Постнагуализм

Второй этап нового цикла => Внимание и энергия => Тема начата: Deadly_Lost от 01 февраля 2012, 14:43:44



Название: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: Deadly_Lost от 01 февраля 2012, 14:43:44
Привет всем, отрывок из последней книги АПК (выделения - мои):

Цитата:
"Между прочим, независимая от физиологической активности работа осознанного внимания – тот косвенный признак, по которому мы можем судить об уровне своего психотехнического прогресса.
«Если наше внимание стабильно подчиняется сознательному контролю и не требует подтверждающих телесных сигналов (дыхание, осязание, проприоцептивные конструкции – изначальные применяемые либо созданные нашим воображением в процессе тренировки делания и т.д.), то мы реально контролируем состояние своей психической целостности или – как минимум, осознанной ее части».
Безусловно, дыхание – очень важный инструмент во многих психотехнических процедурах. Высшие психические функции (внимание, восприятие, психоэмоциональная реактивность и т.д.) связаны самым тесным образом. С помощью дыхания можно активизировать и/или пассивизировать почти все интересующие нас психоэнергетические феномены.
Как я уже писал в одной из своих книг, здесь есть только одна проблема. Она заключается только в том, что дыхание – это функция органического тела. В двух случаях человек, практикующий осознанное управление дыханием, оказывается беспомощным: 1) он может оказаться в таком состоянии, где абсолютно невозможно контролировать функции органического тела – кома, паралич, долгое и глубокое сновидение, 2) органическое тело может умереть.
"

    Всем известно, что используя тело возможно добиться усиления осознанности. Например, в повседневной дневной практике, когда сложно поддерживать осознание "здесь и сейчас",  помогают "собраться" дыхательные упражнения, движения тела, а также концентрация внимания на теле / дыхание.
      Вообще, думаю, многие практикующие знают такой интересный эффект, что усиление осознанности на яву с помощью делания тела работает почти также, как в сновидении. К примеру, если  наяву вы долго были заняты напряженным умственным трудом, внимание рассеяно, вы чувствуете себя как-бы "размазанным", то начните делать свое тело, так, как вы делаете это в сновидении.
     Осознайте свое дыхание, сделайте несколько осознанных вдохов, напрягите ненадолго диафрагму, просканируйте тело вниманием, определите границы тела в противовес окружающей среде. Вы заметите, что осознанность усилится также, как это происходит в сновидении.
   Но вот вышеприведенный фрагмент из АПК не дает мне покоя  :)
   Получается, что использование 
Цитата:
подтверждающих телесных сигналов (дыхание, осязание, проприоцептивные конструкции – изначальные применяемые либо созданные нашим воображением в процессе тренировки делания и т.д.)
есть не очень хороший подход, что внимание для своего усиления в идеале не должно опираться на телесность, работать независимо от тела ?


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: Корнак от 01 февраля 2012, 16:06:31
внимание для своего усиления в идеале не должно опираться на телесность, работать независимо от тела ?

А оно так и работает. Тело является не опорой, а объектом внимания. Вниманию все равно что осветить. И ты сам пишешь:

Осознайте свое дыхание, сделайте несколько осознанных вдохов,

То есть вначале стоит ОСОЗНАЙТЕ, а потом что именно осознать. Мы вначале просыпаемся, а потом обнаруживаем, на что направлено наше Внимание. Если человек просто  выполняет какие-то дыхательные упражнения, или что-то другое, то он не может рассчитывать на усиление сознания.


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: mangust от 01 февраля 2012, 16:44:28
Цитата:
подтверждающих телесных сигналов (дыхание, осязание, проприоцептивные конструкции – изначальные применяемые либо созданные нашим воображением в процессе тренировки делания и т.д.)
есть не очень хороший подход, что внимание для своего усиления в идеале не должно опираться на телесность, работать независимо от тела ?

Это для тренировки, поначалу только используется тело и дыхание, первые лет 10. Потом уже к более сложным вещам можно переходить.


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: Al1 от 01 февраля 2012, 17:34:11
Внимание – это активное осознание, сфокусированное на каком-то объекте, явлении или процессе.
Таким образом, человек способен работать со своим вниманием единственным способом – целенаправленно повышать внимательность во время восприятия: визуального, аудиального, кинестетического, проприоцептивного. ...
Мы используем любой перцептивный канал, который доступен человеку для того, чтобы повысить силу внимания.
...
При этом важно помнить, что внимание и есть осознание, спроецированное произвольным образом.
...
Чаще всего опорой для сосредоточенного внимания становится кинестетический канал (осязание).
Но, при этом:
Цитата:
Чтобы добиться отделения осознания «Наблюдателя» (в дальнейшем – Сталкера, Свидетеля, Делателя) от наблюдаемого и выслеживаемого поля, практик должен сначала обрести опыт устойчивого переживания максимальной сосредоточенности внимания на фоне глубокой релаксации физического тела.
...
Работая с концентрацией и деконцентрацией, не забывайте, что при исполнении любой психотехники наша задача – максимально отделить мышечные напряжения и иные телесные функции (если они не являются объектом концентрации) от работы внимания. Добиться этого можно только в состоянии глубокой релаксации. Таким образом, обучение глубокому расслаблению тела обязательно входит в любой психотехнический комплекс, целью которого является управление вниманием.

Таким образом, начало психотехнической работы в нагуализме заключается в двух одинаково важных для дальнейшего прогресса практика действиях:

1) в отделении психической активности от физиологической (движение внимания от движения мышц, и др.);
2) в постепенном освоении основных каналов восприятия.
...
Во всех этих занятиях главное – помнить, что концентрация внимания ни в коем случае не должна смешиваться с физическим или физиологическим напряжением. Где бы ни находился объект концентрации (вне тела или внутри него), какой бы сенсорный канал мы ни фокусировали (зрение, слух, осязание) сосредоточение внимания никак не должно влиять на состояние тела и его органов. Тело остается спокойным и расслабленным, внимание – максимально сосредоточенным, собранным, активным и сконцентрированным.

Если практик смог достичь предельной концентрации внимания на избранной точке зрительного поля либо на поле ощущений избранного сенсорного канала, сохраняя максимальную расслабленность физических или физиологических функций – он выполнил психотехническую задачу, стоящую перед ним на первом этапе практики.
Работа над релаксацией и работа над концентрацией внимания должны происходить одновременно. И чем более искусными в релаксации мы станем, тем эффективнее для нас будут техники по управлению вниманием – концентрация и деконцентрация. Этот навык затем распространится на все используемые психотехники и повысит их эффективность.
...
Нагуалист должен научиться управлять вниманием (входить в состояние концентрации или деконцентрации), в том числе, и на фоне отсутствия релаксации. Это, разумеется, непросто.
Несколько лет требуется на то, чтобы выработать в своей психике навык игнорировать мышечные напряжения и обычную моторику. Таким же образом человек обучается игнорировать сенсорные сигналы (визуальные, аудиальные), которые попадают в его перцептивное поле и отвлекают внимание от избранного объекта концентрации.
Способность управлять своим вниманием безо всякой релаксации в дальнейшей практике совершенно необходима.

Я так понимаю, что использование кинестетических сигналов для концентрации - вполне допустимо. Бороться надо именно с автоматической "сцепленностью" внимания и моторики. К примеру, при визуальной концентрации не стоит напрягать глаза, пристально вглядываться в выбранную точку зрительного поля, а при деконцентрации - расфокусировать их. При концентрации на кинестетике (на том же дыхании, например) надо избегать напряжения мышц в области, на которой сосредоточенно внимание. При концентрации на аудиальном канале, особенно на "внутреннем" звуке, может даже ощутимо повышаться давление. Также на внимание не должны влиять усталость, сонливость и т.п.

В йоге, кстати, этот момент очень хорошо проработан. Фактически, вся хатха-йога и пранаяма служат именно для подготовки практика к работе со вниманием.

PS Вообще, на мой взгляд, для концентрации больше подходят не дыхательные упражнения, а просто наблюдение телесных ощущений, сопровождающих естественный дыхательный ритм. Наиболее удобные области для концентрации внимания при дыхании - область от верхней губы до носа, либо область диафрагмы. Области тела, связанные с дыханием, удобны для концентрации потому, что ощущения циклически изменяются, а значит, внимание удерживать легче.


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: одичалый от 01 февраля 2012, 18:47:36
Я за расслабленностью тела пытаюсь следить. После прочтения Ксендзюка обратил на это внимание. Вроде следишь следишь :-), а потом бац и понимаешь, что всё равно зажат.


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: Корнак от 01 февраля 2012, 19:06:18
Вообще, на мой взгляд, для концентрации больше подходят не дыхательные упражнения, а просто наблюдение телесных ощущений, сопровождающих естественный дыхательный ритм.

Повторюсь. Не важно на чем мы концентрируемся. У ДХ, например, было другое предпочтение:

Нагваль заставлял всех нас созерцать сухие листья годы и годы. Я думаю, что это наилучший способ достичь нашего второго внимания.


Название: Re: Следует ли использовать тело для усиления внимания (осознанности)?
Отправлено: одичалый от 01 февраля 2012, 20:03:13
Я лет в 8-9 задумывался над тем, почему люди стареют, делаются слабыми. Пришёл к выводу, что из-за того, что не могут удерживать внимание (но я на этом выводе не смог удержать внимание впоследствии). Внутри меня шла борьба, я одновременно знал, что формулировка с помощью слов что-то даёт мне, но одновременно и забирает, как теперь бы я сказал - усиливает саморефлексию.