Поэтому больше согласен с Корнаком в его непонимании смысла сверхусилия.
Если вы стремитесь постичь суть "сверхусилий", вам следует обратиться к Евангелию. Христос, перед Голгофой, провел 40 дней в пустыне, истощая свое тело и дух. Это, как ни назови, было истинное "сверхусилие". Я могу лишь вообразить, как выглядело его тело после этого испытания. В Гефсиманском саду, осознавая, что за ним идут, он с необычайным спокойствием ждал своих убийц. И это тоже было "сверхусилие" в чистом его проявлении.
При распятии активировалась борьба "Да" и "Нет"; При таком способе казни тело проваливалось вниз, сжимая легкие, и чтобы дышать, нужно было напрячь верхние мышцы и подтянуться, испытывая адскую боль. Он не умер на кресте — Его убили копьем.
Теперь вы можете понять мысль Гурджиева о жертве: при этом процессе активировалась "фабрика", резко увеличивающая выработку тонкого элемента, который пропитал все его тело и совершился переход. Вспышка, негативный отпечаток на плащанице и явление ученикам в его теле, которое можно было потрогать, вонзив пальцы в раны. Этот человек был учеником эзотерической школы, готовым к своей миссии, но в ней явно видны сверхусилия, боль и страдания.
– Необходима жертва, – ответил Гурджиев. – Если вы ничем не жертвуете, вы ничего не приобретаете. И необходимо пожертвовать чем-то, в данный момент драгоценным, пожертвовать им надолго, пожертвовать многим. Но всё-таки не навсегда. Это следует понять, потому что нередко не понимают именно этого. Жертва необходима только тогда, когда идёт процесс кристаллизации. Если же кристаллизация достигнута, отречения, лишения и жертвы более не нужны. Тогда человек может иметь всё, что хочет. Для него нет больше никаких законов; он сам для себя закон.