Название: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Netto otteN от 28 мая 2012, 12:12:20 Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья)
1. Экзистенциальная ситуация: Вызов. В нынешнем своем состоянии человек несчастен. Поскольку все мы, особенно в пору юности, мыслим и чувствуем поверхностно, нам часто кажется, что подобные утверждения либо сильно преувеличивают экзистенциальные беды человеческого рода, либо отражают субъективный, глубоко пессимистический характер индивида и его способ восприятия. Иными словами, большинство людей склонно полагать, что человек бывает несчастным, но может изменить это положение, если изменит свой статус либо прибегнет к новой коммуникационной роли. «Дайте мне много денег, и я буду счастлив!» – говорят одни. «Если я избавлюсь от одиночества, если у меня появятся друзья и подруги, с которыми я смогу разделить свои чувства и мысли, я буду счастлив!» – так думают другие. И, наконец, почти все мысленно твердят: «Полюбите меня! Оцените меня! Проявите ко мне уважение! Это сделает меня счастливым!» Разве не так обстоит дело? Человек может вытеснять эти чувства, отрицать их существование. Стремясь к этой цели, можно переусердствовать и добиться полной духовной анестезии, в результате чего перестать чувствовать даже базисные желания. Не так уж мало людей ведут себя подобным образом. Мало того, что мы на собственном опыте узнаем, как трудно добиться любви других людей, их оценки или уважения. Более того, однажды испытав эти высшие социальные чувства, личность нуждается в их непрерывном подкреплении. Это – особенность нашей психологии. Но в мире отношений нет ничего постоянного. Мы живем внутри описания, где счастье, удовлетворение желаний достигается благодаря людям, которые нас окружают. Их оценки, их мысли мы не можем контролировать. Каждый человек – не сущность, а поток. Сегодня он может относиться к вам с уважением и любовью, симпатизировать вам, ценить вас, а завтра – кто знает? На протяжении жизни мы проходим через множество ситуаций, и каждая ситуация является своего рода «вызовом». Жизнь – это, если угодно, растянувшийся на 6-8 десятилетий экзамен. Мы можем хорошо справиться с сегодняшним вызовом, но нет никакой гарантии, что мы так же хорошо справимся завтра, через месяц или через год. В такой ситуации «счастье» – всего лишь кратковременная эйфория, которую сопровождает забытье будущего и прошлого. То есть, счастье в обыденном понимании этого слова определенно сопровождается сужением осознания. Если же мы полагаем, что истинная цель человека – это расширение и усиление осознания, такое социально обусловленное «счастье» становится почти недостижимым. Ибо каждая личность, обладающая широким и сильным осознанием, чувствует большую часть своего экзистенциального фона, рядом с которым «счастье» может казаться лишь краткой вспышкой радости. Вслед за подобными вспышками наступают сумрачные периоды неудовлетворенности, тревоги, испытаний. Проблема заключается в том, что наше сознание, живущее в созданном описании, не самодостаточно. Оно обусловлено процессами и явлениями, которые описаны нашим тоналем как внешние и, следовательно, неуправляемые. Мы наблюдаем за независимыми объектами, явлениями и процессами и на бессознательном уровне испытываем тревогу, ибо не знаем, какую ситуацию нам преподнесет жизнь. А что дальше? Несколько десятилетий сомнений, тревоги и ожиданий заканчивается старением, которые сопровождаются болезнями тела, а затем – смертью. О смерти мы тоже ничего не знаем, и это – главный источник тревоги для человека, заметившего первые признаки старения своего организма. Таким образом, общий экзистенциальный фон Жизни трудно назвать комфортным. И неважно, насколько мы сильны и здоровы в текущий момент, как складываются обстоятельства в окружающем нас мире. Сама логика описания, его семантика и синтаксис, ведут человека из одного некомфортного состояния к другому вплоть до смерти физического тела. Поэтому я могу уверенно заявить, что в целом человек несчастен. Единственный способ радикально изменить экзистенциальную ситуацию – научиться выходить за пределы человеческого описания. В те моменты, когда наше осознание не обусловлено описанием, «Я» становится активным делателем энергетических полей, из которых формируются внешние обстоятельства и которые являются материалом для нашего органического тела. Это, разумеется, не значит, что мы становимся сильнее Мира. Мы становимся равноправными партнерами вселенской энергии, а наше намерение принимает участие в формировании событий. Это и есть «магия осознания». А человек, который научился жить, не выходя из этого состояния осознания, становится «магическим существом». 2. Вне описания. В книгах Кастанеды дон Хуан неоднократно использует словосочетание «магическое существо». Напомню, что магическими существами Хуан Матус называет определенную категорию перцептивных феноменов. Читателю вряд ли известно, стоит ли за ними энергетическая Реальность. Я исхожу из предположения, что магическое существо любого вида – это флуктуация энергетического поля мироздания, обогащенная осознанием и намерением сновидца. Я допускаю, что в различных диапазонах перцепции и в мирах, соответствующих этим диапазонам, существует бесчисленное множество «магических существ». Усиленному осознанию и восприятию человека они являются в виде «особенных» животных или птиц. Очевидно, это архетипические изображения, которые из поколения в поколение повторяет наш тональ. У Кастанеды упоминаются олень и койот. Я в своем личном опыте сталкивался с кошкой и огромной чайкой. Когда в область нашего восприятия попадает чужеродная энергетическая структура, обладающая подвижностью и способная реагировать на окружающее, тональ интерпретирует ее как живую форму. Что наш тональ может рассматривать как живую форму? Основные категории живых форм в человеческом описании мира – это насекомые, птицы, животные и люди. Насекомых мы в большинстве случаев не замечаем. Внимание не привыкло иметь с ними дело. Возможно, потому, что насекомые живут в пространстве иных размеров. И лишь в тех случаях, когда они вторгаются в мир наших масштабов, мы вспоминаем об их существовании. Например, когда вас ужалит пчела или укусит комар, когда вы заметите необыкновенно красивую бабочку… Их мир – микрометричен, их восприятие времени сильно ускорено. Эти живые формы существуют в пространстве, где 1 сантиметр можно сравнить с 1 метром в перцептивном мире человека. А день для насекомых примерно равен человеческому году. Разумеется, все эти масштабы очень приблизительны. Не только потому, что существует множество видов насекомых, каждый из которых ощущает внешнее пространство-время с собственной скоростью. Но и потому, что перцептивная матрица (схема восприятия сенсорных сигналов, поступающих снаружи) организована не так, как у человека. Поэтому насекомые крайне редко встречаются в сновидении или во втором внимании за исключением тех случаев, когда применялись «растения Силы» или синтетические психоактивные вещества, способные на время остановить работу человеческой матрицы восприятия. Птицы и животные гораздо ближе к человеческому тоналю. Не только анатомически, но и психоэнергетически. Возможно, поэтому образы этих живых форм гораздо чаще появляются в сновидении. Мы воспринимаем птиц и животных в своем человеческом мире восприятия, осознавая их как живое, но обладающее иным типом осознания. Для человека главные параметры психоэнергетического поля – это сила и организованность высших психических процессов. Процессы, с помощью которых мы способны диагностировать состояние своего поля, – это внимательность, осознанность, память. Осознанность, в свою очередь, определяет качество нашего реагирования и поведения. Поскольку мы можем общаться с другими людьми только посредством языка, а язык – результат длительной эволюции конкретной лингвистической системы, которая со стороны может выглядеть весьма причудливо, человеческое психоэнергетическое поле обретает уникальные очертания, которые тональ научился распознавать практически мгновенно. Мне кажется вполне естественным, что при встрече с неведомой живой сущностью наш тональ конструирует образ животного или птицы, поскольку субъект воспринимает совокупность сигналов, имеющую, с одной стороны, явно нечеловеческое происхождение, а с другой – отражающую процессы и свойства, которые в нашем описании не могут быть атрибутами неодушевленного вещества. 3. Человек как магическое существо Однако человек – тоже «магическое существо». С человеком мы имеем дело в разных состояниях восприятия, и чаще всего – в повседневной суженности осознания, когда автоматизмы и стереотипы определяют значительную часть его перцептивного мира. Тем не менее, именно человек всегда является квинтэссенцией «магии» в том смысле, который мы вкладываем в это слово, говоря о нагуализме. Попробую сформулировать. Человек как «магическое существо» – это сущность, обладающая такой интенсивностью и глубиной осознания, которая позволяет ему чувствовать энергетическую ткань мироздания и влиять на нее, используя лишь психические инструменты – прежде всего, внимание, намерение и восприятие. При этом следует ясно понимать, о каком характере влияния идет речь. Оно принципиально отличается от того множества воздействий, которые мы осуществляем, опираясь на наше обычное описание мира. Более того, сам субъект влияния (тот, кто влияет или воздействует) видоизменяется до неузнаваемости. Фундаментальный принцип той «магии», о которой мы размышляем в контексте нагуализма, можно сформулировать следующим образом: целостность влияет на целостность. Что это означает? Когда мы воздействуем на внешний Мир через наше описание, мы используем мыслительную модель пространства, где существует множество отдельных объектов и Время, текущее в одну сторону. Кроме того, мы сами используем сложную схему само-описания, где по-настоящему действующей (да и то не всегда) является лишь малая область ясного сознания – продукт многократной рефлексии нашего собственного «Я». Все остальное пребывает на периферии нашего восприятия, внимания, воли. Во внешнем поле (иными словами, в окружающем нас мироздании) подобная «периферия» выражает себя на самых разных уровнях – от флуктуаций полей и поведения молекул, микроорганизмов, клеток и организмов до систем космического масштаба. Дело даже не в том, что мы их не воспринимаем. Важнее всего то, что они находятся на периферии нашего внимания. Именно этим определяется их психоэнергетическое позиционирование. Мы можем изобрести приборы, которые будут если не исчерпывающе, то хотя бы в какой-то мере их фиксировать. Но технологическая ортопедия, к которой прибегает наша цивилизация постоянно, ни в малейшей степени не приближает человека к его целостности. Человек привык использовать выделенные фрагменты собственной психики и Мира. Этот способ взаимодействия субъекта с внешним полем имеет одно важное преимущество. Поскольку с помощью мышления мы превращаем все, что нас окружает, и внутреннее пространство чувств, переживаний, осознаваний в дискретный поток впечатлений и смыслов, мы получаем возможность называть эти придуманные отдельности, а затем подвергать их операциям анализа или синтеза. Иными словами, разъятый на множество частей Мир, дает человеку возможность думать и говорить о нем. Зафиксированная той или иной системой знаков речь становится письменностью. Как же происходит влияние вне описания, когда целостность субъекта предстает перед целостностью Мира? За несколько тысяч лет жизни в описании человек совершенно забыл, что такое непосредственное воздействие – воздействие, обращенное не на названную частность, а на Мир в целом, и исходящую от полного объема психоэнергетического поля личности. Возможно, первобытный человек имел возможность ненадолго прикоснуться к непосредственному действию в переходную эпоху, когда гоминид еще не обрел рефлексии, но уже перестал быть животным. Этот опыт скрыт внутри каждого из нас. Его переживание сопровождается чем-то вроде немого изумления. Само по себе «изумление» – исключительно человеческое чувство. В зародыше своем он содержит будущее развитие рефлексии. Для того, чтобы испытать изумление, надо знать, что такое «обычное» и что такое «необычное», или «странное». Когда наш первобытный предок превращался в человека (этот процесс я назвал Первой Трансформацией), он должен был пройти через фазу немого изумления. Мы испытываем нечто подобное в раннем детстве – приблизительно в период от трех до четырех лет. К сожалению, это удивительное переживание стирается из памяти, как только мы начинаем осваивать описание мира и отождествлять себя с его центральным пунктом – образом собственного «Я». «Целостный человек» влияет на «целостный Мир» совершенно иначе. С формальной точки зрения, мы можем назвать единственный агент, несущий силу этого влияния – намерение. Здесь невозможно построить алгоритм или рецепт, здесь вообще не существует никакой последовательности действий. По отношению к намерению люди существуют только в двух позициях – они могут быть открыты к намерению либо закрыты к нему. 4. Пульсирующая природа энергетического тела. Человек, который открыт намерению от природы, – большая редкость. В большинстве случаев приходится много работать, чтобы научиться на некоторое время освобождать свой разум от описания. Динамика этого процесса сама по себе – вне описания. Мы осознаем лишь некоторые аспекты – те, которые можно интерпретировать, используя привычную модель семантического космоса, созданного человеком на протяжении истории его вида. Осознание в процессе психоэнергетической практики усиливается волнообразно, следуя характерной пульсации, которая является результирующей ритмических воздействий нескольких видов – биэнергетических и биохимических ритмов организма, психоэнергетического ритма функционирования коры головного мозга, ритмического взаимодействия с энергетическим полем планеты, пульсирующего состояния самой планеты в зависимости от того, в какой части орбиты она находится, и, наконец, пульсирующей энергетики Солнца и Луны, в поле которых находится Земля. И это далеко не все пульсирующие поля, которые могут влиять на состояние энергетического тела человека! Когда мы достигаем вспышек видения, чувствительность нашего поля возрастает настолько, что можно говорить обо всей нашей галактике как источнике сенсорных влияний на осознание субъекта. Как правило, большую часть пульсирующих ритмов, живущих внутри нас, мы не осознаем. Практикующий испытывает ощущение, что он словно приближается к целевому состоянию или удаляется от него. Все мои попытки осознать ритм пульсации осознания до сих пор заканчивались неудачей. Можно лишь определенно утверждать два момента: 1) сужение осознания однозначно связано со снижением энергетического тонуса организма; 2) снижение уровня энергии и подъем чередуются до тех пор, пока человек жив. Почему невозможно выследить сам ритм пульсации? Это легко понять, если учесть, что объектом выслеживания в данном случае является наше психоэнергетическое поле. Наблюдая за ним, выслеживая динамику процессов, составляющих это сложную полевую формацию, субъект оказывает сильное и непосредственное влияние на интенсивность метаболизма внутри поля, а это, в свою очередь, неминуемо изменяет характер изучаемой пульсации. В данном случае квантовый принцип «наблюдатель влияет на наблюдаемое» особенно очевиден. Психоэнергетическое поле человека – существа, наделенного произвольным вниманием, осознанием и рефлексией – крайне чувствительно к каждому из перечисленных факторов. Они накладываются на общую пульсацию системы и делают ее состояние трудно предсказуемым. Систематические исследования энергетического ритма, которыми я занимаюсь уже 12 лет (с 1998 года), позволяют сделать следующий вывод: Психотехнические методы могут ощутимо растянуть период энергетического подъема и сделать его более интенсивным. Находясь в фазе психоэнергетического подъема, практик может неоднократно испытывать пиковые переживания, всплески чрезвычайно высокой активности энергетического метаболизма, которые сопровождаются расширением и усилением осознания, внимания и восприятия. В такие моменты восприятие может качественно изменяться, в результате чего наше осознание соприкасается с миром сложно организованной светимости. (Слово «воспринимает» здесь неуместно, так как процесс восприятия ограничен человеческим описанием мира и его вариациями с использованием комбинаций перцептивных и имагинативных элементов.) Это состояние очень похоже на то, что Кастанеда в своих книгах называл видением. Его также можно называть прямым (необусловленным) осознанием внешнего энергетического поля. С другой стороны, усиление и расширение осознания не позволяют избежать периода энергетического спада. Мы можем повлиять на длительность и глубину этой фазы, но избавиться от нее, к сожалению, невозможно. Чрезмерное усердие практика, пытающегося растянуть во времени фазу энергетического подъема, приводит к «эффекту отдачи». Его также можно назвать «эффектом пружины». Это явление наблюдается в поведении многих вибрирующих систем. Энергетическое тело человека является пульсирующей многоуровневой системой. Полностью остановить пульсацию на уровне осознания возможно только одним способом – умереть. Кроме того, существует опасность перехода основного импульса из области осознания в область телесности (соматическое поле). Например, практику удается в несколько раз растянуть фазу энергетического подъема на уровне его психики. Более того, он, допустим, научился хорошо контролировать какую-то область своего сознания и останавливать малейшие признаки энергетического спада. Что произойдет с импульсом, заставляющим систему постоянно колебаться? Это очевидно – импульс проявит себя на тех уровнях системы, которые не подвластны осознанию. Если вы стремитесь выслеживать все психическое поле или хотя бы основную его часть, а импульс усилился за счет «эффекта пружины», он направит свою энергию на тело. И последствия этого процесса проявят себя как психосоматические заболевания или расстройства. Именно по этим причинам практику не стоит вторгаться в ритм пульсации психоэнергетического поля. Наша задача – оптимально использовать фазы естественного подъема: сновидение, деконцентрация и концентрация внимания, работа со вторым телом, энергетические воздействия. А периоды спада – это время для работы над безупречностью и перепросмотра. Чтобы осознавать приближение энергетического спада либо подъема, необходимо научиться использовать внимание сталкера. После того, как практик обретет навыки качественной концентрации и деконцентрации внимания, надо обрести навыки выслеживания актуальных изменений своего состояния. Во время глубокой деконцентрации внимания любые изменения осознаются субъектом как интегральные переживания, не имеющие локального источника. И это помогает ухватить общую пульсацию. Ведь в обычном состоянии концентрации восприятия мы имеем дело с множеством объектов, явлений, процессов, которые формируют ситуации. Эти ситуации так важны для сосредоточенного осознания, что любое изменение психоэнергетического тонуса воспринимается нами как следствие той или иной ситуации. Хотя это далеко не всегда так. Чаще мы сами генерируем ситуации, которые затем кажутся причиной психоэмоциональной подавленности. Вернувшись в состояние концентрации внимания, мы способны какое-то время использовать намерение, чтобы проанализировать интегральное чувство «фона». Действовать надо быстро, потому что все, что выходит за рамки описания, память удержать не может. В первую минуту мы еще можем анализировать «эхо» того состояния, в котором находились. На что следует обратить внимание? 1. Яркость восприятия. 2. Психоэмоциональный фон (бодрый, средний, низкий). 3. Есть ли желание что-то делать? (Это касается как физической, так и умственной активности.) 4. Ощущение тела. Последний пункт я считаю самым важным, потому что тело не так-то просто заставить имитировать энергетический подъем, который хотелось бы испытывать непрерывно. Психика – пластичный материал. Она может вытеснять, «забывать», игнорировать. А тело живет своей жизнью. Все, что от нас требуется – научиться его «слушать». Именно эту способность я называю чувствительностью. Все мы знаем, как чувствует себя тело во время энергетического подъема. Чаще всего мы говорим о «легкости», «наполненности энергией». Энергетический спад, напротив, выражается в том, что тело словно «тяжелеет» и слабеет одновременно. Парадоксальным образом оно кажется одновременно тяжелым и опустошенным. Если вы чувствуете спад больше трех дней подряд, это наверняка означает, что психоэнергетическое поле вошло в соответствующую фазу. Надо прекратить любые попытки насильно активизировать его. Займитесь перепросмотром, созерцанием, остановкой внутреннего диалога, если она не требует больших усилий. Обратите внимание на такие аспекты безупречности, как смирение и отрешенность. Вовремя осознанный спад завершится намного быстрее – в зависимости от того, о каком уровне пульсации идет речь. Дело в том, что энергетическое тело человека на протяжении жизни пульсирует на нескольких уровнях. По отношению к осознанию субъекта эти уровни пульсации могут быть частными, тождественными и макрокосмическими. Частный уровень охватывает орган или систему органов. Например, потовые железы – надпочечники – гипоталамус. Тождественный уровень равен нашей осознаваемой целостности. Макрокосмический уровень включает в себя источники излучения и поглощения энергии, которые находятся вне нашего органического тела. В процессе усиления осознания мы в первые годы практики осваиваем ритмические процессы, присущие органическому телу. Главная задача на этом участке Пути – достижение равновесия. Если какая-то органическая система в нашем теле переживает энергетический спад, а другая – подъем, мы можем выровнять их энергетический тонус. Чтобы добиться этого, не требуется точно знать, какая именно система находится в состоянии энергетического спада или подъема. Задача практикующего сводится к двум деланиям: 1) делание управляющего «Я», 2) делание энергетического агента. Управляющее «Я» – психоэнергетическая формация, выбранная произвольно. Она должна соответствовать двум условиям: 1) находиться вне органических полей, откуда поступают ощущения энергетического подъема или спада, 2) легко фиксироваться произвольным вниманием. Энергетический агент – любой физиологический процесс или телесное ощущение, которое становится переносчиком и распространителем Силы по биологическому пространству. Проще всего использовать в этом качестве дыхание. Когда практикующий находит правильную позицию для своего наблюдающего «Я» – отстраненную и уравновешенную, – он может продолжать работу над сталкингом себя большую часть времени наяву. Когда я думаю об этой позиции, мне всегда приходит в голову образ центра тайфуна или водоворота. Этот образ помогает мне поддерживать уравновешенное состояние сознания, независимо от того, как пульсирует мое энергетическое тело. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Netto otteN от 28 мая 2012, 12:13:51 5. Выход за пределы описания. Таким образом, необходимым условием для осуществления влияния на целостный мир целостным субъектом является выход за границы принятого нами описания. Если мы стремимся к Трансформации и Реальности вне человека (эти достижения, судя по всему, связаны друг с другом), то не можем допустить, чтобы психоэнергетическая дисциплина нагуализма привела нас в другое описание, каким бы увлекательным оно ни оказалось. Психотехническая задача практика заключается в том, чтобы выйти из человеческого описания и оставаться вне любого описания как можно дольше. Основные психотехнические приемы, которые могут при регулярной тренировке привести к выходу из описания, это 1) деконцентрация внимания по всем перцептивным каналам, 2) остановка внутреннего диалога, 3) неделание. Разумеется, вне описания человек не может действовать привычным образом. Мы не мыслим, не конструируем гештальты и стереотипы, из которых состоит любое действие внутри описания, не воспринимаем мир и самих себя в виде множества отдельностей, так что все предпосылки для дискретного мышления и действия исчезают. Естественно, возникает вопрос: а возможно ли вообще какое-то действие (влияние) в подобном состоянии сознания? С точки зрения тоналя – нет. Единственная психическая сила, единственное побуждение, влекущее за собой остальной массив психоэнергетического поля – это намерение. Причем вне описания не имеет смысла разделять волю и намерение. Здесь они сливаются воедино. Это – интегральный поток активности, использующий все ресурсы тела, психики и энергетического поля. 6. Тональ как «точка отсчета». Начнем с того, что сам процесс выхода из человеческого описания мира не является действием тоналя. Это – совместная концентрация и резонанс двух энергетических феноменов, которые вместе представляют собой сердцевину человека, – то, что в религиозном описании именуется «духом» или квинтэссенцией человеческой «души», намерения и осознания. Хотя религиозное описание в большинстве случаев не технологично, оно обладает мощным суггестивным потенциалом. Можно сказать, что религиозное описание творит настроение, убеждая человека в истинности входящих в описание экзистенциальных смыслов, которые оправдывают все происходящее с человеком на протяжении земной жизни. Это важный момент! Книги Карлоса Кастанеды тоже творили настроение. Наша задача – не утратить это настроение и обогатить его адекватной и гармоничной психотехнологией. Обычно мы поступаем противоположным образом. Стереотипное поведение выражает себя в крайностях. Мы либо погружаемся в грезы о непостижимом Духе, как бы мы Его ни называли, и больше, откровенно говоря, ничего не делаем. Либо – сводим все к технике и превращаемся в редукционистов, не желающих ничего знать, кроме гипотетических моделей и психотехнических алгоритмов. Я прошел и первым путем (что заняло у меня немало времени), и вторым. Отголоски второго этапа моей личной истории еще можно заметить в книгах, написанных в период 2001-2005 гг. Жить в крайней позиции проще, чем стремиться к равновесию между ними. Это утверждение может показаться банальностью, но с годами мы обретаем опыт и постепенно приближаемся к истинному пониманию. В некоторых культурах этот уровень понимания называют мудростью. После двадцати лет работы я могу сказать, что ясно осознаю необходимость третьей, «срединной» позиции. Это не просто умственное понимание, это – чувство, охватывающее всю мою целостность. В таких чувствах, на мой взгляд, и заключается сущность опыта, который можно приобрести, но практически невозможно передать. Существует принципиальное ограничение для перевода ментального дискурса на язык тела – и наоборот. За прошедшие годы я испытал на себе как преимущества, так и недостатки двух различных позиций – 1) бестелесного идеализма и 2) редукционистской технологии. В первом случае мне удалось укрепить свое намерение и подготовить почву для усиления сознания, во втором – научиться сложным психотехническим процедурам и расширить область ясного осознания. «Сложные» процедуры – это психотехнические сеансы, состоящие из нескольких задач, которые надо исполнять плавно и последовательно – то есть, наиболее естественным образом. Не берусь утверждать, что всем исследователям потребуется столько времени для решения простых, как поначалу кажется, задач. Могу лишь сказать, что времени понадобится больше, чем мы думаем. В развитии нашего осознания можно найти специфическую диалектику. Проще всего ее выразить формулой «да – нет – да». То есть, многие аспекты знания в начале психоэнергетической работы кажутся понятными. Мы не замечаем и не можем осознать, что это – ложное понимание, следствие автоматического функционирования умственных стереотипов. Например, я пребывал в заблуждении, будто знаю, что такое сознание, что такое внимание, и представляю, как они функционируют. Но каждый новый этап на Пути приносил много неожиданного. «До Кастанеды» я был убежден, что могу воспринимать и познавать Мир и собственный организм, не задумываясь о точке отсчета – исходном состоянии сознания и его когнитивном потенциале. Благодаря психотехнической работе я узнал, что наша способность познавать, чувствовать, воспринимать, ощущать зависит от состояния сознания, в котором находится субъект. В частности, я на личном опыте убедился, что «точка отсчета» определяет всё. Не только диапазон восприятия и характер работы внимания – что уже очень много! – но и тип мышления. Качество восприятия, внимания и мышления образуют фундамент личности. Здесь рождаются основные силы человеческой мотивации. В большинстве случаев они стабильны, и потому их можно назвать психоэнергетическим скелетом личности. Во многом благодаря консервативности мотивирующих сил человек способен удерживать в поле своего интереса избранную область и достигать в ней значительных успехов. Мы называем эти силы «влечениями» или «драйвами» (drives). Из влечений возникают устойчивые интересы и ценности, которые иногда определяют содержание всей жизни конкретного человека. Внешний мир, согласно модели энергетической Вселенной, которую в своих книгах частично изложил Кастанеда, состоит из «больших эманаций» Силы. Если всмотреться в сущность модели, игнорируя значения используемых слов, что мы увидим? Наше воображение ловко меняет «поле» на «вещество», эманации на «потоки», энергию на излучение. Другими словами, что бы мы ни описывали, в качестве основы мы используем базовое описание первого внимания, согласованное много веков назад. Мы не в состоянии передать реальный опыт. Мы непрерывно создаем варианты базового описания, не более того. Любые варианты базового описания кажутся понятными. Как бы мы ни перестроили лексику, заменив одни слова на другие, сознание упорно следует импринтированной схеме описания мира. Иначе и быть не может. На протяжении тысячелетий философы создавали собственные варианты описания мира, но их судьба от этого не изменилась. Можно сколько угодно смещать акценты, уточнять нюансы, но это не приводит к радикальным изменениям в описании. Следовательно, «основная схема» Человека также не изменяется. Мы движемся по замкнутому кругу. Мышление фиксируется языком, а язык обусловливает постановку проблемы. Осознание не выходит за пределы спекулятивного и вербального (то есть, за пределы умственных и языковых конструкций). Сенсорный опыт в данной позиции осознания практически бесконечен, и эта бесконечность маскирует его однообразие. Мы привыкли к умственному и психоэмоциональному шаблону. Из него родились внутренний диалог и небезупречность как фоновые состояния осознания. Альтернативное описание мира, изложенное в книгах Кастанеды, воспринимается нами по этой же схеме. Мы заменяем слова, но не чувства. И пока практику кажется, что он понимает «магическое описание», он не приближается к нему ни на шаг. На втором этапе мы перестаем понимать то, что раньше казалось очевидным. В моем случае это происходило медленно и фрагментарно. Практикуя остановку внутреннего диалога и различные типы неделания, мы словно прокладываем собственный путь в осознанное безмолвие – туда, где значительная часть тоналя замирает, сохранив, однако, все свои функции, чтобы в любой момент восстановить свою активность в том или ином режиме восприятия. 7. Выход из описания: психотехника и психоэнергетика. Особенности личного намерения. Намерение формулируется до того, как субъект выйдет из описания хотя бы на несколько секунд. При этом следует учитывать, что человек не способен долго находиться вне описания и при этом сохранять себя как отдельную личность. В первые годы практики выход из описания хотя бы на 10-30 секунд можно считать большим успехом. В дальнейшей работе все зависит от силы намерения. При правильном подходе к психотехнике и высокой интенсивности намерения практикующий может рассчитывать, что сможет полностью остановить работу описания на минуту или полторы минуты. Иногда практик переживает то, что О.Г. Бахтияров назвал эксцессом. На волне энергетического подъема человек, который регулярно занимается деконцентративными психотехниками, остановкой внутреннего диалога, неделанием, способен выйти за границы обычного описания даже на несколько часов. Эксцесс – нестабильное состояние осознания. Если описывать его, учитывая поведение точки сборки, то такой длительный эпизод содержит в себе колебания ТС с разной частотой и амплитудой. При эксцессе осознание постоянно движется, то фиксируя пограничные области описания мира, то позволяя нам наблюдать другие варианты описания. На протяжении всего эксцесса, особенно если это длительное состояние (больше часа), осознание вновь и вновь попадает в ту позицию, где описание полностью отсутствует. В конечном счете, несколько часов крайне странных переживаний содержат в себе лишь несколько минут «истинной Пустоты». Если исходить из описательной модели энергетического тела с точкой сборки, то «Пустота» (выход осознания за пределы описания мира) – это не конкретная позиция точки сборки. Этого состояния можно достичь, соблюдая несколько условий: 1) повышение энергетического тонуса, 2) мощное усилие неделания и 3) удержание специфического намерения. Повышение энергии тела ведет к расширению осознаваемой области, что вызывает расширение светимости точки сборки (т.н. «гало»). Остановка внутреннего диалога и неделание уменьшают фиксацию точки сборки до такой степени, что она начинает дрейфовать. На фоне высокой энергетичности процесс дрейфа заставляет точку сборки еще больше расшириться. Осознание, сосредоточенное в светимости, окружающей точку сборки, стремится обнаружить еще одну гармоничную позицию. Если наше намерение выйти из любого описания достаточно сильно, психоэнергетическое поле сосредоточивает все силы на точке равновесия, равноудаленной от близких перцептивных миров, и пытается зафиксировать осознание в этом месте. Данная психоэнергетическая модель объясняет специфическую магию, возникающую вне описания. Удерживание точки сборки в позиции, где нельзя собрать мир, активизирует как все внутренние ресурсы, так и энергетический метаболизм. Этот период может длиться меньше секунды, но крайне важен для всей воспринимаемой в нашем мире продолжительности жизни. Осознание расширяется настолько, что успевает коснуться тех полей, где Время движется иначе. Иногда это оказывает воздействие на содержание всей жизни конкретного человека. В это мгновение энергетическое тело человека поглощает и излучает значительные объемы эманаций. Кульминационный момент этого метаболического «взрыва» можно интерпретировать как мгновенное расширение осознания на некий объем Реальности, содержащий в себе сразу несколько перцептивных континуумов. Если намерение личности в этот момент управляет осознанием, то действующее начало нашего «Я» выходит за пределы человеческого восприятия Времени и осуществляет себя во всем объеме Реальности. Когда импульс, побудивший точку сборки дрейфовать, истощается, наше осознание сужается и возвращается в границы привычного мира восприятия. Восстанавливается линейное переживание времени и трехмерность пространства. В ту же секунду описание вновь начинает работать, и все его законы снова обретают непреодолимую силу. Я упоминаю об этом в связи с тем, что один из фундаментальных законов нашего описания – закон непрерывности. Пока мы подчиняемся этому закону, человек не способен вспомнить, что происходило с ним в те короткие отрезки времени, когда осознание выходило за границы описания. Если осознание не достигло определенного уровня интенсивности, все, что происходило с нами в эти ослепительные мгновения вне описания, для нас не существует. Иногда эти вспышки остаются в нашей психике как забвение или короткий сон, но лишь в тех случаях, когда выход из описания длится не менее минуты. Так как любые энергетические процессы вне описания происходят, соответственно, вне Времени, длительность не играет никакой роли в успешности реализации того или иного личного намерения. Долгое пребывание в измененном состоянии сознания необходимо, чтобы поля энергетического тела человека, обычно изолированные и живущие ритмом сознания тоналя, вошли в резонанс с более масштабными энергетическими системами. Пребывание вне описания необходимо не столько для реализации личного намерения, сколько для того, чтобы преодолеть изоляцию энергетических полей осознания, возникшую в результате привычной концентрации на содержаниях тоналя. И лишь после того, как изоляция преодолена, личное намерение способно реализовать себя вне и помимо человеческого описания мира. Остановка описания мира всегда происходит спонтанно – в отличие от осознанной и целенаправленной подготовки энергетического тела к этому мгновенному преодолению. Собственно говоря, именно в это неожиданное мгновение и осуществляется «магия», которой наделено наше тело в совокупности с освобожденным осознанием. Реализация личного намерения («личной Силы») всегда сопровождается небывалым обогащением чувствительности тела. Эти три момента – намерение, выход за пределы описания и обостренная чувствительность – неразрывно связаны. Они не существуют друг без друга, что, в общем, неудивительно. Ибо что такое чувствительность в данном случае? Это возросшая алертность осознания, фиксирующего малейшие изменения в потоках телесных сигналов. Поскольку эти телесные сигналы не обусловлены тональной схемой тела, их правильно называть псевдокинестетическими. Роль и значение этих сигналов с годами психоэнергетической практики неуклонно возрастают. Используя их как материал для различных форм сосредоточения и движения внимания (включая концентрацию и деконцентрацию), практик способен выйти из описания мира в любом положении органического тела (двигаясь, сидя или лежа). Я нахожу этот прием важнейшим. Все остальные психотехнические уловки определяют нюансы, оттенки альтернативного осознания и восприятия, но сам переход из состояния в состояние (т.е. «сдвиг» или «движение» точки сборки) осуществляется только на фоне максимального осознавания псевдокинестетического массива стимулов. Метафорически этот базовый прием можно назвать «тотальным пробуждением энергетического тела». Подобная метафора помогает практику в какой-то мере вообразить то, что происходит в момент перехода, несмотря на то, что, строго говоря, это выражение не соответствует истине. Ведь энергетическое тело человека намного больше, чем тот объем, что охватывает наше внимание и осознание в первом и во втором внимании. Есть единственная позиция, которую можно считать высшей и окончательной для нашего вида, где произвольное и осознанное внимание полностью пробуждает поле энергетического тела. Это – позиция третьего внимания. Соприкосновение с этой позицией, даже в том случае, если оно длилось неопределимый квант времени, зажигает «огонь изнутри». Этот внутренний «огонь» является уникальным феноменом, сопровождающим необратимый процесс перехода осознающего субъекта на новый уровень интенсивности Бытия. Если практик придерживается мировоззрения современного нагуализма, то его личное намерение с каждым этапом психоэнергетической практики приближает его к этой уникальной позиции тотального пробуждения энергетического тела. По пути к «великому» пробуждению с ним порой случаются «малые» пробуждения, во время которых точка сборки изменяет свое положение. Всякий раз при этом осознание на несколько секунд или минут покидает область описания мира, а человек, который привык считать осознание качеством своей психики, в определенным смысле «исчезает». Покинув описание, разделяемое абсолютным большинством людей, он становится таким же «магическим существом», как светящийся олень или союзник из «сказок» дона Хуана. Мы не можем знать, как чувствует себя магическое существо. Мы только можем научиться постоянно создавать самые благоприятные условия для возникновения магического существа в себе. Оно и так существует внутри нас – в замершем состоянии, обессиленное, почти спящее. Оно проводит свою жизнь во тьме и забвении. Мало того намерения, которое обычно возникает в результате чтения одного лишь Кастанеды! Это очевидно любому искателю, достаточно упрямому, чтобы заниматься поиском Свободы и Трансформации больше десяти-пятнадцати лет. Есть нечто невысказанное, но крайне важное! Оно находится на поверхности, как и идея безупречности. Это «нечто» трудно поддается вербализации. Чтобы понять всю важность этой невербализуемой идеи, необходимо обрести богатый опыт переживания «необычных» психических состояний. Я верю, что намерение человеческого вида содержит в себе выход из человеческого описания мира и освобождение от него. Я также верю, что экзистенциальный смысл человечества состоит в том, чтобы при помощи целеустремленной практики, определенной активности осознания, работы с вниманием и восприятием, внести продуктивные изменения в генетическую сущность человека. Таким образом, психоэнергетическая дисциплина нагуализма направлена на самую важную метаморфозу – на качественное изменение намерения личности. Содержанием нового намерения становится, прежде всего, Трансформация. Она включает в себя такие важные аспекты, как усиление осознания, способность параллельно использовать различные описания мира, произвольная экспансия осознания в прежде недоступные поля энергетического тела и мира больших эманаций. Как только перечисленные стремления становятся неотъемлемой частью преображенного намерения, практик переходит к заключительной стадии Трансформации. Теперь ему нет пути назад. В этот момент он становится «магическим существом». http://alfa.psyhonetika.org/blog/amiykotik/12-05-24-1468 Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: mangust от 28 мая 2012, 15:40:18 Насекомых мы в большинстве случаев не замечаем. Внимание не привыкло иметь с ними дело. Возможно, потому, что насекомые живут в пространстве иных размеров. И лишь в тех случаях, когда они вторгаются в мир наших масштабов, мы вспоминаем об их существовании. Например, когда вас ужалит пчела или укусит комар, когда вы заметите необыкновенно красивую бабочку… Их мир – микрометричен, их восприятие времени сильно ускорено. Эти живые формы существуют в пространстве, где 1 сантиметр можно сравнить с 1 метром в перцептивном мире человека. А день для насекомых примерно равен человеческому году. Разумеется, все эти масштабы очень приблизительны. Не только потому, что существует множество видов насекомых, каждый из которых ощущает внешнее пространство-время с собственной скоростью. Но и потому, что перцептивная матрица (схема восприятия сенсорных сигналов, поступающих снаружи) организована не так, как у человека. Поэтому насекомые крайне редко встречаются в сновидении или во втором внимании за исключением тех случаев, когда применялись «растения Силы» или синтетические психоактивные вещества, способные на время остановить работу человеческой матрицы восприятия. Странно, а у меня в точности наоборот, животные редко снятся, а насекомые гораздо чаще, особенно когда практикую усиленно. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Mod от 28 мая 2012, 19:25:02 Насекомых мы в большинстве случаев не замечаем. Внимание не привыкло иметь с ними дело. Возможно, потому, что насекомые живут в пространстве иных размеров. И лишь в тех случаях, когда они вторгаются в мир наших масштабов, мы вспоминаем об их существовании. Думаю, так получается потому, что насекомые большей частью миниатюрны. А так визуальный канал для внимания превалирующий, то малый размер игнорируется психикой ввиду несущественности такого материала для конструирования образов.Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Mod от 28 мая 2012, 20:04:51 Это важный момент! Книги Карлоса Кастанеды тоже творили настроение. По-моему, здесь АПК упрощает этот, действительно, весьма важный момент. Настроение - это куб. см. шанса, который не так просто продлить. То что я буду вновь перечитывать КК отнюдь не даст мне той же силы настроя, которое было при первом прочтении. Творить собственное настроение - сложная задача, причем чаще всего это задача неприподъемная. Наша задача – не утратить это настроение и обогатить его адекватной и гармоничной психотехнологией. Обычно мы поступаем противоположным образом. Поэтому, то АПК и кажется, что мы поступаем противоположенным образом. А поступаем мы по-другому потому, что: Мы называем эти силы «влечениями» или «драйвами» (drives). Из влечений возникают устойчивые интересы и ценности, которые иногда определяют содержание всей жизни конкретного человека. Этот самый драйв имеет свойство кончаться. И то, от чего "перло" ранее сегодня уже совсем "не прет" или "прет" малова-то. А вообще, на драйв (или это самое настроение) акцент правильно сделан. Т.к. правильная мотивация - один из ключевых моментов практики.Наше воображение ловко меняет «поле» на «вещество», эманации на «потоки», энергию на излучение. Другими словами, что бы мы ни описывали, в качестве основы мы используем базовое описание первого внимания, согласованное много веков назад. Мы не в состоянии передать реальный опыт. Мы непрерывно создаем варианты базового описания, не более того. То что использование базового описания первого внимания - это правильно и вполне обосновано. Нельзя забывать о системности сложившихся веками представлений. То неведомое с чем доводится иметь дело должно как-то быть проитегрировано, встроиться в устоявшуюся систему представлений. Иначе никак. Т.к. отсутствие стройной мировоззренческой системы - есть хаос ни к чему как кроме неуравновешенности психики либо умопомешательству не ведет. Другой вопрос, что системы представлений отнюдь не без изъянов, "глюков и багов". С чем и нужно праведно бороться всю сознательную жизнь :)Любые варианты базового описания кажутся понятными. Как бы мы ни перестроили лексику, заменив одни слова на другие, сознание упорно следует импринтированной схеме описания мира. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Корнак от 28 мая 2012, 21:25:47 Странно, а у меня в точности наоборот, животные редко снятся, а насекомые гораздо чаще, особенно когда практикую усиленно. А чего странного? Ксендзюк, небось, тараканов из головы давно вывел Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Корнак от 28 мая 2012, 21:33:40 Этот самый драйв имеет свойство кончаться В школе 4 пути об этом знали давно и потому работу основывали на трех линиях. И "драйв" в 4 пути описан научно, в отличие от того описания и понимания термина, которым пользуемся мы. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: mangust от 28 мая 2012, 22:01:28 А чего странного? Ксендзюк, небось, тараканов из головы давно вывел Считаешь насекомые во сне снятся из-за тараканов в голове? Интересная мысль. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Корнак от 28 мая 2012, 22:18:55 Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: jeton от 29 мая 2012, 09:22:06 Стереотипное поведение выражает себя в крайностях. Мы либо погружаемся в грезы о непостижимом Духе, как бы мы Его ни называли, и больше, откровенно говоря, ничего не делаем. Либо – сводим все к технике и превращаемся в редукционистов, не желающих ничего знать, кроме гипотетических моделей и психотехнических алгоритмов. :)Я прошел и первым путем (что заняло у меня немало времени), и вторым. Отголоски второго этапа моей личной истории еще можно заметить в книгах, написанных в период 2001-2005 гг. Жить в крайней позиции проще, чем стремиться к равновесию между ними. Это утверждение может показаться банальностью, но с годами мы обретаем опыт и постепенно приближаемся к истинному пониманию. В некоторых культурах этот уровень понимания называют мудростью. После двадцати лет работы я могу сказать, что ясно осознаю необходимость третьей, «срединной» позиции. Это не просто умственное понимание, это – чувство, охватывающее всю мою целостность. В таких чувствах, на мой взгляд, и заключается сущность опыта, который можно приобрести, но практически невозможно передать. Существует принципиальное ограничение для перевода ментального дискурса на язык тела – и наоборот. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: violet drum от 01 июня 2012, 01:39:09 Насекомых мы в большинстве случаев не замечаем. Внимание не привыкло иметь с ними дело. Возможно, потому, что насекомые живут в пространстве иных размеров. И лишь в тех случаях, когда они вторгаются в мир наших масштабов, мы вспоминаем об их существовании. Думаю, так получается потому, что насекомые большей частью миниатюрны. А так визуальный канал для внимания превалирующий, то малый размер игнорируется психикой ввиду несущественности такого материала для конструирования образов.Кстати, прикольно бывает лечь лицом в траву где-то на лугу и "погрузиться" в этот микромир. Обнаруживаются реально кишащие всяческими странными существами "джунгли". И каждый занят чем-то важным ::) Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: nobody от 01 июня 2012, 14:29:40 Начнем с того, что сам процесс выхода из человеческого описания мира не является действием тоналя. Это – совместная концентрация и резонанс двух энергетических феноменов, которые вместе представляют собой сердцевину человека, – то, что в религиозном описании именуется «духом» или квинтэссенцией человеческой «души», намерения и осознания. Ксендзюк великолепен. Не стану его больше обвинять в перекосе в сторону технологичности... Честно.... За прошедшие годы я испытал на себе как преимущества, так и недостатки двух различных позиций – 1) бестелесного идеализма и 2) редукционистской технологии. В первом случае мне удалось укрепить свое намерение и подготовить почву для усиления сознания, во втором – научиться сложным психотехническим процедурам и расширить область ясного осознания. ... Таким образом, психоэнергетическая дисциплина нагуализма направлена на самую важную метаморфозу – на качественное изменение намерения личности. Стырю в соответствующую тему. Спасибо Netto otteN, за статью АПК. Не читала, вроде, раньше. Название: Re: Алексей Ксендзюк - "Человек как магическое существо" (статья) Отправлено: Рычаг от 01 июня 2012, 15:55:06 Ксендзюк великолепен. Не стану его больше обвинять в перекосе в сторону технологичности... Честно. ... Спасибо Netto otteN, за статью АПК. Присоединяюсь к этому заявлению. Если АПК не шарахался от связи с Намерением к психотехнологиям, а пытался интегрировать одно с другим - респект ему за дерзания. Хотелось бы узнать об их результатах. |