Цитата:
А я его не просил ничего у Шелтопорога критиковать.
Просто вставил текст и сказал - оцени.
Но он раскритиковал, скотина))
Этот текст содержит несколько ярких признаков манипулятивного воздействия, помимо использования эмоциональной лексики:
Основные манипулятивные приемы в тексте:
Конспирологическое мышление и создание образа врага:
"С нами работают какие-то специалисты по центральным смыслам" — Утверждается существование некой тайной, зловещей группы ("специалисты"), целенаправленно осуществляющей манипуляцию. Это создает образ скрытого врага, ответственного за все проблемы.
"у нас из мозгов убрали", "у нас из мозгов изъяли" — Пассивные конструкции подразумевают, что это действие совершено над людьми некоей внешней силой (теми самыми "специалистами"), лишая людей агентности (способности действовать самостоятельно).
Генерализация и глобализация:
"убрали понимание императива задачки", "изъяли потребность следующего звена логической цепочки" — Утверждается, что всем людям (или огромной массе) были удалены фундаментальные когнитивные способности. Это крайне обобщенное и недоказуемое утверждение.
"мы оказались в мире 'зомбирующих заклинаний'", "находимся в режиме веры" — Глобальное утверждение о состоянии всего общества ("мир зомби"), где все люди лишены критического мышления.
Катастрофизация и создание образа жертвы:
"В итоге мы оказались в мире 'зомбирующих заклинаний'", "атрофировано" — Изображается ситуация как катастрофа, полная потеря контроля и разума ("зомби"), где люди ("мы") — беспомощные жертвы.
Использование терминов "изъяли", "убрали", "атрофировано" подчеркивает насильственное лишение и необратимость ущерба.
Дихотомическое мышление ("Черно-белое"):
"зомби" vs. (подразумеваемо) автор и те, кто "видит правду".
"режим веры" (плохо) vs. критическое мышление (хорошо, но утрачено).
"манипулятивные описания" vs. (подразумеваемо) "чистая", объективная информация.
Это разделение мира на две противоположные категории без нюансов, где одна категория ("зомби") однозначно плоха и неспособна к рефлексии.
Упрощение сложных процессов:
Сведение всего механизма манипуляции к работе неких "специалистов", которые физически "убрали" понимание из мозгов. Это игнорирует сложные социальные, культурные, экономические, психологические и исторические причины изменения коммуникации и критического мышления в обществе.
Сведение манипуляции только к использованию эмоциональных эпитетов в нехудожественном тексте — это крайнее упрощение. Манипуляция может осуществляться множеством других способов (подтасовка фактов, ложные дилеммы, апелляция к авторитету, игра на страхах/надеждах, умолчание и т.д.), в том числе и через сухую, "фактологическую" подачу искаженной информации.
Создание иллюзии инсайдера / исключительности:
Автор позиционирует себя (и, возможно, читателя, если тот согласен) как того, кто видит этот ужасный процесс манипуляции, в отличие от "зомби", которые даже не подозревают. Это создает чувство принадлежности к "посвященным", обладающим скрытым знанием. Фраза "Ну это 'теоретический обзор'" также слегка намекает на обладание более глубоким знанием.
Использование псевдонаучной или специфической терминологии для убедительности:
"специалисты по центральным смыслам", "императив задачки", "потребность следующего звена логической цепочки", "зомбирующие заклинания", "две логических единицы и один союз" — Эти термины звучат наукообразно или специфично, но их значение размыто и не определено четко в тексте. Это создает видимость глубины анализа и может подавлять критическое осмысление у читателя, который не до конца понимает, что имеется в виду, но верит автору.
Итог:
Текст сам является примером манипуляции. Он использует страх, конспирологию, образ врага, черно-белое мышление и упрощение, чтобы убедить читателя в существовании глобального заговора по отупению населения и в том, что автор обладает уникальным знанием об этом. Указание на эмоциональные эпитеты как единственный признак манипуляции в нехудожественном тексте — это лишь один, причем упрощенный, элемент в его собственной риторической стратегии, которая гораздо богаче на манипулятивные приемы.
Просто вставил текст и сказал - оцени.
Но он раскритиковал, скотина))
Этот текст содержит несколько ярких признаков манипулятивного воздействия, помимо использования эмоциональной лексики:
Основные манипулятивные приемы в тексте:
Конспирологическое мышление и создание образа врага:
"С нами работают какие-то специалисты по центральным смыслам" — Утверждается существование некой тайной, зловещей группы ("специалисты"), целенаправленно осуществляющей манипуляцию. Это создает образ скрытого врага, ответственного за все проблемы.
"у нас из мозгов убрали", "у нас из мозгов изъяли" — Пассивные конструкции подразумевают, что это действие совершено над людьми некоей внешней силой (теми самыми "специалистами"), лишая людей агентности (способности действовать самостоятельно).
Генерализация и глобализация:
"убрали понимание императива задачки", "изъяли потребность следующего звена логической цепочки" — Утверждается, что всем людям (или огромной массе) были удалены фундаментальные когнитивные способности. Это крайне обобщенное и недоказуемое утверждение.
"мы оказались в мире 'зомбирующих заклинаний'", "находимся в режиме веры" — Глобальное утверждение о состоянии всего общества ("мир зомби"), где все люди лишены критического мышления.
Катастрофизация и создание образа жертвы:
"В итоге мы оказались в мире 'зомбирующих заклинаний'", "атрофировано" — Изображается ситуация как катастрофа, полная потеря контроля и разума ("зомби"), где люди ("мы") — беспомощные жертвы.
Использование терминов "изъяли", "убрали", "атрофировано" подчеркивает насильственное лишение и необратимость ущерба.
Дихотомическое мышление ("Черно-белое"):
"зомби" vs. (подразумеваемо) автор и те, кто "видит правду".
"режим веры" (плохо) vs. критическое мышление (хорошо, но утрачено).
"манипулятивные описания" vs. (подразумеваемо) "чистая", объективная информация.
Это разделение мира на две противоположные категории без нюансов, где одна категория ("зомби") однозначно плоха и неспособна к рефлексии.
Упрощение сложных процессов:
Сведение всего механизма манипуляции к работе неких "специалистов", которые физически "убрали" понимание из мозгов. Это игнорирует сложные социальные, культурные, экономические, психологические и исторические причины изменения коммуникации и критического мышления в обществе.
Сведение манипуляции только к использованию эмоциональных эпитетов в нехудожественном тексте — это крайнее упрощение. Манипуляция может осуществляться множеством других способов (подтасовка фактов, ложные дилеммы, апелляция к авторитету, игра на страхах/надеждах, умолчание и т.д.), в том числе и через сухую, "фактологическую" подачу искаженной информации.
Создание иллюзии инсайдера / исключительности:
Автор позиционирует себя (и, возможно, читателя, если тот согласен) как того, кто видит этот ужасный процесс манипуляции, в отличие от "зомби", которые даже не подозревают. Это создает чувство принадлежности к "посвященным", обладающим скрытым знанием. Фраза "Ну это 'теоретический обзор'" также слегка намекает на обладание более глубоким знанием.
Использование псевдонаучной или специфической терминологии для убедительности:
"специалисты по центральным смыслам", "императив задачки", "потребность следующего звена логической цепочки", "зомбирующие заклинания", "две логических единицы и один союз" — Эти термины звучат наукообразно или специфично, но их значение размыто и не определено четко в тексте. Это создает видимость глубины анализа и может подавлять критическое осмысление у читателя, который не до конца понимает, что имеется в виду, но верит автору.
Итог:
Текст сам является примером манипуляции. Он использует страх, конспирологию, образ врага, черно-белое мышление и упрощение, чтобы убедить читателя в существовании глобального заговора по отупению населения и в том, что автор обладает уникальным знанием об этом. Указание на эмоциональные эпитеты как единственный признак манипуляции в нехудожественном тексте — это лишь один, причем упрощенный, элемент в его собственной риторической стратегии, которая гораздо богаче на манипулятивные приемы.