В Нью-Йорк Таймс вышел монументальный материал (
https://www.nytimes.com/interactive/2025/03/29/world/europe/us-ukraine-military-war-wiesbaden.html) про роль байденовских США в войне на Украине.
Собственно, никаких откровений там нет. Снова оказалось, что путинская пропаганда говорила правду: и про то, что Штаты фактически воюют с Россией украинскими руками, и про то, что Пентагон планировал все крупные операции ВСУ: от наступления под Харьковом в 2022 году до атак на Крымский мост, и про то, что вся без исключения поставленная на Украину западная ствольная и реактивная артиллерия снабжается целеуказанием из США (на птичьем языке вашингтонской бюрократии это называется точками интереса), и про то, что Зеленский регулярно вмешивается в управление войсками и все портит.
Но материал все равно полезный: он наглядно показывает ход мыслей как американских политиков, так и пентагоновских генералов, которые рассматривали Украину как матч-реванш за Вьетнам и Сирию и которые не понимали, что Украина значит для России. Собственно, именно этим для Штатов конфликт и является: классической прокси-войной, вполне в духе Холодной войны, причем Россию особо всерьез никто не воспринимал.
И это ключевое. Многие (в том числе, и мы) рассуждают о перспективе ядерной эскалации в связи с Украиной, о неком переиздании Карибского кризиса. А выходит, что ядерный кризис мы уже пережили осенью 2022 года — и никто этого не заметил.
В материале Нью-Йорк Таймс упоминается перехват разговора Суровикина, в котором он грозится использовать тактическое ядерное оружие в случае, если ВСУ форсируют Днепр. Звучит слишком водевильно (если такой разговор действительно был, мы скорее поверим в намеренную дезу), но факт подтверждается немалым числом источников: у Байдена крайне серьезно восприняли ядерный вариант, поверили в него, убедились, что вместо военного разгрома России они получат ядерную войну.
Если это так, то, подобно кризису на Кубе в 1962 году, это событие на десятилетия способно определить отношения между США и Россией: с той стороны попробовали, уперлись в ядерную стену, поняли, что грубой силой сделать ничего не выйдет.
И отступили. Из статьи в NYT отлично читается, как после осени 22 года война для США стала войной без цели, войной без надежды на победу. Последним выдохом стал контрнаступ 2023 года, к которому готовились скорее по инерции. То, что наступление обречено на провал, если верить тексту, американцы понимали еще до его начала, но сами сделать ничего не могли: боялись.
@vatfor