«Гоняше и биша ихъ на семи верстъ…»
5 апреля 1242 г. Александр Невский с дружиной разгромил «на Чюдьском озере, на Узмене, у Воронея каменя» ливонских рыцарей. Первая в истории война между Новгородской и Суздальской Русью с одной стороны и западноевропейскими крестоносцами с другой окончилась победой русичей.
Как пишет в своей книге «Правда о Ледовом Побоище» создатель музея «Ледовое Побоище. Самолва» Владимир Потресов, (
https://t.me/russianodyssey/1455) это сражение стало завершающим событием войны против Новгородского государства. Она началась 16 сентября 1240 г. с захвата «изгоном», то есть без боя, русской пограничной крепости Изборск близ Пскова.
Впрочем, экономическая война была объявлена Северо-Западной Руси гораздо раньше: «известно пять булл, призывавших к прекращению торговли с русскими с целью лишить их металла для изготовления оружия и самого оружия». Римский папа Григорий IX требовал не продавать русичам корабли, лошадей, продовольствие.
Новгородская республика в те времена занимала территорию современных Карелии, Новгородской, Псковской, Ленинградской и других областей - вплоть до Уральских гор. В Новгороде, имевшем ключевые позиции на пути «из варяг в греки», успешно развивались ремесла, образование, культура. Основные вопросы управления решало вече, а князь с дружиной приглашался из других земель для управления войском.
Представитель суздальской княжеской ветви 15-летний Александр Ярославич был посажен отцом на новгородский престол в 1236г. 15 июля 1240 г. он разгромил в устье Невы шведов, пытавшихся установить контроль за торговой деятельностью новгородцев. Однако в том же году Невский «разопревся с боярами», опасавшимися его усиления, и покинул Новгород.
Распрей воспользовались ливонцы, основавшие близ Финского залива крепость Копорье – этакую средневековую «базу НАТО». Второй такой «базой» оказался входящий в состав Новгородского государства Псков, где немцы посадили своих наместников.
Новгородцы били челом и, вернувшись, зимой 1241 г. Александр сравнял с землей Копорье, а в начале 1242 г. освободил Псков. Однако возвращаться в Новгород путем, по которому прошла его дружина, князь не мог – его воины уже получили с местных крестьян все, что могли. Поэтому Александр пустил «полк в зажитие», возвращаясь в Новгород вдоль Чудского озера и, как сказано в Ливонской хронике, «чиня грабежи и пожары». Ливонцы решили дать бой: они рассчитывали легко взять князя в плен, тем более что им удалось разбить русский передовой отряд. Однако это позволило Невскому вовремя отступить, выбрать удобную позицию, разрушить замысел противника и навсегда прекратить экспансию крестоносцев в новгородские земли.
Посетители музея в Самолве часто задают Владимиру Потресову вопрос: а было ли вообще Ледовое Побоище, если так и не найдено никаких артефактов? Он отвечает, что «это событие отражено почти в полусотне отечественных источников-летописей, а также - западных, в первую очередь, «старшей» Ливонской рифмованной хронике. В мировой истории Средних веков не так уж много военных событий, описание которых сделано с обеих сторон - участников конфликта, отличающихся разве что интонацией».
Русская Одиссея (
https://t.me/russianodyssey)