Пипе от Лье
Мы начнем вот с какого момента. Что происходит при массовом вымирании видов?
На самом деле количество биологических видов живущих на Земле существ огромно. Ученые постоянно открывают новые виды, и по большому счету, человечество лишь недавно развило свои возможности по обнаружению и поимке новых неизвестных существ. Еще во времена моего детства возможности ученых ограничивались экспедициями в джунгли. Собирались натуралисты, и ехали. А сегодня и камеры автоматические, и всякие подводные роботы, и прочая, и прочая, и прочая... То есть мы должны понимать, что сегодня рядом с нами существует огромное видовое разнообразие, и одни виды встречаются повсеместно, другие очень-очень спрятаны от нас, одни виды многочисленны, а другие - малочисленны.
К слову сказать, масса бактерий, по современным оценкам, превосходит всю остальную биомассу на планете - а бактерий мы как раз и не видим...
Далее. Существуют виды универсальные, и виды специализированные. Универсальность позволяет перебиваться с хлеба на воду, как говорится. А вот специализация повышает эффективность. Чем выше специализация - тем больше профита при меньших затратах, тем ниже конкуренция. Потому вершина пищевой пирамиды, как нам представляется - всегда альфа-хищник. И он должен быть предельно специализирован, иначе найдется другой более специализированный вид, который его зашамает...
При переменах в условиях жизни специализированные виды погибают первыми. Они не умеют перебиваться с хлеба на воду. А универсальные виды - могут и умеют. Просто потому, что под давлением альфа-хищников они вынуждены ВЫЖИВАТЬ. И если что-то меняется в условиях жизни - то они как выживали, так и продолжают выживать, в то время как специализированные виды, и в первую очередь альфа-хищники, не привыкшие к выживанию - вымирают.
После того, как ниша альфа-хищника освобождается, начинается конкуренция между выжившими. Причем эта конкуренция происходит в направлении все большей специализации к новым условиям. Кто лучше специализируется - тот получает преимущество. Новые виды, стремящие к альфа-хищничеству, теряют свою универсальность и способность выживать одновременно с успехами на дереве эволюции. И в конце концов из сонма старых универсальных выживальщиков появляется новый суперспециализированный альфа-хищник, чтобы умереть первым при следующей глобальной катастрофе.
Однако из омега-видов, из выживальщиков - при новом вымирании вымрут далеко не все, просто в силу своей универсальности.
Приведу два примера. Тихоходки. Помните, сразу после Садов Эдиакара (как вчера было!) был такой Кембрийский взрыв, положивший начало ракообразным и насекомым, и приведший к выходу жизни на сушу? Так вот. Предки тихоходок обнаружены в отложениях среднего Кембрия. И когда я говорю ОБНАРУЖЕНЫ - значит, их там нашли. Это не гипотеза, не версия, не фантазия - их там НАШЛИ. Предположительно, тихоходки могли бы быть родственниками галлюцигений, с той только разницей, что галлюцигении вымерли, а тихоходки - нет.
Еще раз.
Жизнь еще не вышла на сушу, а тихоходки уже вовсю выживали, и выживают до настоящего времени, и по своей живучести являются чемпионами среди всех сложных организмов.
Второй пример - цианобактерии. Когда-то бактериальные маты были единственными оставившими палеонтологические следы организмами на Земле. И это были именно цианобактерии. И что мы видим? Мы видим, что они живы и сегодня. Цветет вода - это в ней много цианобактерий, размножились они. А откуда они там взялись? Вот то-то...
Вот теперь мы с вами готовы перейти к вопросу, а СКОЛЬКО ВООБЩЕ БЫЛО ВЫМИРАНИЙ В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ.
Я утверждаю, что количество таких вымираний - не единицы, а ТЫСЯЧИ.
Причем я говорю именно о глобальных, массовых вымираниях в масштабе планеты.
Окунемся в первичный бульон...
Как я писал вот здесь, в лабораторных исследования было обнаружено образование цепочек РНК из раствора рибонуклеиновых кислот. Однако лабораторные условия - это не реальные условия. Поясню. Горные минералы вулканического происхождения представляют из себя поликристаллические структуры, состоящие из множества вкрраплений разных веществ. На границе этих вкраплений образуются электрохимические пары. И если даже в идеальных лабораторных условиях РНК формируют цепочки сами по себе, то в реальных условиях, на электрохимических парах, данный процесс должен быть значительно быстрее, поскольку сами горные породы выступают катализаторами электрохимических реакций.
В период "первичного бульона" вся планета представляла себе лабораторию, в которой происходили мириады экспериментов по синтезу РНК одновременно.
Получающиеся цепочки "жили". То есть, синтезировавшись на минеральных катализаторах, они какое-то время существовали, а затем подвергались гидролизу. Это еще не жизнь - не было самовоспроизведения. Однако это было непрерывное производство активных молекул. И вот со временем, появились молекулы (цепочки РНК), которые обладали активностью РИБОЗИМОВ. И это был качественный виток, поскольку теперь цепочки РНК могли синтезироваться не только на отдельных участках отдельных горных пород, но и в самой толще первичного бульона. С этого момента процесс пошел быстрее...
При этом сами рибозимы, являющиеся саомовоспроизводящимися структурами, уже являются жизнью.
Однако, чтобы появились рибозимы, необходимо, чтобы в течении длительного времени, в условиях катализа, в мириадах повторений природа перебирала возможные комбинации РНК-цепочек, формируемых из первичного бульона.
Поскольку первичные, каталитические РНК-цепочки, не являлись саморазмножающимися, и не являются жизнью, их было МНОГО и они были РАЗНЫЕ. Более того - в реакциях катализа не только формировались цепочки, но и к одним цепочкам цеплялись другие, то есть - мы имеем дело с "межвидовым скрещиванием". И вот в процессе этого буйства химика-маньяка, коим является природа, появились рибозимы...
Так что гипотеза об "одном-единственном предке" теряет всякий смысл - предков были мириады, пока не появились первые самовоспроизводящиеся структуры.
Однако поскольку первые рибозимы появились на каталитических структурах, говорить о том, что вот появилась одна молекула, и пиздец - в корне неверно. Ибо при здравом рассуждении мы приходим к следующему выводу...
Дело в том, что подвергающиеся гидролизу первые рибозимы дают нам фрагменты рибозима. И поскольку рибозимы куда эффективнее синтезируют себя самое - концентрация этих фрагментов в области где есть рибозимы, должна быть крайне высокой, в то время, как концентрация нуклеотидов должна понижаться. И мы понимаем, что это место должно находиться вблизи каталитического "реактора", который сшивает без разбору обрывки цепочек в новые "организмы"...
Иными словами, после своего появления рибозимы создали ситуацию, в которой каталитические точки многократно увеличили продукцию жизнеспособных "организмов", и эти организмы уже не были в прямом смысле потомками рибозимов, так как помимо фрагментов этих самых рибозимов, включали в себя и случайные наборы нуклеотидов, подобранных каталитической точкой из первичного бульона.
Пока первые рибозимы пытались размножаться, природа постоянно продолжала свои попытки создать Франкенштейна...
На самом деле, если мы будем говорить о биологической устойчивости рибозимов в лабораторных условиях, то она конечно присутствует. Однако в реальных условиях, когда природа продолжает подбрасывать Франкенштейнов, некоторые из которых тоже рибозимы, у нас неминуемо возникает множественность "видов", и значит - возникает межвидовая борьба.
И скорее всего, в ней победил не первый синтезированный рибозим, а хер его знает какой по порядку Франкенштейн.
Помимо нуклеотидов (которые вполне возможно также продуцировались каталитическим методом), попутно синтезировались аминокислоты, жиры (липиды) и так далее. И в конечном счете, рано или поздно, мы должны были бы столкнуться с интеграцией белков и липидов с РНК. Пока еще - несамовоспроизводящейся. Однако, если какой-то из Франкенштейнов помимо рибозимной активности, также обладал и рибосомной, то есть мог бы синтезировать белок - вот тут и понеслась бы новая эпоха в революции. Потому что объединение РНК и белка в единое целое более устойчиво, чем их существование по отдельности.
ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИРУСЫ ИМЕЮТ КАПСИД - белковую структуру, предохраняющую ДНК или РНК вируса от гидролиза.
Когда я говорю, что мы с вами потомки вирусов, это не шутка. Просто сегодня нет первичного бульона, в том количестве и качестве, какое существовало тогда. И все химически активные камни на морском дне давным-давно изъедены бактериями, и покрыты толстым слоем ила. Это не позволяет существовать автономной РНК (хотя кто знает? никто ведь и не искал!) в реальном современном море. Однако современное море - это не первичный бульон, прежде всего по количеству нуклеотидов, аминокислот, липидов.
А вот цитоплазма клетки - она эквивалентна тому самому первичному бульону.
Когда ученые провели анализ состава крови, то увидели, что соленость у крови примерно у всех одинакова, и приблизительно соответствует солености древнего океана. Более того, даже у пресноводных рыб, которые живут в пруду, и знать не знают о море уже многие столетия - у них тоже кровь СОЛЕНАЯ. Состав же цитоплазмы всех живых клеток вообще приблизительно одинаков.
Распространяясь по планете, попадая в регионы с другими условиями, жизнь внутри себя, чтобы продолжать существовать, сохраняла состав первичного бульона, чтобы иметь возможность жить своей внутренней жизнью - то есть, производить синтез генома и белков, протеазить старые отработанные белки и РНК, и так далее...
Современные вирусы, попадая в живую клетку, таким образом, оказываются в первичном бульоне, и ведут себя в точности так же, как и их предки многие миллионы, с акорее всего - существенно более миллиарда - лет назад. То есть - самовоспроизводятся, используя ресурсы среды.
Просто сегодня так себя ведут только вирусы - а тогда так себя вела ВСЯ ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ.
Обилие РАЗНЫХ "организмов" и борьба за существование между ними привели к появлению генетически-капсидных существ. И следующей остановкой стали липиды. Которые сделали жизнь генетически-капсидных существ еще более длительной и комфортной. И вот тут вот пиздец подкрался, как говорят, незаметно...
Заметим, что мы с вами уже прошли через хрен его знает сколько вымираний. Сперва вымерли первые прото-цепочки РНК, продуцируемые катализом. Затем оказались эволюционно несостоятельны "расово чистые" каталитические рибозимы, поскольку их обошли Франкенштейны. Затем Франкенштейнов забороли Франкенштейны в капсиде. А затем последних забороли Франкенштейны в капсиде и липидной оболочке...
Причем это мы вот так вот только в общем, по крупным событиям - а мелким вообще несть числа, ибо извержения вулканов, обнажения новых горных пород, меториты и молнии, жесткое излучение, включение в оборот живого всяких фосфатов и нитратов - то есть, внутри каждой группы у нас возможны еще подгруппы.
И вот, про пиздец.
Время жизни каждого нового организма оказалось настолько значительным, что продуцирование нуклеотидов и аминокислот на каталитических точках стало отставать от потребления.
На всей планете настал глобальный голод.
И вот здесь вот возникла ситуация, когда надо было как-то что-то с этим всем делать. И тогда липидная оболочка была увеличена, чтобы в ней внутри была цитоплазма - копия среды первичного бульона. Она укрепилась белками. Появились одноклеточные, но еще безъядерные, организмы. Прокариоты. Бактерии. Археи.
А некоторые наши предки начали паразитировать на таких новичках, и эволюционировали в бактериофаги.
А некоторые приобрели способность вирусов заражать архей.
Разница между бактериофагами и вирусами заключалась в методе проникновения в клетку.
При этом мы должны помнить о том, что первоначальная фишка Франкенштейнов - а все, о ком мы говорим - потомки именно Франкенштейнов - это усвоение чужого генетического материала и его интеграция - продолжилась. Бактериофаги и сегодня известны как горизонтальные переносчики генетического материала, а многие вирусы интегрируются в геном хозяина. К примеру, всем известный герпес, раз попав в ваш организм, поселяется в клетках. Провирусы - это вообще поэма...
Короче, говорить о генетической чистоте в мире Франкенштейнов - антинаучное скудоумие...
И все это, все это, все это - все это связано с вымираниями, вымираниями, вымираниями...
Первичные одноклеточные, представлявшие из себя нечто вроде продвинутых плазмид (кто сказал малярия?) почти вымерли, как только началась интеграция в клетку целых органелл (митохондрии и хромопласты), а ведь когда-то их было абсолютное большинство...
К чему я это говорю?
Я это говорю вот к чему:
1. Представление об эволюции как о спокойном вальяжном развитии из единого предка неверно - мы дети Франкенштейнов.
2. Все мы дети вирусов, точнее вся современная жизнь наследует технологии, которые в неизменном виде сохранились в мире вирусов, ибо именно вирусы имеют дело с первичным бульоном либо его аналогом. Когда первичный бульон был везде - мы все были такими.
3. Весь прогресс жизни на Земле происходит через вымирание. Только благодаря вымиранию наиболее специализированных видов более универсальные получают возможность развиваться.
Если бы первичный бульон непрерывно пополнялся, то мы так и остались бы цепочками РНК...
https://filens.info/forum/index.php?topic=451.msg455778#msg455778