И.Г. Яковенко «Большая и малая традиции европейской культуры»
Малая культурная традиция - это субдоминантная в рамках европейского культурного космоса парадигма, сложившаяся как единое целое в III-IV вв. н.э. из элементов, отброшенных при формировании христианского космоса, составившего большую культурную традицию.
В качестве отдельных граней малой культурной традиции И.Г. Яковенко выделяет дискурсы алхимии, гностицизма, карт Таро, Каббалы, манихейства,
масонства, народных ересей, розенкрейцерства, шаманизма. Для малой культурной традиции характерен особый тип человека, которому
свойственны манихео-гностическое восприятие мира, интерес к тайному знанию, различным формам инициатических практик. «Малой традиции
присуща синкретическая неразрывность основных топосов. В текстах ее адептов такие священные артефакты как Ковчег завета - чаша Грааля -
Золотое руно - философский камень, объединяются в некотором надрациональном тождестве ».
Перечислим лишь некоторые, наиболее яркие имена, позволяющие создать первое представление о малой традиции европейской культуры в
литературе и искусстве XX века. В социо-гуманитарном знании это К.-Г.Юнг, Ф.Ницше, Р. Штайнер, В. Соловьев, Е. Блаватская, Е.Головин. В
живописи К. Малевич, В. Кандинский, Н.Рерих. Малая традиция особенно ярко предстает в поэтических произведениях начала века, позволяя назвать
русский Серебряный век апофеозом малой традиции. Среди ее адептов были А. Белый, А. Блок, М. Волошин.
Художественная литература малой традиции в XX веке богата всемирно признанными именами, среди которых - Г. Майринк, М. Пруст, Ф. Кафка, М.
Булгаков. Произведения некоторых из них - Дж. Джойса, Г. Гессе, М.Павича, У. Эко, В. Набокова, О. Памука, Ю. Андруховича.
Линия малой традиции прослеживается также в кинематографе, проявляя себя в творчестве таких режиссеров как Ж. Кокто, Ф. Феллини, А.
Тарковский, И. Бергман, Л. Бунюэль.