Мишель Лермон,
нет, этого недостаточно. Таким путём, перебирания и рассматривания различных видов озабоченности, мы всё равно не "схватим" эту
заботу, как "знак". Тут нужна своего рода "медитация". Или - очень не хочется употреблять всякие специфические термины, но видимо не обойтись - феноменологическая редукция этого понятия.
И раз уж тут всё равно выскочило насчёт "импланта", то, забегая несколько вперёд (а вдруг и вообще мы до этого разговора не доживём), выскажем-таки своё мнение. Тем более, что вы уже и обмолвились:
Стряхнув с глаз пелену озабоченности можно всмотреться в себя, в свои истинные потребности.
А каковы они? Уж наверное не тешить ЧСВ?
На наш взгляд,
озабоченность не является этим "чужеродным устройством". Поскольку после вот той самой пресловутой феноменологической редукции становится видно, что она возникает естественно, почти что в порядке буддистического
взаимообусловленного возникновения.
А вот на роль "импланта" явно претендует
Репонтуарий.
И чтобы не быть голословными, в качестве недо-оффтопа:
(статья из КЕКС –
краткая енциклопедия коварных словечек)
Репонтуарий, от португальского
re pontua(r), - повторяющееся множество, постоянно возвращающийся, повторный (постоянный) скоринг).
Дословный перевод представляет определённую трудность, поскольку это словосочетание является скорее идиомой. Наиболее близко по смыслу можно было бы перевести, как
порочная замкнутость, дурная повторяемость или, как объясняет большинство исследователей –
непрестанно инициирующий фактор.
Репонтуарий – набор приоритетов ментального, эмоционального и нравственного порядка, подменяющий собой осознание индивида и определяющий его мировоззрение, поведение, отношение к окружающему и окружающим, а, в конечном итоге, и саму судьбу.
В некоторых источниках
Р. трактуется как постоянная, непроизвольная (точнее – подавляющая волю) и неотмечаемая сознанием саморепрезентация индивида, которая не прекращается и тогда, когда человек остаётся наедине с собой, поскольку
Р. является не просто привычкой или, как говорят, второй натурой, но натурой
первой и у большинства – единственной.
Чтобы преодолеть влияние
Р. человеку прежде всего следует осознать и признать сам факт наличия Р., после чего, с помощью соответствующей дисциплины, свести это влияние к минимуму.
Происхождение терминаПервое письменное упоминание
Р. относится ко времени
Афонсу Португальского (порт. Afonso I de Portugal; 25 июля 1109, Гимарайнш — 6 декабря 1185, Коимбра), известного так же, как Афонсу Энрикиш (порт. Afonso Henriques), Афонсу Великий (порт. Afonso o Grande) , Афонсу Завоеватель (порт. Afonso o Conquistador) и Афонсу Основатель (порт. Afonso o Fundador), - первого короля Португалии после провозглашения 26 июля 1139 года её независимости от королевства Леон.
Афонсу практически с детства приходилось бороться за своё право быть королём, причём начинать борьбу пришлось с собственной матери, Терезы Кастильской. Впоследствии и всё его правление сопровождалось непрерывными войнами.
Афонсу Энрикиш был легендарной личностью средневековья, его подвиги воспевались не только в юго-западной Европе, но даже в Африке, где его называли
Ибн Эрик (сын Энрике).
Афонсу непрерывно конфликтовал не с одними лишь маврами, но и со своими христианскими соседями.
Однако интерес Афонсу не лежал исключительно в сфере воинской, у него сложились плотные дружественные отношения с
госпитальерами и
тамплиерами, от которых он и получил, судя по всему, тайное знание о
Р.
Эти два ордена не только знали о существовании этого «чужеродного устройства», но, судя по всему, активно искали техники и методы его использования для укрепления своего положения.
Несмотря на свою вражду с матерью, Афонсу в 1140 году не только подтверждает право госпитальеров на переданные им Терезой Кастильской имения, но и подчёркивает важность ордена.
Ещё более крепкие отношения связывали Энрикеша с тамплиерами. Этот рыцарский орден помог Афонсу захватить Сантарен. А король, в знак признательности, даровал им духовную власть над всеми областями, освобождёнными от мавров.
К этому же времени относится и первое письменное упоминание
Р. В документах тамплиеров, хранящихся в архивах библиотеки Ватикана, зафиксированы слова Афонсу Энрикиша, произнесённые им после взятия 15 марта 1147 года крепости Сантарен. Афонсу опустился на камни у стены и обронил, ни к кому не обращаясь:
Наконец-то мой Репонтуарий затих. (порт. Eu finalmente se acalmou repontuary)
Потом обвёл взглядом собравшихся вокруг воинов и добавил:
На какое-то время (порт. Por algum tempo)...
По мнению сторонников версии внедрённого извне
Р., этот эпизод, случайно проскочивший мимо внимания папских посланников, которые, после расправы над тамплиерами, старательно отыскивали, собирали и уничтожали любые письменные упоминания о
Р., чтобы скрыть их от посторонних глаз, указывает на то, что факт присутствия
Р. в качестве некой силы, руководящей поступками человека, не был чем-то удивительным для тамплиеров или самого Афонсу.
Единого мнения о том, кто же именно, какая сила и когда внедрила
Р. в сознание человека, нет. Как полагают сторонники версии о
Р., как "чужеродном устройстве", его внедрение и явилось тем «инициирующим фактором», который определил и определяет до сих пор состояние осознания человека. С одной стороны,
Р. является той силой, которая движет человека по пути цивилизации, с другой, переключая на себя почти все энергетические ресурсы,
Р. является причиной той
омрачённости сознания, о которой говорится, например, в буддизме.
Другие исследователи отвергают чужеродную природу Р. и рассматривают его как феномен изначально присущий человеческому сознанию. По их мнению, явление Р. логически выводимо, как своеобразный атавизм животных инстинктов выживания, перенесённых в сферу психики человека.
Но как бы там ни было, сторонники обеих версий сходятся в одном:
Р. является надёжным показателем
уровня осознанности человека. Чем сильнее
Репонтуарий, тем меньше
осознанность. И наоборот.
Современное состояние исследований.
Как уже было указано, у исследователей
Р. нет единого мнения по поводу того, был ли
Р. встроен в сознание (или – надстроен «над» осознанием) некой внешней силой, или же он является чем-то изначально присущим самому человеку.
Наиболее ясно позицию сторонников «чужеродного устройства» изложил в одной из своих книг американский писатель перуанского происхождения Карлос Кастанеда. Он же приводит простые и чёткие доводы, побуждающие, при должном внимании, хотя бы начать рассматривать вопрос о существовании Р.
Приведём некоторые цитаты:
...
– Я хочу воззвать к твоему аналитическому уму, – сказал дон Хуан. – Задумайся на мгновение и скажи, как ты можешь объяснить противоречие между образованностью инженера и глупостью его убеждений и противоречивостью его поведения. Маги верят, что нашу систему убеждений, наши представления о добре и зле, нравы нашего общества дали нам хищники. Именно они породили наши надежды, ожидания и мечты по поводу успехов и неудач. Им мы обязаны алчностью и трусостью. Именно хищники сделали нас самодовольными, косными и эгоцентричными.…
– Видишь ли, у разума летуна нет соперников, – продолжал дон Хуан. – Когда он утверждает что-либо, то соглашается с собственным утверждением и заставляет тебя поверить, что ты сделал что-то не так. Разум летуна скажет, что все, что говорит тебе Хуан Матус, – полная чепуха, затем тот же разум согласится со своим собственным утверждением: «Да, конечно, это чепуха», – скажешь ты. Вот так они нас и побеждают.…
– Необычная идея, – проговорил он с расстановкой, оценивая производимый его словами эффект, – состоит в том, что каждый человек на этой Земле обладает, по-видимому, одними и теми же реакциями, теми же мыслями, теми же чувствами. По всей вероятности, все люди более или менее одинаково откликаются на одинаковые раздражители. Язык, на котором они говорят, несколько вуалирует это, но, приоткрыв эту вуаль, мы обнаружим, что всех людей на Земле беспокоят одни и те же проблемы. Мне бы хотелось, чтобы ты заинтересовался этим, разумеется, как ученый и сказал, можешь ли ты найти формальное объяснение такому единообразию.…
Я углубился в литературу о мифах и легендах. Это занятие породило во мне никогда прежде не испытанное ощущение: каждая из прочитанных мною книг была интерпретацией мифов и легенд. В каждой из них обнаруживалось присутствие одного и того же склада ума. Книги отличались стилистикой, но скрытая за словами тенденция была в точности одной и той же; при том даже, что темой этих книг были столь отвлеченные вещи, как мифы и легенды, авторы всегда ухитрялись вставить словечко о себе. Эта характерная для всех книг тенденция не объяснялась сходством их тематики; это было услужение самому себе. Прежде у меня никогда не было такого ощущения.( Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)
Сам Карлос Кастанеда, как заметно и из приведённых отрывков, не употребляет термин
Р., называя "чужеродным устройством"
разум.
Однако по мнению некоторых исследователей, разум является лишь тем
местом, через которое (или посредством которого) был внедрён
Р. Иначе говоря, разум явился своего рода "веной", в которую была проведена инъекция
Р.
Другие исследователи полагают, что сам
разум появился, как опозиция
уму, именно в результате внедрения
Р.
Схожие термины и понятия:
самопоглощённость, саморефлексия, личность, чужеродное устройство, эгоизм, ангажированный идиотизм, чувство собственной важности (или значимости).