Название: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 14:55:29 Как связь с открытой темой ПостНагуализма--Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера (http://vocabulary.ru/slovari/psihologija-razvitija-slovar-psihologicheskii-leksikon-v-6-t-.html), приводится словарь Психологии---Учебник для вузов (http://bibliotekar.ru/psihologia-2-1/index.htm) (Источник), в котором приведены любые психологические явления и их Интерпретация, и столь широко представленная научная база Психологии, сопровождена кратким словарём, адаптировать который взялся наш пользователь ПН---Пелюлькин, согласно пункта упомянутого Психология---Учебника для вузов (http://bibliotekar.ru/psihologia-2-1/index.htm). Итак СЛОВАРЬ---- Словарь (http://bibliotekar.ru/psihologia-2-1/150.htm) (ССЫЛКА на ГЛОССАРИЙ источника Психология---Учебника для вузов (http://bibliotekar.ru/psihologia-2-1/index.htm)): Уважаемые Форумчане ПостНагуализма, я просто очень желаю по-взаимодействовать, что бы не быть на ПН чужим и совершить достойный вклад в совершенствующуюся новую Версию ПостНагуализма, и этим я хочу простимулировать ваши притязания (проявляющиеся в эмоциональных беседах, но являющихся разрозненным топтанием на месте) на модификацию так разно трактуемого вами всеми Нагваля---в упорядоченный ПостНагуализм, но на красиво-интеллектуальной основе, и это будет как ваше Общее детище. Предлагаю вам поучавствовать в выборе из терминов Психологии развития. Словаря / Под. ред. А.Л. Венгера (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88500.0) и Словаря Учебника Психологии для ВУЗов (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88501.0), тех Терминов, которые смогут передавать интересующимся спецификой ПН, сущность действующей Доктрины ПН, чтобы беседа не сводилась к примитиву выяснения чьё погружение в ПостНагуализм сильнее или лучше, а чтобы беседа сводилась к выявлению интеллектуальной адаптации к Доктрине ПН,и тем самым обнаруживался конструктивно совершенствующий момент, сопряжённой с духом---Магии Интеллекта, как это в самом общем виде научного подхода и методологии, моделируется у вершителей Доктрины Сайентологии. Это даст широкий и в потенциале неограниченный и научно модифицируемый потенциал в смысле проведения на ПН дискуссий. Тем более умнейшая Pipa как раз сможет на ПН легче более организационно теоретически беседовать и помогать осваивать интеллектуальную ЭМПАТИЮ, с которой могут быть проблемы, ибо я слишком быстро и невозможно к оспариванию, продвигаю любые идеи, и интерес к разговору со мной, с позиции спора, почти невозможен, а между вами возможен, и непрямая связь с Pipa, даст и самой Pipa намного легче вступать в полемику именно под вашего направления знамёнами. А мне вот так не впрямую обо всём этом помыслить, что просто вам в предлагаемом мною порядке сделать будет существенно легче, и вот эту проблему, и я хочу её решить именно отчасти вступив с вами на этой колонке, вроде на одну линию ПН. И все термины какие будут вами выбраны и адаптированны Дискуссией к Доктрине ПН---будут мною вписаны и выделенны красным цветом в этот Словарь Психологии для ВУЗов (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88501.0) и в другой Психологии развития - Словаря (ред. А.Л. Венгера) (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88500.0), чтобы таким образом найти терминологическую основу Доктрины ПостНагуализма. Уважаемые Форумчане ПостНагуализма, я так же собираюсь на ПН пригласить очень серьёзного психолога, преподающего психологию в Универе Питера, ВИКТОРИЮ, но она может и не присоединиться, ибо она человек серьёзный, но если задать вполне её раскрывающий здесь потенциал, то интерес будет двойной, т.е. ВИКТОРИЯ ещё сможет кого из научаемых ею в Универе сюда отсылать для полемики, что сильно поднимет СТАТУС ПН, и вот тогда можно будет организовывать ОДИ (http://vocabulary.ru/termin/organizacionno-dejatelnostnaja-igra.html), но ныне это невозможно, ведь ОДИ (http://vocabulary.ru/termin/organizacionno-dejatelnostnaja-igra.html)---это уровень Сайентологии, т.е. самой магии НЛП, которая не просто магия неоргана, а высокоспецифическая интеллектуальная организация, к которой может быть привита любая другая основа магического содействия в т.ч. и философская, ибо Магия Ума здесь может совпадать и с магией Духа, и это более перспективное направление, чем просто магия неоргана, и есть в перспективе именно Пост Нагуализм. Тем более ВИКТОРИЯ может и отказать мне и она столь принципиальна, что вряд-ли не будет соблюдать этот отказ, даже если увидит его необоснованность, вот тут-то мне и нужна ваша солидарность (которая в ВИКТОРИИ также очень развита) и возможность для ВИКТОРИИ общаться на близкие ей темы далеко не только содним со мной, и переоценить это сложно, потому я потрудился и прошу вас к Полемике. А вот какие отношения магия имеет с Психологией, это вот и надлежит установить предметным общением и обобщением его материала на весьма точной научно-психологической основе. Интересно будет всем, а бычьё тупорылое останется вне внимания и начнёт или умнеть или замыкаться в себе, но быки именно распугивают здесь нужный контингент, потому и нужно принять новую идею самоорганизации общения на ПН и тогда будет то, что есть Закон---"Дорогу осилит идущий". Т.е. можно провернуть ТЕМУ, и сильную Тему. И в моём понимании, как сильный психолог, именно ВИКТОРИЯ и Pipa могут вполне оказаться одними из ключевых фигур успеха, что согласно ОДИ (http://vocabulary.ru/termin/organizacionno-dejatelnostnaja-igra.html), может на ключевые позиции подвинуть всякого из вас, но это может быть основано только на фактах достоверно превосходного Общения, причём именно по взятию в разработку ПостНагуализма---современных понятий Психологии. Уважаемые Форумчане ПостНагуализма, прошу при вашем желании дискуссии в обозначенном направлении, по гиперссылке на любое из приведённых понятий в публикуемом на этой колонке словаре,---приведя цитату из данного материала по гиперссылке на Термин Словаря, привести либо свои соображения по Интерпретации этого материала с учением Дон Хуана и Карлоса Кастаньеды (или Ксендзюка), либо поинтересоваться, каким образом вообще этот материал разумеется в личности человека, и тогда при живом интересе, каждый кто учавствует в полемике---сможет выразить те идеи, которые ранее он не мог выразить как некое знание и личный опыт своей Магии Сознания, и именно возможность понять друг друга---даст возможность создать свой ПостНагуализм и вослечь в его знание других, согласно принципов ОДИ (http://vocabulary.ru/termin/organizacionno-dejatelnostnaja-igra.html). И я думаю, все понимают, что примитивщина и тупость в обозначенном направлении имеет только магию Тупизма, в которой всё Фиолетово, и потому нам такие не нужны. Уважаемые Форумчане ПостНагуализма, Прошу ознакомиться с приведённым материалом и WELCOME к живой и умной полемике. Удачи. А абсолютный порог чувствительности – величина стимула, при которой начинает возникать ощущение абулия – полное или частичное отсутствие побуждений к дятельности, падение активности, потеря интереса ко всему агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков адаптация – эффективное взаимодействие организма со средой адаптация к труду – процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности алкоголизм – заболевание, которое развивается в результате длительного злоупотребления спиртными напитками и характеризуется патологическим стремлением к спиртному, психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя амнезия – полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни анимизм – вера в то, что любой объект обладает душой, которая может существовать независимо от этого объекта аномалия – несоответствие задач, поставленных парадигмой , установленным фактам и закономерностям антропогенез – развитие человека как вида апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта артифициализм – объяснение возникновения предметов и явлений искусственным путем архетипы – наследственно передающиеся первичные идеи аттракция – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений Аттрактор (http://terme.ru/termin/attraktor.html) -(8-е определение) потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует. По Князевой: конечная область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы. В качестве аттрактора может выступать или точка (устойчивый фокус), или иное более сложное образование. Существуют странные аттракторы, когда траектории системы совершают произвольные и не поддающиеся регулярному описанию блуждания внутри определенной области. Странный Аттрактор (http://terme.ru/termin/attraktor.html) можно назвать «привлекающим хаосом» (По Пригожину). Аттрактор (http://terme.ru/termin/attraktor.html) – это «вызов». В синергетике говорят о конусе притяжения аттрактора, который как бы затягивает в себя множество возможных траекторий системы, определяемых разными начальными условиями. Воронка стягивает разрозненные исходные линии траекторий в общий, все более узкий пучок. Действие аттрактора заключается в том, что он осуществляет как бы детерминацию будущим предстоящим состоянием системы. Состояние еще не достигнуто, его не существует, но оно каким-то загадочным образом протягивает щупальца из будущего в настоящее; в методологическом смысле взгляд на Аттрактор (http://www.scholarpedia.org/article/Attractor) по аналогии с целью, как если бы это была избранная системой цель, часто оказывается действенным (СМ.: Князева Е., и др. Единая наука о единой природе// Новый мир, 2000, № 3 С. 161-179). Спектр возможных структур-аттракторов эволюции, то есть структур, на которые выходят эволюционные процессы в системе, не являются сплошным. В процессе эволюции система может перейти в то, или в это состояние, но не во что-то среднее между ними. (http://www.scholarpedia.org/w/images/thumb/8/83/Movie4.gif/300px-Movie4.gif) аутизм – утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внутренний мир, отгороженность, замкнутость афазия – полная или частичная потеря речи аффект – быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 15:05:32 Б
благодушие – беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком полного удовлетворения, без стремления к деятельности большая диффузная группа – многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредованно связанных друг с другом бред – расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие действительности В внешнегрупповая дискриминация — тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей» внимание — осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием внутригрупповой фаворитизм — тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой восприятие — процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий Г галлюцинация — расстройство восприятия, при котором человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприятие без объекта гений — человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции [[– Правда ли, что гениальность – это болезнь? – спросили однажды Гиппократа. – Конечно, – ответил тот. – Но, к сожалению, очень редкая и, увы, совершенно незаразная -]] генотип — набор генов индивида герменевтика — традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних) гилозоизм — философское учение, в основе которого лежит представление о жизни как всеобщем свойстве материи гипермнезия — усиленное вспоминание, которое сочетается с ослаблением запоминания текущей информации гипомнезия — нарушение способности запоминать, удерживать, воспроизводить отдельные события и факты или их отдельные части гипотимия — сниженное настроение гносеология — философская теория познания групповая оценка личности (ГОЛ) — способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы групповое давление - процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 15:26:17 Д
девиантное поведение — отклонение от нормы, связанное с совершением поступка или внеинституциональным поведением дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой делинквентное поведение — противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом деменция — приобретенное слабоумие дереализация — расстройство восприятия, при котором окружающие больного предметы, люди, животные воспринимается измененными, что сопровождается чувством их чуждости, неестественности, нереальности детерминация — генетическая связь явлений (как однозначная зависимость от Детерминанты) деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта ТЕКСТ.СТИЛЬ.ДИСКУРС. (ГЛОССАРИЙ (https://studfile.net/preview/9798479/)) Текст — объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц (энциклопедия «Русский язык»); ...последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь); упорядоченное определенным образом множество предложений, объединенных единством коммуникативного задания (вузовские учебные пособия).Любопытны мысли о тексте философов, которые связывают его онтологию с работой сознания (в лингвистической науке — стилистика восприятия, стилистика декодирования): «Текст, складывается в текст актом его членения, то есть актом извлечения смысла. Текст требует присутствия. Это способ переключения из одного Я в другое, способ изменения самого себя» (М. Мамардашвили); «текст — знакомство с собой в континуальном многообразии проявлений» (В. Налимов). Стиль — разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за той или иной сферой, социальной жизни; отбор и комбинация языковых средств (учебные пособия); общепринятая манера исполнения речевых актов (работы по прагматике и прагма-стилистике). И новейшие подходы, расширяющие представление о стиле, выводящие его за пределы традиционного представления: «Стиль — способ думать и говорить о мире в неразрывной креативной связи друг с другом» (Никитина С.Е., Васильева Н.В., Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. — М., 1996), Когнитивный стиль — стиль репрезентирования информации о мире, связанный с типом личности, с индивидуальным опытом текстовой деятельности; комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур (по материалам «Краткого словаря когнитивных терминов» — М., 1996). Эти подходы к стилю свидетельствуют о том, что «внешняя» стилистика уступает место стилистике внутренней — деятельностному, творческому акту рече-творения. Дискурс — последовательность речевых актов, образующих связный текст, погруженный в экстра-лингвистический контекст; процесс, а не завершенный продукт и протекает при наличии как минимум двух участников, интерпретирующих высказывания друг друга и совместными усилиями разрабатывающих структуру дискурса в каждый данный момент (см. названные выше словари). Если текст — результат, то дискурс — процесс. Если функциональный стиль и его норма¬тивные предписания по большей части отчуждены от субъектов речи, то дискурс приближен к социально означенным адресанту и адресату, которые в условиях современной языковой ситуации имеют весьма отличающееся от традиционного представление о норме. «Единство коммуни-кативного задания» в дискурсе проявляет себя как межличностное коммуникативное действие. Мотивированность, уместность в употреблении языка связываются с «условиями удачи», которые могут меняться в разные моменты общения, и ролевое переключение заставляет личность работать в разных стилистических режимах. Операционные единицы анализа дискурса не укладываются в традиционные единицы анализа функционального стиля. Адресантность – под-категория антропоцентричности как репрезентация в дискурсе личности адресанта (автора) через отображение в тексте его идей, позиции, оценок, мировоззрения. Адресатность– под-категория антропоцентричности, исходящая из интерпретирующей функции адресата в дискурсе, воспринимающего в тексте стратегическую программу адресованности. Аксиологичность –актуализация в сознании субъектов речи оценок («хорошо – плохо», «лучше – хуже»). Амбивалентность текста – возможность его множественных интерпретаций. Антропоцентричность – текстово-дискурсивная категория, проявляющаяся в проекции единиц дискурса на человека как субъекта речи и ее понимания. Внутритекстовый хронотоп – текстовая категория, проявляющаяся в динамике и соположенности времени и пространства в тексте. Гипертекст – обозначение текстовых форм, способных представлять нелинейную структуру (полилинейную, разветвленную) в противоположность монолинейной структуре традиционного письменного текста. Дейксис– в прагматике указание на место, время, причину, цель и участников дискурса; эксплуатируется местоименными словами (https://bigenc.ru/linguistics/text/2207080). Диалогичность – интегральная категория дискурса, обусловливающая взаимодействие его компонентов. Дискурс– связный текст в контексте социокультурных, психологических и т. д. факторов; речевое поведение, протекающее в определенной социальной среде (политический, научный, художественный и др. дискурсы). Иллокуция– намерение, цель адресанта в речевом акте. Имплификация– наличие невербальной информации в дискурсе. Интеграция – текстовая категория, способствующая созданию целостности текста. Интенция– намерение, цель адресанта, детерминирующее внутреннюю программу речи и способ ее осуществления в речи. Интеракция (http://ponjatija.ru/node/13686) — двустороннее каузальное влияние и обоюдная зависимость двух переменных в физических и социальных системах, интеракция заключается в последовательности стимулирующих реакций, которые поддерживают или восстанавливают некое стабильное состояние. К ним относятся, например, действия и коммуникативные сигналы (язык, жесты), передающие информацию в отношениях между двумя индивидами (по типу организм-организм, организм-машина, машина-машина). Интерактивная модель – взаимодействие дискурсивного сознания коммуникантов, обеспечивающее межличностную коммуникацию, важнейшей особенностью которой является способность оценивать понимание сказанного другим. Интерпретация– перевод понятого содержания текста в словесно-знаковую форму. Интертекстуальность – отголоски в тексте элементов (отдельных слов, фрагментов) других текстов. Интертекстуальность – разные виды отношений между текстами, которые можно описать и изучить с двух позиций: читательской и авторской. Сточки зрения читателя, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – ЭТО УСТАНОВКА НА БОЛЕЕ УГЛУБЛЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА ЗА СЧЕТ ЭКСПЛИКАЦИИ МНОГОМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ С ДРУГИМИ ТЕКСТАМИ. Информативность – текстово-дискурсивная категория, отображающая взаимодействие информационных сегментов и обеспечивающая информационный баланс интерактивности адресанта-адресата. Когезия – структурно-грамматический тип текстовой связности. Когезия текста – термин лингвистики текста, обозначающий связность его смежных фрагментов или локальную связность. Средствами когезии служат все виды повторов, синтаксический параллелизм и т.д. Когерентность – семантический тип текстовой связности. Когерентность текста – глобальная связность текста, проявляющаяся в единстве темы текста на всем его протяжении, сохранение структурного единства текста как целого. Коннотация (ср.-лат. connotatio, от connoto – имею дополнительное значение) – семантическая сущность, узуально или окказионально входящая в семантику языковых единиц и выражающая эмотивно-оценочное и стилистически маркированное отношение субъекта речи к действительности при ее обозначении в высказывании, которое получает на основе этой информации экспрессивный эффект. Контекст – вид внутренней информации текста, проявляющейся в комбинаторном приращении смысла в тексте и помогающей актуализировать одно из многих значений многозначных слов. Литературный язык –основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся обработанностью, общеобязательностью для всех членов языкового коллектива, исторической изменчивостью, стилистической дифференциацией, поливалентностью, т.е. способностью обслуживать все сферы жизни. Макроструктура– когнитивная структура общей темы в дискурсе. Образ автора – идейно-композиционный центр, стержень художественного, публицистического и др. текстов, вокруг которого объединяются все элементы его поэтики и речевые средства и благодаря которому они приобретают определенное эстетическое назначение и коммуникативную. Перлокуция– направленность речевого акта на достижение результирующей реакции адресата. Подтекст – подкатегория информативности, заложенная имплицитно и имеющая вербальные «сигналы» в тексте. целесообразность. Подтекст– семантическая категория текста, проявляющаяся в комплексе скрытых, подспудных, неявно выраженных смыслов текста и возникающая на основе сочетания и взаимодействия явно (эксплицитно) выраженных единиц разных языковых уровней. Ретроспекция – проявление текстового хронотопа через обращение к предыдущим сегментам текста для понимания последующих. Ретроспекция– термин лингвистики текста, обозначающий свойство фрагмента текста указывать на информацию, которая содержится в предшествующих фрагментах. Риторический прием – способ построения высказывания, основанный на целеустановке говорящего/пишущего, условиях общения, контексте, отклонении от нормы в широком смысле. Сильные позиции текста – заголовок, начало и конец текста или его формально выделенные части (главы, строфы и т.д.). Дифференциальными признаками сильных позиций являются место в тексте, характер передаваемой информации, наличие или отсутствие образности. скрипт и транскрипт (http://terme.ru/termin/skript-i-transkript.html) (англ. script, transcript) — понятия дискурс-анализа. В натуралистической когнитивной психологии решение проблемы сознания связывается с возможностью «раскодирования» так называемого языка мысли с помощью современных нейротомографов («Язык мысли» Дж. Фодора (https://en.wikipedia.org/wiki/language_of_thought)). Параллельно с этим качественные исследования в гуманитарных науках направлены на понимание сознания человека путем раскодирования реальных речевых коммуникаций в рамках дискурс-анализа. Ключевыми понятиями этого подхода являются «скрипт» (СЦЕНАРИЙ) и «транскрипт». Вплоть до конца 20 в. в психологии практически отсутствовали исследования реальной человеческой деятельности, интеракций людей на работе и дома. Редкие попытки такого рода оставались в плену наивного бихевиоризма, который игнорировал факт интеракции или редуцировал ее к простым реакциям. Успех исследований разговора на материалах естественных интеракций побудил дискурс-аналитиков к работе с др. сходными источниками — магнитофонными записями разговоров, газетными статьями, протоколами экспертных советов и подобными текстами. «Естественная интеракция» в отличие от экспериментальной интеракции означает, что коммуникация происходит в независимых от наблюдателя условиях и с его минимальным вмешательством. «Тестом естественности» может служить вопрос, состоялась ли бы данная интеракция в данном виде, если бы исследователь вообще не родился. Преимуществом естественности является погруженность интеракции в специфический контекст, порождающий ее и придающий ей смысл. Тем самым естественная интеракция выступает более объективным источником информации, чем та, условия которой искусственно сконструированы. Использование записывающей техники не может не воздействовать на понимание участником ситуации и действий, и поэтому подобные записи нельзя использовать непосредственно. Они должны быть транскрибированы, чтобы запись быстро читалась и могла быть схвачена как целое, чтобы ее разделы могли быть сопоставлены друг с другом и чтобы она подлежала воспроизводству в отчетах и публикациях. Этому служит транскрипция. Однако транскрипт как реконструкция не может заменить скрипт, или оригинальную запись; наиболее плодотворной оказывается параллельная работа с обеими. Ведь транскрипт, как показывает Окс (Ochs E. Planned and Unplanned Discourse // Discourse and Syntax. N. Y. etc., 1979), не является нейтральной калькой магнитофонной записи, но уже нагружен интерпретацией. Различные системы транскрибирования выделяют разные черты интеракции. Напр., исследователь, ориентированный на речевую терапию, использует систему фонетической записи; социолингвист, изучающий многообразие проявлений языка, транскрибирует особенности акцента. Для дискурс-анализа, направленного на широкие тематические содержания типа интерпретативных репертуаров, достаточно базовой лексической схемы и стандартных знаков препинания, а также специальных значков для фиксации необычных свойств речи (поправок и запинок). Если же анализ направлен в большей мере на специфику интеракции, то он должен воспроизводить длину паузы, ударения, интонации, наложение речи и т.п. Возникающие методологические проблемы оказываются типичны для социологии, психологии, лингвистики и социальной антропологии. Прежде всего, строгие различия между содержанием речи и процессом интеракции провести трудно. Использование базовой схемы транскрибирования часто не позволяет схватить те свойства речи, в которых выражается обусловленность ее содержания -- процессом интеракции. Напр., в случае исследовательского интервью порой неясно, в какой степени ответы респондентов являются продуктом деятельности самого интервьюера. Но ведь одно из достоинств дискурс-анализа как раз и состоит в его принципиальной незавершенности и возможности пересмотра результатов. Самому читателю предлагается оценить сделанные аналитиком интерпретации путем обращения к фрагментам оригинальных записей, или скриптов. И даже если аналитик не учел специфику интеракции, то читатель должен иметь возможность сделать свои суждения на основе исходных материалов. К интеракции между респондентом и аналитиком добавляется, тем самым, интеракция между аналитиком и читателем: одна рефлексия дополняется и уточняется с помощью последующих и альтернативных рефлексивных актов. Выполнение высококачественной транскрипции является трудным и длительным процессом. Его почти невозможно оценить по количеству времени, поскольку многое зависит от качества записей и типа интеракции, однако специалисты сходятся примерно в отношении 1 к 20 (скрипт к транскрипту), не считая необходимого аналитического комментария. Система транскрибирования, наиболее распространенная в анализе разговора и затем в дискурс-анализе, была разработана Г. Джефферсон. Для обозначения мимики, особенностей ритма, темпа, интонации и т.п. она использует стандартные символы и значки компьютерной клавиатуры, что позволяет учитывать реальные свойства речи (важную часть ситуативного контекста) в процессе интеракции (talk-in-interaction) и изображать их в письменном тексте. И здесь возникает известная проблема соотношения теоретического и эмпирического знания. Для профессионального дискурс-аналитика, привыкшего к чтению транскриптов, обычная письменная запись выступает уже как непонятный феномен, которому одновременно недостает и живой подлинности, и методологически проработанной реконструкции. Он кажется искусственным, стерильным, лишенным речевого контекста, и в то же время неточным, неопределенным для понимания, а поэтому не дотягивающим до статуса объективного и надежного источника. Этот подход может быть использован для оценки документов, фиксирующих не только научную коммуникацию, но и лабораторные наблюдения. Он служит всестороннему учету обстоятельств и контекстов речевых и письменных форм, используемых в науке и др. формах познания и сознания, критическому анализу их объективности. —— И. Т. Касавин Лит.: Atkinson J. M., Heritage /. (Eds.) Structures of Social Action: Studies in Conversation Analysis. Cambridge, 1984; Jefferson G. An Exercise in the Transcription and Analysis of Laughter // T. van Dijk (Ed.). Handbook of Discourse Analysis. Vol. 3. L., 1985; Psathas C, Anderson T. The «Practices» of Transcription in Conversation Analysis // Semiotica. 1990. P. 78, 75—99. Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки (https://terme.ru/slovari/enciklopedija-epistemologii-i-filosofii-nauki.html) Стилистическое значение – это те дополнительные к лексическому и грамматическому значению свойства языковой единицы, которые 1) соотносят ее с определенными условиями или сферами общения (социально-жанровое стилистическое значение); 2) выражают отношение говорящего к действительности, к содержанию сообщения, к адресату (эмоционально-экспрессивное стилистическое значение). Узус (от лат. usus – пользование, употребление, обычай) – общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т.д.) в отличие от его окказионального (временного и индивидуального употребления). Фактуальность – подкатегория информативности, отображающая вербализованное сообщение о фактах, событиях в текстовом мире. Функциональный стиль (от лат. stilus – остроконечная палочка для письма, манера письма) – это разновидность употребления языка, закрепленная а данном обществе традицией за той или иной сферой социальной жизни и представляющая собой набор языковых единиц и их организацию в единое целое (текст), отражающее отношение субъекта речи к предмету речи (ситуации) и взаимодействие с адресатом. Целостность– текстово-дискурсивная категория, проявляющаяся в замкнутости дискурса как целостного макрознака. Членимость– категория текста, проявляющая возможность его делимости (структурной, смысловой, композиционной и т.д.). Эмотивность – подкатегория информативности, проявляющаяся в эмоциональности элементов компонентов дискурса и единиц текста. Языковая личность коммуниканта - представленный в дискурсе фрагмент сознания личности субъектов речи, проявленный на 3-х уровнях: вербально-семантическом, тезаурусном и мотивационно-прагматическом. Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой системы, отобранных и закрепленных языковой практикой. дифференциальная психология — наука о психологических различиях между людьми и группами людей дифференциальный порог — величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать Е едва заметное различие — минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия Ж жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности З задатки — врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей [[как энтитативное ядро формирования личности - Habitus (http://philosophystorm.org/teoriya-istiny-vseobshchnosti-filosofii-ponyatiya#%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8) - (5-е определение характера этих врожденных задатков, и его на этой основе сформированные (в т.ч. интеллектуальные) привычки (Habit (http://philosophystorm.org/teoriya-istiny-vseobshchnosti-filosofii-ponyatiya#comment-303377)), обеспечивающие устойчивое поведение и рефлексивное восприятие]] Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 15:53:19 И
ид — совокупность бессознательных побуждений {что может быть точно понято как Инстинктивная Дистинкция: Дистинкция - (distinctio— различение) — (чётко отграниченный) акт сознания, отражающий объективное различие между предметами или между элементами самого сознания (ощущениями, понятиями и т. д.). В логике под Д. понимают прием, заменяющий определение понятия (напр., водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает). Термин “Д.” был введен в средние века. Схоласты обозначали им как объективное различие (Distinctio Realis реальная Д., Distinctio Rationalis сущностная Д., Distinctio formalis причинная Д. и др.), так и мысленное различение (Д. разума, субъективная Д., формальная Д. и др.).} • Инстинкт (http://booksonline.com.ua/view.php?book=124412) Понятие древнее, ещё из античности, обычно Хризиппа, упоминают как давшего первое определение. И это определение не лишено и глубочайшего смысла, ввиду даже в Свщ. Писании (Откровение Иоанна Богослова (Откр.4:6)) ассоциации Души по виду 4-х животных — Льва, Тельца, имеющего лице как человек и Орла летящего, как то упоминается в видении Иезекииля, как животные имеющие по четыре крыла, и шестикрылые животные Апокалипсиса, более подобные серафимам, виденным прор. Исаиею (Ис.6:2), у которых было по шести крыл. Инстинкт (http://booksonline.com.ua/view.php?book=124412) — прирожденное целеустремленное влечение (на приятное и полезное), без понимания смысла деятельности. • Вообще-то инстинкт как форма поведения, долго противопоставлялся разумному поведению, хотя они связаны в т.ч. и через психический опыт индивида Сознания, ибо и животные развивают свои инстинкты опосредованно опыту их реализации и установлении их эквивалентов в интеллектуальных привычках, как раз и определяемых, и ограничиваемых инстинктами. • Реймарус в 18 веке дает определение инстинкта: “Все действия животных данного вида, которые проявляются без индивидуального опыта и выполняются по одной схеме, следует рассматривать «как чистое последствие естественного и врожденного Инстинкта (http://booksonline.com.ua/view.php?book=124412), независимое от намерения, размышления и изобретательности»”. • Жорж Леруа (1781), напротив, считал, что Инстинкт (http://booksonline.com.ua/view.php?book=124412) является элементарной способностью, которая превращается в высшее психическое св-во в результате длительных усложнений, и я считаю, что с формулировкой инстинкта от Жоржа Леруа нужно согласиться, ибо даже Триггерная габитаульность Характера Сознания включает в себя все десять категорий этой характерности СОЗНАНИЯ, что представляется как: 1 состояние, 2 характерная черта, 3 устойчивое свойство, 4 характеристика, 5 привычка, 6 обычай; 7 качество, 8 вытекающее из потенциальности и 9 являющееся перманентным, 10 выявляющееся в действиях, которым оно свойственно, в общем включающие "1 состояние" 8 вытекающее из потенциальности в более специальном значении этой восьмой категории, в т.ч. непосредственно включая в себя и наследственные склонности, как некий определённый Триггер их Ментальной намеренности. Причём, только в такого рода указанном случае именно этот характерный Природе Сознания ТРИГГЕР фиксации на собственном основании Сознания---приводит к мыслеобразованию, что выглядит именно как Интуитивно ассоциированное чувство переживания сознания и узнавание в собственной Ментальной сфере к мысли всего именно на основе 3 устойчивых свойств этих характерных интеллектуальных привычек узнаваться (презентативно интерпретироваться) именно так, а не иначе. А сенсорное восприятие не более чем стартер этого глубоко внутреннего мыслеобразующего процесса, причём сенсорное восприятие тут именно имеет роль точного объективного сопряжения с реальной моделью действительности. Т.е. Сознание в самом себе всегда узнаёт всё, что соотносится с познанием Природ познаваемого вещественного мира, стартером чего всегда есть объективное этого мира сенсорное восприятие, которое так же необходимо вовлекается в распознавание (узнавание) этого в характерном Триггерном Характере вчувствование сознания в самое себя. Просто нарабатываемые когнитивные рефлексии и автоматизмы такого узнавания работают в пределах 0,005-0,1 секунды, что распознаётся только на уровне подсознания, а в сознание оно поступает только если того требует характерная специфика Триггерного вчувствования в это распознанное к Мысли. И получается, что Инстинктивная Дистинкция — есть то, что определяется врожденным инстинктом, как допустим любая страсть и любострастие (сексуальное влечение) определяются подсознательно врожденным к тому инстинктом, что в случае любострастие (сексуальное влечение) имеет особо высокую силу, т.е. имеет характер аффекта, и такую силу может возыметь и любая страсть, любое качество, если оные подвергаются сублимации, т.е. возымеют самое перспективное психическое восхождение и развитие. И именно в каждом акте сопряжённой с Сознанием деятельности, как раз и происходит как более точное определение того, что есть именно это! психическое содержание, поставляемое Едино Интуицией в чувстве переживания сознания, то таким и только таким именно образом происходит и психо-интеллектуальное развитие и человека, и так же само и развитие животных в их животном мире, по крайней мере в высших способностях оговариваемых существ. И именно таким образом понятая Инстинктивная Дистинкция, как раз и есть то самое (в согласии с выводами Томаса Нагеля, по его работе «Что значит быть летучей мышью?» (англ. What Is It Like to Be a Bat?)), что определяет и ЛИЧНОСТЬ, что тот факт, что организм имеет сознательный опыт вообще, означает, что существует нечто, что значит быть этим организмом… …организм имеет сознательные ментальные состояния, если и только если существует нечто, что значит быть этим организмом для самого этого организма. Мы можем назвать это субъективным характером опыта» [16, Нагуманова, Nagel], его Габитуальностью (по Гуссерлю). Именно поэтому сознание является следствием конкретного индивидуального состояния, сформированного во Вселенной, которое по-своему «видит» мир — воспринимает его соответственно своей природе, своим определённым свойствам. То есть индивидуальность восприятия каждой конкретной структуры в мире (как восприятие от «первого лица») не должно нас освобождать от мысли, что сознание есть следствие объективных к тому причин и что оно не является фактом наличия «Я» как обособленного, отдельного агента от той структуры, определяющей всё это живое существо и его функции, именно как Субъективную психиическую (квалиативную) реальность, в т.ч. и как осознание этой Универсальной Божественности Разума, моделью Которого (Бога) и есть человек, по книге Бытие 1:26, как создание человека по Образу и Подобию Божества. идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления идентификация личности с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности идиографический подход — исследовательский подход, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов измененное состояние сознания — качественный сдвиг в характере психологического функционирования Измененные состояния сознания (http://bibliotekar.ru/psihologia-2/40.htm) (ИСС) — это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А.Людвига (психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы) — измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования. ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция {допустим медитация} или сенсорная перегрузка {допустим стресс}). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культов и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники. · Измененное состояние сознания — качественный сдвиг в характере психологического функционирования. Измененные состояния сознания являются областью исследований, объединяющей усилия десятков наук: генетики, психофармакологии, физиологии, психиатрии психологии, философии. Последние десятилетия наметился новый этап в исследованиях ИСС в связи с изучением психофизиологических коррелятов, а возможно, и мозговых механизмов ИСС. Почему для психологии очень важно изучение ИСС? Просто вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: что такое сознание?[/u] Одним из путей изучения сознания является исследование его состояний и их изменений. Именно с разработкой этого направления связывается все больше ожиданий на получение новых представлений о сознании человека. Более того, изучение мозговых механизмов ИСС позволит приблизиться к разгадке тайн человеческой психики. Рассмотрим спонтанно возникающие ИСС на примере соотношения сна и бодрствования и искусственно вызываемые ИСС на примере употребления психоактивных веществ (Нагуалистически---растений Силы, как например АЯУАСКА). иллюзия — расстройство восприятия, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде имитация — формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий имплицитная память — память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память (которая несоизмеримо большая сознательной памяти) инсайт — моментальное научение интеллект — {Проективно Информационно Топологическая} способность к мышлению [опосредованная эрудицией и опытом активности Сознания привязанность Habitus'а (http://philosophystorm.org/teoriya-istiny-vseobshchnosti-filosofii-ponyatiya#%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8) к структуре личности и предметному восприятию индивида Сознания] интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания историческая психология — наука, выявляющая зависимости между историческими и психологическими феноменами и описывающая закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса К классическое обусловливание — выработка условных рефлексов когнитивный диссонанс — некоторое противоречие между двумя или более ког-нициями Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88428.msg391402#msg391402) Когнитивного диссонанса (http://ntv.ifmo.ru/file/article/8316.pdf). Когнитивный диссонанс (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81) (КД), как явление, проявляет конфликт между двумя когнициями: уже наличествующим знанием, (представленным в виде внутренней картины мира); и знанием новым, таковому Репрезентамену противоречащим. С КД неразрывно связан защитный механизм его редуцирования, направленный на обеспечение непротиворечивости (субъективно схваченной в переживании сознания) внутренней картины мира. Можно выделить две парадигмы, как типы редуцирования КД, соответствующие 2-м когнитивным стилям---научному (НКС) и обыденному (ОКС). Для 1-го (НКС), ориентированного на познавательную адекватность картины реального мира, характерно повышение когнитивной активности для получения новой информации, позволяющей согласовать диссонирующие когниции их дополнением и соответствующей экспликации (уточнение) своей структуры сознания. В этом случае КД так или иначе будет формально рассматриваться как ошибка Познания, устранимая также методами обучения и Познания. Во 2-м случае обыденного когнитивного стиля---характерен примат устойчивости картины мира, даже вопреки её адекватности реальности, и КД относится уже более к психологической, чем формально-логической противоречивости. Здесь только дообучение не даст эффекта в силу иных приоритетов носителя данного когнитивного стиля, и устойчивость к КД должна будет учитывать как социальные, так и внутри-психологические установки. Динамический характер нейронной сети, всегда обусловливает некий колебательный тип динамики как частный случай КД, возникающего при любом восприятии противоречивой информации, и редуцирование КД определяется диссипативным характером системы и данный диссипативный фактор и соответственно механизм редуцирования КД---имманентен модели. Этот механизм наиболее может быть соотнесен с характерным, для обыденного когнитивного стиля, конфликтом между стремлением к устойчивости внутренней модели мира и необходимостью учёта нового знания---в перспективе отказа от сложившихся стереотипов. Если система релаксирует, то она приходит в устойчивое состояние безразличия или толерантности. Этот сценарий, столь характерный для обыденного когнитивного стиля (ОКС), совершенно неприемлем в рамках моделирования научного когнитивного стиля познания---по необходимости учёта механизма, останавливающего итерационную мыслительную процедуру. И тогда, скорее всего, КД должен быть внешним по отношению к модели и только тогда может быть соотнесен с присущим интеллекту высокого уровня---механизмом саморефлексии. Отметим, что сама по себе остановка итерационного процесса---лишь первый шаг формирования новой внутренней картины мира. Эта картина должна быть не только адекватна реальности, но и внутренне непротиворечива. Иными словами, если это предположение верно, то логика с исключением---закономерный и необходимый, но лишь промежуточный этап процесса познания, как процесса формирования и постоянной корреляции внутренней картины мира, адекватной реальности. Ту же самую картину разворачивания умом Познания демонстрирует и процессинг семиозиса, обозначаемый в триаде Ч.С.Пирса: Репрезентамен, Интерпретанта, Объект, напоминающей треугольник Огдена (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%B4%D0%B5%D0%BD,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7_%D0%9A%D1%8D%D0%B9)-Ричардса (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%81,_%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%BE%D1%80_%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3), с основанием составленным Символом (Репрезентаменом) в соотнесении его с означаемым Объектом (Рефрент), и вершиной в Интерпретанте (Референс), которую довольно часто отождествляют с означаемым, или Референтом. Интерпретанта (по словам Умберто Эко)---это то, благодаря чему знак имеет значение и значит даже в отсутствии интерпретатора (как нечто интерсубъективное и в тоже время подобное сингулярно завершённому), как иной способ обозначения того же самого. Чтобы установить какова Интерпретанта, её надо обозначить другим знаком, Интерпретантой которого при этом будет следующий знак, и т.д. Так начинается непрерывный в оба конца процесс семиозиса, названный Пирсом процессом функционирования знака, обнаруживающий, что с необходимостью каждый знак есть интерпретацией предшествующего ему знака, доказывая, что в процессе семиозиса нет ни начала, ни конца, а так же, ни конечного Объекта, ни конечного Интерпретанта, но лишь благодаря этим семиотическим отношениям между знаком и его объектом, мы познаём нечто, находящееся за пределами знаковых систем, также удерживаем этот познавательно-эволюционирующий потенциал в памяти, и видим именно ту природу Объектов, которая суть искомая и априорная, безначальная и бесконечная---Природа познаваемых нами именно таких Объектов [Ибо Бесконечный Семиозис (https://plato.stanford.edu/entries/peirce-semiotics/#InfSem) в актуальности достижения ∞, являет отрицание предмета посылки к выводу и этим открывает то, что за ней стоит, как более высокую Иерархию и Истинную Природу Совершающегося], стремясь слиться с ней в бесконечном творческом уделе Истины этой Природы. И вполне естественно, что действующий в согласии со своей Истинной Природы, Ум---заведомо более самостоятелен и свободен, что и выражается в его существенно меньшей подверженности перепитиям нестабильностей и Сомнабулизма, от любой формы навязываемых условий Когнитивного диссонанса (http://ntv.ifmo.ru/file/article/8316.pdf). Само по себе существование диссонанса, независимо от степени его силы, но тем не менее принуждает человека избавиться от него полностью (а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно), или хотя бы значительно облегчить и уменьшить его. Но чтобы таким образом модифицировать восприятие диссонанса, человек может прибегнуть к нескольким способам: Изменить своё поведение; Изменить одну из когниций, то есть убедить себя в обратно; Фильтровать потребляемую информацию относительно данного вопроса или проблемы. В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса (и влиянием на внутренний дискомфорт) избеганием любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией. Что, по сути, и есть прецедент на total изменение личности и интеллектуальной её атмосферы в ответ на стресс и лишение свободы, что безмерно усиливается полным игнорированием системой УИН индивидуальной интеллектуальной этики вверенных к исправлению им людей. В обыденном когнитивном стиле (ОКС) для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки, согласно сложившейся ситуации вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил, как это имеет место в НКС (что согласно накопления профессионализма в такого рода анализе, проявляется в существенно более принципиальных жизненных позициях именно в НКС, выделяя принципиально большую этичность этого когнитивного стиля). Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. И выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции», то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. И когда столкнвшись с такой ситуацией в НКС, человек аналитически Аргументированно выводит обобщительное разрешение диссонирующей ситуации, то он этой Экспликацией направленно модифицирует и всё своё сознание, ибо такой разрешительный вывод вовлекает в модификацию всю структуру личности и потому мучиться от выбора будет менее всего, до тех пор, пока не найдёт Аргументированные предпосылки для последующей Экспликации. А в ОКС, наблюдается совершенно другая картина, и, чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива обычно теряет всякую привлекательность в его глазах. Важный пример различия ОКС и НКС в обретении, в т.ч. и высококвалифицированных трудовых, навыков, и реализации Когнитивного диссонанса (КД) (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88501.msg392008#msg392008), по материалам поста Психологии развития. Словаря / Под. ред. А.Л. Венгера (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88500.0):
Когнитивные карты (http://bibliotekar.ru/psihologia-2/48.htm). Давайте попробуем представить научение крыс прохождению в лабиринте так, как это объяснил бы Э.Торндайк или любой другой исследователь бихевиористского направления. По предположению Торндайка, животное научается связывать событие (стимул) с реализуемым действием (реакцией), если в итоге действие подкрепляется. В лабиринте для животного может служить стимулом поворот в коридоре. На каждый поворот по коридору лабиринта животное вырабатывает отдельное действие. Но подкрепление находится в самом конце лабиринта, поэтому животное связывает последний поворот с проходом по последнему коридору. 3атем животное научается связывать предпоследний поворот с выбором и прохождением правильного коридора, который ведет к последнему коридору, и так далее, пока животное не дойдет до входа в лабиринт. Получается, что при научении прохождения по лабиринту животное учится совершать цепочку реакций с конца лабиринта к началу. (http://bibliotekar.ru/psihologia-2/48.files/image001.gif) · Перенос — влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование. Но если в конце лабиринта не кладется подкрепление, как это делалось в исследованиях с латентным научением у экспериментальной группы, то почему происходит скрытое научение? Получается, что результаты с латентным научением невозможно объяснить с помощью научения путем устанавления связей между «стимулами» и «реакциями». По мнению Э.Толмена, научение в сложном лабиринте происходит за счет формирования когнитивной карты окружающей обстановки. Когнитивная карта указывает пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды. Предположения Толмена сыграли в психологии ключевую роль в смещении акцента с внешних причин поведения и научения -- на внутренние. когниция — любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных архетипов (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88501.msg392003#msg392003) константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д. контрфакт — представление об альтернативном реальности исходе события конформизм — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 16:20:52 Л
лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных её членов М малая группа — небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием маниакально-депрессивный психоз (МДП) — {БАР (Биполярное Аффективное Расстройство) личности, по МКБ-10 (http://psychiatr.ru/download/1998?view=1&name=%D0%9C%D0%9A%D0%91-10_%D1%81_%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8.pdf)} эндогенное психическое заболевание, которое протекает в виде приступов или фаз с аффективными расстройствами и светлыми промежутками между приступами (ремиссиями) моббинг — постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег монотония — однообразие деятельности мотив — побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях мотивация — совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности Н направленность — система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности наркомания — болезнь, которая возникает в результате систематического употребления наркотиков и проявляется в психической, а иногда и физической зависимости от них настроение — слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна научение — формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой невроз — психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений нейротизм — свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью номотетический подход — исследовательский подход, направленный на установление обобщений нормы — принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры О образ жизни — совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей одаренность — индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности олигофрения (умственная отсталость) — наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации онтогенез — развитие индивидуальных организмов оперантное обусловливание — научение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели организационный конфликт — интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами ощущение — процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 16:49:42 П
память — способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [т.е. формировать на основе памяти поведенческие непосредстенности Habit (http://philosophystorm.org/teoriya-istiny-vseobshchnosti-filosofii-ponyatiya#comment-303377)] паника — стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха панпсихизм — представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы парадигма — тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец [Парадигма (http://philosophystorm.org/slovar-terminov-filosofii#54) (Paradigm; Paradigme) — класс (http://philosophystorm.org/slovar-terminov-filosofii#2) в семиотической (http://philosophystorm.org/slovar-terminov-filosofii#53) системе (http://philosophystorm.org/slovar-terminov-filosofii#28)] парамнезия — ошибочное, ложное, превратное воспоминание
перенос — влияние раннее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование подкрепление — предмет или событие, которое значимо для организма поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности предмет психологического исследования — структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью простая раздражимость — способность отражать только жизненно значимые воздействия среды профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии профессиография — комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии профессионал — специалист в определенной области трудовой деятельности профессионализация — формирование специфических видов трудовой активности человека профессиональная деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности профессиональная надежность субъекта труда — уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии профессиональная пригодность — соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности профессиональное самоопределение — выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала профессиональный отбор — выявление лиц, соответствующих по своим индивидуальным качествам требованиям конкретной специальности профессия — совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями психическая анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений как со стороны отдельных анализаторов, так и нескольких сразу при их полной анатомо-физиологической сохранности психическая гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие при воздействии обычных или даже слабых раздражителей психическая гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром психический процесс — психическая функциональная система в действии психическое выгорание — синдром, включающий в себя эмоциональное истощение в некотором направлении, деперсонализацию и относительную специфическую редукцию профессиональных достижений психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека психограмма — описание психологических характеристик деятельности психодиагностика — наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека психолингвистика — научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук — психологии и лингвистики психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной преднамеренной деятельности психологическая коррекция — восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения психологическая система деятельности — совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности психологический отбор — оценка психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией психологический стресс — состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации, в связи с этим, поведения психологическое консультирование — оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента психология трудовой деятельности — отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда психометрическая функция — зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности психопатия — аномалия характера, которая определяет изменённый согласно неё, психический облик, накладывая этим отпечаток на весь душевный склад, и в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и патологически определённым образом мешает приспосабливаться к социальной среде психотерапия — планируемый процесс психологического воздействия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности психотизм — свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов психофармакология — раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на ЦНС, психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических заболеваний Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 17:45:19 Р
работоспособность — возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества распознавание образов — процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории реактивный психоз — расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.) редукционизм — принцип, объясняющий свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого РЕДУКЦИОНИЗМ (http://www.cyclopedia.ru/100/208/2686582.html) (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), принцип методологии, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологич. явления — с помощью физич. и химич. законов; социологические — с помощью биологических и т.д.). Редукционистские тенденции проявились в истории психологии (бихевиоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул — реакция»), лингвистики, биологии, физики (попытки абсолютизирования «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывалось плодотворным и суть (К. Гёделя, А. Тарского) ограничения. При расшифровке генетического Кода, ряд биологических закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химического взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химических свойств элементов из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов по орбитам. Однако последовательный Редукционизм, абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий специфику уровней---неприемлим, в качестве компонента общей методологии научного знания [[как то новое, что, как синергетика, привносит переход на более высокий уровень организации, в т.ч. и как неприемлем решительно противоречащий своему же тезису---элиминативный материализм (атеизм)]]. Специфика целого по сравнению с частью; системы---по сравнению с её элементами (хотя бы в том, что возникает синергетика познания); возникновение качественно новых черт, в ходе прогресса природы и общества; реальное усложнение материи в ходе её истории, — всё это получает объяснение в диалектической Концепции развития, как умеренный редукционизм. рефлексия — всякая Возможность осмысления индивидом того, что им воспринято как Переживание Сознания (http://philosophystorm.org/teoriya-istiny-vseobshchnosti-filosofii-ponyatiya#%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5), в т.ч. и как он воспринимается и понимается партнером по общению (рефлексия конгруентности (https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi89PqW-sbUAhUDKlAKHWUWDVcQFgguMAI&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%2583%25D1%258D%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C_(%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F)&usg=AFQjCNFTEcLFMPUttExe_udL8B79cdXhmA)) речь — осознанное и рефлексивное использование языка С самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя сенестопатия — неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не связанные с какими-либо телесными заболеваниями сензитивные периоды — интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды синестезия — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов Сценарии (скрипты) и контрфакты (http://bibliotekar.ru/psihologia-2/76.htm). В последние годы в психологию мотивации импортируется все больше концепций, рожденных в недрах когнитивной психологии. Например, понятие «сценарий», впервые использованное Р. Шенком и Р. Абельсоном (Schank R. С., Abelson R., 1977) для обозначения информации, отражающей некоторую обычную, привычную последовательность событий, все шире применяется для объяснения процессов мотивации поведения. При этом предполагается, что человек не только усваивает сценарии в готовом виде, но создает их сам, представляя будущий ход событий. Сценарий же, в свою очередь, может играть регулятивную функцию по отношению к поведению. Есть некоторое соответствие между поведением и сценарием: если я детально и последовательно представил себе ссору с некоторым человеком, то вероятность возникновения ссоры в этом случае будет больше, чем если бы я вообще не формировал в голове подобного сценария; мысленное проигрывание сценария успешного выступления на собрании способствует успеху будущего выступления. Одним из экспериментально обоснованных воплощений идеи сценария в психологии мотивации является концепция функциональной роли контрфактического мышления, или контрфактов. Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы.... то...». Например, после того как студент сдал экзамен на «три», он думает: «Если бы я не болтался по дискотекам, то я бы вполне мог сдать этот экзамен на "четыре" или даже "пять"», или «Если бы я вообще не заглянул в конспект, то мне бы и тройки не видать». Легко видеть, что в первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сценарий событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальностью исходу. Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. В исследовании Н. Роса (Roese N.J., 1994) убедительно показано, что идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако положительно влияют на будущую деятельность, и наоборот, контрфакты, идущие вниз, улучшают эмоциональное состояние, зато приводят к относительному ухудшению последующей деятельности (по сравнению с контрольной группой, не получившей инструкцию на контрфактическое мышление). Таким образом, стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние, что открывает возможности для регуляции поведения с помощью самоинструкции или внешнего педагогического воздействия. слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности соотношение Вебера — отношение едва заметного различия к величине исходного стимула определяется некоторой константной, для каждой сенсорной модальности, прямой пропорциональностью величине её логарифма, т.е. отношение минимального приращения силы раздражителя, впервые вызывающего новые ощущения, к исходной величине раздражителя---есть величина постоянная социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия социальная установка — состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом социальный институт — начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов социобиология — наука, объясняющая все феномены поведения человека с биологических позиций социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации специальность — конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии способности — психическое свойство, проявляющееся в успешности освоения и реализации деятельности сублимация — превосходящее направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности, имеющее глубинную лично психическую основу субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа суперэго — психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества Т толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека У уровень адаптации — психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа утомление — временное нарушении и организованности ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 18:15:41 Ф
физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его характером филогенез — эволюция биологических видов фобия — навязчивый страх функциональная надежность субъекта труда — свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством функциональная система — система различных процессов, которые формируются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида результату функциональное состояние — интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности Х характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека холизм — принцип, постулирующий невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающий целостность первичным началом Холизм (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/48991/%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC)---философская концепция, утверждающая приоритет целого, перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивность суммы составляющих его элементов и подсистем. Напротив, функционирование и развитие последних полностью определяется целями целого как такового», холизм как кредо. Холизм опирается, прежде всего, на анализ функционирования биологических и социальных систем, однако иногда претендует и на универсальность своего применения синергетики, включая и неорганический мир (Бытие вообще, Космос, галактика, Солнечная система, Земля и т. д.). В философии науки холизм (http://www.cyclopedia.ru/100/213/2687023.html) представлен такими именами, как Аристотель, Кеплер, Гегель, Шеллинг, Тейяр де Шарден, Анри Пуанкаре и др. (принцип системности, синергетика). Носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле (подобное лейбницевской монаде), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в Xолизме (http://www.cyclopedia.ru/100/213/2687023.html), как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно Xолизму, высшая конкретная форма органической целостности (в антропологической парадигме) — человеческая личность. Придавая мистический характер «фактору целостности», и Холизм считает его непознаваемым (как истину). Идеи Xолизма такого толка развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В современной западной литературе термин «Xолизм» иногда используется для обозначения принципа целостности. Ч черта — предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях чувствительность — способность реагировать на сигнальные раздражения чувство — выражение человеком долговременного оценочного отношения Ш шизофрения — психическое расстройство неясной этиологии, для которого характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики — всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний Э эволюция — процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности эвристика — метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи эго — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики эйдетизм — явление, при котором предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ эйфория — веселое, «лучезарное» и радостное состояние экологическая психология — наука о психологических эффектах взаимодействия человека со средой эксплицитная память — осознаваемая память экстаз — наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация экстраверсия — ориентация на объект электроэнцефалография (ЭЭГ)— метод регистрации и анализа электрической активности мозга элементаризм — принцип, предполагающий составленность целого из элементов эмоция — переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо эмпатия — сопереживание этнопсихология — наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях (включая наследственные Габитус и Архетипы (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88501.msg392003#msg392003)) этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании этноцентризм — свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп Ю юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек — право» и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы Я Я-концепция — сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений Название: Re: Словарь Психология---Учебник для вузов Отправлено: Пелюлькин от 21 июля 2018, 18:19:11 |