И вот тут без всякого предупреждения его настигает последний враг: Старость! Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.
Это пора, когда человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но и пора, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться. Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Желание отступить затмит его ясность, перечеркнет всю его силу и все его знание.
Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага. Одного лишь этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно.
т. 1
Хотелось бы поговорить о четвертом враге. Как видно из приведенной цитаты, ДХ считал старость самым серьезным врагом. Большая часть людей даже не задумывается о том что они когда-то постареют и одряхлеют. Как правило, на пути воина большинство практиков сосредотачиваются на насущных вещах: сновидение, пп, сталкинг, безупречность, «избавление» от чсв. Помнят также и о четырех врагах ЧЗ, но мало кто задумывается над тем, что в конце концов при безупречной практике, победив страх, обретя ясность и силу, можно лишиться всех своих достижений - всего того ради чего была прожита «целая жизнь борьбы». Старость вроде бы очевидна, и часто уходит на задний план как что-то, что случится нескоро, в отличие от страха смерти она не приковывает к себе много внимания и в этом ее опасность, она подкрадывается незаметно, хотя и не прячется никуда.
Вобщем, с четвертым врагом рискует столкнуться большинство живых существ (те кто доживет), в т.ч. и практикующие путь воина. Как бороться с четвертым врагом? У КК этот момент довольно неясно описан. С одной стороны ДХ утверждает, что старость нельзя победить, можно лишь оттянуть поражение. С другой стороны нужно брать во внимание, что ДХ ведет речь конкретно о пути ЧЗ, а путей много и не факт, что на всех из них ситуация одинакова.
- Мой бенефактор был магом с большими силами, - продолжал он. - Он был воин до мозга костей. Его воля была действительно его самым чудесным достижением. Но человек может пойти еще дальше. Человек может научиться видеть. После того, как он научился видеть, ему не нужно больше быть ни воином, ни магом. Став видящим, человек становится всем, сделавшись ничем.
т.2
Диаблеро - это диаблеро, а воин - это воин. Человек, впрочем, может быть и тем, и другим: такие встречаются. Но тот, кто лишь проходит по пути жизни, тот действительно является всем. Сегодня я не воин и не диаблеро. Для меня существует только путь, которым я странствую, - любой путь, который имеет сердце или может иметь сердце. Тогда я следую ему, и единственный достойный вызов - пройти его до последней пяди. И я странствую и гляжу без конца, бездыханный.
т. 1
Отсюда, можно предположить, что путь ЧЗ это такой же путь как путь воина или диаблеро, в чем-то с ними пересекающийся, в чем-то нет. Возможно, ДХ говорил о старости относительно пути ЧЗ, сам-то он боролся со старостью как-то, хотя и говорил, что ее нельзя победить. Победил ли ее он или нет сложный вопрос. Что дает переход в третье внимание? Происходит ли какого-то рода трансформация (используя термины АПК), позволяющая продлить срок жизни. ДХ говорит, что смерть (а старость это одно из ее проявлений) перестает бросать вызов такому человеку, что под этим понимается абсолютно не ясно, хотя ДХ и грит, что это не бессмертие. Древние маги уходили в миры союзников, чтобы протянуть срок существования (за счет растянутого просвета и должно быть других характеристик времени), новые видящие отказались от этого пути, вместо этого они стали стремиться в третье внимание. Очевидно, что новые видящие дураками не были, и переход в третье внимание должно быть как-то влияет на продолжительность жизни, возможно даже останавливает старость, но это все предположения, хотя КК и грил, что в третьем внимании у освободившегося чел продолжительность существования становится сравнимой с жизнью звезд.
Третье внимание третьим вниманием, оно - вещь, по сути почти недостижимая, постараемся исходить из доступной нам реальности. ДХ как-то мог управлять скоростью старения:
Я в шутку спросил дона Хуана, сколько же ему на самом деле лет. Я имел в виду, что для того, чтобы добраться до уступа так, как это сделал дон Хуан, нужно было быть очень молодым и отлично тренированным.
- Я молод настолько, насколько хочу, - ответил он. - Это, кстати, тоже связано с личной силой. Если ты накапливаешь силу, тело твое становится способным на невероятные действия. А если, наоборот, ее рассеиваешь, то на глазах превращаешься в жирного слабого старика.
т. 3
Тут ДХ говорит, что он сам выбирает насколько молодым ему быть, а также утверждает, что молодость зависит от ЛС, чем ее меньше, тем быстрее стареешь. Что противоречит утверждению, что старость нельзя победить. Если старение организма связано с уровнем ЛС, то как объяснить то, что старость четвертый враг ЧЗ? Напомню, третий враг – сила, т. е. , ЧЗ подходит к старости уже обладая достаточным уровнем ЛС. Тогда почему он не может быть
молодым настолько насколько он хочет, как это делает ДХ? Значит старение связано не с уровнем ЛС или связано, но не совсем с ним. Тут мне непонятно, кажется ДХ недоговаривает чего-то.
- Ты совсем не стар, дон Хуан.
- Конечно нет. И все время стараюсь, чтобы ты это заметил.
- Как ты это делаешь?
- Я ничего не делаю. Мое тело хорошо себя чувствует только и всего. Я очень хорошо к себе отношусь, и поэтому не вижу причин чувствовать, что устал или что мне не по себе. Секрет заключается не в том, что ты с собой делаешь, а в том, чего не делаешь.
т. 3
Тут ДХ косвенно говорит, что он не стар из-за ЛС, много неделаний дают ЛС.
Первый сознательный шаг в накоплении личной силы - позволить телу "не-делать".
т. 3
Бенефактор ДХ тоже обладал способностью быть молодым настолько насколько ему хочется, хотя может там имел место просто сдивг ТС:
Опиши мне физический облик Нагваля Хулиана, - попросил я.
- Знаешь, мне до сего дня трудно представить его, - сказал дон Хуан. - Я знаю, это прозвучит нелепо, но в зависимости от необходимости или обстоятельств он мог быть молодым или старым, привлекательным или невзрачным, истощенным и ослабевшим или сильным и мужественным, толстым или худым, или средней комплекции, среднего роста или коротышкой.
т. 8
Все это наводит на мысль, что старость была не таким уж непобедимым врагом для ДХ. Что были какие-то способы победить ее, однако ДХ говорит о них только намеками (один из компонентов формулы это уровень ЛС, другие неизвестны, о них прямо не говорится). В некоторых духовных практиках (йога, даосизм) победа над старостью считается вполне реальной вещью, но к сожалению, если реальные примеры таких достижений есть, то они не афишируются, поэтому сложно сказать реальны ли утверждения адептов этих школ.
А что вы собираетесь делать с самым хитрым и жестоким врагом? У кого какие идеи по этому поводу? К сожалению АПК и другие видящие не касаются этого вопроса, наверное думают, что он их минует и сосредотачиваются на более «реальных» вещах.