Почему так?
В ответ на этот вопрос можно дать два разных толкования: одно из них исходит из особенностей мировоззрения самого Виктора Пелевина, а второе опирается на реальное положение вещей.
Первое толкование будет такое. Мировоззрению Пелевина свойственно считать, что все мы внутри "белые и пушистые", однако в отличие от других "душеведов", Пелевин не считает, что после рождения эту белизну портит улица или квартирный вопрос, а
уверен в том, что эта чистота и белизна где-то в глубине души сохраняется, допуская ее порчу лишь только у "совсем плохих людей". Тем самым, у Пелевина квартирный вопрос не портит душу, а лишь покрывает ее снаружи грязным слоем, тормозя ее "светлые" побуждения, но оставляя для души теоретическую возможность "очиститься", так и осознать свою "внутреннюю чистоту". Очень похоже на ситуацию из песни Наутилуса "Шар цвета хаки":
Был бесцветным,
Был безупречно чистым.
Был прозрачным,
Стал абсолютно белым.
Видно кто-то решил, что зима,
И покрыл меня мелом.
Был бы белым,
Но все же был бы чистым.
Пусть холодным,
Но все же с ясным взором.
Но кто-то решил, что война,
И покрыл меня черным.
Был бы черным,
Да пусть хоть самым чертом.
Но кто-то главный,
Кто вечно рвет в атаку,
Приказал наступать на лето
И втоптал меня в хаки.
В соответствии с этой идеологией, люди по Пелевину, живут в постоянном мороке, схожим со сновидением. Тогда как Пеливин взывает к читателям в своих книгах, подобно Свиделям Иеговы
, - "Пробудитесь!"
Второе толкование будет такое. Опыт трудовой деятельности, как и опыт вообще, есть продукт научения, после которого полученные практические навыки в значительной мере погружаются в подсознание, становясь привычными. А поскольку мозг человека (а стало быть и его сознание) стремится к экономному режиму деятельности (как ныне говорят "энергосберегающему"), то доминирует именно эта, привычная форма деятельности. Тогда как разум активируется лишь в случаях крайней необходимости (об этом подробнее я ранее писала
здесь и
здесь).
Между тем, у Пелевина эта ситуация поставлена с ног на голову, когда сознание у его героя работает по умолчанию в самом активном режиме (в режиме разума), а для того, чтобы выполнять рутинные виды деятельности ему приходится свой разум глушить, чтобы передать контроль над телом своей бессознательной половине. Любопытно, что в этом аспекте Пелевин - антинагвалист
, т.к. бессознательную деятельность он не идеализирует.