Украинский экономист Олег Пендзин завил, что Украине необходимо завозить по 400 тысяч трудовых мигрантов в год, чтобы сбалансировать рынок. Он рассказал о грандиозной безработице, которая сейчас накрыла Украину. По его словам, при двух 2 млн безработных в стране наблюдается огромный дефицит людей рабочих специальностей, водителей грузовых автомобилей, инженерно-технических работников. Вместе с тем – большой избыток юристов, экономистов, журналистов.
С чем связан такой дефицит? Конечно, с потерями мужчин на фронте за годы войны. Но, отток рабочей силы, как и перекос в сторону экономистов и юристов начался задолго до войны. После перестройки многие предприятия прекратили свою работу и образовался избыток невостребованных инженеров и рабочих и других рабочих специальностей. Вследствие этого дети стали выбирать специальности экономистов, юристов, менеджеров и прочих. Сформировался дефицит рабочих рук в прикладных профессиях.
Дальше он еще усугубился вследствие войны, а также отъезда за границу всех тех, кто смог сбежать. Причем многие уехали, когда для украинцев открылся открылся рынок труда Европы: в ЕС были тоже востребованы не белые воротнички, а рабочие и строители. Зарплаты предлагались высокие — европейские. Сварщики, токари, сантехники и электрики в Европе получали очень много. Ну, а среди тех, кто по каким-то причинам остался в стране большинство были мобилизованы — рабочие, водители не смогли откупиться, поэтому их и загребли на фронт первыми, и в этих отраслях дефицит самый значимый. Во многих селах не осталось ни одного мужчины. Всех забрали на фронт. За руль тракторов и комбайнов от безысходности садятся женщины.
И тем не менее, несмотря на потери и эмиграцию, сложилась парадоксальная ситуация. Внутри страны остается огромное количество мужчин работоспособного возраста, которые не работают, потому что боятся быть мобилизованными. Более того, цифры украинский экономист назвал явно приукрашенные. По данным (
https://t.me/uifuture/1495) «Украинского института будущего» на май 2023 года постоянное население Украины составляло 29 млн человек. Работали из них только 9,1-9,5 млн украинцев. По методологии Международной организации труда (МОТ) в 2023 году уровень безработицы населения в возрасте 15–70 лет составил 19,0%, то есть порядка 5,5 млн человек, а не 2 млн, как назвал эксперт. Понятно, что официально зарегистрированных безработных было более чем в 10 раз меньше, — они не хотят регистрироваться — в этом случае им ТЦК сразу работу на фронте найдет. Регистрируются только те, у кого есть бронь по здоровью.
Спасти ситуацию могли бы мигранты, потому что их не мобилизуют. И такой выход из кадрового кризиса на Украине предлагали, и вчерашнее мнение о необходимости завоза на Украину 400 тыс мигрантов в год — это не первый подход к снаряду. В начале этого года шли разговоры о привлечении на Украину трудовых мигрантов. Тогда производитель мебели с Западной Украины, из Закарпатья решил пригласить сотрудников из Бангладеш, потому что местные жители не приходят на работу из-за угрозы мобилизации. Казалось бы, — дешево и сердито. Для мигрантов компания даже выкупила для проживания иностранцев гостиницу за городом. Однако из-за негативного общественного резонанса работники из Бангладеш так до Украины не доехали — МИД Украины отказал (
https://tsn.ua/ru/exclusive/25-tysyach-griven-zarplaty-i-prozhivanie-v-otele-pochemu-rabotniki-iz-bangladesha-ne-doehali-do-ukrainy-2765577.html) им в визах. Названная причина — «обеспечение национальной безопасности в условиях функционирования правового режима военного положения на Украине».
Выходит, что бизнес на Украине в условиях войны, с одной стороны, остро нуждается в рабочих руках, с другой стороны армия мужчин прячется по домам, чтобы их насильно не мобилизовали. Ситуация складывается катастрофическая для многих отраслей промышленности, но особенно для водителей, которые все время на виду и особенно подверженны риску «отлова» ТЦК. Глава Всеукраинского объединения пассажирских перевозок Игорь Житинский заявил, что «ситуация складывается таким образом, что после 1 апреля в некоторых городах вообще некому будет выезжать на маршруты».
Олег Царёв.