чем-то, кроме методичных и систематизированных ответов на возникающие у них практические вопросы, касающиеся морали.

И как раз у этих успешных и независимо мыслящих людей откровенный политический радикализм Ротбарда не вызвал никакого отторжения. Исконная американская традиция радикального либертарианства, пусть и в ослабленном виде, еще живет среди образованных людей. По сути дела, американская революция черпала вдохновение в радикальных либертарианских идеях Локка. Декларация независимости и, в частности, ее автор Томас Джефферсон, также отражали и выражали тот же рационалистический дух Просвещения и даже еще более раннюю традицию естественного права, характеризующую также и Ротбарда и его политическую философию: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью. Что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых. Что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. Благоразумие, конечно, требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не сменялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как опыт прошлого показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности». (из предисловия Г.-Г. Хоппе к книге М. Ротбарда «Этика Свободы»)
Записан
совпадение? не думаю
Гость


Email
« Ответ #821 : 28 июня 2016, 14:12:04 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Кстати на АЭШ как и на УчДХ повлияла феноменология Гуссерля )
Записан
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #822 : 28 июня 2016, 14:19:28 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

violet drum, до Рудашевского или моих друзей тебе слишком далеко чтобы даже сравнивать с людьми моего круга, в общем я всегда не прочь подискутировать, но здесь это стало уже совсем скучно пинать умственных инвалидов, я думал хоть Пипа будет как-то отстаивать кейнсианство и повеселимся.

Это была прощальная речь? ;D
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
ага
Гость


Email
« Ответ #823 : 28 июня 2016, 14:21:32 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Это была прощальная речь?

Да, иди нахуй
Записан
violet drum
Старожил
****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17078


Абстрактные концепции на конкретной шкуре...)


« Ответ #824 : 28 июня 2016, 14:26:43 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Это была прощальная речь?

Да, иди нахуй

Рудашевский тебя оставит без вибратора за такие слова ;D
Записан

Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
Страниц: 1 ... 53 54 [55] 56 57 ... 149
  Ответ  |  Печать  
 
Перейти в:        Главная

+ Быстрый ответ
Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC