Кле́ша (санскр. क्लेश, IAST: kleśa, пали kilesa, «бедствие, страдание») — одно из фундаментальных понятий в буддизме. Клеша обуславливает омрачение сознания, его загрязнение, аффект. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности.
В «Виттхупама-сутте» («Пример с тканью», МН 7) перечисляется 16 загрязнений ума:
Алчность и нечестивая жадность.
Недоброжелательность.
Злость.
Негодование.
Презрение.
Нахальство.
Зависть.
Скупость.
Лживость.
Притворство.
Упрямство.
Соперничество.
Самомнение.
Надменность.
Тщеславие.
Небрежность[1].
-----------------------
Неведение.
Страсть и жадность.
Ненависть и гнев.
Гордость.
-------------
Жажда, вожделение (лобха).
Злоба (доса).
Невежество (моха).
Самомнение (мана).
Неправильные воззрения (диттхи).
Сомнение, неуверенность (вичикиччха).
Лень, апатия (тхина).
Возбужденность, неугомонность (уддхачча).
Бесстыдство (ахирика).
Безрассудство (аноттаппа, отсутствие боязни совершить плохой поступок)[6].
Также, в Абхидхарме выделяется 25 малых или сопутствующих клеш: гнев, голод (вожделение), страх, скрытность, состояние, называемое «пламенеть душой», зависть, жадность, иллюзия, ложное видение, ложь, горделивость, внушение страха, нескромность, состояния, называемые «уязвить и терзать», утомляемость (лень), неверие (недоверчивость), невыдержанность, аморальность, невнимательность, непредупредительность, забывчивость, непонятливость, пребывание в смятении[3].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B0