Кто даст вразумительное определение второго внимания? Как по мне - это просто отвлеченный наблюдатель за первым вниманием, которое генерирует сны и сливается с их содержанием.
Полагаю, что трудности с определением 2-го внимания имеют еще одну сторону - из-за того, что "2-ое" понимается как синоним "другое". Тогда как вниманий, выходящих за пределы 1-го может быть несколько, в зависимости от того, в какую сторону происходит от него отклонение. Тем не менее, здесь обычно доминирует субъективная трактовка, когда "любимое" направление миграции за пределы 1-го внимания объявляется 2-ым вниманием, а все остальные отклонения причисляются к 1-му. Именно из-за этого, 2-ое внимание люди понимают по-разному и не могут сойтись во мнениях относительно его определения.
Кроме того, есть донхуановская трактовка 2-го внимания. К сожалению, эта трактовка логически противоречива, что позволяет практически каждому отождествлять "любимое" направление миграции от 1-го внимания с донхуановским, тем самым, причисляя себя к последователям дона Хуана
. Это называется - примазываться к авторитетам
. Точно теми же побуждениями руководствуются и те, кто, по их словам, сдвигает у себя ТС, хотя не Видит ни ее саму, ни ее сдвига
.
Среди направлений миграции за пределы 1-го внимания можно выделить два типичных направления, которые лично я условно называю направлениями "вперед" и назад".
Направление "вперед" я назвала так потому, что в том же направлении изменялся характер внимания предков человека в процессе эволюции от животных форм к разумной. Для этого направления характерны призывы всегда действовать в Осознанном состоянии (причем, даже в сновидениях); заниматься интроспекцией/рефлексией, Выслеживая свои "вредные" привычки (в том числе и Перепросмотр своего прошлого с той же целью); анализ явлений окружающего мира с целью выявления устойчивых закономерностей вокруг себя во всех возможных ситуациях ("выслеживание мира"). Короче говоря, это направление сводится к
усилению контроля сознания над всеми аспектами жизни:
Этому служили две великие системы, изобретенные видящими-магами древних времен: сновидение – контроль и использование снов, и выслеживание - контроль поведения.
По сути, этот путь является путем разума, т.к. именно в этом направлении эволюционировал мозг человека до тех пор, пока не получил название разумного. В последней фразе разум подразумевается в его словарном значении, а не донхуановском, в котором понятие разума сводилось к обеспечению речи вербальными понятиями, а разумное поведение называлось осознанным.
Но есть еще и направление "назад", когда бессознательное поведение оценивается выше сознательного; поощряются чисто телесные спонтанные реакции, неподконтрольные сознанию. Когда ум объявляется врагом рода человеческого
, под различными предлогами, начиная с обвинения ума в неисправимой глупости, и кончая утверждением о том, что ум - пособник хищных летунов. А сознание низводится до осознания и приравнивается в этом качестве к деревьям, а то и камням
. По своей сути это направление можно назвать возвратом в животное состояние, т.к. легко заметить, что апологеты этого направления всеми силами стремятся очернить все отличия, которыми человек отличается от животных, а животные качества идеализируются, как якобы превосходные. Здесь же лежат и представления о том, что человек рождается идеальным (вместо сознания одно лишь осознание
), а по мере развития разума портится, пока не испортится совсем
. Отсюда же мечты жить в горах и лесах дикой жизнью
, которая якобы совершеннее, чем жизнь в социуме.
В книгах КК от имени дона Хуана представлены оба направления, причем сам автор не видит того, что эти направления противоречат друг другу вплоть до полного антагонизма. Отсюда и идейные шатания в нагуализме, когда представления о 2-ом внимании сильно разнятся. Точнее говоря, разнятся мнения о том, каким обладатель этого внимания должен быть, чтобы его достигнуть, но в отношении "полезных" свойств этого внимания преобладает полное единодушие, поскольку представители разных направлений оценивают его предельно высоко, связывая с ним чуть ли не все сиддхи
.