нельзя недооценивать человеческую культуру.
Культуру действительно нельзя недооценивать, однако отождествление человеческой культуры с искусством, как раз и является формой сильнейшей недооценки культуры, низводя ее до песен под балалайку
.
Соловьи, Моцарт, Пушкин и т.п. - это лишь разные формы "СЛАДКОГОЛОСИЯ"! Т.е. образчики (или авторы этих образчиков) всего того, что услаждает наш эстетический вкус.
Несомненно, Моцарт сильно отличается от соловья, но принципиально продукт "творчества" одного и другого одинаков - это приятные звуки для ушей
. А поскольку "на вкус и цвет товарищей нет", то и здесь мы наблюдаем очень широкий диапазон различных вкусов, благодаря чему звуковые композиции могут порой совершенно по-разному оцениваться разными слушателями, вплоть до самых альтернативных оценок.
Разница между Моцартом и соловьём, примерно такая же, как между ... натуральным бананом, выросшем на пальме, и тортом "Банановый", приготовленным искусным мастером-кулинаром высокой квалификации. Т.е. это несомненно творческая, а зачастую и талантливая, деятельность по созданию искусственных заменителей (превосходящими по качеству натуральные) всего того, что доставляет человеку чувство удовлетворения. Кстати, именно поэтому оно и называется "искусством".
Таким образом, термин "сладкоголосие" совершенно необязательно понимать только в музыкальном смысле, поскольку трактовать его можно много шире, вплоть до "сферы психологического уюта". Т.е. оно может включать в себя и всё "художественное", в самых разнообразных смыслах последнего. Поэтому к искусству относятся не только звуки, которые приятно/интересно слушать, но и картины/рисунки/фотографии, на которые приятно/интересно смотреть; тексты, которые приятно/интересно читать; танцы, на исполнителей которых приятно/интересно смотреть; песни, которые приятно/интересно слушать, и многое другое. Причем, список того, что приятно/интересно воспринимать, этими случаями не ограничивается, поскольку помимо этого, может быть приятно/интересно разглядывать архитектурные сооружения (в т.ч. и памятники), разные вещи (в т.ч. антиквариат). Сюда же относятся все ювелирные украшения, скульптура, предметы домашнего интерьера/обихода и очень многое другое. Вплоть до демонстрации обнаженной натуры
.
Поэтому я весьма негативно отношусь к тому, чтобы судить о культурном уровне человека по спектру его потребления из сферы "художественного сладкоголосья". Как говорится в пословице - "кому поп, кому попадья, а кому и свиной хрящик"
. Тем более что в принципе непонятно, чем описание Лауры в стихах Петрарки сильно лучше просмотра галереи обнаженных женщин
. И чем тут гордиться человеку, который предпочел первое второму?
Между тем, помимо всего того, что доставляет человеку разных сортов приятности, существует и своего рода "линия фронта", где человечество в буквальном смысле слова борется за свое существование в будущем. Да и тот "(пост)нагулизм", которому посвящена тематика этого форума, тоже находится где-то на той же передовой. Сама же ситуация на этой передовой сильно отличается от потребления "художественного сладкоголосья", и в первую очередь тем, приятность/интересность перестают быть на этой территории поводырями. Другими словами, важным и нужным здесь является не то, что приятно в эстетическом отношении, а зачастую то, о чем даже думать противно/страшно. Вот и ДХ назвал смерть советчицей, подразумевая именно это.
Пожалуй, я по натуре не такой уж стоик, чтобы убеждать собравшихся, держать душу в черном теле, пренебрегая элементами комфорта, в том числе и сладкоголосым пением. Тем не менее, согласно пословице "делу время, а потехе час", все мы должны уметь четко отличать дело от потехи! Развлекайтесь на здоровье, я вас от этого удержать не могу, но не забывайте, что всё это - потеха, а те, кто вас потешают (пусть и предельно талантливо), суть массовики-затейники. А потому не надо верить тем, кто станет утверждать, что, слушая "сладкоголосие", вы тем самым приобщаетесь к "высшим сферам". Это лишь сладкий обман для тех, кто страшится выйти на передовую.