В книгах КК от имени дона Хуана представлены оба направления, причем сам автор не видит того, что эти направления противоречат друг другу вплоть до полного антагонизма.
Есть цитаты, явно показывающие, что два направления, о которых ты пытаешься рассуждать (пусть и явно превратно поняла как минимум одно из них) - не столь уж и неосознаны, во-первых, и не столь уж антагонистичны, во-вторых.
Когда находишься в мире тоналя, ты должен быть безупречным тоналем; никакого времени для иррациональной ерунды. Но в мире нагваля ты также должен быть безупречен - никакого времени для разумной ерунды. Для воина намерение - это дверь в промежуточное положение. Она полностью закрывается за ним, когда он выходит на тот или иной путь.
Ты все еще считаешь, что ДХ противоречит сам себе и не понимает этого?
В данном случае дело не о противоречии самому себе, в противоречивости самих направлений друг другу. Именно потому это наставление ДХ тоже двухстороннее - в этой фразе ДХ мир тоналя явно противопоставляется миру нагуаля, требуя различного поведения в каждом из миров. Тем самым, ДХ фактически признает существование двух различных направлений, вплоть до их антагонистичности.
Образно говоря, у лифта тоже два направления движения - вверх и вниз. И хотя тот же лифт может двигаться в обоих направлениях, эти направления движения все равно являются по отношению друг к другу антагонистическими, будучи взаимно противоположными. Вот и ДХ, судя по его фразе, понимает наличие здесь антагонизма, однако в своей рекомендации зачастую умалчивает о том, по какому направлению надо следовать, чтобы прийти ко 2-му вниманию. Из-за этого его рекомендация выглядит так: если идешь в горы - бери ледоруб, а если идешь к морю - бери купальный костюм
. Т.е. сама рекомендация вполне очевидная, но умалчивающая о том, куда же следует идти, поскольку эти направления противоположны.
Кроме того, здесь несколько иной случай, поскольку противоположность направлений "человечность - животность" не тождественна противоположности "тональ - нагуаль". Т.е. нельзя считать, что впадание в животность и во младенчество - это прямая дорога в нагуаль, хотя зачатую так оно и бывает
, поскольку это тоже дорога в неизвестное. Симметрично этому, и дорога, идущая еще дальше за человечность, тоже не тождественна благоустройству тоналя, т.к. на этом пути неизвестного тоже дофига, хотя оно на этом пути не переживается, а осмысливается.
Тем не менее, путь во 2-ое внимание у большинства последователей Кастанеды четко ассоциируется с античеловечностью, поcкольку ум/разум кажутся инструментами, которые надо как можно скорее отключить, чтобы не мешали. Вместе с этим, негативный окрас приобретает и тональ целиком, как якобы мешающий нам погружаться в нагуаль. И происходит это потому, что 2-ое внимание обычно ищут именно в нагуале, а не в тонале. А отсюда по той же рекомендации ДХ "
никакого времени для разумной ерунды" быть не должно, а в результате разум оказывается отброшен вместе с человечностью, сердцевину которого он представляет.
Кроме того, оба пути ("человечность - животность") далеко не эквивалентны по трудности прохождения. А именно, путь в животность проще потому, что он уже накатан - по нему уже прошли наши предки. Тогда как путь "дальше за человечность" еще не хожен, и даже в общих чертах неясно, какие неожиданности он готовит. Именно по этой причине (предпочтение более легкого пути) желающих двигаться вниз гораздо более, чем желающих двигаться вверх. Тем самым, в действительности мы имеем лифт без риверса - однажды выбрав направление движения/смещения адепт нагвализма
это направление никогда не меняет, отождествляя его с путем своего развития. Более того - большинство даже не догадывается, что лифт может двигаться вверх, а представляет дело так, что человечество находится в тупике, выход из которого может быть только назад, той же дорогой, которой оно к нему пришло. Из-за этого многое из того, что составляет суть человечности, начинает казаться вредным балластом, который требуется поскорее сбросить с плеч. Однако, с каждым сброшенным с плеч грузом, животная природа тела всё сильнее начинает проглядывать наружу, поскольку тот груз как раз и был тем, чем человек отличается от животных. При этом сам проходимец
зачастую не отдает себе в этом отчета, наивно полагая, что он идет не по пути деградации, а каким-то 3-им или 4-ым путем
.