Название: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Di.ega от 28 мая 2010, 19:47:12 Всем привет!
Появилась значит потребность в изучении Йоги- как теории, так и практики. Какую бы вы посоветовали литературу, относящуюся ближе к делу. Нашему, так сказать, общему=) Спасибо. Если тема создана не в том разделе прошу извинить Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: tavi от 28 мая 2010, 21:09:27 Присоединяюсь к вопросу. Мне тоже интересно. :)
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Pipa от 28 мая 2010, 21:19:38 К слову сказать, издательство "Постум" уже выпустило две книги по хатха-йоге - http://postum.ru/content/view/10/3/ , а книга Д. Коултера «Анатомия хатха-йоги» готовится к печати.
Цитата: Готовится к печати книга Д. Коултера «Анатомия хатха-йоги» «Анатомия хатха-йоги», настольная книга всех серьезных практиков, по праву может быть названа Библией хатха йоги! Эта книга уже давно известна во всем мире как самое авторитетное руководство, рассматривающее практику йоги с позиций современной науки. Она является стандартом де-факто при подготовки преподавателей йоги. Шестьсот страниц текста, двести тридцать фотографий и более сотни анатомических иллюстраций и диаграмм! Вскоре возможность ознакомиться с этим замечательным изданием появится и у русских читателей. Принимаются заявки на приобретение издания. Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Di.ega от 29 мая 2010, 19:02:22 Приобретение книг в процессе, а помимо какие еще авторы почитаемые?
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Di.ega от 30 мая 2010, 05:46:54 «Гхеранда Самхита. Наставления мудреца Гхеранды» посмотрел в электронном варианте. Понял что надо начинать с чего попроще в практическом плане.
С чего бы вы посоветовали начать знакомство с практической йогой? Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Артур от 30 мая 2010, 12:02:13 Виктор Бойко - "Йога: искусство коммуникации".
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Евгений от 30 мая 2010, 17:34:11 Di.ega
С чего бы вы посоветовали начать знакомство с практической йогой? Я в прошлом году посещал 2х дневный семинар гималайского йога Пилота-Бабы в рамках Всероссийского конгресса Адвайты в Москве (очень недорого, что-то около 2 тыс. руб.). Практика, плюс потом беседы. Мастер - при жизни канонизирован, в Индии считается одним из сильнейших живущих йогов. В этом году приедет опять в июле, если не ошибаюсь. Лучшего начала просто не придумаешь. Если хотите посмотреть на живого действительно безупречного товарища, то вам туда. Относительно результатов - у меня прямо на семинаре начались ВТО, как реакция на упражения. Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: zvezdo4et от 31 мая 2010, 11:58:03 Прежде всего, я посоветовал бы ознакомиться с работой Е. Островской и В. Рудого -
"Классическая йога. Йога-сутры Патанджали и Вьяса-Бхашья". Хотя этот текст вряд ли можно использовать как руководство по практике йоги, однако он содержит фундаментальные идеи, которые эту самую практику определяют. К тому же может быть полезным сравниение идей санкхьи и абхидхармистской философии, приведенный в этой книге. Уверен, если вы знакомы с работами АПК, то по прочтении данного труда самостоятельно сможете определить для себя схожесть и различие философии нагуализма и йоги (лично я вижу, что эти системы имеют мало общего в мировоззренческом плане, хотя такие фундаментальные психотехники как кВ и дКв, ОВД - в йог. варианте читта-вритти-ниродхо (ЧВН), присутствуют в обеих, но в итоге мы получаем разный результат). Также интересен сводный перевод "Йога -сутр", сделанный Пламеном Градинаровым. Ссылку, к сожалению, оставить не могу, но думаю если поискать в гугле, то можно найти. Комментарии "Йога-сутр" как йогами, так и академическими исследователями могут дать представление о понимании предмета с разных точек зрения, к примеру: "Очерк философии Патанджали" Дасгупта С. "Йога-сутра Патанджали, комментарии" и "Четыре главы о свободе" Сатьянанда С. а также "Санкхья и йога" Смирнов Б.Л. Сравнительный анализ философии йоги и других систем индийской философии: "Шесть систем индийской философии" Мюллер Макс И, конечно, интересна работа Мирча Элиаде "Йога. Бессмертие и свобода". Также интересным мне показалось исследование Р. Нильсона "Активность мозга в практике Йога-нидры" (йогического сна). Приведенным здесь списком литература по йоге не исчерпывается, я привел то. от чего отталкивался сам, изучая этот вопрос. Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: zvezdo4et от 31 мая 2010, 14:18:58 Однако материал, актуальный для вас, будет зависеть от интересующей вас проблематики.
Если вам (предположим) необходимо освоить качественное расслабление и вы ищете соответствующие источники, то вам может быть полезна обширная литература, в том числе источники по йоге. Вы можете сравнить их (на практике) и выбрать что-нибудь для себя. Другое дело если вы собираетесь сравнивать парадигмы йоги и нагуализма. Это совсем иные материалы. Чтобы не утонуть в море информации, определите для себя приоритеты - что вас интересует в йоге? Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: S.V.L от 31 мая 2010, 16:16:11 рекомендую проект Y23, достойная методика, как по мне.
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: tavi от 31 мая 2010, 21:48:47 [zvezdo4et,
Спасибо за широкий обзор литературы, но не могли бы Вы сузить немного. :) Интересует йога в практическом плане - техники расслабления, работа с вниманием, дыхательные техники. Это для начала, а там можно будет и углубиться. Или обязательно предварительно ознакомиться с теорией? Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: tavi от 31 мая 2010, 21:50:16 Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: S.V.L от 31 мая 2010, 22:09:45 https://www.google.com/search?hl=ru&source=hp&q=y23&aq=0&aqi=g2&aql=&oq=Y23&gs_rfai=
;D в гугле, где же еще:) Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Di.ega от 01 июня 2010, 17:01:22 Большое спасибо вам zvezdo4et. Я думаю, что требуется больше практическая база, с которой я( и все начинающие) могли бы продвигаться используя книги АПК.
Хотя возможно, что с какой книги начнешь не столь важно, будет иметь значение какой продолжишь. Это к слову о приоритетах, есть желание ознакомиться, а там уже как масть пойдет. Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: zvezdo4et от 02 июня 2010, 17:18:24 [zvezdo4et, Спасибо за широкий обзор литературы, но не могли бы Вы сузить немного. :) Интересует йога в практическом плане - техники расслабления, работа с вниманием, дыхательные техники. Это для начала, а там можно будет и углубиться. Или обязательно предварительно ознакомиться с теорией? По поводу обширного набора источников – разумеется, не стоит сразу хвататься за все приведенные материалы, нужно выбрать для себя то, что актуально на данный момент. Я лишь хотел показать, что серьезных работ на тему йоги достаточно и их все можно найти если не в магазине, то в интернете уж точно. Часто звучит высказывание, мол «главное – это практика». С этим не поспоришь. Но вспомним Юнга: «Практика йоги немыслима – да и неэффективна – без тех идей, на которых она базируется». Если вы интересуетесь йогическим сосредоточением, знакомства с работой Островской и Рудого «Йога-сутры Патанджали» вам не избежать :) Даже если вы возьметесь изучать техники кВ и дКв по работе О. Бахтиярова «Деконцентрация», вы увидите ссылку на данный труд и интересную параллель, выстроенную исследователем. Занимаясь изучением проблематики работы с вниманием, в дальнейшем вы будете часто встречать идеи и термины, которые подробно разобраны в этой работе. Общие рекомендации по расслаблению можно найти к примеру в работах Бихарской школы йоги (автор – С. Сатьянанда). Они довольно просты: закрыть или полуприкрыть глаза (в большинстве асан это возможно), расслабить лицо, отпустить живот, внимание может медленно скользить, сканируя тело, а может свободно зацепиться на каком-нибудь его участке (например, «растворять ощущения» районе глаз). В любом случае - внимание остается в пределах тела. Движения по входу и выходу из асаны - плавные, после выполнения асаны не должно оставаться «остаточных» ощущений, в противном случае нужно сделать короткую шавасану. Трудности начинаются во время освоения методики, а именно - «подстраивания» ее под ваши индивидуальные особенности. И, зачастую, здесь все рекомендации «со стороны» оказываются бесполезны, пока не начнешь разбираться самостоятельно. Ведь качественное расслабление – это не результат каких-то волевых действий, а следствие косвенного влияния на сознание посредством работы с телом. Процесс постепенной очистки от избыточных напряжений весьма - медленный процесс, но если практика построена верно – уже через месяц-другой появляются интересные результаты. А через год вы себя просто не узнаете :) Насколько мне известно, дыхательные техники не рекомендуется применять, пока не будет достигнута достаточная проработка тела. Боюсь, что этот вопрос может быть решен только с инструктором – человеком более опытным, который знает ваши индивидуальные особенности и наблюдал за вашим «продвижением» в течение какого-то времени. Далее. Даже бегло изучив историю йоги, вы заметите, что это очень консервативная система. Консервативность была связана прежде всего с сакральным статусом йоги, и язык, на котором написаны сутры (санскрит) знали немногие. К тому же, до Патанджали информация, судя по всему, передавались «из уст в уста». С другой стороны - авторитет «афоризмов йоги» был очень высок и мало кто решался отступать от сформулированной им системы. (А может быть, в этом просто не было нужды? Ведь йога решала ключевые проблемы человека). Несмотря на консерватизм, йога видоизменялась, ассимилируясь иными культурами – как например в Японии (ведь всем известное слово «дзен» произошло от санскритского «дхьяна»), но основные положения, зафиксированные в «Патанджала-даршане» остались неизменными: Если описать коротко, йога, по определению Патанджали, есть «читта-вритти-ниродхо» - т.е. состояние, когда деятельность (развертывание, актуализация) сознания прекращена на время практики. «Составными частями» йоги являются: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Из них асана - неподвижная и устойчивая и удобная поза, в которой отсутствуют ярко выраженные ощущения в теле (и ни при каких условиях не должно быть болевых ощущений!). Асана достигается прекращением всякого усилия (или, выражаясь несколько иначе – нужно сделать усилие, суть которого – в снятии естественного напряжения) и сосредоточении на бесконечном. Напоследок хочется привести цитату того же Юнга: «Пройдя свой путь исторического развития, европеец настолько удалился от своих корней, что ум его раскололся в конце концов на веру и знание… Ему нужно возвращаться не к Природе – на манер Руссо, - а к своей собственной натуре. Он должен открыть естественного человека. Вместо этого европеец обожает системы и методы, с помощью которых он может только еще больше подавить в человеке естественное». [К.Г.Юнг «Йога и Запад»] Это сказано о европейцах, но - я уверен - относится также и к нам. Мне кажется, очень важно принять это во внимание, поскольку как йога, так и нагуализм (обычно это происходит на начальных этапах изучения) слишком часто превращается в такую систему подавления. Название: Re: zvezdo4et Отправлено: nibiru от 04 июня 2010, 12:54:25 Ну вот прочитал я к примеру йога сутры, мой словарный запас обогатился, я узнал слово Пуруша, Атман и Брахман. «Пуруша это особое Я». Хорошо, что дальше? Смотрю, а другая школа – буддисты - говорит о том что «Я» нет? ??? И обе они мирно сосуществуют в одной книге рядышком. Так где же правда – есть Я или его нет? Ведь не может быть одновременно и одно и второе? Если есть - все достижения буддистов - на смарку. Если нет – все достижения йогов! ;D
Или обманывают и те и другие, иначе почему ваши хваленые йоги умирают от рака и других болезней – просто и банально, как и все остальные? Умирают профессора, которые пишут об этом научные труды вроде указанных вами. Неужели вы думаете, что все они стали просветленными и ушли в нирвану? ;D Почему бы не посмотреть как они закончили свою жизнь – в соответствии лли с тем, что написали? Вот уважаемый вами Сатьянанда недавно умер. :o А не ушел в нирвану и тд и тп. Все эти ваши читта вритти ниродхи только усложняют и без того громоздкую картину мира, это – украшения, чтобы скрасить пронзительно простую истину – все умирают. И чтобы скоротать время и отвлечься выдумывают себе развлечения вроде философий. Хотят трансформироваться чтоб о смерти не думать. Потому что вся указанная вами профессура вместе с известными йогИнами отдыхают на кладбИще. Просто вы также не желаете с этим смириться, раз не замечаете такие очевидные факты. Вот у вас есть "здесь и сейчас" и если вы верите, что другого не будет, что этот день - последний, то будете воздухом дышать и солнышку радоваться, а не сидеть над "сравнительным анализом йоги и абхидхармы". :D Философия - "палка-чесалка" для ума - чем больше чешешь, тем больше зудит. И этот зуд не пройдет ни после йога сутр, ни после Деконцентрации, ни после сравнения всех параллелей и перпендикуляров нагвализма. Но когда же жить? Просто жить. Какой смысл жизни вы ищите помимо самой жизни? Зачем идею ставить выше реальности? Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Di.ega от 04 июня 2010, 16:58:07 Я считаю это дело выбора, кто и на что готов использовать этот шанс- будь то высшее постижение реальности, успешная карьера или просто обеспечение семьи. Воин в свой путь верит не веря, он знает что он умрет, и осознание столь неизбежного факта дает ему силы сделать, как говориться "рывок в неизвестное".
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Сергей П. от 09 июня 2010, 11:26:54 Я также посоветую для начинающих книгу Виктора Бойко - "Йога: искусство коммуникации". Главное на что он обращает внимание это расслабление, неделание. Я считаю, что в йоге очень многое можно подчерпнуть, то что нам пригодиться на нашем пути. Могу смело заявить, что я с помощью хатхи-йоги упорядочил и сделал из плохого правильный тональ, подготовил почву для безупречного тоналя. Чувствую, что в дальнейшем хатха-йога мне послужит техникой безопасностью. А вообще, когда будет время, поговорю об этом поподробней в отдельной теме.
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Himir от 09 июня 2010, 17:17:27 что бы заниматься йогой надо сначало понять для чего она тебе нужна,но это понять ты можешь только начав заниматься,когда разговор касается нашего направления то из йоги надо взять только хатху-йогу и дыхание,но вот с дыханием рекомендую быть очень осторожным можно по здоровью в дуб въехать и проклянёш всё и вся естьтакой фильм ссылки не помню но найти можно забив в поисковике докфильм индийские йоги кто они или похожую формулировку,но в занятии есть очень большой плюс (но пародоксально что это побочка) это становление твоего тела крепким и здоровым,но начав заниматься без неё будет кумарить к этому тоже надо быть готовым вы же понимаете что какую бы мы дверь не открыли назад дороги нет,есть только остановка,так что вариантов ноль или вперёд или вообще не лезь,очень благоприятная позиция чистое не делание и при том происходит очень сильное перераспределение энергии это перевёрнутые позы как стойка на плечах и на голове а в остальном как сказал А.П.К. наше время прогматизма теория второстепенна Удачи :)
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Сергей П. от 10 июня 2010, 12:14:37 Самое интересное, что хатха-йога не только тело делает крепким и здоровым, но также влияет на психику. Читал много случаев, а также сам видел своими глазами, как с помощью хатхи-йоги, основанной на глубоком расслаблении вылечивались неврозы, фобии, депрессии и другие незначительные нарушения психики. Глубокие проблемы типа шизофрении и др. конечно не излечить. Сами понимаете, что в здоровом теле здоровый дух, все одно. А если человек изначально психически более-менее здоров, то он с помощью занятий улучшит свой тональ. Я на себе ощутил, что я приблизился к безупречности, но только не через мысли, установки и выслеживание, а через тело.
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: tavi от 10 июня 2010, 17:05:40 как йога, так и нагуализм (обычно это происходит на начальных этапах изучения) слишком часто превращается в такую систему подавления. Я как раз прошла через это, но, к счастью, сейчас мне хватает здравого смысла понимать это. Очень хорошо об этом в свое время писал некто Санчеззз, который, к сожалению, был вынужден покинуть этот форум. Ещё раз спасибо за подробный ответ. :) Название: Re: nibiru Отправлено: zvezdo4et от 17 июня 2010, 16:45:02 Цитата: Так где же правда – есть Я или его нет? Ведь не может быть одновременно и одно и второе? Цитата: когда же жить? Просто жить. Какой смысл жизни вы ищите помимо самой жизни? Зачем идею ставить выше реальности? Мотивом поиска той или иной системы (будь то йога, нагуализм, буддизм или что-то еще), а затем и следования ей, часто выступает неудовлетворенность текущим состоянием. Говоря просто - мы страдаем (не столь важно от чего) и ищем средства избавиться от страдания. В этот период мы не знаем, что такое «просто жить». Как правило, мы не только перегружены описанием - зачастую оно организовано стихийно, самым неэффективным образом. Поэтому мы выбираем «альтернативное описание» и стараемся следовать ему. То есть с помощью идеи преобразовывать реальность. Если мы сумели освоить систему, приспособить ее под себя – проходит время и это приносит свои результаты, часто жизнь меняется к лучшему, но это не решает главной проблемы – мы все так же далеки от самих себя. Чем же может представлять ценность классическая йога, помимо косвенной пользы для тела от практики асан и пранаям? Тем, что возвращает нас к себе. Каким образом? Вспомним сутры 2 и 3 главы «О сосредоточении»: 2. Йога есть прекращение деятельности сознания 3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме (то есть в состоянии абсолютной обособленности – комментарий Вьясы). Практикуя асаны согласно рекомендациям, зафиксированным Патанджали, мы существенно снижаем активность внутреннего диалога и получаем возможность как бы со стороны наблюдать деятельность, а затем и растворение всех тех содержаний сознания (вритти), с которыми до сих пор отождествлялись. В этом состоянии наше «повседневное Я» с его планами и заботами исчезает, и проступает нечто большее (видимо, это и есть «самость» - то, что йоги назвали «Пуруша» или «обособленное Я»). В этот момент мы не считаем себя кем-либо – ни йогином, ни буддистом, ни нагуалистом. Мы – просто исследователи. Переживание своего Я как наблюдателя, не отождествленного с наблюдаемым и процессом наблюдения – очень мощное переживание! Человек приобретает внутри себя точку опоры (или выбивает опору из-под придуманных отождествлений – как посмотреть). Рискну предположить, что, несмотря на разницу в системах описания, состояние «обособленного Я» (Зрителя) у йогов и состояние «отсутствия Я» у буддистов – это одно и то же состояние, кореллирующее с 1м или 2м уровнем ОВД в нагуализме. Возможно, буддисты просто решили отказаться от концепции «обособленного Я» дабы не пытаться выразить невыразимое? Так или иначе, "Я-естьность" – фундамент, на котором можно строить здание. Ощутить простоту существования – это уже очень много, а регулярная практика сделает это состояние стабильным. Именно эта независимость является началом пути куда-либо, которое мы рискуем проскочить, стартуй мы в тот же нагуализм из состояния отождествления с состояниями сознания. В этом случае мы будем ставить себе цели, стремиться к ним, добавляя к социальной озабоченности еще экзистенциальную. Достигнув этого простого состояния каждый сам решает куда идти дальше. Используя известную метафору, мы «опустошаем свою чашку с чаем». Ты просто чувствуешь, что какой-то путь – твой, а как он называется – не столь важно. И не обязательно после этого человек займется трансформацией – он может выбрать обычное существование, но практика йоги придаст ему иную глубину, иной смысл, иное понимание. Это будет качественно иной выбор. Т.е. практика йоги дает нам метод «сброса» текущего небезупречного состояния, очищение до уровня естества, натуры, то есть отправную точку для дальнейшего движения. А там можно будет и посидеть над сравнительным анализом йоги и абхидхармы, и также воздухом дышать и солнышку порадоваться. :) Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: nibiru от 22 июня 2010, 14:05:34 Зведздочет, вы с таким трепетом упоминаете Патанджали! А вы следуете всему, что он написал? Или что-то является для вас бесполезным? (устаревшим, ненужным и пр., нужное - подчеркнуть) И если так, то каков критерий полезности (истинности)?
Или всерьез верите в Атмана, Пурушу и Брахму? А может, вы верите, что мир стоит на трех китах и черепахе? Вот скажите, если заболит у вас что-нибудь (не приведи господь, сместится позвонок из-за неумеренной практики в какой-нибудь асане), о котором так много занют ваши йогИны, к кому вы пойдете лечиться – к шаманам и його-терапевтам или просто вызовите скорую? Вот вы упоминаете "яму-нияму". А вы сами-то в этой "яме" побывали? И как вы можете увязать эти моральные принципы с проявлениями "естественного" в человеке. Ведь животное в человеке не занет и занть не желает ничего из тех добродетелей, о которых пишут йоги. Или вы считаете, что если будете соответствовать каким-то представлениям о честности, благородстве, и чистоте, то выслужите у судьбы какой-то подарок и для вас она сделает исключение? А вам не кажется, что это то, чему нас учили в детстве – "будь послушным и мама купит тебе конфетку"? Знакомо? Брахмачарья, ненасилие, упование на Ишвару – за этими лучезарными масками вы прячетесь от самих себя! Утром мы практикуем йогу, а на завтрак едим жареное мяско! Или вы – вегетарианец и предпочитаете растения? Но ведь они тоже живые. Мы убиваем живые существа, чтобы жить самим, мы хищники – и искусство скрывать это – наша тактика. Мы такие, какие есть и нашу природу не изменить, да, мы можем изменить поведение, но в определенных диапазонах. Пока вам удобно, вы будете белым и пушистым – саттвичным. Но если кто-нибудь нарушит ваш личный комфорт – вы можете узнать о себе очень многое – то, что внутри нас лежит жестокий, равнодушный эгоист, которому ни до кого нет дела, кроме себя. Но который не желает этого видеть и поэтому надевает маску йога или буддиста или кого-то еще. Зачем "обосабливать наше я от этого"? Куда вы хотите сбежать? Зачем вы хотите причислить себя к какой-то общности – йогов, нагвалистов и пр? Да просто чтобы не чувствовать себя одиноким! Это психотерапевтический эффект И какая разница к кому себя причислять, а что считать параллелями? Все это – разные палаты одной больницы. Что полезного можно извлечь из предписаний, как надо себя вести в той или иной палате? От этого вы из больницы не выпишетесь. К чему что-то из себя строить? Ответ прост – это единственный шанс что-то из себя представлять! Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Княже от 22 июня 2010, 14:23:40 кстате мене безуспешн ищет картинк с тремя китаме в хорошем качестве и размером поболше для журналу
поподаютсо какие-то маленкие по пять, а мене нада по три. не веселые селедки а мощный рыбины с оскалом а у индусах про китов нету ничо, nibiru тут промахнулсе, там у нех слоны на черепахе. ведать яво рукой песал мой знакомец ;D Название: Re: zvezdo4et Отправлено: nibiru от 23 июня 2010, 16:15:57 И еще. Звездочет, я нашел противоречие в ваших словах и теперь думаю - то ли вы чего-то недопоняли, то ли я? Разрешите, пожалуйста, мои сомнения!
Итак Разве йогу практикуют чтобы вернуться к себе? Разве не для того, чтобы соединиться с Высшим? (Ишварой или Брахманом) Ведь концепция йогического сосредоточения основывается на том, что созерцатель становится тем, что он созерцает. Другими словами - если "сосредотачиваться на бесконечном змее Шеша" (а не просто на бесконечном, как вы написали. В ЙС присутствует упоминание именно бесконечного змея :)) то рано или поздно сам станешь им или приобретешь его качества. Так и с асанами - их принимали, подражая животным и пр и пр, чтобы перенять их силу, а вовсе не в лечебных целях. Как написано в упоминаемой вами Буду признателен ответу, так как не могу поверить, что вы, допустили в своем мессадже столь неприятое противоречие, способствующее тому, что истинная йога (как ее понимал патанджали) подменится вульгарной интерпретацией! Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: zvezdo4et от 26 января 2011, 17:00:04 Хочу привести краткий обзор книг по хатха-йоге, которыми пользуюсь сам. Может быть, кому-нибудь это будет полезным.
Рано или поздно человек, интересующийся йогой, начинает изучать первоисточники, такие как «Йога Сутры» (http://www.koob.ru/ostrovskaya_rudoy//) и «Шива Самхита» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шива-самхита). Если при этом он практикует хатха-йогу, то его, скорее всего, заинтересует «Хатха йога Прадипика» (1-я (http://www.klex.ru/81w) и 2-я (http://www.klex.ru/81x) части), «Гхеранда Самхита» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Гхеранда-самхита) , «Горакша Самхита» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Горакшанатх). Все эти тексты чрезвычайно компактны, поэтому для адекватного их понимания (и тем более – для практики хатха-йоги) требуются дополнительные разъяснения, комментарии и толкования. К примеру, Свами Сатьянанда Сарасвати (http://ru.wikipedia.org/wiki/Свами_Сатьянанда_Сарасвати) в своих работах подробно осветил важнейшие аспекты практики хатха-йоги. Начну с его книги «Древние тантрические практики йоги и крийи» (http://www.realyoga.ru/Library/books/tantricheskie_praktiki.html) (или здесь (http://www.koob.ru/satyananda_svami/)) «Йога и крийя» обладает всеми признаками самоучителя. Эта книга очень информативна, что является безусловным ее плюсом, даже несмотря на трудности, возникающие у практика, предпочитающего иную последовательность упражнений, нежели та, что указана в книге. В работе «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» (http://www.klex.ru/9tp) еще нет упражнений по медитации, очищению организма и некоторых «общих рассуждений» - она написана раньше «Йоги и крийи», которая строилась на ее основе. Зато здесь есть то главное, что касается практик, упомянутых в названии этой книги. Материал здесь упорядочен по темам, а внутри тем – по сложности. «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» - это простая книжка с асанами умеренной сложности, примерно того же содержания, структуры и объема, что и популярная «Йога дипика» (http://www.klex.ru/19n) Айенгара (http://www.koob.ru/ayengar/). Правда, последняя грешит обилием асан, без которых можно совершенно спокойно обойтись, и перегружена их детальным описанием. К тому же она, по словам Фаека Биреа (директор парижского центра Айенгар-йоги), «написана для таких, как сам Б.К.С. Айенгар», т.е. для тех, кого природа наделила исключительной гибкостью. Обе вышеуказанные книги С.C.C. претендуют на звание «настольной книги хатха-йога» :), но в силу того, что большая часть информации в них «пересекается», возможно, имеет смысл оставить себе только одну. Для углубленного изучения медитации, может подойти книга С.С.С. «Тантрические медитации» (http://www.klex.ru/1i4). Известный комплекс Сурья Намаскар отлично описан в одноименной книге Сатьянанды (http://www.indostan.ru/biblioteka/20_1552_0.html). Ритмичное и неспешное повторение одной и той же серии движений, глубокий неявный разогрев тела позволяют отлично прорабатывать его, одновременно «очищая» сознание. Для начинающих с плохой исходной гибкостью может подойти книга Дхирендры Брахмачари «Йога-сукшма-вьяяма» (http://www.koob.ru/dhirendra_brahmachari/) Это несколько «европеизированный», но, тем не менее, действенный подход к упражнениям хатха-йоги. В качестве справочника можно использовать «Анатомию йоги» Лесли Каминофф (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1809383). Среди русскоязычных авторов я бы выделил: Б.Л. Смирнов - «Санкхья и йога» (http://www.koob.ru/smirnova_b/); Борис Сахаров - «Йога. Теория и практика», «Скрытая сторона упражнений йоги», «Йога из первоисточников» (http://www.koob.ru/saharov/). Эта литература подойдет, скорее, для тех, у кого уже есть ощутимый опыт в практике; В.С.Бойко - «Йога: искусство коммуникации» (http://www.koob.ru/boiko/) – хороша, прежде всего, для новичков. Отличается тщательностью подхода, и рекомендациями, основанными на многолетней терапевтической практике автора. Это позволяет:
Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Investor от 26 января 2011, 17:21:47 zvezdo4et,
да-да, твой вклад в форум постнагвазма кастанеда заценил)) хаххаххаааа! Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: zvezdo4et от 26 января 2011, 17:24:42 это скорее "вклад" в тему материала по йоге :), но все равно спасибо!
а Кастанеде передавайте привет :) Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Тонакатекутли от 26 января 2011, 17:25:17 да-да, твой вклад в форум постнагвазма кастанеда заценил Не только Кастанеда. Я тоже оценил его вклад. Название: Re: Теоретический и практический материал по йоге Отправлено: Al1 от 05 марта 2012, 20:32:02 http://www.koob.ru/ramacharaka/rajah_yoga
много параллелей с идеями нагуализма |