Название: Траи вида внимания и антахкарана Отправлено: fedia от 01 февраля 2013, 11:45:10 В книге
Алексей Петрович Ксендзюк "Человек неведомый. Толтекский путь усиления осознания" ЧАСТЬ II. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОЛТЕКА Глава 6. СТАЛКИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ АПК дает описание трех видов первого внимания - произовольного, непроизовльного , и послепроизовльного Это стандартные термины психологии Википедия : Внимание (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%ED%E8%EC%E0%ED%E8%E5) Описание АПК из за бессмысленной перегруженности терминологией понять достаточно сложно Не так давно я столкнулся с тем, что три вида внимания описывает и йога, как три таттвы в троичном органе Википедия : Антахкарана (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0) Мне кажется что имет смысл связать эти два описания и использовать более глубокое - йогическое Описание трех типов первого вниания у АПК: Цитата: Прежде всего, мы должны учитывать, что человек постоянно пользуется тремя типами вни- мания. Именно сочетание всех типов внимания выстраивает обычную схему переживания и основанного на нем поведения, результатом чего становится непрерывная потеря энергии. Внимание бывает 1) произвольным, 2) непроизвольным и 3) послепроизвольным. (1) Первый тип внимания есть прямая манифестация осознанно принятого описания мира. Работать с ним проще всего, поскольку оно легко меняет свое направление и интенсивность, если тол- тек намеренно изменяет описание мира. Эта разновидность внимания опирается на те аспекты мо- дели воспринимаемого мира, которые требуют подтверждений и не воспроизводятся автоматиче- ски. Обычно это сложные семантические конструкции, работа со структурами, состоящими из зна- чений, опознаваемых по шаблону (практически без участия активного осознания). Однако интер- претация многоэлементных структур вынуждает внутренний диалог всякий раз повторять законы описания, что сопровождается участием произвольного внимания. Произвольное внимание выслеживается просто, поскольку каждое его движение связано с усилием осознания. Оно охватывает информационно наиболее плотные области описания, которые предла- гают несколько выборов (что требует не-автоматичности поведения), и по этой же причине сопро- вождаются ментальным комментированием — самым явным компонентом внутреннего диалога. Остановка ментального комментирования вызывает паузу, которая может перенаправить произ- вольное внимание и изменить сценарий сложного реагирования. Благодаря этим относительно не- сложным процессам возможно так называемое «позднее» обучение и переучивание. Так охотник учится различать следы животных, а современный человек — управлять автомобилем или работать с компьютером. Ибо во всех случаях обучения надо знать, на чем сосредоточить внимание, чтобы выделить важное и убрать второстепенное. Каждый навык требует собственного распределения внимания и нового алгоритма. Поэтому вполне естественно, что сталкинг начинается с выслежи- вания произвольного внимания. (2) Непроизвольное внимание обусловлено биологией и нейрофизиологией. У всех млекопитающих с развитой ЦНС непроизвольное внимание работает по схожим законам. По сути, непроизвольное внимание — это простое отражение доминирующих энергообменных процессов. Среда (внешнее поле) диктует законы непроизвольного внимания так же, как законы самого выживания. Например, пучок энергетических полей, который интенсивно перемещается в непосредственной близости от субъекта, может оказаться опасным. Подобный пучок, пребывающий в состоянии от- носительного покоя, реже представляет собой угрозу. Непроизвольное внимание в этой ситуации всегда фокусируется на более активном пучке. Близкие объекты для непроизвольного внимания важнее далеких, крупные важнее мелких, яркие важнее бледных и т.д. Подобные законы работают и во внутреннем мире субъекта. Эмоции и переживания, впечатления и мысли имеют свою иерархию важности для непроизвольного внимания. Главная проблема в вы- слеживании непроизвольного внимания, когда речь идет о психических фактах, заключается в том, что содержание внутреннего мира чаще всего обусловлено всеми видами внимания одновременно. Некая часть бодрствующего сознания всегда следует за произвольным вниманием, другая — за по- слепроизвольным. Вычленить биологический автоматизм — это значит обрести важный инстру- мент сталкинга, поскольку этот автоматизм может исполнять роль конкурирующего сигнала в це- лом ряде нежелательных эффектов тоналя. Сущность непроизвольного внимания заключена в непосредственности. Оно всегда пребывает «здесь» и сейчас», и уже этим противостоит самозабвению бесконечных проекций в будущее и прошлое, в условное (воображаемое) наклонение. Непроизвольное внимание в чистом виде несо- вместимо с индульгированием. Таким образом, в процессе сталкинга можно опираться на непроиз- вольное внимание, чтобы устранить психоэмоциональные нагромождения, порожденные тоналем. Внутренний диалог принимает минимальное участие в этом виде внимания. Причем именно здесь внутренний диалог всегда опаздывает. Он не сопровождает и не оформляет внимание, он фиксиру- ет последствия непроизвольного акта. (3) Основное поле для выслеживания сталкера — это послепроизвольное внимание. Этот тип вни- мания поддерживает основную часть тоналя, фиксирует режим восприятия и поглощает наиболь- ший объем энергии. Почему? Субъективно нам кажется, что как раз произвольное внимание требу- ет максимальных усилий от воспринимателя. На деле же все обстоит немного иначе. Во-первых, послепроизвольное внимание занимается поистине колоссальным объемом сигналов. Оно вычленяет, о-значивает, оценивает абсолютное большинство сигналов и сенсорных комплек- сов, поступающих из внешнего поля. Оно непрерывно «делает» окружающую среду — как при- родную, так и социальную, оно раскладывает по пунктам инвентаризационного списка эмоции, чувства, переживания. Во-вторых, сущность послепроизвольного внимания — это своего рода «за- бытая произвольность». Любой акт послепроизвольного внимания так же неестественен, как и дей- ствие произвольного внимания. Он обусловлен цепочкой символов, взятых из описания, совокуп- ностью элементов внутреннего диалога. В известном смысле послепроизвольное внимание — все- гда результат размышления. Иногда оно бывает простым, но чаще скрывает в неотслеженных глу- бинах множество ходов и последовательностей. Мы не замечаем, как всякий раз повторяем это «размышление» — в сокращенном виде, разумеется. Но даже в сокращенном виде внутренний диалог потребляет все накопившиеся ресурсы, за исключением неприкосновенного запаса, кото- рый хранится на случай катастрофических перцептивных и психических нагрузок. Не будет большим преувеличением сказать, что взрослый человек живет в мире послепроизволь- ного внимания. Даже простейшие действия (например, ходьба) — результат послепроизвольного внимания. Когда-то ребенок потратил достаточный объем произвольного внимания, чтобы нау- читься ходить, а не ползать на четвереньках. Конечно, в царстве послепроизвольного внимания тоже существует своя иерархия сложностей (энергоемкости). Ходьба, например, относится к простейшим действиям и потребляет совсем мало энергии. Распознавание звуков и слов родного языка — более сложный процесс. К нему примыкает целая система социальных сигналов, условностей, возникших на ранних этапах антропогенеза, ко- гда формировались первобытные племена с их примитивными (но уже искусственными) ритуала- ми. Своеобразным апофеозом послепроизвольного внимания стали для человека чтение и письмо. Эти навыки ярче всего демонстрируют искусственность мироописания и его условность. Одновремен- но они легли в основу глобального феномена человеческой культуры в целом. Сегодня чтение и письмо пребывают далеко не на вершине сложных автоматизмов послепроизвольного внимания. Есть навыки куда более сложные, но все они базируются на тех же принципах: сотворение знака после многократного абстрагирования мысли и представления, а затем — сотворение синтаксиса, т.е. законов, управляющих последовательностями знаков. Язык, чтение и письмо сделали мышление человека синтаксическим. Одновременно собственный неприродный синтаксис приобрели все виды восприятий и описание мира целиком. Само устрой- ство общественной жизни человека с какого-то момента стало детищем синтаксиса. Абстрактные понятия генерируют социальные феномены, и общество существует как определенный язык. |