Давайте не будем сейчас нервничать и обзываться, а разберемся этим вопросом спокойно.
Вот вы сами говорите, что книги Кастанеды - "мистический шедевр". Соглашусь в этом с вами. Между тем, как Ксендзюк - вовсе не мистик, и его книги не мистичны! Собственно, подход Ксендзюка часто называют научным не столько потому, что он так уж близок к науке, а скорее для того, чтобы подчеркнуть его немистичность. Вот и водораздел между нагуализмом Кастанеды и постнагуализмом Ксендзюка проходит как раз по границе мистичности. Отказываясь далее идти в форватере мистики, Ксендзюк, тем самым, в какой-то мере порывает со всем тем, что делает из произведений Кастанеды "мистический шедевр", но в то же время не стремится к тому, чтобы выплеснуть с водой и ребенка - т.е. в определенной мере "генетическую связь" здесь сохраняет.
Так возможно ли порвать с мистицизмом Кастанеды, сохранив из его "учения" хоть что-нибудь? Или же в книгах Кастанеды кроме мистики ничего иного нет? Исторический опыт человечества показывает, что такое не только возможно, но и, как правило, типично. Скажем, когда-то в древние эпохи бронзу тоже выплавляли со всяческими мистическими ритуалами - кости жертв (рабов или врагов) в шихту подсыпали, заклинания разные читали, ритуальные пляски вокруг затевали и т.п. И все для того, чтобы выплавка меди или бронзы закончилась успехом. А ведь по сути, если с рудой промашку не сделали, то плавка всегда должна получаться. И если мы сейчас посмотрим, как выплавляют металл, то обнаружим, что его выплавляют без всякой мистики - без костей, заклинаний и плясок. Так утеряли ли мы "генетическую связь" с древним искусством металлургии? – Думаю, что нет, мы ее сохранили. Но вот с мистикой, окутывающей это искусство, решительно порвали! Этот случай не исключителен, а настолько типичен, что его можно назвать закономерностью. Ведь очень многие знания и умения человека, пришедшие к нам из глубокой древности, были окутаны мистикой. Однако в наше время эти знания и умения трансформируются в науки и технологии, а мистика сливается в эзотерику. Типичные тому примеры - алхимия и астрология, из которых выросли современная химия и астрономия. А то, что осталось в мистическом остатке, более не интересуется ни химическими реакциями, ни астрономическими наблюдениями.
Короче говоря, если в некотором учении есть практическое зерно, то оно может быть очищено от шелухи мистики . Для примера хотя бы возьмем таких "союзников" из книг Кастанеды, как "растения силы" - дурман, пейот, грибочки (только, Боже упаси, не подумайте, что я свожу учение ДХ к употреблению галлюциногенов!). Как это выглядит в мистическом описании, все мы знаем - читали. Но если снять покров мистичности, то суть оказывается в наличии у этих растений галлюциногенных веществ, которые, к слову сказать, нынче предпочитают получать синтетическим путем, а не выделением из природного сырья. LSD (а точнее LSD-25) - полусинтетический препарат, синтезированный химиком Альбертом Хофманом. А мескалин так вовсе получают исключительно синтетическим путем, ибо так сильно дешевле. А теперь раскроем книгу Кастанеды и почитаем, как ДХ собирал сырьё . Масса мистических заповедей. Собирать кактусы только обратном пути, а на прямом пути даже глаза на них не поднимать. Да еще собирать только такие, которые попадаются строго на пути, а других не трогать. Срезать зазубренным ножом, срез посыпать порошком серы, мешок должен быть кожаным, и до возвращения его нельзя опускать на землю... А уж с кустом дурмана мистических манипуляций было еще больше. Суть же была не в мистике, а в биологически-активном веществе . А мистический антураж - из рода костей и плясок.
Не скажу, что вся эта напускная мистика была совсем уж бесполезна. По крайней мере, она формировала тот психологический настрой, который был необходим для гало-сеанса , чтобы "видеть" Мескалито в человеческом обличье. И, тем не менее, учить Кастанеду продолжал сам дон Хуан, а вовсе на учитель Мескалито .
Так что же останется от книг КК, если снять с них налет мистики? А останутся ПСИХОТЕХНИКИ! Понимаю, что название "психотехники" здесь не слишком удачное, но лучшее подобрать сложно. Поэтому квинтэссенция кастанедовского наследия именно в том, что возможности человеческой психики значительно превосходят то, что прежде было принято считать нормой. Причем проносится идея о том, что с помощью специальных тренировок возможности психики могут быть расширены. - Вот это и есть "трансформация по Ксендзюку". И здесь Кастанеда внес примерно такой же вклад, как изобретатель цветной металлургии, который показал саму ВОЗМОЖНОСТЬ того, что из черного невзрачного камня может быть получен тяжелый красный металл. А до того, просто не знали, что этот камень на что-то иное годен. Вот и мы теперь знаем, что психика способна на многое, а не только на то, чтобы на форуме ругаться .
Кстати, ваша нелюбовь к НЛП тоже этим обстоятельством легко объясняется. Потому как подсознательно вы все-таки понимаете, что суть нагуализма именно в психотехниках, а не в мистике. А НПЛ - ... тоже психотехника , а точнее одна из психотехник. Оттого вы на нее и окрысились , что являетесь поклонником мистического подхода. И на Ксендзюка по той же самой причине бочку катите, потому как видите в нем угрозу для любимой вашему сердцу мистики.
Это ответ Пипы Реле, специализирующемуся на критике Ксена.
На примере обоих мы можем сказать о полном непонимании Ксена.
Но основа непонимания Релика - его предвзятость и конкуренция, а основа непонимания Пипы ...ее непонимание))
Обозвать практику Ксена психотехниками и придать его текстам статус смысловой выжимки из КК? Это только от непонимания идеи осознанности.