Качественные изменения. Они могут быть сравнены по какому-то параметру?
Хороший вопрос! И в этой теме, думаю, вполне уместный.
С теоретической стороны этот вопрос весьма сложен для рассмотрения, но в практическом плане прост
. Простое решение заключается в том, что если качество сравнения по какому-то конкретному параметру удовлетворяет наши потребности, то им допустимо пользоваться. Ведь "сравнение" это не объект, а искомая нами информация. А потому только нам самим решать, в каком объеме она нам нужна.
Чаще всего бывает востребована задача выбора такого параметра (или нескольких параметров, если одного не хватит) чтобы отличать между собой какое-то множество объектов. Например, в полицейской практике прошлого была целая система параметров для описания внешности преступника. И здесь вполне очевидно, что одним параметром тут не отделаешься, т.к. людей очень много.
Таким образом, чем больше емкость множества, элементы которого требуется различить, тем больше нужно параметров. Но число параметров можно сократить, если нам достаточно деления на группы/классы, а не поштучно. Например, для грубого отнесения к расе порой бывает достаточно одного параметра - цвета кожи. Тут еще есть масса подробностей, но их я из рассмотрения опущу.
Короче говоря, в самом общем случае необходимых параметров может оказаться очень много, вплоть то того числа параметров, которое требуется для описания объекта.
С философской стороны здесь тоже большие трудности, поскольку "качество" и "количество" это не сущности, а
категории мышления. Т.е. имеется весьма толстый намек на то, что они в чистом виде не существуют
, т.к., согласно философии, представляют собой "диалектическое единство". В этой связи в современной физике наметилась тенденция изгнания "качества" из этой пары, чтобы различия на качественном уровне заменить количественными. Скажем, название цвета сводят к указанию длины волны в нанометрах
. Т.е. делаются попытки свести всё качественное многообразие мира к линейной комбинации представителей метрической системы СИ (килограмм-метр-секунда...). Благодаря чему и субъективный подход получает по морде
, и компьютеры - вожделенную пищу в виде цифири
.
А если сформулировать эту тенденцию серьезно, то мы увидим процесс выдавливания субъективного компонента из сознания человека, используя то обстоятельство, что оно успешно манипулирует качественными представлениями и плохо с количественными (то бишь в уме считать не умеет). Поэтому даже чисто количественные вещи люди предпочитают трансформировать в НАГЛЯДНЫЕ (!!!) формы, типа рисунков/графиков/гистограмм, и т.п. Т.е. НАГЛЯДНОСТЬ это и есть КАЧЕСТВЕННАЯ форма подачи информации. А для того, чтобы выдавить субъективные представления из сознания, подрубают его опору - качественные образы. Кстати, образы только и могут быть качественными, т.к. количественные отношения четких образов в сознании не образуют. В результате чего субъективные суждения начинают тонуть, не находя для себя адекватной формы представлений. Тогда как описание все больше поступает в виде формул и цифири.
Тут я только что сказала парадоксальное словосочетание "описание поступает"! Ведь во все прошлые времена к человеку поступала только информация, а описание мира делал он сам, формируя в своем сознании зримые образы картины мира. Кстати, наши представления о мире как раз оттого и зовутся "картиной мира", что это описание состоит из зримых форм, тожественных качественным представлениям о его составных элементах. Но вот усилиями математиков и тех же компьютеров ситуация кардинально изменилась. Теперь в ряде областей физики, описание явлений имеет формульно-цифровую форму. А кое-где (например, в квантовой механике) дело дошло до того, что сами ученые не могут сформировать зримых образов, которым бы соответствовали эти числа и формулы. В результате чего получилось так, что многие вещи имеют только одно описание - математико-вычислительное, которое во многих случаях потрясающе хорошо работает, в то время как зримые аналоги для него сформировать не удается. И отказаться от той цифири нет никакой возможности, поскольку нет ничего такого, чтобы могло хотя бы отдаленно конкурировать с ней в способности предсказывать результаты экспериментов. Т.е. здесь мы являемся свидетелями невиданного по масштабам наезда количества на качество в сфере человеческих понятий.
Это побоище не преминуло перекинуться и на философский уровень, а на уровне обычных дискуссий спорам нет числа. Вот и я тоже в тех спорах принимала активное участие и за свою позицию была квалифицирована как "квантовая инструменталистка"
. При этом подразумевается, что быть инструменталистом очень плохо. Кстати, в философии уже существует течение под называем "инструментализм", однако это не совсем то, что в физике. Я бы сказала, дальние родственники. И здесь о моем отношении в этому спору несложно догадаться - конечно же, я встала на сторону формул и компьютеров
, требуя отправить любителей зримых образов на пенсию
. Девиз физического инструментализма кратко выразил Дэвид Мермин (физик, но его работы мне неизвестны). Этот лозунг звучит так: "Заткнись и считай!"
. Причем, думаю, именно этот лозунг всех вконец рассорил, после чего возник раскол, а мосты к примирению были сожжены. А смысл самого лозунга в том, что от добра добра не ищут, а "образность" и искать не надо, если ее нет
.
Причем я здесь настроена гораздо радикальнее многих, полагая, что надо разделаться не только с образами, но и с "субъективностью", которая этими образами питается. А под "субъективностью" здесь понимается животно-чувственное восприятие мира, из-за чего мир оказывается представлен в сознании в виде соответствующих форм. Прямо как по Интернационалу - "весь мир субъектный мы разрушим, до основания, а затем...". А что затем? А затем мы построим новый субъективный мир, отличный от старого! И главным его отличием будет превалирование абстрактных образов над чувственными примитивами. А более конкретно это можно выразить так, что свои представления о мире наше сознание будет формировать на основе его реальной структуры и функциональности, а не на основе ощущений от контактов тела с окружающий средой, аки амёба
. Ибо амёбное восприятие среды нам просто так изжить не удастся - слишком уже сильно оно в нас укоренилось на протяжении долгой эволюции. Пришла пора не только перестать жить, как животные, но и перестать мыслить, как они!
В этой связи считаю нужным упомянуть Нагуализм, который хоть и далек от физики, но имеет точки соприкосновения с ... инструментализмом
. Во-первых, это учение о тонале и нагуале, если не понимать его примитивно, как полярность между известным и неизвестным/непознаваемым, а понимать тональ как мир предметных образов, а нагуаль как сферу, где эти образы неуместны. Причем, неуместны именно в инструменталистской трактовке - как декларацию непредставимости реальности через чувственные образы (и зрительные в их числе!). Далее - приоритет абстрактного над конкретным, понимаемого практически в том же самом смысле, какой я только что описала. И, несомненно, здесь является общим стремление к переделу сознания именно по части качества моделирования реальности. Сюда же хорошо ложится "описание магов", которое основано не на предметах, знакомых на глаз-ощупь-вкус-запах, а на элементах высокой степени абстрактности. Поэтому малая практическая польза этого описания
, прилично компенсируется практикой оперирования с абстрактными образами, не имеющими места в предметном мире.
Что касается названия этой темы (о познании), то на этот счет есть кое-какие материалы, проясняющие мою позицию в менее радикальных выражениях, чем те, что я только что использовала. Возможно, с этой подачи моя точка зрения для некоторых станет выглядеть более приемлемой. Например, вот это:
"Об инструментализме. По мотивам статьи Карла Поппер. Три точки зрения на человеческое познание."Однако с ходу должна предупредить, что статья сложная, а речь в ней идет о вещах еще большей сложности. Поэтому, скорее всего, для большинства читателей материалы подобного рода будут непонятны, но непонятны не в том смысле, что читая их, вы наткнетесь на какие-то неизвестные термины, а просто поймете ее смысл искаженно, а не так, как замыслил автор. И вот этот момент как раз самый трудный в постижении сложных проблем, т.к. ничто в тексте особо не настораживает, а смысл довольно легко укладывается в привычные понятия. И это несмотря на то, что я дала ссылку на вольный пересказ, уже частично адптированный. Сама же статья Поппера лежит тут:
"Карл Поппер. Три точки зрения на человеческое познание", но ее читать никому не предлагаю, к тому же она очень длинная, хотя при переводе подверглась частичному сокращению.