dgeimz getz
Гость
|
|
| |
« Ответ #6 : 14 декабря 2012, 16:26:50 » |
|
АВТОР ТЕКСТА Thom_Yorke
Глава 1.
В последнее десятилетие мы являлись свидетелями возникновения необычной научной дисциплины. На наших глазах зарождался нагуализм, в том виде, в каком он представлен в работах Алексея Ксендзюка. Недавно этот проект приобрел черты стройной и последовательной системы. Многие положения, описанные в книгах известного американского антрополога, получили свое дальнейшее развитие. И дополнились рядом оригинальных разработок и смелых открытий. Несмотря на все это, следует признать, что описано не все. Отдельные элементы системы требуют прояснения. О чем-то придется написать впервые. Особые усилия, на наш взгляд, необходимо направить на исследование работы с чувствами и эмоциями, ценностями и смыслами. Это база, которая является стартовой площадкой для последующих трансформаций. Здесь, как нигде, многое зависит от обстоятельств личной истории человека, особенностей его психической конституции. Для успешной работы все это придется учитывать. Чем больше информации, а также инструментов (моделей) будет в его руках - тем лучше. Необходимо посвятить этой теме ряд исследований, в которых будет изложен развернутый взгляд на работу с безупречностью. Кроме того, в настоящее время содержится недостаточно информации о самых ранних этапах пути, а главное, показательных примеров из жизни практика на данном отрезке. Мало сказано о заботах и тревогах, трудностях и неудачах, поджидающих его в самом начале. Именно поэтому требуется, чтобы как можно больше практиков делились своим опытом. В конце концов, каждому человеку, попавшему в незнакомую местность (где открывается новое поле для исследования), необходим проводник, который передаст ему частичку себя, освещающую этот путь. Настало время обнажиться и показать изнутри, как это – быть нагуалистом в повседневной (далеко не безупречной) жизни. Как пережить и преодолеть этот болезненный период. Для этого недостаточно отчужденного списка технологий, пунктов и т.п. - необходимо понимание и поддержка, чуткое отношение к нашему внутреннему миру. При этом не стоит забывать, что никакое количество книг никогда не сможет заменить собственный опыт. И объять все, что необходимо знать на этом пути. Для многих сама суть работы с психическим пространством по-прежнему остается туманной. Отложив книгу в сторону, читатель не до конца понимает, как перенести полученную информацию в свою реальную жизнь? Которая протекает не в сонорской пустыне, а в городе, пропитанном современной действительностью со всеми вытекающими последствиями. Искатель остается с набором правил и инструментов и вопросом их практического внедрения в повседневность. Данную ситуацию осложняет тот факт, что у большинства людей отсутствует личный опыт переживания состояния безупречности. Таким образом, закрывая книгу, читатель остается наедине со своим субъективным представлением о нем. Реальный ориентир отсутствует. Человеку остается скитаться в потемках собственных проекций по поводу неведомых переживаний. Образ безупречности, сформированный в его голове, представляет собой причудливую смесь из субъективного толкования информации, прочитанной в книгах, и отражения собственного (не-безупречного) жизненного опыта. Очевидно, что подобный умозрительный конструкт будет сильно разниться с тем состоянием, которое пытались передать с помощью слов соответствующие авторы. Как же люди справляются с данным положением дел? Многие пытаются воспроизводить то настроение и отношение к жизни, которому учил дон Хуан, жить по образу и подобию безупречного воина, описанного Кастанедой. В подавляющем большинстве случае архаичные структуры их внутреннего мира остаются прежними. И это неудивительно. Меняются лишь маски. Копируются внешние проявления состояния безупречности (типаж действий, поступков, настроений и т.п). Читатель не всегда осознает, что все это - результат работы с собственной психикой, а не то, с чего стоит начинать. Если я боюсь темноты, мне вряд ли удастся избавиться от страха, копируя поведение и переживания бесстрашного человека. Действуя таким образом, я буду наивно пытаться скопировать итог его усилий, не проделав длительной и кропотливой работы для достижения такого состояния. Ясно, что дальше игр с самим собой и временных заблуждений это не уйдет. Как показывает опыт, на первых порах нам необходимо будет проделать определенную работу по упорядочиванию и гармонизации нашего психического пространства. Для этого потребуется уделить особое внимание чувственно-эмоциональной сфере (своей психологии), а также области смыслов и ценностей. Человеку стоит переосмыслить свои установки и убеждения, проанализировать образ себя и картину мира. Прежде чем перейти к мощным психотехникам и работе в сновидении, необходимо узнать себя (осознать и понять свои страхи и слабости, найти точку опоры внутри собственной личности, которая поможет нам пережить трудности и др.). Говоря образно, если мы хотим, чтобы наше семя дало рост, необходимо подготовить почву, и тогда есть шанс, что из него вырастет здоровое и сильное дерево. Если вместо плодородной земли у нас будет лишь сухой невозделанный грунт, то дерево скорее всего не вырастет. В какой-то степени легче приходится тем, у кого есть учитель. Или другой человек, который будет сопровождать их в начале пути. Но даже это не всегда дает гарантию успеха. Так случилось и с Кастанедой. А как быть тем, кто идет по этому пути в одиночку, ориентируясь лишь на то, что можно прочитать либо почерпнуть в разговоре с интересным собеседником? Попытки достичь безупречности вслепую (не зная себя), наивно полагая, что можно обойтись одной философией пути и психотехниками, рано или поздно приводят в тупик. Мы можем упрямо практиковать остановку внутреннего диалога (далее - ОВД), добиваться определенных успехов в сновидениях, но проблемные области нашей психики никуда не денутся и будут продолжать оказывать воздействие на нас и нашу жизнь. В лучшем случае преобразятся лишь фасады, а то, что за ними, останется прежним. Ригидность психического аппарата бывает настолько велика, что на первых сложно представить, как можно добиться изменений без постороннего вмешательства. Безусловно, при должном усердии, сноровке, наблюдательности и природном таланте к трезвому самоанализу что-то может получиться, но рано или поздно большинство из нас наталкивается на стену, которую преодолевают единицы. Когда-то так произошло и со мной. Схема, приведенная в "Человеке Неведомом" со мной не работала. Информация, содержащаяся там, помогла некоторым из моих знакомых, а кому-то (включая меня) не принесла практической пользы. Все, что касалось вопросов психологии в книгах А.П. Ксендзюка, не находило отклика в моей душе. Казалось, это все написано не обо мне. Долгое время ничего не получалось, и мне пришлось отойти в сторону. Обратиться к изучению самых разнообразных философских и религиозных учений, течений в психологии, психотерапии, испытать на себе различные подходы и методики. Прошло некоторое время, и я обнаружил способы работы с психикой, "заточенные" под мои индивидуальные особенности. Они содержались в системах, далеких от нагуализма, но были весьма эффективными в тех аспектах, которые вызывали у меня наибольшие трудности. Именно там я смог почерпнуть много полезного для работы над собой. Таким образом, нагуализм выступил для меня как костяк и опора, как источник вдохновения для старта на этом пути (а не это ли самое главное?). Он подарил мне цель, уходящую в бесконечность, и - частично - средства для ее достижения. А книги Алексея Ксендзюка (помимо описания технологии трансформации) наполнили эту дорогу особым духом и смыслом. Все, что касается работы с собственной психикой, я подобрал для себя самостоятельно. Именно тогда я в полной мере осознал, что нам вряд ли удастся добиться серьезных результатов, если мы будем проглатывать, не пережевывая, готовые рецепты, предложенные Кастанедой, Ксендзюком (или кем-то другим) и считать, что этим можно ограничиться. Каждый должен самостоятельно сформировать свой эффективный конгломерат философии, психологии и психотехник. Этому могут помочь находки и открытия, содержащиеся в книгах А.П. Ксендзюка или любых других областях знания, которые подойдут лично вам. В наше время доступно огромное количество источников информации, где можно почерпнуть что-то ценное. Не стоит этим пренебрегать. Повторюсь, для меня нагуализм – индивидуальный и творческий подход к самопознанию. Открытое учение, скелет того, что должно обрасти плотью конкретного человека. Не стоит копировать чужие ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Таково наше предназначение – ответить на них самостоятельно. Я убежден, только так человек сможет обрести свой путь, который будет соответствовать его целям и задачам, его настроению, его жизни. Путь сердца, свой "нагуализм".
* * *
Подлинная и мнимая трансформация
Все мы живем в пространстве собственных представлений о себе, других людях и окружающем мире. Многие из них бессознательны и продиктованы нашими скрытыми желаниями, страхами, а также ценностями, навязанными извне. Переплетаясь между собой в органической структуре, они формируют то, что принято называть картиной мира. У кого-то эта картина представляет собой гармоничную и упорядоченную структуру. Тогда желания соответствуют возможностям и условиям, в которых существует человек. Он не испытывает дискомфорт, звенья его психического аппарата находятся в равновесии. Такой человек без труда интегрируется в социум с его нравами и порядками. Если он приходит к нагуализму или подобному учению, то лишь из-за избытка энергии и познавательного интереса. Этим он принципиально отличается от тех людей, которые ищут здесь некое спасение или откровение, забывая, что все, что необходимо, уже находится перед нами. Жизнь - здесь-и-сейчас, на кончиках наших пальцев и для встречи с ней не стоит, прячась в книгу, искать какой-то особый путеводитель. Наоборот, стоит отбросить лишние описания и обнажиться перед мирозданием, будучи готовым впустить его в себя. Приблизиться к такому состоянию смогут лишь те, кто преодолел оковы, которые сдерживают нас, не позволяя раскрыться. Парадоксально, но эти сдерживающие механизмы находятся в наших собственных руках. Все мы тратим большое количество энергии на отрицание (и/или вытеснение) части своего внутреннего пространства. Внутри каждого из нас имеется то, что нам не хочется знать о себе. Эта информация покидает сферу нашего сознания. Но даже будучи бессознательной - влияет на нашу жизнь: на эмоции, мысли, поступки, тот или иной выбор (который иногда может определить судьбу). Поэтому если мы стремимся глубже узнать себя и что-то поменять в себе и своей жизни, нам придется спуститься вглубь своего существа, где мы встретимся с тем, от чего убегали прежде. К сожалению, сделать это не просто. Мы не в состоянии взять и одним актом воли осознать все это. Действующие психические структуры были сформированы в раннем детстве, а на протяжении последующих десятилетий лишь укреплялись. Какими бы иллюзиями мы себя не тешили, ригидность психического аппарата слишком велика. Насильно мы ничего не изменим, приходится искать обходной путь. Некоторые из нас считают, что смогут пройти его в одиночку. Следует трезво смотреть на вещи и осознавать трудности, с которыми неизбежно придется столкнуться в таком случае. Мы изучаем самих себя. И в процессе самопознания сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда субъект и объект наблюдения совпадают. Я - тот, кто наблюдает, и тот, за кем наблюдаю. Если в моей психике имеются области, недоступные восприятию, то я буду лишен доступа к важной части информации. При этом мне не составит труда "обнаружить" то, что мне уже известно о себе. Но как быть с тем, что находится за границами моего сознания (но играет важную роль в моем внутреннем мире)? В нашем случае те неизведанные области, которые будут присутствовать в объекте, одновременно будут присутствовать и в субъекте, который попросту не будет подозревать об их существовании. Невозможно обнаружить в себе то, чего нет. Если на протяжении трех десятков лет я убежден в том, что являюсь добряком, а львиная доля собственной агрессии вытеснена за пределы сознания, меня будет очень сложно убедить в том, что я не совсем тот, кем привык считать себя большую часть жизни. Открывая новые личностные горизонты, человек понимает, что до этого он не знал себя по-настоящему. Не каждого устроят подобные открытия. Подчас они рушат устоявшуюся самооценку, выбивают привычную почву из-под ног, многое предстает в парадоксальном свете, пропадает уверенность в том, что до этого считалось неопровержимой истиной. И это неудивительно, ведь в данном случае происходит расширение границ самовосприятия. Экспансия зоны активного сознания в глубины психического пространства человека. Этот подход следует отличать от другого, где работа над собой ведется в заранее известных личностных пределах и не выходит за них. В данном случае все "изменения" происходят на том пятачке личности, внутри которого человек привык проживать свою жизнь. Могут меняться маски, представления о себе, но в глубине души человек остается прежним. Прикасаясь к неизвестным (и подчас болезненным) аспектам своей сущности, он не может относиться к ним непредвзято и продуктивно отработать проявившийся материал. И это в лучшем случае. Чаще всего он просто не принимает тот факт, что все это может каким-то образом относиться к его персоне. В таком случае он просто перебирает уже известные элементы своего психического пространства, занимается их ре-структуризацией, но дальше этого работа не сдвигается. Зона активного сознания остается прежней. Все "изменения" происходят в заранее известных пределах. Кому-то со временем удается понять, что при таком подходе меняются лишь модели, конструкты, описание себя, но сам человек остается прежним. Мы можем долго играть в эти игры, довольствуясь безопасным "изменением" себя на маленьком островке нашей личности, который мы привыкли считать "Я", но рано или поздно приходишь к выводу, что прошло много лет, а где-то глубоко внутри ты остался тем, кем был все эти годы. К сожалению, такое положение дел чаще является правилом, нежели исключением. Как уже говорилось выше, личность - устоявшаяся и оформленная структура, на поддержание которой мы тратили десятки лет своей жизни и львиную долю энергии. Наше личностное ядро окружает ряд психических защит, стоящих на страже стабильности и не позволяющих недопустимого вмешательства в работу нашего психического аппарата. Трансформировать за один подход это нереально. Полагать, что это удастся изменить после прочтения пары книжек, - за гранью фантастики. В этом нет ничего удивительного. Прямому проникновению в область бессознательного препятствует мощное сопротивление. Если не подходить к этому последовательно, со знанием дела, перейти эти границы будет практически невозможно. При определенном упрямстве можно сильно себе навредить. Подобный неподготовленный (и во многом насильственный) взгляд "за кулисы" обойдется, в лучшем случае, бурной аффективной реакцией. Дело усугубляет неспособность человека выйти за пределы собственной когнитивной системы. Самоограниченность его восприятия. Для этого ему не достает гибкости и широты духа, как сказали бы древние. Сможет ли по-настоящему убежденный атеист хотя бы на месяц стать искренне верующим православным христианином? Сможет ли человек, нашедший себя в монашеской жизни, обнаружить (да хотя бы допустить до сознания) удовольствие в накопительстве и шопоголизме? Сможет ли нагуалист обратиться к психиатрии и, убедившись, что приключения Кастанеды - не больше, чем путь наркомана, страдающего от постнаркотического мескалинового психоза, забросить это дело? Сможет ли он доказать себе, что Алексей Ксендзюк с помощью психотехнологий пытается смоделировать этот постнаркотический психоз у себя и своих последователей? И обратное - сможет ли психиатр отбросить свои убеждения и, проникнувшись тем, о чем писал Кастанеда, открыть для себя неведомые прежде переживания и обрести новое понимание человеческой природы? Если все эти непростые задачи станут для человека тупиковыми, то можно забыть о перспективах глубинной трансформации. Ибо ригидность фундаментальных основ нашего организма в десятки раз мощней вышеперечисленных человеческих убеждений и верований. Еще раз подчеркну. Следует отличать те "изменения", которые происходят в заранее заданных личностных границах, от расширения этих самых границ. Это два принципиально разных подхода. Ведь если задуматься, к чему мы приходим в результате эффективной практики? К расширению восприятия и усилению осознания. Если представить канал восприятия как туннель, по которому к нам поступает информация из окружающего мира, которую мы перерабатываем с помощью органов чувств, то при расширении восприятия этот туннель становится больше. Его размер увеличивается. Следовательно, я вижу, слышу, ощущаю - чувствую (переживаю) больше, чем раньше . Если границы восприятия определяют границы этого туннеля и - следовательно - количество информации, поступающего в него, то интенсивность осознания определяет качество этой самой информации ("чистоту" восприятия). При усилении осознания (а осознание это всегда процесс, не стоит путать его с сознанием) я острей (интенсивней) осознаю происходящее со мной в настоящий момент. Я более живой, чем был когда-то. Полноценно присутствую в этом мире во всей своей психосоматической целостности.
Выход за границы Как возможно пересечь эти внутренние границы, которые определяют рамки наших возможностей? Следует учитывать, что наш организм является целостной системой. И для успешного результата придется вести работу как с психикой, так и с телом. Мы добьемся немногого, если сосредоточим все свое внимание лишь на одном из этих неразрывно связанных между собой элементов. Про работу с телом будет сказано во второй части книги, а пока коснемся вопроса о расширении границ своего психического поля. Этого можно добиться различными способами. Структурируем их (условно) на три группы.
I. Непосредственное изменение состояния сознания, расширение восприятия и др. II. Проработка чувств и эмоций, трансформация ценностей и смыслов. III. Расширение кругозора, обогащение картины мира.
Опишем их подробней.
I. Процедуры, направленные на непосредственное изменение состояния сознания, расширение восприятия и др.
а) Прием психотропных препаратов, которые способны на время расширить (или же "сдвинуть") восприятие.
Автор данной книги не приветствует такой подход по нескольким причинам. Во-первых, в данном случае присутствует низкая интеграция полученного материала. Переживания при ИСС (измененных состояниях сознания) часто воспринимаются как "чуждые" прежнему опыту личности и с трудом поддаются адекватному осмыслению, а бурный психоэмоциональный аффект через какое-то время сходит на нет, оставляя после себя спутанные воспоминания о необычных ощущениях. Данные препараты лишь на время "выбивают" нас из привычного описания мира и не приводят к стабильным и конструктивным изменениям внутри. Если же в такой ситуации и происходит какая-то трансформация, то она обладает стихийным, малопредсказуемым, характером и чаще всего не приносит ей существенной пользы. Во-вторых, все это может нанести вред психике человека, не подготовленного к переживаниям такого рода и силы. У людей, страдающих психическими расстройствами, химические агенты могут спровоцировать их обострение. Либо "запустить" заболевание, протекавшее до приема препарата в латентной форме. При экспериментах подобного рода стоит осознавать риск для собственного здоровья, а также ответственность, предусмотренную законодательством за употребление психотропных веществ.
б) Психотехники.
Я убежден, что в наше время мы располагаем более экологичными способами воздействовать на собственное сознание. Существует множество проверенных психотехник, описанных в разнообразной литературе. Прежде всего следует отметить работы Алексея Ксендзюка, Олега Бахтеярова и др., не стоит забывать холотропное дыхание Грофа, йогу, цигун, множество медитаций - все это может помочь. При таком подходе изменения будут происходить естественным для нашего организма путем. Во второй части книги мы еще подробно коснемся вопроса по психотехникам.
II. Работа с чувствами и эмоциями, ценностями и смыслами.
2) Работа со специалистом.
Это может быть психолог, психотерапевт, тренер. Для тех, кто не боится обнажиться перед посторонним человеком и готов отправиться в путешествие по просторам собственного психического пространства, такая работа принесет неоценимую пользу. Важно понять с самого начала: далеко не все из нас обладают тем потенциалом, который поможет им справиться со всеми вышеперечисленными трудностями в полном одиночестве. Для достижения серьезных результатов не стоит пренебрегать возможностями, которыми мы располагаем в настоящее время. Ценные методики содержатся не только в книгах Кастанеды, Ксендзюка и др. В мире есть еще множество источников полезной информации. Например, в арсенале западной психологической науки имеется ряд не менее (а временами и более) эффективных методов работы с собственной психикой и соматикой. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что в наше время при фантастическом обилии специалистов психологического профиля нечасто встретишь такого, кто удовлетворит запросам нагуалиста. Но здесь важно мыслить стратегически. Ведь мы не ищем того, кто нам поможет достичь каких-то неведомых мистически состояний. Прежде всего нам необходим человек, который в трудных ситуациях сможет помочь осознать то, что сами мы, возможно, никогда в себе не обнаружили (или обнаружили, но через много лет). Нагуалисту важно адекватно транслировать свой запрос и не бояться делиться теми проблемами, которые по-настоящему его беспокоят в повседневной жизни. Часто - это лазейки для спуска вглубь, к истинному источнику проблем. Соответствующий специалист поможет нам сэкономить время. А также познакомиться с эффективными средствами для работы с собственным психическим полем. Важно найти такого специалиста, с которым будет достигнуто взаимопонимание, и вы почувствуете, что сможете довериться этому человеку и отправить с ним в путешествие к самому себе.
б) Самостоятельная работа.
В этой книге будет представлен ряд психотехник, направленных на достижения состояния, именуемого в традиции нагуализма как безупречность. Пока отмечу, что в настоящее время мы располагаем целым арсеналом необходимых психотехнологий. Многое из этого лишь предстоит описать. Часть такой работы будет выполнена в этой книге.
III. Расширение кругозора, обогащение картины мира. Прежде всего это работа с различной литературой, получение дополнительного образование, которое может помочь нам разобраться в себе. Различные системы описания могут существенно обогатить картину мира, сделать мышление гибким, а саму личность подвижной. Чем более разнообразной будет литература - тем лучше Не стоит пренебрегать знаниями из других подходов. Рано или поздно это обязательно отзовется в нашей жизни. Как много казалось бы "ненужной" информации изучает врач, прежде чем сможет стать профессионалом своего дела и спасти не одну жизнь. За последние десять лет я не встретил ни одного человека, кто добился чего-то серьезного, ограничившись книгами по нагуализму. Человеческая природа несоизмеримо богаче и многогранней взгляда на нее с одной-единственной стороны. Было бы крайне самонадеянно считать, что какая-то одна область знания в состоянии предоставить нам целостный взгляд на человека. Стоит отдавать себе отчет в том, что на это будут уходить время и силы. Неудивительно, если придется потратить пару лет на знакомство с системой нагуализма, изложенной в работах Кастанеды и Ксендзюка. Еще несколько лет на изучение, например, богатства психоаналитических направлений в психотерапии, гешльтат-терапии, экзистенциального подхода, трансперсональной психологии и др. Придется познакомиться с различными философскими концепциями, которые помогут нам структурировать и дисциплинировать собственное мышление. А будет и такой период, когда погружение в основы дзэн-буддизма разрушит прежнюю структурность мысли и приблизит нас к спонтанному взаимодействию с миром здесь-и-сейчас. Какая-то из областей может подойти вам больше остальных и оказаться эффективной в тех аспектах, в каких не помогло остальное. Таким образом, она органически войдет в ваш метод, в рамках которого вы сможете наиболее эффективно продвигаться по пути познания себя и этого мира.
Три вышеперечисленных аспекта не отменяют друг друга. Наоборот, - взаимообогащают. Можно заниматься различными психотехниками, работать со специалистом, изучать необходимую литературу. Самостоятельная работа будет сопровождаться важнейшими наблюдениями и открытиями "со стороны" (из взаимодействий со специалистом), что, безусловно, ускорит процесс развития и позволит преодолеть те слепые пятна, на самостоятельный поиск которых человеку пришлось бы потратить годы (а что-то так и не суждено было бы найти).
* * *
Кому противопоказаны занятия нагуализмом. Тяжелые психические расстройства исключают практику данной дисциплины. В нашем деле жизненно важно обладать трезвым взглядом и ясным сознанием, которые помогут определить, где заканчивается реальность (внешний мир, другие люди) и начинается "Я", где заканчивается "Я" и начинаются проекции и так далее. Это необходимый навык при глубинной работе с собственной природой. В противном случае многие из психотехнических процедур могут нанести нам непоправимый вред. К сожалению, то описание, которое дал в своих книгах Кастанеда, выглядит особенно привлекательным для людей с патологической личностной организацией и может вызвать обострение сверхценных образований на магической почве. Работы Алексея Ксендзюка явились своеобразным фильтром для тех, кто нашел в кастанедовской эпопее не стимул для дальнейшего поиска и развития (что apriori подразумевает выход за пределы написанного Кастанедой), а благоприятную почву для процветания личного невроза (психоза). Но и этого не достаточно. У всех нас в определенные моменты присутствует риск скатиться в ту или иную форму искаженного восприятия действительности. Необходима предварительная работа с собственной психикой, которая будет исключать эту опасность в будущем. Большая часть данной книги будет сконцентрирована на этой подготовке.
Мотивация к занятиям нагуализмом.
И здесь мы плотную приблизились к вопросу, на который каждому из нас предстоит дать себе честный ответ как можно раньше. От этого зависит больше, чем может показаться на первый взгляд. Зачем в моей жизни необходим нагуализм (или другие подобные учения)? Для чего он мне нужен? Какую функцию он выполняет? Служит ли он расширению границ моего восприятия, развитию гибкости мышления, личностному и духовному росту? Или это еще одна клетка, в которую я запираю себя, а затем ревностно охраняю ее от тех, кто будет указывать на ее ограниченность? Стоит посмотреть правде в глаза. Многие люди приходят к подобным дисциплинам (и нагуализм здесь не исключение) из-за того, что нынешнее состояние по той или иной причине их не устраивает. Неосознанная потребность преодолеть этот "дискомфорт" создает потребность в преодолении этого состояния, к некоей форме трансформации. Которая в данном случае выступает как попытка понять, что во мне "не так", и изменить нынешнее неудовлетворительное положение. Понятно, что при таком подходе познание себя и мира используется не как самоцель (познание ради познания), не как источник внутренней гармонии и наполненности, не как способ быть и получать удовольствие от жизни, а как лекарство для излечения внутренней (подчас неосознаваемой) "болезни". Некоторые обращаются к нагуализму в надежде "переварить" жизненные травмы и трагедии. И, не изменяя себя (в том смысле, в каком мы говорили выше), подняться над трудностями и вернуть полноценную жизнь. К сожалению, такие попытки заранее обречены на провал. В лучшем случае человеку удастся найти прибежище, где он сможет укрыться от старых проблем. Тогда та или иная доктрина станет его новым домом, который сможет компенсировать те аспекты действительности, с которыми человек не в состоянии ужиться без помощи данного учения. Нередко мотивом, побуждающим индивида обратиться к нагуализму, являются чувства скуки, внутренней пустоты, бессмысленности жизни. Искатель надеется таким образом получить ответы на вопросы, которые, как он считает, поставило перед ним существование. Идеи, описанные в книгах Алексея Ксендзюка, могут оказаться очень привлекательными для такого типа личности, поскольку они служат эффективным транквилизатором для мучительного чувства экзистенциальной опустошенности. Жизнь приобретает сакраментальный смысл, а индивид - набор экзотических интерпретаций для загадочных процессов мироздания. Кто-то пытается с помощью нагуализма преодолеть свои социальные страхи, неуверенность в себе, трудности в коммуникации. Часто такая "терапия" строится на банальном вытеснении неугодных эмоций, после чего создается иллюзия, будто бы трудностей больше нет. Но качество жизни не меняется. Не появляется переживание полноты бытия, не растет глубина контактов с людьми, жизнь не становится ярче, осязаемей – реальней, не раскрывается перед нами в тех оттенках, которые мы до этого не замечали. В общем, так или иначе, что-то заставляет человека обращаться к подобным дисциплинам. Это "что-то" и есть то, чему стоит уделить пристальное внимание с самого начала. А потом, когда мотивация будет определена и проанализирована, многое может раскрыться в другом свете (в том числе и склонность к занятиям нагуализмом). Хочу подчеркнуть, что подобная мотивация вовсе не отменяет успехов на этом пути. И не является непреодолимой преградой. У всех нас имеются личные проблемные зоны, от которых бы хотелось избавиться. Сложность не в том, что они есть, а в том, что мы их не осознаем. И это не мешает им управлять нами. Опасно обращаться к серьезным психотехникам, не разобравшись в себе. В лучшем случае нагуализм превратится в хобби, в игрушку, в ту или иную форму компенсации наших нездоровых особенностей.
|