Таино
|
живые существа...
"...Живые существа — это люди и боги-небожители, обитатели адских вместилищ (нараки, санскр. naraka), голодные духи (преты, санскр.preta) и животные. Человек среди живых существ занимает уникальное положение, ибо только факт человеческого рождения открывает перед живым существом перспективу религиозного преобразования сознания в соответствии с высшей целью буддийской религиозной жизни.
Человеческий индивид, как и другие живые существа, определяется понятие «пяти групп». «Я» выступает лишь метафорическим обозначением этого понятия, ибо нет никакой субстанции, которая соответствовала бы «Я».
Иллюзия субстанциального «Я» возникает у индивида только в связи с ложной идеей души. Тот, кто верит в существование души, внерефлексивно, безотчетно отождествляет поток собственного сознания и сопровождающие его дхармы с аффектам (клеша, санскр. Mesa), манифестирующими жажду переживания чувственного опыта.
Синонимически «живые существа» — это и «форма рождения» («благие» — люди и боги; «неблагие» — нараки, преты и животные), и «формы существования». «Формы существования» как термин кодирует концепцию перехода сознания от одной (например, человеческой) к другой какой либо из пяти возможных. Сознание и сопровождающие его группы нематериальных дхарм — непрерывная во времени последовательность, т. е. такая последовательность, развертывание которой не прекращается и после разрушения тела (после гибели материальной составляющей этой последовательности — групп материи).
Закономерности обретения новой формы существования и взаимосвязанность трех смежных рождений (прошлого, настоящего и будущего, т. е. нового) выражаются двенадцатичленной формулой закона взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада, санскр. pratityasamutpdda). Данная формула была разработана буддийскими теоретиками для разъяснения «движения» непрерывной последовательности дхарм от прошлой формы существования к будущей, для того, чтобы эксплицитно указать на «бездушный» характер этого процесса и решающую роль аффектов в нем.
Категория «живы существа», охватывающая пять форм существования сознания, т. е. две благие (люди и боги-небожители) и три неблагие (обитатели ада, голодные духи и животные) формы рождения, позволяет ясно осмыслить типологические отличия духовного универсума буддийской культуры о тех моделей миропонимания, которые сложились под воздействием христианства и ислама.
Ценностная аксиоматика буддийской доктрины зафиксирована в совокупности идеологем, характеризующих природу реальности, цель религиозной жизни и способ достижения этой цели. Природа реальности — это и есть природа пяти форм существования, которая на религиозно-доктринальном уровне выражается идеологемами «не-душа» (анатма, санскр. anatma), «не-вечное» (анитья, санскр. anitya), «страдание» (духкха, санскр. duhkha). Будучи «бездушным» (т. е. лишенным субстанциальной субъективности) потоком причинно-обусловленных психо физических элементарных состояний, живое существо ни в каком отношении не вечно.
Так, дхармы — будь то материальные дхармы, дхармы сознания или какие-либо другие — моментальны. Жизнь любого из пяти типов живых существ, сколь бы продолжительной по сравнению с человеческими сроками она не была в адских или горних сферах, неизменно заканчивается смертью. Соответственно, никакими усилиями не может быть достигнуто и вечное счастье.
Тотальная причинно-следственная обусловленность развертывания потока дхарм во времени ведет сознание и сопровождающие его нематериальные группы от одного рождения к другому. И сознание, не устремленное к религиозному самопреобразованию, обречено блуждать в этом безначальном круговороте (сансаре, санскр. samsara). Смерть — не боле чем разрушение тела, она отнюдь не прерывает блуждание сознания, а поэтому в буддийской культуре смерть и не рассматривается как нечто в определенном смысле окончательное...
...Все семантические аспекты категории «живые существа» опосредованы идеологемой «страдание», ибо тот, кто родился, неизбежно умрет, а замутненное неведение сознания продолжит свое «путешествие» к новой форме существования. В этом отношении благие и неблагие рождения сопоставимы, хотя саморождающиеся обитатели адских вместилищ претерпевают несносные мучения, а жизнь в божественных горних сфера сопряжена с наслаждением и покоем.
Идеологему «страдание» наряду с «не-душой» и «не-вечным» следует рассматривать в качестве конкретного выражения исходного для всех трех мировых религий принципа антропологического пессимизма. Содержательная сторона этого принципа различна в христианстве, исламе и буддизме, но его сущность везде одна и та же: человек помимо религиозного просвещения и преобразования своей природы в соответствии с предписанным идеалом святости есть «сырой материал», лишь потенциально обладающий ценностью и достоинством. Только религиозная жизнь придает человеческому существованию высшую значимость и осмысленность. В христианстве и исламе обретение благого посмертия выступает целью религиозной жизни: земное существование — это предуготовление будущего вечного бытия души за гробом. В буддизме цель религиозной жизни состоит в ином —прервать блуждание сознания в сансаре, где страдание развертывает свою тотальную диктатуру..."
комментарии Е.П. Островской и В.И. Рудого к Абхидхармакоше(Лока - нирдеша, Карма - нирдеша) |