Постнагуализм
24 ноября 2024, 03:23:35 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 9  Все
  Печать  
Автор Тема: Зеркало  (Прочитано 16278 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Ртуть
Гость
« Ответ #60 : 14 декабря 2013, 17:10:24 »

                               Дидактический метод.

                            Сотворение мира вниманием.
 

   Мир тоналя, мир первого внимания, есть суть настройка, настройка на этот мир, видеть который мы намереваем каждый миг, прилагая к этому стремлению всю нашу волю.

Каким образом можно увидеть, заметить, работу великого обманщика и фальсификатора? Как обнаружить творчество тоналя (сборку этого мира), или хотя бы заметить следы работы этого "великого комбинатора нашего внимания и перцепции"?

Как-то раз, рассматривая стереокартинку, я задумался о том, что, больше участвует в увидении(нахождении) картинки (фон+объект) зрение или внимание?
  Чем, я удерживаю найденный предмет(ощущая некоторое расходование сил) видимый во внимании, причем в несколько другом, самую малость отличном, от того, как я настроен на этот мир, на восприятие этого мира.
  Поиск стереоизображения требует пристального сосредоточения и концентрации на картинке. Я намереваю найти, я ищу увидеть, увидеть невидимое, то, что не зафиксировать в видимом образе без новой настройки. Я затихаю, мне нужно  сконцентрироваться (настроится сосредоточится) сделать расфокусировку зрения. Я   деконцентрирую (останавливаю) свое внимание и тем самым, как-бы сбиваю (обнуляю) старые настройки, чтобы затем, поймать(узнать) и захватить своим вниманием, вниманием тоналя (зрение в этот момент расфокусировано) новую настройку.

   Мое внимание, мой шаблон внимания, рассматривая стереокартинку в поисках стереоизображения должен совершить феноменологическую редукцию (неделание), то-есть, отказ от тех привычных действий по схватыванию(восприятию) и осмыслению объектного мира к которому оно (внимание, восприятие) привыкло в течении жизни.
    Как следствие этого неделания (феноменологической редукции) моего внимания (восприятия), происходит - Эпохе (ОВД)  - состояние предстояния пред бытием, состояния вне оценок и категорий.
  Этот момент краткой ОВД дает как-бы сброс всем прежним настройкам, прежним привычкам восприятия, прежним установкам внимательности.
   Как только восприятие обновлено, как только внимание отрывается от привычных действий, оно тут же создает из хаоса цветных пятен стереоизображение (предмет и фон) и я создаю мир.
  Я создаю мир своим вниманием. Мое устремление, моя намеренность увидеть - творит зримый мир в моем восприятии, такой же "реальный" как и мир вокруг, который в свою очередь есть лишь моя настройка, мое соглашение, моя иллюзия.

Само узнавание (понимание) увиденного(выделенного), происходит уже после настройки, после того, как моё внимание схватило объект.



 


* 240_1.jpg (913.04 Кб, 1024x770 - просмотрено 497 раз.)
« Последнее редактирование: 14 декабря 2013, 23:02:42 от Ртуть » Записан
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 13018



WWW Email
« Ответ #61 : 16 декабря 2013, 08:46:32 »

Первое что нужно уяснить в практике ОВД, без полного контроля над ВД, осознанное ОВД невозможно.
Поэтому ОВД (как это не парадоксально) достигается не его ослаблением, а усилением, но, не в количественных показателях, а качественных.

   Ура! Вот это действительно ПОСТнагуалистический подход!

   Этот пост iron, пожалуй, наилучший пост на форуме за последний год. Однако же Ртути он очевидно не понравится, т.к. его кредо состоит во впадании в состояние сумашествия/умопомрачения ради прикольных впечатлений :). Отсюда и тяга к художественным сюжетам, выполненных по мотивам подобных впечатлений у разных художников.  
Записан
копье судьбы
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 1031


« Ответ #62 : 16 декабря 2013, 10:48:45 »

 Pipa,  я не Ртуть, но и мне показались чуднЫми размышления, а особо выводы iron, ибо они указывают на полное непонимание процесса ВД. Как можно интенсифицировать то, что в принципе не поддается управлению? Ведь смысл ОВД заключается не в управлении потоком ВД, а в перегрузке сенсорных каналов летунского липса до такой степени, что он перестает что-либо понимать и просто выключается. Такой перегрузке, в частности, способствует методика "походки силы". Ну, или трансцендентальная медитация. В результате, происходит разрыв связи между летунским липсом и челским разумом. Это и есть ОВД.
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #63 : 16 декабря 2013, 11:01:50 »

Дело в том, что я останавливал мир, и делал ОВД не раз, в отличии от вас.
Вот в чем оказывается дело? Думаю многие согласятся, ОВД является условием засыпания, поэтому «оно» происходит с каждым человеком, хотя бы один раз в сутки), про ПАВ я уже умалчиваю)). В этой связи, необходимо отметить один нюанс. Сущностью практики ОВД (имхо) является не сам факт ОВД, а осознание этого процесса, т.е активное внимание (рефлексия) должно, контролируемо и плавно, переходить границу между 1 и 2 вниманием, без потери осознанности. Подходящей аллегорией для это может послужить такой пример, два человека сидят на пирсе в море, один из них рыбак, второй просто сидит от нечего делать, рыбак в отличии от него пришел на пирс рыбачить и знает что он делает и зачем, он знает что в определенное время, из моря выскочит рыба и когда она выскакивает он ловит её. Второй человек, сильно удивляется когда выскакивает рыба и соответственно поймать её не успевает.

Первое что нужно уяснить в практике ОВД, без полного контроля над ВД, осознанное ОВД невозможно.
Поэтому ОВД (как это не парадоксально) достигается не его ослаблением, а усилением, но, не в количественных показателях, а качественных. Что я имею ввиду (?). Проиллюстрирую языком математики, но образно.

Вот пример количественного ВД:

100010000100011101000100101000011110001001110010101010010101010000011011100101
010010101010010101010101111100010110001000010001110100010010100001111000100110
001010101001010101000001101110010001001010101001010101010111110001011000100000
100111010001001010000111100010011100101010100101010100000110111001000100101011
100101010101011111000101001000100001000111010001001010000111100010011100101011
100101010100000110111001000100101010100101010101011111000101100010000100011101
000100101000011110001001110010101010010101010000011011100100010010101010010100
010101111100010110001000010001110100010010100001111000100111001010101001010100
000001101110010001001010101001010101010111110001011000100001000111010001001000

а вот пример (того же самого ВД), но качественно выраженного:

100111000.

Грубо говоря квант информации, можно выразить двумя способами, с помощью принципа Оккама или без него. Снова прибегну к метафоре, что легче остановить, тяжелое или легкое? Что быстрее и проще пересказать, сценарий фильма или его синопсис? Когда информация воспринимается лучше, в тишине или шуме, в спокойствии или возбуждении?
ОВД начинается с команды ВД, т.е практик проецирует на свой «ментальный экран» вербальное отражение своего намерения, т.е он создает посредством ВД четкую и ясную аффирмацию своих целей и задач в практике ОВД и день изо дня, мгновение за мгновением поддерживать её своим намерением (вниманием). Это структурная часть работы по ОВД, его стратегический план, поэтому критически важно точно формулировать намерение практики: не уничтожение, а «симбиотический союз» воли и разума, под «командованием» воли).
Тактическая же работа, заключается в очищении ВД, его «пропалование простотой» и «удобрение тишиной», или говоря языком математики «упрощение алгоритма его работы» без потери качества, т.е опущения и обобщение информации в новом алгоритме работы ВД, не должно искажать «информационный материал», а наоборот, должно быть направленно на точное и однозначное его отражение, так, чтобы между отражаемым и отражением не было «когнитивного конфликта».

В начале практики, ВД будет похож на дикую собаку которой одели поводок, через какое то время «дерганий» и «боданий», ВД «смиряется» с волей хозяина и принимает его намерение за свое. Повторюсь, невозможно (без потери осознанности) остановить активный ВД, необходимо сперва овладеть им (чтобы сделать его «тихим» и функциональным), чтобы в «правильное» время его остановить (с целью смены режима перцепции) без потери линейности осознания.

 


Простите. но я так и не понял, что вы мне хотели сказать? Разве я спрашивал вас что вы думаете о том, что вы будете чувствовать когда остановите ВД? На кой мне ваши фантазии?   :)
  Меня веселит, что люди ни разу не остановившие ВД начинают здесь полемику сравнивая свои фантазии и модели на этот счет. У меня вопрос вы сами хоть однажды останавливали ВД или нет? Если останавливали, то опишите этот случай подробно. а если нет, то вам придется поверить мне на слово.
« Последнее редактирование: 16 декабря 2013, 12:10:53 от Ртуть » Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #64 : 16 декабря 2013, 11:08:32 »

Ура! Вот это действительно ПОСТнагуалистический подход!

   Этот пост iron, пожалуй, наилучший пост на форуме за последний год. Однако же Ртути он очевидно не понравится, т.к. его кредо состоит во впадании в состояние сумашествия/умопомрачения ради прикольных впечатлений . Отсюда и тяга к художественным сюжетам, выполненных по мотивам подобных впечатлений у разных художников.

   Хреново то, что за 12 лет вы так и не нашли времени для занятий ОВД, и свой недополученный опыт, то есть полное его отсутствие проецируете на других.
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #65 : 16 декабря 2013, 11:19:23 »

В этой связи, необходимо отметить один нюанс. Сущностью практики ОВД (имхо) является не сам факт ОВД, а осознание этого процесса, т.е активное внимание (рефлексия) должно, контролируемо и плавно, переходить границу между 1 и 2 вниманием, без потери осознанности.

    Погодите, до второго внимания тут еще далеко, ВД это не граница между двумя вниманиями. ОВД это как выключатель, как нейтральная скорость в коробке передач. Втыкать второе внимание еще научится нужно. Вы не в теме снова.
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #66 : 16 декабря 2013, 11:30:00 »

Ура! Вот это действительно ПОСТнагуалистический подход!

   Этот пост iron, пожалуй, наилучший пост на форуме за последний год. Однако же Ртути он очевидно не понравится, т.к. его кредо состоит во впадании в состояние сумашествия/умопомрачения ради прикольных впечатлений . Отсюда и тяга к художественным сюжетам, выполненных по мотивам подобных впечатлений у разных художников.

     Попрошу  не вешать на меня ярлыки, это раз. Во-вторых и Вас и Корнака уже два года назад звали в гости, чтобы все это показать на деле, но у вас есть дела поважнее. Так-что, как говорится, пеняйте на себя.
   Сюжеты и художники, выбраны мной специально для нашего форума, я бы мог вывешивать поздних импрессионистов или русский модерн. То, что мне нравится больше и гораздо ближе моей натуре. Но репродукции на экране монитора не могут передать всей прелести картин импрессионистов и потому предпочтение было отдано картинам со сложным мистическим сюжетом.  :P
« Последнее редактирование: 16 декабря 2013, 12:12:03 от Ртуть » Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #67 : 16 декабря 2013, 11:35:23 »

Прежде чем делать такие заявления - нужно знать что САМ подразумеваешь под вторым внимание и что подразумевает под ним твой собеседник.
А без этого подобные высказывания не более, чем понты

  Еще один такой хамский пассаж и я потеряю к вам всякий интерес (с)

   Мне глубоко насрать, что кто-то там подразумевает, потому-что я знаю, что такое второе внимание. Еще раз прошу понять здесь обсуждается обучающий метод, простое пособие при помощи которого можно объяснять главный вопрос. Попробуйте еще, может до вас дойдет. Возьмите картинку, начните искать стереоизображение и понаблюдайте за собой. Попробуйте, я знаю точно, у вас получится!
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #68 : 16 декабря 2013, 11:49:52 »

В результате, происходит разрыв связи между летунским липсом и челским разумом.

  
   Всех кто пришел с летунами, прошу покинуть территорию и за консультациями отправится к главному летунологу и володороведу - Барабану. Спасибо.
Записан
копье судьбы
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 1031


« Ответ #69 : 16 декабря 2013, 12:22:48 »

iron, можете ерничать, сколько вашей душе угодно. Но на выходе, на вашей стороне голая теория, а на моей еще и практическое подтверждение. Так что продолжайте оставаться бумажным воином... если вам так нравится :)
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #70 : 16 декабря 2013, 12:26:32 »

iron, копье судьбы, ребята, давайте жить дружно!  :)

  В этой теме сейчас идет обсуждение метода. а не кого-либо из нас. Под удары вашей критики я поставил метод, все остальное после.
Записан
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 13018



WWW Email
« Ответ #71 : 16 декабря 2013, 13:31:32 »

Pipa, я не Ртуть, но и мне показались чуднЫми размышления, а особо выводы iron, ибо они указывают на полное непонимание процесса ВД. Как можно интенсифицировать то, что в принципе не поддается управлению? Ведь смысл ОВД заключается не в управлении потоком ВД, а в перегрузке сенсорных каналов летунского липса до такой степени, что он перестает что-либо понимать и просто выключается. Такой перегрузке, в частности, способствует методика "походки силы". Ну, или трансцендентальная медитация. В результате, происходит разрыв связи между летунским липсом и челским разумом. Это и есть ОВД.

   Не всё так однозначно. Люди разные бывают. У одних процесс мышления настолько развит, что даже сам термин "ВД" плохо подходит для названия тому, чем обычно занято их сознание. Я бы назвала это "аналитической работой ума". Однако на термин ВД покушаться не стану, будем и это тем же термином называть.
   Так вот для тех, у кого ВД развит, попытки его остановить "успокаивая", тщетны. Отсюда и альтернативные методы типа вышибания клин клином: либо дальнейшего раскачивания ВД до тех пор, пока он не "уйдет в зашкал" (утомится), либо методом Ирэн - заключения ВД в ограничительные рамки. Причем, метод Ирэн, на мой взгляд, более крут :), чем зашкальный.
   Однако развитый ВД (аналитического склада) среди людей встречается довольно редко, тогда как наиболее частый вариант ВД - обычное узнавание знакомых предметов, звуков, запахов. В этом случае люди занимаются тем, что "сморЮт" :) на мир, как на картинку, слушают "музычку" и т.п. В это время их внимание сосредоточено на сенсорных каналах, а работа сознания сводится к поисковой деятельности в памяти (преимущественно ассоциативной) на предмет узнавания. И вот в отношении этого последнего случая вы совершенно правы - тут действительно требуется перегружать именно сенсорные каналы тем, чтобы наблюдать что-то из ряда вон выходящее (например, путешествовать в экзотические места, смотреть из неудобного ракурса, разглядывать картины психованных художников :) и т.д.).
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #72 : 16 декабря 2013, 13:40:30 »

Pipa, да вы картинку-то возьмите! вы найдите изображение! ну хоть один раз попробоуйте! И вы сами почувствуете микро ОВД и новую настройку внимания! Сами ощутите работу вашего внимания, прекрасно успеете засечь как работает тональ выстраивая объемный мир и до вас дойдет таки, как из темного моря осознания, из хаоса инергий вы своим вниманием и волей создаете видимый мир.
« Последнее редактирование: 20 декабря 2013, 11:19:37 от Ртуть » Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #73 : 16 декабря 2013, 13:42:49 »

Смею напомнить, что мы обсуждаем:. :)

                               Дидактический метод.

                            Сотворение мира вниманием.
 

   Мир тоналя, мир первого внимания, есть суть настройка, настройка на этот мир, видеть который мы намереваем каждый миг, прилагая к этому стремлению всю нашу волю.

Каким образом можно увидеть, заметить, работу великого обманщика и фальсификатора? Как обнаружить творчество тоналя (сборку этого мира), или хотя бы заметить следы работы этого "великого комбинатора нашего внимания и перцепции"?

Как-то раз, рассматривая стереокартинку, я задумался о том, что, больше участвует в увидении(нахождении) картинки (фон+объект) зрение или внимание?
  Чем, я удерживаю найденный предмет(ощущая некоторое расходование сил) видимый во внимании, причем в несколько другом, самую малость отличном, от того, как я настроен на этот мир, на восприятие этого мира.
  Поиск стереоизображения требует пристального сосредоточения и концентрации на картинке. Я намереваю найти, я ищу увидеть, увидеть невидимое, то, что не зафиксировать в видимом образе без новой настройки. Я затихаю, мне нужно  сконцентрироваться (настроится сосредоточится) сделать расфокусировку зрения. Я   деконцентрирую (останавливаю) свое внимание и тем самым, как-бы сбиваю (обнуляю) старые настройки, чтобы затем, поймать(узнать) и захватить своим вниманием, вниманием тоналя (зрение в этот момент расфокусировано) новую настройку.

   Мое внимание, мой шаблон внимания, рассматривая стереокартинку в поисках стереоизображения должен совершить феноменологическую редукцию (неделание), то-есть, отказ от тех привычных действий по схватыванию(восприятию) и осмыслению объектного мира к которому оно (внимание, восприятие) привыкло в течении жизни.
    Как следствие этого неделания (феноменологической редукции) моего внимания (восприятия), происходит - Эпохе (ОВД)  - состояние предстояния пред бытием, состояния вне оценок и категорий.
  Этот момент краткой ОВД дает как-бы сброс всем прежним настройкам, прежним привычкам восприятия, прежним установкам внимательности.
   Как только восприятие обновлено, как только внимание отрывается от привычных действий, оно тут же создает из хаоса цветных пятен стереоизображение (предмет и фон) и я создаю мир.
  Я создаю мир своим вниманием. Мое устремление, моя намеренность увидеть - творит зримый мир в моем восприятии, такой же "реальный" как и мир вокруг, который в свою очередь есть лишь моя настройка, мое соглашение, моя иллюзия.

Само узнавание (понимание) увиденного(выделенного), происходит уже после настройки, после того, как моё внимание схватило объект.



 
Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #74 : 16 декабря 2013, 15:08:06 »

Феноменология и эзотеризм:    поворот к смыслу и истине

На первый взгляд между строгим рационалистом   Э. Гуссерлем, желавшим дать описание идеальных типов логического опыта, и западно-восточным пестрым мистицизмом нет и не может быть ничего   общего. Э. Гуссерль — гносеолог, он стремится к открытию фундаментальных рациональных истин, приговор Разума — для него последний приговор, что вызывало немалое раздражение религиозных философов, например, Л. Шестова. В противоположность ему эзотерики — люди, ведущие онтологический   и нравственный поиск,   их интересует наша личная  соотнесенность с Богом, Абсолютом как единством бытийного и морального  начал. Разум для них — иллюзия, а то и враждебная сила. Гуссерль нерелигиозен по направленности своих исследований, его может интересовать как конституируется в сознании образ Бога, но не Бог как таковой. Он не аксиологичен, сух и точен, ведет свое описание сознания на отчетливом понятийном   языке. Мистики — моралистичны и поэтичны, они не протоколируют, а   взывают   и проповедуют, постятся и медитируют, завлекают в свою веру личным примером. И все-таки крайности сходятся. «Стихи и 'проза, лед и пламень» оказываются изнутри    родственными друг другу. Это касается прежде всего того поворота   сознания, без которого невозможны ни эзотеризм, ни феноменология, и который радикально отличает их от всех других теоретических учений и духовных практик.
Знаменитое гуссерлевское «эпохе» должно привести исследователя не к чему иному, как к   «чистой жизни сознания». Эта «чистая жизнь   сознания» со всем многообразием присущих ей феноменов в корне отлична от жизни реального эмпирического мира. Она   качественно иная, не похожа, ни в чем не совпадает с бытием материальных вещей.  Слепая и немая предметность нашего повседневного бытия фактически является противоположным полюсом «смысла мира». «Чистое сознание» и «чистое я» возможны как результат дереализации предметного мира Смысловые    флуктуации «чистого сознания» не имеют вне   себя никаких аналогов, но, будучи спроецированы на предметный мир, они одушевляют его, придают ему значение и вменяют логический закон. В   гуссерлевской феноменологии к   сознанию запрещено обращаться через «что-то другое», что не есть сознание. «Чистое сознание»— своеобразный регион бытия со своими собственными правилами и порядками, это «безбытийное», идеальнее бытие, и исследователь тоже должен как бы преобразиться   в   «чистый дух», чтобы чувствовать себя как   дома    среди    бесплотных смыслов, функционирующих в своем собственном    режиме.
Взгляд мистиков и эзотериков также обращен к «чистому сознанию», «чистому духу», который выступает для них как основа мира и источник всякой жизненности. Для Шри Ауробиндо это сознание-сила — чистое духовное начало, не несущее в себе ни грана материальности, вещественности, плотскости, не подверженное раздробленности на безгласные, ощетинившиеся друг против друга предметы. Для Анни Безант — это Логос, Божественное Слово, искра которого живет в духе каждого из нас. Для Вивекананды человек, желающий обрести истину, обязан преодолеть обманную материальную поверхность вещей, чтобы осознать наше фундаментальное единство в духовном, в Брахмане. Коренное отличие сознания-духа от всех проявлений повседневности мира, необходимость сменить установку, чтобы прикоснуться к святая святых «иномирности», — ведущая мысль эзотерических учений. Природа — лишь зачарованная гробница Бога, вторичное бытие, которое надо решительно отодвинуть в сторону ради проникновения в одушевляющее и осмысляющее начало мира.
Каков же путь к этому одухотворяющему   началу?    «Его нельзя найти, оставаясь в  плену повседневной действительности»,— отвечают нам и Гуссерль, и мистики. Нужно    идти внутрь «я», пласт за пластом снимая все наносное, избавляясь от чисто человеческих пристрастий, привычек,    схем,   от всего того, что навязывает нам назойливая и грубая материальность. Следует углубляться в себя, безжалостно расставаясь с прагматической суетой, с механическими   и однообразными действиями, с низкими    чувствованиями и животными импульсами. И там, в нашем «я», в таинственном царстве сознания нас ждет не темнота   и пустота, как может показать¬ся тому, кто привык потворствовать эмпирии, а ясный   смысловой свет, тот самый смысловой свет, который изнутри заживает для нас вещи, включает их в единое поле сознания.
Э. Гуссерль предлагает нам поэтапный путь,   ведущий    в глубины смыслового океана. Это путь строгого воздержания.. -  Необходимо воздерживаться от    суждений    «в естественной установке сознания», не высказываться в привычном духе о материальном мире-, освободиться   от   концепций, зашоривающих наше внутреннее зрение, не ставить вообще проблему реальности   или   не   реальности   предметов,    ибо   смысловая реальность  уравнивает  самые  разные  вещи.   На  причинные объяснения   наложен    запрет.  Материальная   необходимость с ее  примитивным  детерминизмом  остается  на  долю  внеш¬него  мира,  потому  мы можем  лишь описывать, но не объяснять жизнь  сознания со всеми ее   неожиданностями,   актами иначе действия, смысловыми взрывами и хитросплетениями.
Следующий этап — трансцендентальная    редукция,   где превращение мира, в совокупность феноменов    затрагивает основу основ — наше собственное «я». От своего маленького конечного «я»,   интендирующего смыслы тем или   иным образом, мы должны шагнуть к    безличной    трансцендентальной субъективности, обратиться к неосознанной интенциональной деятельности, являющейся источником    феноменов как таковых.. «Результатом феноменологического объяснения смысла бытия реального мира и мыслимого мира вообще, —   пишет Э. Гуссерль, — является то, что только  трансцендентальная субъективность имеет смысл абсолютного бытия    (выделено мною.— Е. З.- А.), только она   является безотносительной,    в. то время как реальный мир, хотя и существует, является относительным, поскольку он есть    интенциональное    смысловое образование субъективности» . Но аналогичное движение к аналогичной цели предполагает и эзотеризм! Он тоже зовет нас к поиску истинного абсолютного бытия, смыслового и духовного, которое можно звать Логосом или Брахманом, Космическим сознанием или    Все¬вышним. 14 реальный мир — это внешность, майя, смысловая игра с материальными предметами как осадками исходного живого смысла. Эзотерика тоже    предлагает нам обширную программу отказа от эмпирической действительности и связанных с нею помыслов и интересов. Это прежде всего само¬отстранение от  повседневных желаний, пронизывающих на¬шу жизнь и увлекающих нас в материальное, в область грубых, выражаясь языком    феноменологии,    «неинтенциональных» чувств. Как известно,   Е. П. Блаватская условием про¬движения   по пути посвящения ставила запрет на физическое прикосновение к другому человеку, ибо загромождение внутреннего мира грубофизическими переживаниями не дает обратиться к более   тонким началам. От «естественной установки» следует отвернуться и в смысле отказа от привязанностей любого рода. По Мейстеру Экхарту, надо стать    открытым, сделаться потоком, где  никакое впечатление внешнего мира не   «застревает» надолго. Шри Ауробиндо разрабатывает целую сложную систему, призванную помочь   осуществить радикальный поворот  от материального, грубофизического примитивно-ментального к сознанию как внутренней сути вещей. Он предлагает стратегию успокоения ментального, витального и физического разума с тем, чтобы полностью оторваться от поглощающей наше внимание внешней    жизни.    Земное, дробное, все разделяющее,    концептуализированное    зрение в  итоге уступит место интегральному духовному видению, где индивидуальное «я» сбрасывает остатки личностной социальной   определенности и пребывает в гармонии с «трансцендентальной субъективностью» Сознания-Силы, которая на самом деле есть высшая  объективность. Повторяю, между Э. Гуссерлем и эзотериками нельзя ставить знака равенства, ибо он решает задачу познания, а они — задачу собственного онтологического перехода в иное измерение действительности, и тем не менее сходство налицо. Главный пафос: свобода от привычного, прорыв за рамки наивной установки, радикальный поворот взгляда, пребывание в незапятнанной миром духовно-смысловой сфере.
Объединяет столь различных авторов и способ восприятия явлений сознания тогда, когда таинственный и внезапный поворот от мира уже совершился. Это восприятие по сути своей — созерцание, наблюдение, невмешательство, в то время как активизм столь характерен для нашего внешнего поведения! Реалии сознания (с одной стороны, гуссерлевские «смыслы», с другой — эзотерические «мысли» и  «световые существа») даны воспринимающему непосредственно, они очевидны, явлены внутреннему зрению без всякого зазора, опосредования, интерпретации. Это «сами вещи», сама «последняя почва» осознания. Нет никаких «сил» ни в каких измерениях бытия, которые стояли бы «за ними», у них за спиной и могли бы неожиданную скорчить нам рожу. Последняя, исходная, головокружительная данность смотрит нам в глаза и сама себя являет, сама себя рассказывает. Это требует высочайшего спокойствия и высочайшего внимания, так как такое проникновение «к самим вещам» есть полная сознательность, где сознание само себя перед собой высвечивает, проясняет собственные пласты и формы и утверждает собственное бытие, ни в чем не похожее на жизнь предметов. Идеал «гностического человека», о котором пишет Шри-Ауробиндо, включает в себя именно это представление о «полной сознательности», самопроникновении, равном единству с трансцендентным; «Гностический человек будет лежащее глубоко внутри бытие, в котором он един с Богом, един с Вечным, бытие, самопогруженное в глубины безграничного, в связь с Его высотами и его светящимися безднами тайн. Ничто не сможет тревожить или вторгаться в эти глубины или спустить, его с высот, ни содержание мира, ни его действие, ни все, что есть вокруг него. Это — трансцендентный аспект спиритуальной жизни, и это необходимо для свободы Духа, ибо иначе идентичность в натуре с миром была бы связующим ограничением»  (выделено мною.— Е. З.-А.) «Последняя очевидность», и по Гуссерлю, и по эзотерикам, раскрывает для нас универсальные определения действительности, в равной степени важные для людей, богов и ангелов, присущие как космической жизни, так и жизни на земле.
Разумеется, показав некую серьезную общность гуссерлевской феноменологии и эзотеризма, нельзя не указать и на их принципиальные различия. Прежде всего, гуссерлевский путь погружения в субъективность — путь рефлексии, сознательного самоанализа. Это не понятийное гегелевское развертывание, но и не иррациональное падение в глубины «я» (иррационален только сам первоначальный акт «эпохе», уподобляемый Гуссерлем религиозному обращению). Его наблюдение за жизнью сознания — род интеллектуальной интуиции, где сама интеллектуальность не теряется и оказывается способна к тонким различениям, сопоставлениям и дифференцированным описаниям. Это, несомненно, рационально-логическая мистерия, пристальный анализ малейших движений идеального мира.
Иное дело — мистические практики. Путь медитации — путь принципиально арефлексивный, в том смысле, что рациональности в любых проявлениях дорога закрыта. Йогин должен найти проход между мыслями и заскочить в него, не попав в силки суждений и понятий. Это не легче, чем проплыть между Сциллой и Харибдой. Мысли оплетают наше сознание, как паутина, непрерывно пересекают все наши пути, но к истинной духовности можно прорваться лишь «выйдя из .Ума», из этого различающего неутомимого начала, непрестанно воспроизводящего дифференциацию внешней «вещной» действительности. Поэтому «переживания», наблюдаемые Гуссерлем в сознании, отличаются от «переживаний» мистиков, они интеллектуальны, в то время как мистический опыт находится за пределами любых интеллектуальных форм.
С этим моментом связано второе различие между логико-смысловой «эзотерикой» Гуссерля и мистическими учениями. Метод Э. Гуссерля — дескриптивный, он весь направлен на описание, словесное воспроизведение обнаруженного внутри «я». Вербализация неотрывна здесь от переживания, возникающего в рефлексии, более того, она тесно связана с конституированием самих смыслов. «Немые смыслы», «молчащие феномены», «безгласные» структуры сознания для Гуссерля невозможны. Опыт сознания рождается через самоописание, самоговорение, а иначе это уже не сознание. Все «скрытые интенциональные акты» могут быть раскрыты. Весь вопрос лишь в том, чтобы найти, обнаружить адекватный язык, точное слово.
Совсем иначе выглядит проблема описания внутреннего опыта в эзотерике. Здесь аксиомой выступает несказанность. Пласт, в которой погружается медитирующий мистик, принципиально безъязык. Для того, что является в мистических откровениях, нет никаких аналогов в предметном мире и его абстрагирующих теориях, поэтому в человеческой речи отсутствуют слова и словосочетания, способные аутентично передать суть переживаемого. Все описания медитативного опыта грешат искажениями, упрощениями и неточностями/о чем прямо говорят сами люди, имеющие подобного рода опыт. Многое просто остается невыразимым. В то же время подчеркивается глубокая ясность сознавания этих смысловых реалий, находящихся за пределами знакомого мира. Создавая свой метод «антиномистического монодуализма», С. Л. Франк как    раз    и    пытался     выразить     или   хотя   бы   «транспонировать»   опыт   откровения, передать в доступной  форме его    ведущие переживания, глубоко противоречивые с точки зрения обыденного человеческого восприятия.    Кстати,    М. Хайдеггер в некотором   роде оказывается гораздо   ближе   к классическому мистицизму, нежели к Э. Гуссерлю. Его «бытие» — несказанно, оно — свет,   в котором   обнаруживаются вещи (свет — любимый образ мистиков),   и лучше всего его выражает поэзия,  весьма далекая от точных  рациональных дескрипций.
Третье   различие между Гуссерлем и эзотерическими учениями касается темпоральности сознания. Для Гуссерля время — специфический способ бытия сознания, его собственная определенность, вне которой сознание    как сознание    невозможно. При этом объективное время «мира вещей», измеряемое при помощи   часов, календарей и хронометров не принимается во внимание. Мы должны углубиться   в способы деятельности самого   сознания, полагающего «теперь», отличное от «раньше» и «позже». В противоположность Гуссерлю, мистики, углубляясь    в сознание, минуют в нем темпоральный уровень и  выходят за пределы временной определенности. Самоотождествление с Духом, Космическим сознанием, возникающее благодаря «трансцендированию вовнутрь» приводит к «мгновению, равному вечности», где уже нет  вчера, сегодня и завтра, свойственных обыденному миру. Это    некое абсолютное пребывание, полная неизменность, остановка Времени,   где все мгновения сосчитаны   и замкнуты сами на себя. Звучит парадоксально, и представить себе это очень трудно, но ведь уже   отмечалось выше, что для мистического опыта характерна невыразимость.
Наконец, последний момент, резко   отличающий Гуссерля от мистиков: его «феноменологическая редукция» происходит полностью спонтанно, неожиданно. Это   такая перемена точки зрения, которую невозможно произвести целенаправленно, она или   случается, или не случается (кому-то повезет, а кому-то — нет...). В сущности, сознание сопротивляется такому его выворачиванию, когда глаз,   привыкший глядеть наружу, должен  обратиться на самого себя и исследовать собственный способ видения.
Зная о трудностях переориентации, которые ожидают ищущего, эзотерики разных культур выработали целую серию приемов и способов, помогающих отвратить свой взгляд от повседневного материального мира и избавиться от естественной установки. Эзотерическое «эпохе» становится, таким образом, тем экспромтом, который готовится годами, долгим путем расшатывания прежнего привычного способа видения. Я могу назвать лишь несколько известных мне приемов. Это дзенские «коаны» с их парадоксальностью и неожиданностью, призванные разрушить устоявшиеся представления о непоколебимых правилах материальной действительности. Они приводят в замешательство и ставят в тупик. Приемами, близкими к дзенским, пользовался в своей школе Георгий Гюрджиев. «Коаны» указывают ученику, что внешний мир — еще не все, что он зависим и произведен от чего-то иного, более истинного, чем его неизбежная каждодневная натуральность и прагматичность.
Второй способ — йогический прием «молчания разума», остановка ментальной суеты, направленной па практическое жизнеобеспечение и опирающейся на эмпирические законы. Третий способ, упоминаемый Дж. Кришнамурти и развиваемый Шри Раджнишем,— смех, образующий как бы провал в обыденной ментальности и позволяющий внезапно оказаться в пространстве чистого сознания, не замусоренного предметно-логическим хламом. За каждым из этих способов — долгая традиция, нередко наработанная веками.
Итак, мое размышление подходит к концу, и феноменология Гуссерля предстает передо мной действительно как специфическая разновидность эзотерического учения. Поле ее исследований — «не от мира сего», она требует своеобразно¬го ментального подвижничества, суровой душевно-духовной аскезы, запрещающей касаться всего, что привычно, естественно, к чему присмотрелся глаз и прикипела душа. За стереотипами и истинами этого мира она стремится усмотреть те трудноуловимые духовные формы, которые делают повседневный мир таким, но могут сделать и иным, тайные механизмы, свободно и спонтанно меняющие смысловую картину реальности. Это трудно. Это движение по лезвию бритвы. Грань между собственно феноменологическим анализом и обычной психологической рефлексией очень зыбка, легко проницаема, и провести между ними границу оказывается так же сложно, как в практике «дзен» установить водораздел между реализацией и нереализацией. Только ты подумал: «Вот она, реализация!», — как в то же мгновение оказался за ее пре¬делами.
Именно поэтому феноменология Гуссерля — эзотерична, т. е. доступна немногим. Почти все исследователи Гуссерля пошли по другому пути: вернулись к вопросам повседневной человеческой психологии, характеристик актуального бытия, тех или иных ценностных представлений, фактически циркулирующих в обществе. Так, феноменологическая социология — не что иное, как практическое приложение некоторых идей, характерных для феноменологического метода. Приложение к делам мирским. Это тоже очень нужно, но главный вопрос – вопрос о специфике сознания, как особой смысловой реальности — неизбежно теряется в таком «приложенческом» варианте.

« Последнее редактирование: 16 декабря 2013, 20:40:27 от Ртуть » Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 9  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC