Гуля
|
Пелюлькин, ----------------- может тебе пригодится термин какой-нибудь
----------------- завтра удалю поэтом не буду править
выложу как есть --------------------------------------------- * Также нет и такой вещи, как физический мир, отдельной и независимой от мысли. В состояниях бодрствования и сновидений мысли присутствуют и также присутствует мир. Как паук выпускает паутину и снова втягивает её в себя, так и ум проецирует мир вне себя и снова растворяет его в себе. Мир воспринимается как очевидная объективная реальность, когда ум обращен вовне, покидая таким образом свою тождественность с “Я есмь”. При таком видении мира истинная природа “Я есмь” не открывается; и наоборот, ---------------------- * “Нахождение источника эго” предполагает, как объяснял Махарши, концентрацию на Духовном Центре в теле – Сердце, расположенном в правой стороне груди. Следует сосредоточиваться так, “чтобы предотвратить появление мыслей”. «Внушаемые ответы на исследование, такие как “Я – Шива ”, в медитации давать уму не следует. Истинный ответ придёт сам собой. Ответ эго не может быть правильным. Эти утверждения и самовнушения могут помочь тем, кто придерживается других, а не этого метода исследования. Если вы будете продолжать вопрошание, ответ придёт». Ответ приходит как ток сознания в Сердце, сначала прерывистый и достигаемый интенсивным усилием, но постепенно возрастающий в силе и постоянстве, становящийся более самопроизвольным, действующий как задержка мыслей и действий, разрушающий эго, пока оно окончательно не исчезнет и не останется уверенность в наличии чистого Сознания. -----------------------
а) Я; истинное переживание Атмана, или Себя; чистое “Я есмь”, б) “Я”, субъективное переживание Себя, истинной природы человека, которую он ещё не осознал окончательно; в) “я”; иллюзорное чувство отделённости, личности, появление которого вызвано неправильным отождествлением Атмана, Себя, с телом (“Я есть тело”). В данном издании широко употребляется русский термин “сознавание”. Это перевод английского “awareness”; он передаёт “сознание” как процесс, как действие. --------------------------
29. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, Дхиана, Самадхи суть органы йоги. ----------------- 33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли. ------------------- 16. Несчастье, еще не наступившее, должно быть устранено.17. Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым. 19. Состояние качества суть: определенное, неопределенное, только намеченное и лишенное признаков. 20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания. 21. Природа испытываемого - для него. 22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она, однако, не уничтожается, оставаясь присущею другим. 23. Слияние есть причина осуществления природы обоих сил, как испытываемого, так и его владыки. ------------------- 10. Воистину, что есть здесь, есть и там; что есть там, есть и здесь. Тот, кто видит, будто здесь есть различие, идет от смерти к смерти. 6. Хорошо, Гаутама, я скажу тебе об этой тайне, о высшем Брахмане, а также, что бывает с Я после смерти.
7. Одни души входят в лоно для обретения тел, другие обретают неподвижность, согласно их действиям и согласно их знанию. 9. В точности как огонь, хотя и единый, войдя в мир, принимает отдельные образы соответственно разным формам, так и Я внутри всех существ, хотя и единое, принимает образ в соответствии с каждой формой; и [все же] Оно – вне.
11. В точности как солнце – глаз всего мира – не оскверняется глазными и внешними недостатками, так и Я, одно во всех существах, не оскверняется печалями мира – Оно вне.
12. Вечный мир для тех, и не иных, что различают и сознают в своих сердцах Того, который – являясь одним, властителем и внутренним Я всего – делает единую форму многообразной.
13. Вечный мир для тех, и не для иных, что различают и сознают в своих сердцах Того, который – являясь вечным среди недолговечного, сознанием среди сознающих – один раздает желаемое многим.
14. Как я узнаю то высшее, невыразимое Блаженство, которое они непосредственно сознают как "То"? Является ли Оно самосияющим – сияет ли Оно независимо, или же нет?
15. Там не светит ни солнце, ни луна, ни звезды; и это светят не вспышки молнии. Как же может это гореть? Он сияет, все это сияет; благодаря его блеску, все это различно озарено. -------------------- Алити )) 7. Тот видит Брахман, [кто видит] ту Адити, заключающую в себе все божества, принявшую рождение как Хираньягарбха, проявленную в соединении с элементами, восседающую в пространстве сердца, после вхождения туда.
Апана )) 3. Все божества поклоняются тому почитаемому, восседающему посередине, увлекающему прану вверх и уводящему апану вниз. 5. Смертный живет не праной и апаной; все живут чем-то еще, от чего зависят обе эти. *Антар-Бкха дришти * Атма сварyпа )) Только “Я есмь” [атма-сварупа] существует и является Реальностью. Тройственная действительность мира, индивидуальной души и Бога есть, подобно иллюзорному отливу серебра в перламутре, лишь воображаемое творение в Атмане. Эта триада появляется и исчезает одновременно. “Я есмь” одно есть мир, “я” и Бог. Всё, что существует, — не что иное, как проявление Высочайшего.
*Бахир -мкха-дришти ))) Но когда, с другой стороны, ум твердо пребывает в Сердце, они идут на убыль, исчезают. Сдерживание уходящего ума и его поглощение в Сердце известно как “обращённость вовнутрь”, антар-мукха-дришти. Отпускание ума и его выход из Сердца называется “обращённость вовне”, бахир-мукха-дришти.
Брахман )) 8. Жертвенный Огонь, помещенный в два создающих огонь куска дерева, [а также Огонь, пребывающий в сердцах йогов], который хорошо защищен, в точности как плод у беременных женщин, и Огонь, почитаемый каждый день бдительными людьми с жертвоприношением [и созерцанием] – тот Огонь есть также только Брахман. Как в мире о существовании корня [шелкового] дерева можно заключить, познавая его нить, подобным же образом, шестая песня начинается с тем, чтобы установить действительную природу Брахмана – путем описания дерева вселенной, корнем которого является Брахман: 1. Вот безначальное дерево, корни которого наверху, а ветви внизу. То, [что есть его корень] – чисто, это – Брахман, это зовется бессмертным. На этом утверждены все миры; никто не выходит за пределы этого. Воистину, Это – то. 2. Вся эта вселенная, все, что есть, возникает и движется, поскольку есть высший Брахман – великий страх, подобный занесенной молнии. Те, кто знают это, становятся бессмертными. 3. Из страха перед Ним горит Огонь, из страха светит Солнце; из страха бегут Индра и Воздух, и Смерть, пятая. * Бхагаван)) Поэтому к достигшим его обычно обращаются как к Бхагавану, это слово означает “Бог”. В
*Вичара ))Атма-Вичара )) Тройственная действительность мира, индивидуальной души и Бога есть, подобно иллюзорному отливу серебра в перламутре, лишь воображаемое творение в Атмане. Эта триада появляется и исчезает одновременно. “Я есмь” одно есть мир, “я” и Бог. Всё, что существует, — не что иное, как проявление Высочайшего. * Вишайа-васана )) вишайя-васаны * Вайрагья )) вайрагью (бесстрастие)
Вритта ))) Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в различные образы [Вритти]. 10. Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты. 11. Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых предметов [впечатления от которых вновь возникают в сознании]. 12. Власть над ним [Вритти] достигается упражнением и отречение [отсутствием привязанности]. 13. Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном подчинении есть упражнение. 14. Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели]. 15. Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящих в господстве над этими предметами, есть отречение. 16. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает Пурушу [настоящую природу ее]. 17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я". 33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом размышления в связи с предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым, смотря по условиям, успокаивает Читту. 34. Вдыхая и удерживая дыхание. 35. Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым. 36. Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям. 37. Или [размышлением о] Сердце, отказавшемся от привязанностей к чувственным предметам. 38. Или [размышлением о] Знании, которое приходит во сне. 39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает, как добро. 40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится не загражденным, как для атома, так и для бесконечного. 41. Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными (подчиненными), достигает в получающем, посредствующем и полученном [сущем сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами]. 42. Звук, значение и вытекающие из них знания, будучи смешанными, называются Самадхи с рассуждением. 43. Самадхи, называемая "без рассуждения", [приходит] когда память очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе только значение [предмета размышления]. 44. Этим путем [сосредоточение] с распознаванием и без распознавания [способа размышления] о более тонких предметах [также] объясняется.
Г Гандхвары )) 5. Как [видят] в зеркале, так и в своем разуме; как во сне, так и в мире предков; как видно в воде, так и в мире гандхарвов. Как в случае тени и света, так – в мире Брахмы.
Д *Джива)) Для своего существования ум обязательно должен зависеть от чего-то грубого; он никогда не существует сам по себе. Именно этот ум иначе называют тонким телом, эго, душой, или дживой. * Дришти ))) Это состояние простого пребывания в чистом Бытии известно как “видение глазом Мудрости” [джняна-дришти]. * Джапа )) Мантра-Джапа )) Подобно дыхательному контролю, медитация на формах Бога, повторение священных слогов [мантра-джапа] * Дхьяна )) Атма-Дхьяна )) Атма-дхьяны, или медитации на “Я есмь” Е
Ж
З Знание )) 18. Начикета, первым став свободным от добродетели и порока, от желания и неведения, обрел это знание, сообщенное Смертью, а также путь йоги, во всем его объеме, и достиг Брахмана. Также и всякий, кто становится знающим так, [как Начикета] внутреннее Я, достигает Брахмана.
И Ишвара. 23. Или преданность Ишваре. 24. Ишвара [Верховный правитель] есть особая Пуруша, не причастная страданию, следствию действий или желаний. 25. В нем становится бесконечным всеведение, которое в других только в зародыше. 26. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древних Учителей. 27. Выражающее его слово есть "Ом". 28. Повторение его [Ом] и размышление о его значении есть путь. 29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотреть внутрь) и уничтожение препятствий. 30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие [путь] препятствия. 31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения. 32. Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним предметом.
Й
К Крийя-йога. 1. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Бог называется Крийя-йога.
Л
Махат )) 11. Непроявленное выше, чем Махат; Пуруша выше Непроявленного. Нет ничего выше Пуруши. Он – наивысшее, Он – высочайшая цель. 7. Ум выше чувств; разум выше ума; Махат [Великая Душа] выше разума; Непроявленное выше, чем Махат. * Махарши, что значит маха риши, или “Великий Мудрец” * Мауна )) Сознание, или “Я есмь”, живущее во всех состояниях ума, одно остаётся, сверкая. Это есть то состояние, где нет ни малейшего следа “я”-мысли, то есть Само истинное Бытие. Его называют Покой, или Тишина, мауна.
Непроявленное )) 11. Непроявленное выше, чем Махат; Пуруша выше Непроявленного. Нет ничего выше Пуруши. Он – наивысшее, Он – высочайшая цель. * Нираса )) нирасу (свободу от желаний). О
Прадхана 45. Более тонкие предметы исчезают с Прадханой. 46. Эти виды сосредоточения имеют семя. 47. Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается. 48. Знание этого называется "исполненное истины". 49. Знание, полученное из свидетельства и заключения, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигнуть. 50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают все другие впечатления. 51. Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все другие впечатления], когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" Самадхи.
Просветление 10. Когда пять чувств познания успокоятся, вместе с умом, и разум также не действует – это состояние называют наивысшим. 11. Это сохранение чувств в устойчивости считают йогой. Человек становится бдительным в это время, поскольку йога подвержена развитию и упадку. 12. Его нельзя достичь через речь, через ум, через глаз. Как же может Оно быть известно кому-нибудь, помимо того, кто говорит о Нем как о существующем? 13. [Сначала] Я должно быть осознано как существующее, а [затем] – как Оно есть на самом деле. Из этих двух [сторон] истинная природа Я, что была познана как просто существующая, становится благоприятно расположенной [для обнаружения себя]. 14. Когда отпадают все желания, цепляющиеся к сердцу, тогда смертный становится бессмертным, [и] достигает Брахмана здесь. 15. Когда разрублены все узлы в сердце, даже при жизни человека, тогда смертный становится бессмертным. Только это – наставление [всех Упанишад].
Пуруши )) 1. Непроявленное выше, чем Махат; Пуруша выше Непроявленного. Нет ничего выше Пуруши. Он – наивысшее, Он – высочайшая цель. 8. Но над Непроявленным – высший Пуруша, всепроникающий и воистину не имеющий мирских атрибутов – узнавая которого человек освобождается и достигает бессмертия. 9. Его формы нет в поле зрения; никто не видит Его глазом. Когда это Я открывается через размышление, Оно постигается разумом, властелином ума, пребывающим в сердце. Те, кто знают это, становятся бессмертными. 17. Пуруша, внутреннее Я, размером в большой палец, всегда восседает в сердцах людей. Следует безошибочно отделить Его от собственного тела, словно стебель от травы "мунджа". Следует знать Его как чистого и бессмертного. 12. Существо [Пуруша], размером в большой палец, пребывает в теле. Зная Его как властителя прошлого и будущего, человек, благодаря этому знанию , не стремится спасать Я. Это – то. 13. Пуруша, имеющий размер большого пальца, подобен свету без дыма. Он – властитель прошлого и будущего. Он существует сегодня, Он будет существовать завтра. Это – то. 8. Чист Пуруша, бодрствующий и продолжающий творить желанные вещи, даже когда чувства спят; и Он есть Брахман, Он зовется Бессмертным. Все миры утверждены на Нем; никто не может выйти за Его пределы. Это – то. 3. В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] Покоится в своем собственном [естественном] состоянии. 4. В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями.
Р
С Самадхи. 17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я". 18. Есть другое Самадхи, достигаемое постоянными упражнениями в прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает только непроявленные впечатления. 19. [Самадхи, сопровождаемое крайним отречением,] становится причиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой. 20. Другими это Самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного. 21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии. 22. Они [Самадхи] затем различны в зависимости от употребленных средств: легких, средних или высших.
*Сиддха (Великий Единый). * Сат-Чит-Ананда )) Бытие-Сознание-Блаженство [Сат-Чит-Ананда]. * Саттва )) Чистота сердца, самообладание, спокойный характер, чуткость ко всем существам, сила духа и свобода от желания, ненависти и самонадеянности — типичные достоинства саттвического ума.
т
У
Ф
[Хираньягарбхи]-далекий путь ( другой берег бесстрашия ))11. О Начикета, став просветленным, ты отверг [все это], терпеливо рассмотрев наивысший предел желания, опору вселенной, бесконечные результаты медитации, другой берег бесстрашия, далекий путь [Хираньягарбхи], достойный восхваления и великий, а также [свое собственное] состояние. 6. Тот видит описанный выше Брахман, кто видит Перворожденного (Хираньягарбху) – рожденного прежде пяти элементов из Сознания (т.е.Брахмана) – существующего в пространстве сердца, в окружении тела и чувств, после вхождения туда. [Хираньягарбха]-есть низший Брахман )- ОМ-16.)) Этот слог [Ом], воистину, есть [низший] Брахман [Хираньягарбха]; и этот слог, воистину, есть высший Брахман. Всякий, кто, медитируя на этот слог, желает любого из двух – к нему приходит это. * Хридаям )) Слово хридаям состоит из двух слогов, хрит и аям (центр — это), которые означают “Сердце есть Я”.Оно — Источник и Опора ума.
Ц
Ч Читта )) Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в различные образы [Вритти].
|