На практике мы имеем дело с текущей настройкой, вовлечением, отождествлением, привычкой, убеждением, ролью... Нужно приложить специальные усилия чтобы прерваться и взглянуть снаружи. Не делание. Остановка мира.
Прерывание? Это как попытка оторваться от земли во время хождения - если бы мы действительно прерывались (оторвались от земли), то движение тут же остановилось бы. Отталкиваться стало бы не от чего.
То же и с буддизмом, с агностицизмом и с другими догмами "об отсутствии догм".
Чтобы следовать любой догме - приходится следовать именно догме.
Но если рассматривать ЭТИ догмы всерьёз (чтобы им следовать а иначе зачем же, просто разговоры бессмысленны), то нам сразу же и придётся остановиться и никуда не следовать, и ничего не делать. Буквально. В том числе не делать неделание, отказаться от агностицизма и т.д. Ведь именно это и предполагает буддизм, агностицизм, "отказ от любых догм". Ибо это - "отказ от любых догм", постулирование "пустоты", либо "незнания" - есть тоже догма! Именно так буддизм и агностицизм - сразу, буквально, уничтожают сами себя как путь куда-то - если ты прочитал что опоры нет нигде, значит опоры нет и в этом утверждении! И если предлагается "бросить
всё", то и начинать по-честному надо с того, чтобы бросить эту книжку, предлагающую бросить всё.
В том-то и дело, что если нам надо не болтать, а что-то делать, то "остановка", либо "отказ" подразумевает прекращение движения в ложную сторону = просто изменение вектора движения, от одной догмы (опоры) к другой, более верной но тоже догме (опоре). Именно в этом и заключается разумная практика - это мост между ДВУМЯ догмами. Или, говоря иначе - постулирование ВЕРНОЙ ДОГМЫ, то есть места куда делается следующий шаг. Впрочем, и практика неразумная - такая же,
если это делается, то тоже без отказа от догмы, но лишь с упором в догму неверную, неразумную. Это значит, что человек попытается действительно бросить всё, но у него, разумеется, ничего не получится - он просто встанет в позицию бросающего да и всё. А мир снова и снова будет ему наваливать.
Таков мир - тут нет НИЧТО и НИГДЕ. Поэтому, те учения которые действительно можно практиковать и те что реально практикуются - все, укрепляют практика в какой-то догме. Даже те, которые якобы постулируют отказ от догматизма.
Последовательный агностик, таким образом, всего лишь укрепляется в своей нелепой позиции - как человек, упёршийся в камень и прилагающий множество усилий, чтобы... никуда не идти, зато устать хорошенько. Ведь знание об отсутствии знания - это тоже знание, и его приходится отстаивать от других знаний. Буддийская шуньята - ровно такое же точно состояние, которое приходится удерживать среди других состояний. Религиозная мудрость (вера в Бога), такое же точно состояние - его приходится отстаивать от неверия. Мудрость философскую - отстаивают от неведения и ложного знания, и так далее.
И поэтому любая доктрина, позиционирующая это самое "ничто" и "нигде", это либо для болтовни - прочитать книжку про то, что надо не читать вообще (в том числе и эту книжку).
Либо для удержания себя, утомления себя - чтобы оставаться на каком-то МЕСТЕ, и ГДЕ-ТО (
что прямо противоречит этой доктрине, впрочем и нахрена же тогда такое ДВОЕМЫСЛИЕ нужно, о чём я собственно говоря и пишу, и на что обращаю внимание).
Любая попытка что-то действительно практиковать - приведёт практика именно в какое-то место, где он что-то будет делать.
Но только верная практика - поможет менять догмы, от одной (глупой, бесполезной, доставляющей страдания) к другой (мудрой, полезной, услаждающей). А глупая практика - приведёт не к неделанию (ибо нет неделания нигде), а к деланию глупостей. Например, к прекращению познания, и удерживания себя в позиции незнающего. Вместо того чтобы прекратить знать одно (ложное, ложную догму) и узнать другое (истинное, смысл истинной догмы).
Третий путь - просто болтать о делании или неделании, ну это или не практика (и оставляет человека на его естественном пути), или наоборот практика (если человек заболтался, и ещё глубже погрузился в его естественный путь, путь беспонтового болтуна).