Эмпатия может угаснуть и в пределах своего собственного вида. Когда эмпат устанет от такого бремени и научится закрываться.
Не принимать на себя. Что очень ценно в общении с нелюдьми и энергетическими вампирами.
Разум для того и служит, чтобы определять область применения той или иной стратегии. В тех же случаях, когда какой-то тип поведения
во ВСЕХ случаях однозначно плох или хорош, то он обычно закрепляется инстинктом. Типа если это хорошо, то делай так всегда или периодически, а если плохо, то не делай так никогда. Тогда как в реальности есть много такого, что следует делать лишь в определенных ситуациях, а те, в свою очередь, анализировать на предмет того, к какому типу они относятся (делать или не делать). И чем сложнее тот анализ, чем в меньшей степени применим инстинкт и тем в большей степени востребован разум.
Очевидно, что эволюционная задача сохранения вида относится именно к своему виду, а не к чужим. Соответственно с этим, отношение особей одного вида между собой не могут быть тожественными отношению между представителями разных видов. Причем, даже внутри одного вида могут быть еще и дополнительные градации - ты из моего рода или нет, самец ты или самка, взрослый ты или детеныш и т.п.
Те случаи, когда такие отношения бывают нарушены, относятся к "патологии ориентации". Где термин "ориентация" используется не в отношении пространства, а в отношении других живых организмов. Одно из типичных ругательств - "пидарас" (прилагательное - "пидерастический")
чаще всего используется в переносном смысле, отражая негативное отношение к кому-либо или чему-либо. Уже лишь на этом примере четко видно, что "нетрадиционная ориентация" оценивается в социуме предельно негативно. Аналогичное отношение к зоофилам, где сексуальные отношения выходят за границы своего вида. Однако неприятие нарушений в ориентации, выраженное столь резко в сексуальной сфере, гораздо терпимее воспринимается в других сферах, хотя и там тоже имеет место. Скажем, "гадкого утёнка" на птичьем дворе обижали, но всё же не заклёвывали до смерти, т.к. какое-то внешнее сходство с гусятами он имел. Аналогичное отношение к "белой вороне", которую из-за резко отличающегося цвета оперения за свою стая не принимала. И как бы мы не относились к таким случаям с точки зрения нашей человеческой морали, следует признать, что эволюционно такое поведение является целесообразным, т.к. работает на благо задачи сохранения вида. А если наша мораль с этим не согласна, то что-то с этой моралью не в порядке
.
Пролонгация эмпатии за пределы своего вида - такой же случай "нарушения ориентации", как и педерастия . Однако подобные случаи наша мораль не осуждает, а потому и патологии в этом случае люди обычно не замечают, хотя она есть. А вред от этого таков, что в виде следствия получаем снижение ценности человеческой жизни за счет неоправданного повышения ценности жизни животных, а это уже серьезно. Скажем, в советские времена поступок пионера, с риском для жизни бросившегося в горящий коровник, чтобы спасти совхозного теленка, расценивался, как героизм, на котором учили школьников. Тогда как объективно такой риск не был оправдан, т.к. тот пионер - все-таки человек, а теленок годился бы на мясо и в поджаренном виде
. Или до недавнего времени считалось геройским поступком, если при аварии пилот самолета не катапультировался, а "до последнего" пытался спасти машину. Здесь самолет - не живое существо, но снижение ценности человеческой жизни того же типа, когда ценность госсобственности оценивается дороже жизни человека.
Есть и совсем свежие примеры - недавно (в этом году) во время паводка какой-то человек бросился в бурный водный поток, чтобы спасти собаку. Сам он при этом утонул, а собака выплыла (сама). Ну и что в том хорошего? А ведь именно эмпатия была тому причиной. Кроме того, типичны случаи, когда кошка или собака внезапно выбегает на проезжую часть улицы, вызывая ДТП (зачастую с человеческими жертвами) из-за того, что водитель предпочел врезаться в дорожный столб или столкнуться с рядом идущим автомобилем, чтобы сохранить жизнь животному. Между тем, как заботиться о жизни животного должен его хозяин, а бродячие животные на шоссе жалости не стоят. И наконец, совсем показательный случай, когда читатели грозили переломать 8-летней девочке руки и ноги только за то, что она взяла котенка, как куклу, - за лапу, а какая-то тетка-кошатница написала, что девочка сломала ему лапку (хотя этого, скорее всего, не случилось) и дала в интернете ее адрес. После чего на девочку началась охота таких же ненормальных тёток. И вообще не дело, когда человека за убийство своего же кота (выбросил его из окна своей квартиры) сажают в тюрьму на 4 года - не должна жизнь животного (а тем паче разводимого в неволе) оцениваться так дорого. Вот и датчане недавно убили 17 миллионов норок из-за подозрения в том, что все они заражены коронавирусом. И правильно сделали - когда говорит разум, эмпатия должна молчать
.
Китаянки. Они, как правило, хорошие матери (возможно, еще и потому, что много детей там не разрешает иметь государство), и с эмпатией у них всё в порядке. Однако китайцы едят любую живность, а к пище у них эмпатии нет. Кошек и собак в Китае тоже традиционно едят, а потому и отношение к ним соответствующее. Нам же не жалко колоть грецкие орехи молотком?
Вот и им ровно так же не жалко убивать животных, употребляемых в пищу. Т.е. у них градация «человек vs животное» проведена очень четко, и это правильно. А когда возник международный спрос на гаввах
, то китаянки (на пару с филиппинками) первыми предложили соответствующие этому спросу услуги, т.к. морального запрета на то у них не было, как не было (по крайней мере в то время) и закона о защите домашних животных.