Ртуть
Гость
|
|
| |
« : 25 июня 2016, 14:27:05 » |
|
Э. фон Глазерсфельд ВВЕДЕНИЕ В РАДИКАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ О скрытом и явном Богам одним лишь известно, нам же, как людям, только трактовка доступна Алкмеон [6] Вступление Очевидно, что в рамках одной главы дать подробное обоснование неконвенционалистскому образу мысли не представляется возможным; тем не менее составить о нем представление, указав на главные особенности, а также зафиксировать их в виде отдельных пунктов — задача, по-видимому, выполнимая. Вместе с тем надо * Перевод выполнен по: Glasersfeld E. Von. Einfuhrung in den radikalen Konstruktivismus // Watzlawick P. (Hrsg.) Die erfundene Wirklichkeit. Munchen, 1998. lO.Aufl. S. 16—38. отметить, что в отношении данной позиции существует определенная опасность неправильного ее понимания. Зачастую конструктивизм, как и скептицизм, с которым он имеет много общего, отказываются принимать всерьез на том основании, что он кажется излишне критическим, чуждым, либо попросту противоречащим "здравому" смыслу. Ясно, что всегда, когда какое-либо направление отвергается самым резким образом, то сущность отказа трактуется представителями данного направления совсем не так, как его критиками и противниками. С моей предвзятой точки зрения, нечто подобное представляет собой та оппозиционная среда, с которой в XVIII в. столкнулся Джамбаттиста Вико — первый истинный конструктивист, а также в недавнем прошлом Сильвио Чеккато и Жан Пиаже, причем вовсе не ввиду каких-то пробелов или нелепостей в своей аргументации, а из-за подозрения, что конструктивизм ведет к подрыву слишком значительной части фундамента традиционного мировоззрения. Достаточно первичного поверхностного знакомства с логикой конструктивизма, чтобы убедиться в том, что данная позиция ведет к неотвратимой ответственности думающего человека, причем его одного, за все им сказанное, познанное, а в равной степени и им совершенное. В настоящее время, когда бихевиористы всю ответственность за происходящее перекладывают на окружающую среду, а социобиологи — большей частью на гены, такое учение, согласно которому мир, где мы живем, является таковым исключительно благодаря нам же самим, кажется несколько неуютным. Именно это, в конечном счете, хочет подчеркнуть конструктивизм — тем самым он открыто провозглашает о таких аспектах в теории познания, которые, как правило, остаются незамеченными. Одним из основных тезисов является тезис о том, что мир, который мы познаем (проживаем) на собственном опыте и который мы сами же конструируем, является актом непроизвольным, наше конструирование — это не предмет специального внимания, т.е. мы не знаем, как мы это делаем. Такого рода незнание имеет существенное значение. Радикальный конструктивизм утверждает (так же как Кант в своей Критике), что те операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, и что в свою очередь знание этих операций, которые Чеккато так изящно по-итальянски называет consa-pevolezza operativa [4], может помочь в более эффективном осуществлении этого конструирования. В своем введении, как уже было сказано, я решил ограничиться несколькими отдельными пунктами. Тема первой части — соотношение между знанием и той "абсолютной" действительностью, которая считается независимой ни от опыта, ни от какого-либо процесса проживания; так же в первой части показано, что наше знание никоим образом не может интерпретироваться как изображение, скорее, его можно сравнить с ключом, открывающим один из возможных путей (см. цитату из Алкмеона). Во второй части приводится небольшой обзор возникновения скептической позиции в древности, дополняющей положение Канта о том, что как раз в силу того, что у нас существует свой собственный способ мировосприятия, мы вообще не в состоянии представить себе какой-либо внеопытный мир. Далее в этой же части кратко освещается конструктивистская позиция Вико. В третьей части проводится попытка разъяснить некоторые наиболее существенные черты конструктивистского понятийного анализа. Среди множества идей и направлений мышления, которые я перенял, главным образом, у Пиаже и Чеккато, лишь немногие остались неразъясненными и библиографически незадокументированными. Работы Пиаже в 70-е гг. оказали на меня значительное влияние и подействовали вдохновляюще; но еще до этого наша пятнадцатилетняя совместная работа с Чеккато придала моим мыслям указанное направление и тысячекратную уверенность. Тем не менее для конструктивиста всякого рода взаимопонимание, согласие, а также любые учения и точки зрения — всегда конструкции и интерпретации конкретного субъекта. Таким образом, в конечном итоге я один несу полную ответственность за то, о чем говорится в этой работе.
|
|
« Последнее редактирование: 03 июля 2016, 12:37:25 от Ртуть »
|
Записан
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #1 : 25 июня 2016, 14:27:42 » |
|
I История философии представляет собой нечто типа путаницы из всякого рода измов. Идеализм, рационализм, номинализм, реализм, скептицизм, как и множество других, вот уже свыше двух с половиной тысяч лет, начиная с самых первых свидетельств западноевропейских мыслителей, ведут друг с другом непрекращающийся спор. Сами же школы, направления и движения зачастую бывает трудно отличить одно от другого. В какой-то мере все же каждый изм, претендующий на серьезное к себе отношение, должен отмежеваться от уже укоренившихся: как минимум, ему необходимо предъявить какой-то новый методологический нюанс в теории познания. Зачастую это оказывается не более чем очередной перегруппировкой давно известных основных принципов, смещение отправных пунктов или смысловое расщепление привычного понятия. Эпистемологическая проблема — каким образом мы обретаем знания о действительности и является ли добытое знание "истинным" и достоверным — занимает современных философов не в меньшей степени, чем в свое время Платона. Несмотря на то что методологические подходы стали более сложными и разветвленными, сама постановка вопроса, не считая нескольких редких исключений, не изменилась. Именно такая постановка вопроса привела к тому, что все ответы, которые предлагались, едва ли хоть как-то приближались к разрешению собственно проблемы. Американским философом науки Хилари Путнам недавно это было сформулировано следующим образом: "От Сократа до Канта не было ни одного философа, который в своих первичных, далее не редуцируемых принципах не был бы метафизическим реалистом" [21]. Путнам разъясняет это утверждение исходя из того, что, несмотря на двухтысячелетний спор философов о том, что существует в действительности, само понятие истинности, которое всегда подразумевало некую объективную данность, никогда не вызывало разногласий - . Таким образом, каждый, кто утверждает, что нечто допустимо называть "истинным" только в том случае, если оно соответствует некоей абсолютно независимой "объективной" действительности, неизбежно является метафизическим реалистом.
По существу такое положение вещей не изменилось и после Канта. Несмотря на серьезное отношение некоторых мыслителей к критике чистого разума, давление философской традиции оказалось непреодолимым. Вопреки тезису Канта о том, что рассудок не извлекает правила своего функционирования из природы, а владеет ими априорно, многие ученые все еще и сегодня чувствуют себя "открывателями", постигающими загадки бытия, медленно, но уверенно расширяя тем самым границы человеческого познания. Сколько философов посвящает себя задаче придать неопровержимую достоверность столь тяжко добытым знаниям, достоверность, опирающуюся на мир "настоящих" истин! Все это не выходит за рамки веками господствующей точки зрения о том, что знание тогда только является знанием, когда оно познает мир таким, каков он есть [**]. Разумеется, историю западной эпистемологии невозможно охватить несколькими страницами. В данном кратком опусе я вынужден буду остановиться лишь на самом главном тезисе, позволяющем конструктивизму, который я представляю, отграничивать себя самым радикальным образом от других измов господствующего понятийного пространства. Радикальное отличие коренится во взгляде на вопрос о соотношении знания и действительности. Так, если в традиционной теории познания, а равно в когнитивной психологии это соотношение трактуется как в большей или меньшей мере образное (иконическое) соответствие, то радикальный конструктивизм придает ему значение приспособленности (Anpassung) в функциональном смысле. * "В основе феноменологии познания лежит вопрос об истине. Постановка этого вопроса превращает человеческое познание в эпистемологическую проблему" [4]. ** Шпиннер [25] подготовил великолепный всеобъемлющий обзор о тех мыслителях и их аргументации, которые каким-то образом противоречат данной распространенной точке зрения, тем самым зафиксировав всеобщее банкротство конвенциалистской теории познания. На примере из староанглийского языка такого рода смысловое противопоставление ясно прослеживается между понятиями match и fit. Если эти слова перевести на немецкий язык как "stimmen" и "passen" (в данном переводе на русский язык: "соответствовать" и "подходить", "годиться"), то и здесь в пределах некоторых контекстов удается выявить эквивалентное смысловое противопоставление. Предположим, мы говорим о каком-то изображении, что оно "соответствует" ("stimmt"). Это означает, что оно передает изображаемое и в какой-то мере является с ним однообразным. Конкретные свойства, по которым устанавливается однообразие, могут меняться от случая к случаю. Зачастую размер не играет никакой роли, так же, как и вес, цвет либо расположение в пространстве и времени; и все же в таких случаях говорят о точной передаче, воспроизводстве пропорции, порядка либо основного плана строения. На техническом жаргоне это называют "гомоморфизмом". В господствующих теориях познания мы всегда найдем явные или подразумеваемые предпосылки, основанные на том, что результат познания, а именно наши знания, являются знаниями о реальном мире, а коль скоро это так, то внешний мир, являющийся принципиально независимым и самодостаточным, гомоморфно отображается хотя бы в каком-то одном аспекте. С другой стороны, в случае, когда мы говорим, что нечто "подходит", то подразумеваем не более и не менее того, что это нечто справляется с тем назначением, которое мы на него возложили. Ключ "подходит", если он отпирает замок. Понятие пригодности относится к ключу, но не к замку. Так, мы можем сказать наверняка, что профессиональный взломщик имеет множество ключей, имеющих различную форму и, тем не менее, открывающих нашу дверь. Данная метафора звучит грубовато, однако для придания наглядности обсуждаемой теме подходит не худшим образом. С точки зрения радикального конструктивизма все мы — ученые, философы, дилетанты, школьники, животные, как, впрочем, любые живые существа — соотносимся с нашей окружающей средой в такой же мере, как взломщик с замком, который он должен отпереть, чтобы добраться до добычи. Именно слово "passen" ("подходить"), понятое указанным образом, наиболее полно соответствует английскому понятию "fit" в дарвинистской и неодарвинистской теории эволюции. Дарвин сам, к своему же несчастью, ввел в употребление фразу "survival of the fittest" - . Тем самым он подготовил почву для возникновения нелепого представления о том, будто бы его теория делает допустимым изменять по степеням сравнения понятие пригодности, а среди организмов, приспособленных к своей среде, обнаруживать "более приспособленных", среди же этих последних — еще и "наиболее
* "Выживание наиболее приспособленных, наиболее пригодных" (англ.). приспособленных" - . И все-таки, в теории, в которой выживание является единственным критерием видового отбора, существует лишь две возможности: либо вид пригоден для жизни в среде, либо — нет; т.е. либо он живет, либо вымирает. Только сторонний наблюдатель, который вводит совершенно другие критерии в дополнение к просто выживанию — нечто типа экономичности, простоты, либо изящества жизни, мог бы на основании такой добавочной оценочной шкалы говорить о "лучшем" или "худшем" выживании. Однако в теоретической модели, в основу которой положена исключительно выживательная способность видов, никакие дополнительные оценки не могут считаться обоснованными.
Именно в трактовке понятия "fitness" совпадают основные принципы теории познания радикального конструктивизма и теории эволюции: точно так же, как среда устанавливает границы выживания для живых организмов (органических структур), элиминируя варианты, выходящие за пределы возможностей выживания, так и опытный мир (будь то в повседневной жизни или в лаборатории) определяет критерий правильности (Prufstein) для наших идей (когнитивных структур). Это справедливо в отношении самых первых закономерностей, выводимых младенцем из своего еще едва-едва дифференцированного опыта, это справедливо в отношении правил, при помощи которых взрослые стремятся одолеть трудности повседневной жизни, точно так же это справедливо в отношении гипотез, теорий и так называемых "законов природы", к формулировке которых ученые приходят в результате своих усилий и которые вносят стабильность и порядок в пределы доступного нам опытного мира. Закономерности, эмпирические правила и теории подтверждают себя в свете дальнейшего опыта как надежные или нет (разве что мы вводим понятие вероятности, однако, поступая так, мы накладываем условие, чтобы знание обязательно было достоверным и ясным). В теории эволюции говорят о приспособленности, адаптации (нем. "Anpassung", англ. "adaptation") в том же смысле, в каком употребляют эти понятия в отношении Знания, провоцируя тем самым неверные представления. Оставаясь приверженцами эволюционистского мышления, мы не можем говорить о том, что организмы или наши идеи приспосабливаются к действительности; скорее действительность отсеивает нежизнеспособный материал просто тем, что определяет пределы допустимого. "Естественный отбор" как в филогенетическом, так и в эпистемологическом аспекте не отбирает позитивно самые устойчивые, наиболее пригодные, наилучшие или самые истинные * К. Ф. фон Вайцзеккер на одном из симпозиумов в Бремене (1979) обратил мое внимание на то, что в немецкой специальной литературе слово "fit" зачастую переводят как "tuchtig" ("благоприятный"), что легко провоцирует употребление его в дискуссии в превосходной степени как "Tuchtigsten" ("самый благоприятный"). формы, а функционирует негативно таким образом, что всему, что не выдерживает проверки, просто позволяет разрушаться. Такое сопоставление, безусловно, выглядит несколько натянутым. В природе любой недостаток неизбежно оказывается смертельно наказуемым; что же касается философов, то они погибают из-за несовершенства своих идей чрезвычайно редко. В гуманитарном контексте речь следует вести не о выживании, а об "истинности". Не забывая об этой существенной поправке, мы приходим к ценной аналогии с эволюционной теорией: соотношение между жизнеспособными органическими структурами и окружающей средой по своей сути является таким же, как соотношение между отдельными когнитивными структурами и опытным миром мыслящего субъекта. Обе структуры являются "пригодными": первая, поскольку естественная случайность мутаций придала им форму, которую они теперь имеют; вторая, поскольку человеческие намерения сформировали их в соответствии с целями, которым они теперь служат. Цели эти — интерпретация, предсказание и контроль либо управление определенными жизненными событиями (опытом). Более важной представляется эпистемологическая сторона указанной аналогии. Вопреки распространенному ошибочному убеждению этологов, никакие выводы относительно "объективного", т.е. предшествующего опыту мира, отталкиваясь от строения или поведения живых существ, сделать невозможно - . Дело в том, что в соответствии с эволюционными представлениями между внешним миром и способными к выживанию биологическими структурами либо моделями их поведения не существует никакой причинной связи. Как заметил Грегори Бэйтсон, дарвиновская теория построена на кибернетическом принципе достаточности (Beschrankung), а не на причинно-следственных отношениях [**]. Организмы и формы поведения, которые мы в любой точке эволюционного процесса обнаруживаем живыми, развились таковыми кумулятивно в результате случайных вариационных изменений. Что же касается влияния окружающей среды, то оно при любых обстоятельствах
* Как это было столь изящно показано Якобом фон Юэкскюлем [26], каждое живое существо само определяет собственную среду. Только лишенное каких-либо связей, полностью отчужденное существо, не вступающее ни в какое эмпирическое взаимодействие с миром, знание которого носит безусловный характер, могло бы рассуждать о каком-то "объективном" мире. По этой причине попытка фон Лоренца [16] дать объяснение человеческим представлениям о пространстве и времени, с одной стороны, в терминах "адаптации" ("Anpassung"), а с другой — как объективным аспектам онтологической реальности ведет к логическому противоречию. ** Хайнц фон Фёрстер обратил мое внимание на то, что принципу отбора по установленным ограничениям не следует давать характеристику как собственно "кибернетическому", так как уже в XVIII в. он был для некоторых случаев сформулирован Мопертюи [1]. сводится к элиминации нежизнеспособных вариантов. Так что в лучшем случае можно сказать, что на окружающую среду возлагается ответственность за процесс вымирания, но никак не за выживание. Это означает, что наблюдатель, следящий за процессом развития, вполне может констатировать, что все вымершее каким-то образом вышло за грань допустимого, а выжившее, по крайней мере в настоящий момент, находится в его пределах. Такое утверждение, тем не менее, является явной тавтологией (живет то, что выживает) и не допускает никаких суждений относительно объективных свойств того мира, который обнаруживает себя исключительно посредством отрицательных влияний. Такая логика вполне приемлема при анализе основной проблемы теории познания. В самом общем смысле наше знание является полезным, значимым, жизнеспособным (если угодно оценивать его в терминах позитивной шкалы) в том случае, когда оно накладывает устойчивость на опытный мир, дает возможность делать предсказания, допускать или предотвращать те или иные явления и события. Если же оно не справляется с указанными задачами, то объявляется сомнительным, ненадежным, бесполезным и в конечном итоге может быть обесценено до уровня суеверия. В функциональном, прагматическом смысле идеи, теории и "законы природы" могут рассматриваться в качестве структур, постоянно подвергающихся воздействию эмпирического мира (с которым мы вступаем во взаимодействие), в результате которого определяется их устойчивость или неустойчивость. Если какая-либо когнитивная структура не была отвергнута и по сей день, то это доказывает не более и не менее тот факт, что при данных обстоятельствах нашего опыта она справляется с задачами, которые мы на нее возлагаем. Следуя строгой логике, это вовсе не означает, что мы теперь знаем, как устроен объективный мир; это означает лишь то, что мы знаем один из многих путей, ведущих к достижению поставленной цели и который мы в нами же определенных обстоятельствах опыта избрали. Такое знание ничего не говорит нам (и в принципе сказать не может), сколько других возможных путей существует и в какой связи с внешним миром, миром по ту сторону нашего опыта находится событие, которое мы определили в качестве цели. Все, с чем мы можем соприкасаться из внешнего мира, — это в лучшем случае его границы (преграды) или, по-другому, как драматически выразился Мак-Каллок, один из первых кибернетиков: "Добиться доказательства неправильности гипотезы — в этом кульминация знания" [5]. Таким образом, радикальность радикального конструктивизма состоит прежде всего в том, что он порывает с общепринятой традицией и предлагает теорию познания, в которой понятие знания больше не соотносится с "объективной", онтологической действительностью, а определяется единственным образом как устанавливаемый порядок и организация опытного мира, формируемого в процессе жизни (проживания). Радикальный конструктивизм раз и навсегда отказывается от "метафизического реализма", всецело совпадая с позицией Пиаже, которая гласит: "L'intelligence... organise le monde en s'organisant elle-тeтe " Для Пиаже организация — это всегда следствие взаимодействия между познающим разумом и окружающей средой. Оставаясь всегда в первую очередь философом биологии, он характеризует такого рода взаимодействие как "адаптацию". С этим я вполне соглашаюсь, однако при условии учета всего того, о чем я говорил на протяжении предыдущих страниц о процессе эволюционной адаптации: нужно уяснить предельно ясно, что смысловая составляющая "пригодности" в понятии "адаптация" ("passen" in der Anpassung) ни в коей мере не должна пониматься как соответствие или гомоморфность. Относительно главного вопроса — как соотносятся между собой когнитивные структуры, или знания, и онтологический мир по ту сторону нашего опыта — Пиаже зачастую бывает двусмыслен, и может сложиться впечатление, что он, несмотря на свой эпохальный вклад в конструктивизм, все же допускает какой-то остаток метафизического реализма. В этом он совсем не одинок. Дональд Кэмпбелл, автор превосходного обзора о представителях "эволюционной эпистемологии" со времен Дарвина, писал: "Концептуальное включение реального мира остается спорным моментом, если проблему знания определить как вопрос соответствия эмпирических данных и теории этому реальному миру" [3]. В своем изложении он поясняет, что представляемая Карлом Поппером и им самим эволюционистская теория познания полностью разделяет требование науки о реализме и объективности. Однако теория, которую он перед этим со знанием дела излагал своему читателю, все же ведет в противоположном направлении [**]. В первой части своей работы я попытался показать, что неразрывно связанное с реализмом понятие соответствия (match) между знанием и действительностью вовсе не обязательно выводить из понятия пригодности (fit), относящегося к контексту развития, не говоря уже о том, что совершенно недопустимо их путать. Во второй части я собираюсь хотя бы приблизительно обозначить, каким образом радикальный конструктивизм соотносится с общей историей эпистемологии, а также показать, что он, может быть, и не столь радикален, как это выглядит с первого взгляда.
|
|
« Последнее редактирование: 03 июля 2016, 12:37:42 от Ртуть »
|
Записан
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #2 : 25 июня 2016, 14:28:16 » |
|
II Сомнение в том, что знание соответствует действительности, возникло в тот же момент, когда разумное существо впервые задумалось о своих собственных мыслях. Ксенофан, один из самых ранних досократиков, уже говорил: "Недоступна человеку и никогда не * "Разум организует мир в процессе организации самого себя" (фр.). ** Сравните с критическим исследованием Питера Скагештада [24].
была доступна истина о Боге и мире; даже тогда, когда человек набредает на абсолютную истину, сам узнать он об этом не может. Лишь видимость суждена нам'' [7]. Все, что может быть "увиденным", уже должно находиться где-то там еще до того, как на него упадет взор смотрящего. Тем самым знание неизбежно объявляется изображением мира, который где-то там пребывает, существует до того, как сознание его увидит либо воспримет каким-то другим образом. По такой логике был сотворен сценарий, в котором западноевропейская эпистемология утвердилась еще в VI в. до н.э. Что касается "метафизического реализма", то его не следует воспринимать в качестве одного из многих разновидностей этого сценария; он — единственно возможное его воплощение. Основатель биологических исследований когнитивных процессов Умберто Матурана говорил: "Априорное допущение того, что объективное знание по сути — это описание того, что познается... снимает вопросы: что такое знать? и как мы познаем?" [17] Единственным образом предвосхитив ответ на вопрос о природе знания, традиционная эпистемология поставила себя перед неразрешимой дилеммой. Если познание и его результат — знание являются обязательно описанием, изображением мира, каков он есть (die Welt an sich), то в таком случае нам необходим критерий, по которому мы могли бы судить о "правильности", "истинности" наших описаний и изображений. Вместе с указанным сценарием, согласно которому человек рождается в предустановленный, в себе и для себя пребывающий мир с единственной задачей — изучить и как можно достовернее познать действительность, пробивает себе путь и скептицизм. Идея "иллюзорности", которая, согласно Ксенофану, присуща человеческому знанию вообще и которая была широко разработана школой Пиррона и позднее Секстом Эмпириком главным образом в аспекте человеческого восприятия, а также неразрешимый вопрос — насколько и соответствует ли вообще картина, передаваемая нам нашими ощущениями, объективной действительности? — до настоящего времени являются самым уязвимым местом в теории познания. В качестве одного из примеров Секст рассматривает восприятие яблока. Органы чувств передают его как гладкое, ароматное, сладкое и желтое, однако то, что данное яблоко в действительности обладает этими свойствами, не является само собой разумеющимся, так же как не является само собой разумеющимся и то, что оно не обладает другими свойствами, ускользающими от нашего восприятия [8]. Упомянутый вопрос всегда будет оставаться без ответа в силу того, что максимум, на что мы способны, это сравнить наше ощущение яблока с другими ощущениями, но никоим образом не с самим яблоком — таковым, каким оно могло бы быть до того, как мы его так или иначе восприняли. Вот уже более двух тысяч лет этот аргумент не дает философам покоя [22]. Позднее Кант еще "утяжелил" этот довод. Переместив пространство и время (как априорные организаторы нашего опыта) из области абсолютной действительности в область феноменального, он поставил под вопрос существование внешних чувственно воспринимаемых свойств, а также объективность (предметность) самого яблока. Отныне сомнением в том, действительно ли яблоко является таким гладким, ароматным, сладким и желтым, каким оно кажется, перерастает в сомнение о существовании реального предмета, который мы обособили как автономную целостность от остального мира и восприняли в качестве "вещи". Это сомнение фактически оказывается роковым в отношении надежности чувственного восприятия: око подрывает любое наше представление об объективных структурах во внешнем мире и неизбежно приводит к вопросу о том, почему и, прежде всего, каким образом так происходит, что мы в нашей эмпирической данности пытаемся обнаружить и обнаруживаем структуры, которые не являются отражением действительности. Или по-другому: если высказывание Канта о том, что опыт ничего не говорит нам о природе самих вещей [12], верно, то как же объяснить, что мы все же живем в одном из многих возможных и все же чрезвычайно постоянном и прочном мире, наделенном надежными вещами и стабильными отношениями причины и следствия, верно нам служащими? В этом состоит суть основного вопроса, на который радикальный конструктивизм пытается ответить. Ответ же, который он предлагает, в главном был обоснован Джамбаттиста Вико еще в 1710 г., более чем за полвека до "Критики" И. Канта. Точно так же как истина для Бога заключается в том, что Бог познал путем творения, истина человеческая состоит в том, что человек познал, когда создавал и посредством собственного труда выковывал. Наука (scientia) и знание (cognitio) возникают из способа, которым вещи производятся [27]. Девиз Вико — Verum ipsum factum (истина есть сотворенное) ("factum" происходит от "facere" — слова "факт" и "делать" — от одного корня) — стал часто цитироваться в последнее время благодаря тому успеху, который принесло его автору переоткрытие в этом столетии его сочинений по истории культуры и социальной философии. Что же касается непосредственно его революционной Концепции теории познания, то вспоминают о ней нечасто, еще Реже она становится предметом дискуссий. По словам Вико, одному Богу ведомо, каков реальный мир. Он его сотворил и только в силу этого знает, каков строительный материал и каков план строения. Так же и человек может знать только то, к чему сам руку приложил; лишь строителю известны вещи, которые он конструирует (componit): каковы составные части и как они друг с другом соединены. Вико даже употребляет термин "операционность", непосредственно предвосхищая тем самым главные идеи конструктивистов нашего века — Дьюи, Бриджмена, Чеккато и Пиаже. Однако надо отметить, что немало усилий Вико затратил на то, чтобы установить связь между человеческим знанием и божественным творением. Во время чтения его работ порой складывается впечатление, что автор сам страшится своих выводов. И хотя развитая им теория познания является логически выдержанной — человеческое знание конструируется самим человеком и, соответственно, ни в каком онтологическом божественном творении не возникает необходимости — все же открыто говорить о независимости знания Вико не решается. Из-за нерешительности подобного рода можно подумать, что мировоззрение Вико входит в противоречие с метафизикой Беркли. На самом деле принцип esse est percipi (бытие есть воспринятое) имеет для Беркли то же значение, что для Вико выражение "Бог всеведущ, ибо он творец всего". Для обоих философов онтология происходит от Божественного действия и этим же действием гарантирована. Однако Вико намечает и другой путь к действительности, который, на мой взгляд, представляет больший интерес, поскольку не подразумевает рациональный реализм ни в каком виде. Вико предлагает рассматривать мифологию и искусство в едином ключе как символы действительности. Разумеется, символ Вико рассматривает так же как конструкцию, причем смысловая интерпретация этого понятия позволяет говорить об особом типе познания — познания, которое никак не назовешь онтологическим (вещественным) и в котором рациональное знание не служит материалом для конструирования. Для данной дискуссии важно понятие познания не выводить за пределы сознания, разума. В этом состоит отличие Вико от Беркли и более поздних идеалистов: и человеческое знание, и мир рационального опыта — все это продукт когнитивного конструирования [28]. Таким образом, познание для Вико — это то, что мы сегодня назвали бы осознанием (Bewuβtmachung) деятельности, результатом чего является наш опытный мир (Erlebenswelt). И хотя Беркли словами о том, "что все голоса небес, как и весь земной инвентарь, все тела, составляющие структурную громаду мира, не имеют своего существования вне разума, бытие их должно быть воспринято, или познано" [2] , явно предпосылает мышлению деятельность, все же главный акцент у него всегда лежит на бытии вещей (Sein der Dinge), в то время как для Вико более важным является аспект человеческого знания и познания. Своими выразительными ссылками на то, что знание facere (действенно), что оно составляется, строится, конструируется, Вико подошел к генетической эпистемологии Пиаже и к современному конструктивизму вообще значительно ближе, чем Беркли. И ничто так ясно не указывает на это, как высказывание, предвосхитившее эпистемологическую позицию современных философов науки: "Человеческое знание (наука) — не что иное, как привнесение связи между вещами" [29]. Итак, главный вопрос звучит следующим образом: почему же мы живем в относительно стабильном и надежном мире, если мы не имеем никакой возможности ни стабильность, ни регулярность, ни любое чувственно воспринимаемое качество с уверенностью приписывать объективной действительности? Вико не дает прямого ответа, однако ему удается оставить в стороне сам вопрос, обращая его в бессмыслицу, если мир, в котором мы живем и который познаем, с необходимостью конструируется нами самими, тогда нет ничего удивительного в том, что нам же самим он кажется и относительно стабильным. Чтобы достаточно ясно осознавать это, всегда необходимо помнить о главном принципе конструктивистской эпистемологии, гласящем, что конструируемый мир является не чем иным, как миром нашего собственного опыта, состоящим из нами же пережитого. Никоим образом он не может притязать на "истину", понимаемую как соответствие онтологической действительности. Позиция Вико по данному вопросу полностью сходится с позицией Канта, который утверждал, что "...природа, рассматриваемая в своей предметности, представляет собой воплощение всей совокупности объектности (предметности) опыта" [13]. По Канту, "исходный материал чувственных впечатлений, которые рассудок в результате своей деятельности... перерабатывает в знание о вещах, называется опытом" [14]; опыт же, вся эмпирическая данность, при любых обстоятельствах остается результатом нашего способа жизневосприятия. Таким образом, и то, и другое (и опыт, и знание) структурируется и определяется исключительно посредством пространства и времени, либо посредством категорий, являющихся производными от них. "Переработка" чувственного сырья — это, согласно Канту, результат автоматического функционирования "мировоззренческих принципов" (пространства и времени) и категорий нашего мышления, характеризуемых как априорные. Без них никакой опыт был бы невозможен вообще. Все априорное — это в известной степени техника, при помощи которой организм описывает свой опыт. Накладывая ограничения на действия организма и определяя их, априоризм все же оставляет открытым вопрос о том, как организм функционирует (operiert), не говоря уже о том, почему. "A priori" означает "быть встроенным", "врожденным", и принятие априорного в конечном итоге волей-неволей приводит, пусть и не напрямую, к идее Бога и Платоновой мифологии категориальных идей. Позиция Вико по данному вопросу выглядит современнее и более убедительно. Вот что он говорит, к примеру, в отношении категории причинности: "Если истинным является только то, что сотворено (изготовлено), значит, определить нечто через его причину эквивалентно тому, чтобы этой причиной стать (т.е. это нечто причинить)" [30]. Такая точка зрения (к которой пришли также современные математики - , стоящие на конструктивистских позициях, по-видимому, ничего не зная о Вико) имеет еще одно важное следствие, о котором Вико также было хорошо известно.
Сама возможность идентифицировать нечто в качестве причины является результатом процесса соединения автономных элементов, т.е. результатом активных действий познающего. Именно "упорядочение и компоновка элементов порождает определенную (т.е. причинно детерминированную) форму вещей" [31] [**]. В самом общем смысле это означает, что мир, в котором мы живем, является таковым, каков он есть, и другим быть не может, поскольку именно таковым мы сами его творим (конструируем). По Канту, способ такого конструирования определяется априорно. Для Вико, напротив, он не имеет ничего общего с неизменными, встроенными в организм мировоззренческими принципами и способами мышления, определяющими суть конструируемого, а является историей самой конструкции. То, что может быть сконструировано в дальнейшем, определено рамками того, что сконструировано (изготовлено) до этого [23]. Вико не рассматривает построение знания как процесс, направляемый и контролируемый (никак не распознаваемым) соответствием "объективной" действительности. Интерпретируя познание как действие, ограниченное только лишь условиями, накладываемыми особенностями строительного материала, т.е. того, что уже сконструировано, он воплощает — хотя и неосознанно — базовые идеи кибернетической теории познания, отталкивающейся от принципа возможного в установленных пределах, а не от принципа отображения или подобия. И все же, каким бы изящным ни показалось данное объяснение, оно не дает ответа на два других вопроса: в каких пределах нечто (новое) можно считать совместимым с уже имеющимся знанием? и зачем вообще организму нужно такого рода когнитивное конструирование? Попытка отыскать какой-нибудь из возможных ответов на поставленные вопросы определила содержание третьей части данной работы. * Автор предлагает желающим обратиться к работе Штольценберга, помещенной в том же сборнике, что и немецкий оригинал данной работы (Stolzenberg Gabriel. Kann die Untersuchung der Grundlagen der Mathematik uns etwas uber das Denken verraten? S. 236—293). ** Георг А. Келли, основатель "Психологии личностных конструктов" ("Psychology of Personal Constructs"), независимо пришел к подобному заключению: "Для живого существа мироздание является реальным, но вовсе не беспощадным до тех пор, пока оно само не сделает свой выбор в пользу такого толкования" [15].
|
|
« Последнее редактирование: 03 июля 2016, 13:48:30 от Ртуть »
|
Записан
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #3 : 25 июня 2016, 14:28:48 » |
|
III В противоположность господствующей эпистемологии, в которой познание выступает в качестве само собой разумеющейся активности субъекта, не имеющего ни биологических, ни психологических характеристик, радикальный конструктивизм выходит за традиционные рамки, отталкиваясь от позиции, которую многие профессиональные философы называют в более или менее пренебрежительном тоне "психологизмом". Такая предпосылка вытекает из единой модели, образующейся при воссоединении материала первой и второй частей данной работы. Исходным следует считать представление о том, что познание (и знание) не может рассматриваться в качестве некоего конденсата, образуемого при пассивном восприятии, а является результатом активности субъекта. Такого рода активность — это вовсе не манипуляции с "вещами-в-себе", т.е. объектами, которые имелись бы во внеэмпирическом мире и должны были бы мыслиться структурированными в готовом виде предметами, каковыми они кажутся познающему. Активность, ответственную за построение знания, мы называем "оперированием" ("operieren"), что является свойством любой когнитивной сущности, которая, по меткому выражению Пиаже, организует как сама себя, так и свой опытный мир. Тем самым теория познания превращается в исследовательскую программу, ставящую своей целью выяснение того, каким образом разуму в результате своей активности удается из эмпирического потока (Fluβ des Erlebens) сконструировать мало-мальски надежный, регулярный мир. Функция сознания — это тема, которая издавна занимала психологов, тем не менее чем больше в исследованиях делается акцент на активную операциональность разума, тем они становятся психологичнее. Если к этому еще добавить понятия и теоретические подходы эволюционизма (entwicklungsgeschichtliche), фило- и онтогенеза, то мы окажемся как раз в центре интересов "генетической эпистемологии". Что касается приверженцев метафизического реализма, то они тут же ополчатся против такой позиции, ибо, согласно их представлениям, эпистемологию не следует марать соображениями биологического или психологического характера [18]. Если же мы принимаем тезис (в том виде, как его сформулировал в свое время цитируемый в эпиграфе Алкмеон) о том, что человеческая активность, называемая познанием, вовсе не ведет к истинной картине мира, а является процессом "отпирания" ("Erschlieβen"), то к этой же активности должен принадлежать и процесс ковки самих ключей, при помощи которых человек пытается "отпереть" путь к избранным целям. Это означает, что второй вопрос, поставленный нами в конце предыдущего раздела, а именно вопрос о том, зачем вообще нужна когнитивная активность, неразрывно связан с первым. И то, функционирует ключ или нет, зависит не от того, удастся ли найти замок, к которому он подходил бы, а единственным образом от того, отпирает ли он тем самым путь к той цели, которую мы перед собой поставили. Всякий конструктивизм интуитивно исходит из предположения, что любые когнитивные события происходят в опытном мире какого-либо целеориентированного сознания. В данном случае целеполагание вовсе не подразумевает целей, связанных с "внешним миром". Цели, о которых идет речь в данном контексте, возникают исключительно вследствие оценок когнитивным организмом событий собственного опыта, с тем чтобы одни повторить, а других попытаться избежать. Продукты когнитивной деятельности сознания, т.е. когнитивные конструкты и структуры, всегда, соответственно, имеют цель и оцениваются, во всяком случае, первоначально, по тому, как они этой цели служат. Понятие достижения цели в свою очередь предполагает наличие возможности устанавливать регулярность в эмпирической данности. Аргументация, сформулированная Юмом, имеет прямое отношение к сказанному: "Существуй малейшее подозрение в том, что процессы, протекающие в природе, могут изменяться непредсказуемым образом и что прошлое не устанавливает никаких правил для будущего, — любой опыт был бы бесполезным и не вел бы ни к каким выводам" [13]. Такого рода вера в регулярность и тем самым в возможность индуктивных выводов является одним из основных свойств всего живущего. Как и для Канта, для Юма "природа" — это "воплощение всей совокупности объектности (предметности) опыта" [13]. Это значит: все, что мы извлекаем из нашего опыта индуктивным способом, неизбежно этому же опыту и принадлежит, но никак не мифическому миру вне опыта, которым грезят метафизические реалисты. Еще одно положение, к которому приводит позиция конструктивизма, также касается свойства регулярности — свойства, присущего когнитивным организмам, или, лучше сказать, порождаемого когнитивными организмами в пределах своего опытного мира. Прежде чем иметь возможность говорить о регулярности, константности или об определенной неизменности чего-то, предварительно необходимо провести сравнение. По-другому это означает установить связь между уже пережитым и тем (новым) эмпирическим фактом, который до этого в ходе жизни никак не связывался с предыдущим опытом. Такого рода "установка связи" может, вне зависимости от конкретного результата сравнения, вести к двум фундаментально различающимся понятиям: эквивалентности (Aquivalenz) и самотождественности (individuelle Identitat). К смешиванию этих двух принципиально различных смысловых категорий приводит постоянная неосознанная путаница выражений "такой же" ("das gleiche") и "тот же самый" ("desselbe") (в английском языке это проявляется еще ярче, поскольку одно и то же слово the same сплошь и рядом используется в обоих значениях). Если мы хотим разобраться в элементарных правилах когнитивного конструирования, то необходимо четко различать эти понятия. Как удалось показать Пиаже, категории эквивалентности и самотождественности не являются врожденными, а конструируются каждым "нормальным ребенком" в течение первых двух лет жизни [20]. Основополагающим является развитие воображения, которое, с одной стороны, позволяет одно из прошлых восприятий сравнивать с другим, происходящим в настоящий момент, а с другой — делает возможным объединять повторяющиеся восприятия и в особенности комплексы восприятий и, далее, определять их в качестве объектов, располагающихся в пространстве, независимом от активности самого субъекта, и во времени, текущем вне его эмпирического потока. Развитие воображения по такому сценарию ведет к двум принципиально возможным ситуациям сравнения: либо два комплекса восприятий одновременно "экстернализируются" как два независимых один от другого объекта; либо они рассматриваются в качестве двух восприятий одного и того же "существующего" объекта, единого в своей самотождественности. Это не имеет ничего общего со сравнением в реальности (Vergleich an sich), a лишь определяет концептуальный характер того, что сравнивают. Если процедура сравнения ведет к заключению "одинаковости", то мы имеем дело либо с двумя объектами, которые по сравниваемым параметрам оказываются равнозначными, либо с одним объектом, который в промежутке между обоими опытными восприятиями не изменился. Если процедура сравнения, напротив, приводит к заключению "различности", то либо у нас два объекта, которые различны, либо объект один, но он изменился со времени предыдущего восприятия. На практике эмпирические события сами объединяются таким образом, что нам не приходится каждый раз осознанно совершать выбор между эквивалентностью и самотождественностью. В одной из своих работ я уже показывал, что встречаются сомнительные ситуации, и то, каким образом мы пытаемся их разрешить, — в частном случае тождественности мы стремимся отыскать более-менее правдоподобное доказательство непрерывности [9]. Здесь же мне хотелось бы лишь подчеркнуть, что факт непрерывности существования индивидуального (самотождественного) объекта всегда является продуктом операции, производимой познающим субъектом, но ни в коей мере не может быть объяснен через свою принадлежность объективной действительности * Сравните с аналогичными обоснованиями фон Фёрстера в том же сборнике, откуда взят немецкий оригинал данной работы (Foerster Heinz von. Das Konstruieren einer Wirklichkeit. S. 46). Никто более искусно не использует это принципиальное свойство, чем фокусник. Предположим, на одном из представлений он просит у кого-нибудь из зрителей кольцо, перебрасывает его через сцену своему помощнику, а затем предлагает ошеломленному зрителю отыскать кольцо в собственном кармане. Фокус состоит в том, что восприятие зрителей нарушается таким образом, что они совершенно непроизвольно устанавливают тождественность между единственный раз увиденным кольцом и любым переброшенным через зал объектом. Если это удается, то остается предположить, что только чудо в состоянии одно и то же кольцо переместить в карман зрителя. Аналогичным образом происходит и в случае с красной лентой, которую фокусник разрезает на мелкие кусочки, а затем буквально через мгновение снова размахивает ею перед глазами во всей ее первоначальной целостности. Другим схожим и часто цитируемым примером служит кинофильм, который мы при определенных условиях восприятия смотрим как единый континуум отдельных различающихся изображений (кадров), как одно непрерывное движение. Вне зависимости от того, скакала ли где-то и когда-то "реальная" лошадь в действительности и была при этом снята на пленку, во время демонстрации фильма мы сами должны из последовательности кадров сконструировать движение как непрерывное изменение (одной и той же лошади). (Тот факт, что всю операцию мы проделываем непроизвольно, ничего не меняет в том, что каждый раз мы все равно должны ее проделывать, если хотим увидеть лошадь в движении.) Не в меньшей мере конструктами являются суждения об одинаковости или различности в сфере предметного восприятия. Как я уже ранее упоминал, "одинаковость" — это всегда результат исследования определенных свойств. Два яйца могут считаться одинаковыми по форме и цвету уже по тому, что происходят от одной и той же курицы, но различаться, если одно было снесено вчера, а другое — шесть недель назад. Полевая мышь и слон имеют различия по многим характеристикам и все же они одинаковы в том, что являются живыми существами; их тождественность проявляется и в том случае, когда мы хотим отделить млекопитающих от других классов животных. Наконец, все яйца, все животные и все вещи, которые я наблюдаю или могу себе представить, являются одинаковыми в одном: я сам путем вполне определенных операций восприятия обособил их в поле моего эмпирического пространства в качестве ограниченных, замкнутых в себе объектов. Как в отношении данного случая, так и в отношении любого другого не подлежит сомнению то, что критерии, на основании которых устанавливается факт тождественности или различия, создаются и отбираются самим субъектом в процессе его жизни и формирования суждений и не могут быть приписаны независимому мирозданию. Еще более важным для радикального конструктивизма является признание примата активности субъекта в отношении того, что мы называем регулярностью, постоянством в эмпирическом пространстве (Erlebenswelt). Как регулярность, так и постоянство предполагает воспроизводимость опыта, воспроизводимость же, в свою очередь, может быть установлена лишь на основе сравнения, порождаемого суждением о тождественности. Тождественность, как мы установили выше, может быть только относительной: предметы и события тождественны лишь в отношении тех свойств или составных элементов, которые выбраны для сравнения. Это означает, что эмпирический объект, состоящий, к примеру, из элементов a, b и с может быть отождествляем с эмпирическим объектом, состоящим из элементов a, b , сих лишь постольку, поскольку элемент х не принимается во внимание. В этом суть принципа ассимиляции. В тех случаях, когда решение о тождественности принимается исключительно на основании элементов или качеств а, b и с, любой предмет, содержащий a, b и с, окажется приемлемым. От других предметов, также содержащих компоненты а, b и с, он будет неотличим до тех пор, пока для сравнения не будут взяты другие свойства. Ситуация меняется, если предмет, обладая все теми же элементами а, b и с, начинает вести себя как-то по-другому, не так, как от него ожидалось на основании предыдущего опыта об a-b-c-предметах. Это приводит к ситуации возмущения (perturbation), которая может разрешиться тем, что внимание будет обращено на другие составные элементы или свойства. Когда такое случается, создаются предпосылки для того, чтобы предмет, являющийся фактором возмущения (и тем самым не вписывающийся в данную ситуацию), обособить по свойству х от других предметов, приемлемых в сложившейся ситуации. В этом состоит основной принцип, опираясь на который Пиаже построил свою теорию ассимиляции и аккомодации для активностных схем (Aktionsschemata), и который в его анализе когнитивного развития занимает центральное место. Здесь мне хотелось бы отметить, что в данном принципе, помимо прочего, воплощено понятие пригодности (Passen), поскольку нигде речь не идет о том, каким образом предмет берется в его "объективности" или каким образом он пребывает в "действительности". Важно лишь то, отвечает ли он накладываемым на него ожиданиям и тем самым "годится" или нет. Теперь, когда мы знаем, что повторяемость конструируется на основе операции сравнения, становится ясно, что те же принципы остаются в силе для любого вида регулярности (которая всегда служит предпосылкой повторяемости). И в том, и в другом случае это является вопросом выбора того, что именно берется во внимание при сравнении и к чему конкретно относится требование "тождественности". Полагая, что исходный сырьевой материал опытного мира является достаточно богатым, ассимилирующее сознание в состоянии привнести (сконструировать) в полностью беспорядочный, хаотичный мир регулярность и порядок. В какой мере это удается, больше зависит от целей и от уже сконструированных исходных положений, чем от данных, поступающих из так называемого "реального" мира. Все же в пределах нашего опыта, определяемого избранными целями, мы склонны приписывать любые препятствия скорее мифической действительности, чем нашему образу действия. Строитель, занимающийся кирпичными постройками, рано или поздно приходит к заключению, что все оконные и дверные проемы должны иметь свод для поддержания верхних конструкций. Если при этом строитель будет убежден в том, что он открыл один из законов абсолютного бытия, то будет ошибаться таким же образом, как ошибался Кант, который верил, что всякая геометрия должна быть исключительно Эвклидовой. Все, что мы выбираем в качестве строительного материала, будь то кирпич или элементы Эвклида, определяет границы конструирования. Эмпирически мы можем воспринимать эти границы только "изнутри", из перспективы кирпичной постройки или Эвклидовой геометрии. Пределы мира, о которые разбиваются наши начинания, нам не дано увидеть воочию. То, что мы переживаем, воспринимаем, познаем, изучаем, конструируется исключительно из нашего собственного строительного материала и подлежит объяснению только с позиций нашего способа конструирования. Резюме Правила языка неумолимо вынуждают нас к последовательному изложению. Все три части могут быть прочитаны лишь последовательно, одна за другой, несмотря на то что данная очередность вовсе не является отображением некоего обязательного логического порядка. Тема каждой отдельной части имеет лишь весьма условную автономность, поскольку все, что говорится в конструктивистском ключе, настолько тесно переплетается с другими базовыми идеями, что любое автономное изложение неизбежно будет производить впечатление вырванности из общего контекста подобно пианистическому этюду (Fingerubung). Приведенная аргументация не должна рассматриваться в виде тянущейся единой нити, на которую нанизывается новое миропонимание; напротив, это одна неделимая ткань. Семантический анализ показывает, что, с одной стороны, сознание, обладающее свойством познавать, судит о "повторяемости", "постоянстве" и "регулярности", только опираясь на принцип сравнения; с другой стороны, он показывает, что еще до того, как произойдет операция сравнения, вопрос о том, рассматривать ли оба события, подлежащие сравнению, как проявления одного и того же объекта или как два отдельных объекта уже должен быть решен. Такое решение устанавливает для каждого случая, что рассматривать как "существующую" целостность (предмет) и что как отношения (между предметами); так создается структура в общем потоке эмпирических событий. Эта же структура является не чем иным, как тем, что когнитивным организмом, наделенным сознанием, воспринимается как "действительность". А поскольку такая "действительность" была сотворена и творится практически всегда непроизвольно, она кажется данностью независимого, автономно "существующего" мироздания. Такая позиция не является чем-то новым. Со времен Пиррона и до теоретических физиков современности, которые вынуждены часто себя спрашивать, открывают ли они законы природы или природа втискивается в предустановленные гипотезы путем тщательной подгонки экспериментальных наблюдений, скептицизм остается верен своему заключению. До тех пор, пока мы в высшей степени являемся "метафизическими реалистами" и наделяем познание (как научное, так и повседневное) возможностью передавать "истинную" картину от нас независимого "реального" мира, скептики будут всегда казаться пессимистами и задирами, так как их аргументация волей-неволей обращает наше внимание на тот факт, что никакое "достоверное" познание невозможно. Все же реалист обязан, несмотря на это, оставаться реалистом даже тогда, когда он отворачивается от аргументов скептицизма как от противоречащих "здравому" смыслу и поступает так, как будто бы они никогда не высказывались. Если бы он серьезно рассмотрел эту аргументацию, то должен был бы отступить в одну из форм субъективного идеализма, а такое отступление неизбежно приведет его, в конце концов, к солипсизму — к убеждению, что никакого независимого от субъекта мира вообще существовать не может. Поскольку, с одной стороны, сложившаяся ситуация благодаря неопровержимой логике аргументации скептицизма выглядит совершенно неотвратимой, с другой стороны, мы интуитивно убеждены и обнаруживаем ежедневно из повседневного опыта, что мир полон препятствий, которые мы сами не устанавливаем намеренно на своем пути, мы должны вернуться к самим основам теории познания, чтобы быть в состоянии разрешить возникшую дилемму. Помимо прочих, к такого рода основам принадлежит вопрос о соотношении между знанием и действительностью, и именно это является тем пунктом, по которому радикальный конструктивизм выходит за пределы традиционного сценария в эпистемологии. Коль скоро познание больше не понимается как поиск абсолютного (иконического) соответствия с онтологической действительностью, а видится лишь как поиск подходящего образа действия и способа маслить, традиционная проблема исчезает сама собой. Знание конструируется живым организмом таким образом, чтобы бесформенный в себе и для себя пребывающий эмпирический поток упорядочить насколько это возможно в воспроизводимые события и в более или менее надежные связи между ними. Возможности для такого рода конструирования упорядоченности всегда определены предыдущими ступенями данной конструкции. Это значит, что "реальный" мир обнаруживает себя исключительно в том месте, где наши конструкции терпят неудачу. Поскольку все неудачи описываются и объясняются нами исключительно в тех же понятиях, которые мы использовали при конструировании разрушившейся структуры, никакие препятствия на нашем пути никоим образом не могут передавать ту или иную картину мира, который в противном случае мы могли бы сделать ответственным за неудачу. Для того, кто это понимает, само собой разумеющейся является мысль о том, что радикальный конструктивизм не следует истолковывать как некое изображение или описание абсолютной действительности, а как одну из возможных моделей познания, относящейся к когнитивным живым существам, способным из материала своего собственного опыта конструировать более или менее надежный мир. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Bateson G. "Cybernetic explanation" American Behaviorist. 1967. 10. P. 29—32. [2] Berkeley G. (1710). A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge. La Salle (Illinois). 1963. P.32. [3] Campbell D.T. Evolutionary Epistemology // The Philosophy of Karl Popper. P.A.Scilpp (Hrsg). La Salle (Illinois), 1974. [4] Ceccato S. Un tecnico fra i filosofi. Vol. 1 und 2. Marsilio, Mantua, 1964/1966. [5] McCulloch W.S. Embodiments of Mind. Cambridge (Mass.), 1965. S. 154. [6] Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Hamburg, 1957. S. 39. [7] Diets: op. cit. S. 20. [8] Empiricus Sextus (ca. 200 n. Chr.). Outlines of Pyrrhonism. (Obersetzt von R.G. Bury). L., 1967. P. 57,1, 94—95. [9] Glasersfeld E. von. Cybernetics, experience, and the concept of self // A Cybernetic Approach to the Assessment of Children: Towards a more Humane Use of Humane Beings. M. N. Ozer (Hrsg.) Boulder (Colorado). 1979. [10] Hume D. (1750). An Enquiry Concerning Human Understanding. N. Y., P. 47. [11] Kant I. (1783). Prolegomena zu jeder kunftigen Metaphysik. Werke. Bd. IV. Berlin, 1911. P 294. [12] Kant: op. cit., S. 295. [13] Kant: op. cit., S. 295. [14] Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Werke. Bd. III. 2. Auflage, 1787. S. 27. [15] Kelly G.A. A Theory of Personality. N. Y., 1963. S.8. [16] Lorenz K. Kants Lehre vom Apriorischen im Lichte gegen-wartiger Biologie. Blatter fur deutsche Philosophic 15. 1941. D. 94—125. 17] Maturana H.R. Biology of Cognition. (Report 9.0). Urbana (Illinois), 1970. P. 2. [18]Mays W. The epistemology of Professor Piaget. Minutes of the Aristotelian Society. L., Dec. 7. 1953. P.m54—55. [19] Piaget J. La construction du reel chez l'enfant. Neuchatel, 1937. P. 311. [20] Piaget: op. cit. [21] Putnam H. Reason and History (in press). [22] Richards J., Glasersfeld E. The control of perception and the construction of reality. Dialectica. 33. 1979. P. 37—58. [23] Rubinoff L. Vico and the Verification of Historical Interpretation // Tagliacozzo, G., Mooney M. und Verene D. P. (Hrsg.). Vico and Contemporary Thought. Atlantic Highlands, 1976. [24] Skagestad P. Taking evolution seriously: Critical comments on D.T.Campbell's evolutionary epistemology. The Monist. 61. 1978. P. 611—624. [25] Spinner H.F. Begrundung, der Kritik und Rationalitat. Bd. 1. Vieweg. Braunschweig, 1977. S. 61. [26] Uexkull J. von (mit Georg Kriszat, 1933). Streifziige durch die Umwelten von Tieren und Menschen. Frankfurt a.M., 1970. [27] Vico G. (1710) De Antiquissima Italorum Sapientia. Stamperia de'Classici Latini. Neapel, 1858. Kapetel I, § 1, 5—6. [28] Vico: op. cit. Kapitel I, § III, 2. [29] Vico: op. cit. Kapitel VII, § III, 5. [30] Vico: op. cit. Kapitel III, §1,2. [31] Vico: op. cit. Kapitel III, §1,3. Перевод C.A. Цоколова |
|
« Последнее редактирование: 03 июля 2016, 13:48:47 от Ртуть »
|
Записан
|
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #5 : 03 июля 2016, 11:37:48 » |
|
Роль конструирования в философии ФихтеИ.Г. Фихте продолжил линию Канта в понимании человека как деятель- ного существа. Даже более того, довел принцип деятельности до такого пре- дела, до которого никогда не доходил Кант. Недаром Кант после того, как Фихте посетил его и изложил свои взгляды, сказал: «Избави нас Бог от на- ших друзей, а от врагов мы избавимся сами». Фихте сделал Новый шаг в том направлении, чтобы и человеческую ре- альность, и человека сделать продуктом деятельности разума. Согласно Фих- те, существуют две реальности: в одной мы живем и изменяем ее реальны- ми средствами, другую – познаем. И вот эту другую реальность, «реальные» предметы, предназначенные для познания, мы создаем сами. Поэтому сначала разум выступает как практический и лишь потом – как теоретический. Сна- чала он создает предназначенную для познания реальность, а затем познает ее. Конечно, совсем не так было у Канта: для него внешние вещи существуют сами по себе, от них мы получаем ощущения, и только потом вступает в силу деятельность разума, осуществляющая разные виды синтеза, а нравственность находится вообще за границами теоретического разума, в сфере иного знания. Фихте всегда исходит из самосознания: в нас имеются различные «чувства» – мы можем говорить о красном, прямоугольном, твердом и пр. Но мы не можем относить их к чему-то вне нас, их мы имеем в себе, и у нас нет такого органа, функция которого была бы в отнесении внутреннего вовне. Поэтому мы гово- рим лишь о фактах сознания, или о восприятиях. Мы их объединяем с помо- щью продуктивного воображения, и так конструируется предмет, который мы должны затем познавать. Предмет этот дан нам только в разуме, в мышлении, и он – единственно «данный» и единственно реальный предмет, ничего другого «реального» для познания нет. Вне его Фихте, таким образом, не предпосылает для познания никаких действительных вещей; все, что дано разуму, создал он сам и содержит в себе – это предмет внутри знания. Самое важное расхождение Фихте с Кантом заключается в отрицании первым вещи самой по себе и ощущений в качестве значений этой вещи. Фихте в этом вопросе удивительно последователен, хотя в конечном счете также возникают недоумения по поводу верности исходных оснований его теории познания. Последовательность Фихте в том, что он не выходит за гра- ницы познающего субъекта, предполагая, что знание – это его знание и исхо- дить надо из организации субъекта. Что мы имеем, когда познаем предмет? Мы имеем те сведения, которые Кант (да и все обыкновенные люди) называет ощущениями и которые дают нам представления об отдельных сторонах вещи, т. е. предполагается, что воз- действия исходят от вещи. Вот это, казалось бы, простое объяснение Фихте никак не устраивает. Как уже говорилось, согласно Фихте, я ощущаю крас- ное, твердое, теплое и т. д., но это только мои ощущения; я могу о них гово- рить только как о фактах сознания, о своих состояниях, но приписывать их вещи самой по себе мы не имеем никаких оснований. Они – в нас, в нашем восприятии, шире – в нашем сознании, однако у нас нет такого органа, кото- рый гарантировал бы нам возможность их отнесения к чему-то вне нашего восприятия и сознания. «Следовательно, предметы, которые ты можешь вос-Т.Б. Длугач. Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте) 129 принимать, существуют для тебя исключительно благодаря свойствам твоих внешних чувств; ты знаешь о них исключительно на основании твоего знания об этих свойствах твоего зрения, осязания и т. д. Твое утверждение: вне меня есть предметы – опирается на утверждения: я вижу, я слышу, я осязаю и т. д.»19. Тогда надо заключить, что во всяком восприятии я прежде всего воспри- нимаю только себя самого и свое собственное сознание; а то, что не лежит в этом восприятии, т. е. внешние вещи, не воспринимается вообще. Я различаю свои собственные состояния и, исходя из этого, различаю предметы. Но та- кой вывод неправомерен; я не имею права переносить свои ощущения (свои состояния) на совершенно вне меня лежащий предмет и выдавать их за свой- ства самого предмета. Я ощущаю в себе, а не в предмете, так как я – я сам, а не предмет; ощущаю, следовательно, я ощущаю только самого себя и свое состояние, но не состояние предмета. И эту мысль Фихте последовательно проводит во всех своих сочинени- ях, пытаясь представить ее ясной, как солнце. Суждение мы высказываем не о свойствах тела, а о нашей собственной способности – иметь ощущения цвета, слуха, поверхности и т. д. Но «совершенно непонятно, каким образом созерцающее (Я – Т.Д.) может выйти из этого восприятия и сказать: вне меня и совершенно независимо от меня существует нечто, протяженное в про- странстве и с такими-то качествами»20. Но мы ведь все же составляем знание как будто о предметах вне нас и считаем, что наши восприятия относятся точно к ним. Почему и на каком основании? И здесь Фихте вновь говорит о деятельности, и он называет ее конструированием21. Дело в том, что, как мы уже сказали, у человека есть способность про- дуктивного воображения, ее, по мнению Фихте, правильно поместил Кант в свою теорию познания. Деятельность воображения объединяет (синтезиру- ет) все имеющиеся в нас ощущения и создает из них целостный предмет. То, что образуется, и есть наш предмет, и кроме него у нас нет никакого друго- го предмета. Это – предмет, данный в созерцании. Данность его – продукт деятельности разума, конструирования. Разум, как уже говорилось, сначала создает предмет, а затем начинает познавать его; разум сначала практичен, а потом уже теоретичен. О конструировании Фихте говорит достаточно определенно. Когда мы конструируем, например, треугольник, мы соединяем имеющиеся в нашем восприятии прямые линии с определенным углом; в созерцании я охватываю одним взглядом всю мою способность к конструированию, сразу с единого взгляда, т. е. в созерцании. Если две линии и лежащий между ними угол пред- полагаются определенными, то этот угол может быть замкнут лишь одной- единственной возможной определенной, т. е. находящейся в данном опреде- ленном отношении к предположенным элементам, стороной. Это действи- тельно для конструкции треугольника в свободной фантазии и становится непосредственным и ясным посредством созерцания. Измерение какой-либо линии есть повторное конструирование по ее образцу, и оно, по словам автора, совершенно одинаково с первоначальным конструированием той же линии. Суждение есть конструирование по данно- му образцу. Оно должно согласоваться с первоначальным конструированием 19 Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г. Соч.: в 2 т. Т. 2. СПб., 1993. С. 103. 20 Фихте И.Г. Факты сознания // Фихте И.Г. Соч.: в 2 т. Т. 2. С. 625. 21 Интересные коннотации с идеями Фихте можно найти в монографии С. Галлахера и Д. Захави: Gallaher S., Zahavi D. The Phenomelogical Mind. An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science. L.; N.Y., 2008. P. 25–30.130 История философии того, о чем судят. «Уже из сказанного ясно, что сознание не есть простое безжизненное и страдательное зеркало, отражающее внешние предметы, но что оно в себе обладает жизнью и силой… Это внутреннее самосозерцание существует, и все»22. Каким же образом это внутреннее становится внешним? Мышление выносит имеющееся во внутреннем созерцании вовне, и это на- зывается выхождением из созерцания. Так образуется внешний предмет, и заметим, что Фихте нигде пока не выходит за границы сознания и самосо- знания. Такая уж есть способность у человека – он не может с самого нача- ла исходить из чего-то внешнего, он исходит только из самого себя и своих свойств – восприятия, созерцания и мышления и, опираясь только на них, получает внешний предмет. Восприятия, созерцание, выхождение из созер- цания, способность воображения – вот вехи образования внешнего пред- мета. Для человека внешним является то, что он сам полагает как внешнее, вынося из себя самого нечто во-вне. Так образуется предмет, или не-Я, но создает его Я. Поэтому само мышление (объединяющее восприятие, созерца- ние, продуктивное воображение, выхождение во-вне) есть объективирующее мышление. И, как думает Фихте, мы ни разу не сделали незаконного шага, ни разу не апеллировали к предмету вне нас; мы опирались только на то, что нам доступно – на себя, и из себя и своих способностей вывели внешнее; «то, что в созерцании находилось в нас, становится находящимся в пространстве вне нас, обладающим некоторыми ощущаемыми качествами»23. Возможно, сами предметы и существуют вне нашего сознания, однако о них мы ничего не знаем; это так называемая первая реальность протекаю- щая без нашего участия. Знаем мы только «вторую реальность», которую мы сами создаем, погружая в нее свое сознание. Предмет познания – это предмет в мышлении, и его мы сами делаем внешним. Современный когнитивизм со- средоточивает на этом особое внимание24. Для нас, познающих, не существует ничего, что было бы вне и независимо от познания: когда мы говорим, например, о доме, это означает, что я знаю этот предмет как дом; когда я говорю о столе, это значит, что я знаю этот предмет как стол. Т. е. любой предмет мыслится вместе с мышлением о нем, вне мыш- ления, сознания (в данном и похожих случаях можно отождествить эти два понятия) нет ничего. «Его (человека. – Т.Д.) объект – это, в первую очередь, основные определения сознания, как таковые, как определения сознания, но отнюдь не как вещи, действительно существующие вне сознания»25. Сложность фихтеанской теории познания заключается в том, что созна- ние проходит один и тот же путь дважды: первый раз – когда оно создает из наличных состояний сознания «реальный» предмет познания, и второй раз – когда оно отправляется от сконструированного таким образом пред- мета и создает (тоже путем конструирования) образ предмета. Часто Фихте называет первый предмет прообразом, а второй – копией прообраза. Когда мы судим о вторых определениях сознания, мы «порождаем сознание второй степени, оно кажется нам в этой связи сознанием по преимуществу, чистым сознанием, отделенным от вещи»26, в то время как первое сознание кажется по преимуществу вещью. 22 Фихте И.Г. Факты сознания. С. 626–627. 23 Там же. С. 629. 24 Johnson S.P. Perceptual Completion in Infancy // Neoconstructivism: The New Science of Cognitive Development. Oxf., 2010. P. 49. 25 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей фило- софии // Фихте И.Г. Соч.: в 2 т. Т. 1. СПб., 1993. С. 599. 26 Там же. С. 648.Т.Б. Длугач. Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте) 131 Но ясно одно: ни в каком случае мы не можем выйти за пределы созна- ния; это выражено в словах: «знали ли вы когда-либо что-нибудь без того, чтобы вы обладали сознанием, и, следовательно, могли ли вы когда-либо со всем вашим знанием, – и так как это знание, поскольку вы не превратились в пни и чурбаны, неразрывно связано с вашим существом, – могли ли вы когда-нибудь со всем вашим существом выйти за пределы определенного со- знания?»27 Нет, никогда человек не может выйти за пределы самого себя. Итак, исходной для Фихте является духовно-практическая, идеальная деятельность, по ее указаниям строится затем и действительная практиче- ская деятельность. Фихте был одним из наиболее последовательных мысли- телей, считавших, что деятельность создает весь мир для человека. Человек живет в тех условиях, которые создал сам, и познает ту мысленную реаль- ность, которую спроектировал, сконструировал сам. И философ прекрас- но видит, что деятельность лишь со временем делает человека господином природы. На ранних этапах человек подвержен ударам судьбы – стихийным бедствиям, извержениям вулканов, землетрясениям, наводнениям и пр. Го- лод, холод, болезни уничтожают то, что он с трудом создал. Но со временем при помощи науки человек научается побеждать стихийные силы природы и делается ее господином – идея Фихте, которая позднее будет продолжена Марксом. Согласно Фихте, на каждом витке своей жизни человек, действуя, основывает свою деятельность на конструкциях, позволяющих узнать дей- ствительность и изменить ее с целью воплощения нравственных идеалов и приближения лучшего мира. Завершая наше рассмотрение, еще раз отметим, что одной из существен- ных черт немецкой классической философии является ее внимание к актив- ной, конструктивной деятельности в процессе познания и жизни человека. Применение принципа конструирования в концепциях Канта и Фихте по- зволяет обосновать переход от мысленной, духовно-практической деятель- ности к деятельности материально-практической. У Канта это – реальные эксперименты, у Фихте – переделка природы. Близкие идеи высказывают и другие представители немецкой классической философии. В этом они при- ближаются к Марксову объяснению жизни человека и в этом ставят перед нынешними философами задачу дальнейших исследований конструктивной деятельности человека.Полностью статья находится здесь: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/pj/pj_2016_9(1)/120-133.pdf |
|
|
Записан
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #6 : 03 июля 2016, 14:48:11 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Ртуть
Гость
|
|
| |
« Ответ #7 : 24 августа 2016, 23:50:28 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|