автор: Pipa
Вынесенное мною в заголовок слово – не ругательство, хотя однокоренные с ним слова часто несут негативную окраску. Я помянула этот термин в его чисто биологическом смысле, т.е. в том, который используется в теориях эволюции. Уверена, что сейчас настало самое время для того, чтобы про это вспомнить. Тем более, что вопрос о том, что есть человек уже повис в воздухе.
Так вот. Дегенерация, в данном контексте, – это процесс редукции органов в процессе филогенеза. А попросту говоря, потери того, что стало избыточным, ненужным. Между прочим это тоже один из главных механизмов приспособления к среде обитания, повышающий эффективность выживания. Например, когда-то у нас «отвалился» хвост :-), а еще раньше пропали жабры... Видите? Вроде бы ничего страшного и тем более обидного. Верно?
Тем не менее, именно отсюда человечеству грозит самая главная опасность. Дело в том, что при благоприятных условиях среды почти любой универсальный механизм приспособления становится избыточным. Таков уж удел всех без исключения универсальных алгоритмов: как только условия задачи «стабилизируются» (т.е. перестанут изменяться, превратятся в константу), так сразу же в аналогичного рода константу обратится и выдаваемый алгоритмом результат. Отчего более эффективным тут же окажется не «мудрый» алгоритм, способный найти это решение, а примитивный, который «не думая» печатает старый ответ, бывший некогда правильным. Т.е. в тот же самый момент, как только универсальный (а потому и сложный) алгоритм получит ответ, он может сразу же в целях повышения эффективности редуцирован, т.е. подвергнут деградации до примитивного штемпеля. Зачем мол повторять вычисления, если при тех же исходных посылках получится тот же результат?
Отсюда следует, что усложнение организации живых организмов в процессе эволюции – это своего рода попытка создания «универсальной приспособляемости» к непредвиденным заранее условиям среды. Т.е. чем более непредсказуемы условия среды (ГЛУБЖЕ В НАГУАЛЬ!!!), тем сложнее должен быть устроен организм, чтобы выжить. Однако ровно в той же степени такой организм становится менее эффективным в неизменной, константной среде. В последнем случае в гораздо более выигрышном отношении будут находиться более просто устроеные виды, приспособленные конкретно к данным условиям.
Когда-то здесь на форуме обсуждался схожий случай. И выяснилось, что действовать с известным, как с неизвестным – не эффективно (поиск выключателя в своей комнате), а действовать с неизвестным, как с известным – ошибочно. Короче говоря, усложнение организма – необходимое условие для «похода в нагуаль»! И всю эту сложность приходится на себе тащить (= поддерживать) только потому, что не предскажешь что в следующий момент может понадобиться. Однако как только наступает относительное затишье, т.е. либо среда на время стабилизируется, либо ее удается стабилизировать своими силами, то тут же возникает сильнейший всплеск дегенерации. Слишком уж соблазнительно получить «на свой короткий век» все выгоды, которые сулит откат от сложных моделей поведения к «простой здоровой жизни» :-))).
Человек – это на нынешний день то существо, которое дальше всех шагнуло в нагуаль! И одновременно то, которое на текущий момент имеет наибольшие перспективы для дальнейших шагов в неведомое.
Однако нам выпала доля жить в период относительного спокойствия, в условиях, когда почти все необходимое для жизни в общем-то не столь сложно раздобывается. Да и вопросы жизни и смерти не стоят сейчас так остро, чтобы можно было бы пусть даже на статистическом уровне достоверности выявить разницу в продолжительности жизни «продвинутых» членов форума от остальных :-))). А значит, что с неумолимой неизбежностью нас захлестывает та волна дегенерации, которую я почти физически ощущаю... Многое становится действительно вроде как ненужным, лишним, обузой. Многие преимущества достаются тем, кто «не усложняет жизнь», «не берет в голову», «не напрягается, а расслабляется», и т.п. И тут сложно что-то изменить. Есть стратегический путь Жизни (не только человеческой, а Жизни вообще), направленной на экспансию неведомого. И есть у каждого своя, личная жизненка, которой этот великий поход пофигу.