Название: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 24 января 2013, 00:54:32 Не уверен насколько будет логично и прагматично выделять в отдельную тему философию, называя при этом ее инструментом познания. Так как философия, как понятие, включает в себя всю теорию и практику познания всего сущего со всей совокупностью познавательных методов. А гносеология, таким образом, является разделом философии.
Тем не менее, по-моему, философия заслуживает отдельной темы для того чтобы попытаться разобраться в ней (теме) и постараться выяснить насколько философия самостоятельна да и вообще состоятельна как инструмент познания на современном этапе. В обществе давно стало нормой рассматривать филосфию в значении софистики, считая ее ненужной в повседневности вещью. Тем не менее, понятия философии и софистики в корне друг от друга отличаются. И все же попробуем эти два понятия разграничить, т.к. несмотря на схожесть этимологии данных понятий, критерий их разграничений все же имеется. Этимологически понятие "философия" определяется как любовь к мудрствовованию. Если же взять современное наполнение философии, то видно, что предмет ее изучения обширен. В предмет исследования философии входят как собственно все разнообразие отраслей наук, так и разнообразные религиозные и философфские направления на определенном этапе развития обществ, сами методы познания в своей совокупности, логика является одновременно разделом и основным интсрументом философии. Т.о. философия - это учении о бытии в целом, о человеке и месте человека в мире, о взаимодейстивии человека и окружающего мира (в том числе и познавательной деятельности). Такое толкование философии является наиболее рапространенным. Следует отметить, что в настоящее время роль философии, как системы познания, существенно нивелирована. И то что на определенном этапе (в силу ограниченности имеющихся у человека средств познания мира) являлось достаточно целостной системой, носителем которой вполне мог быть один человек (к примеру, один из древнегреческих философов), теперь представляет собой веер отраслей научного знания и обширнейшей части объектов и материалов, исследованием которых заняты большие группы людей. А отдельный человек на современном этапе просто не может "объять необъятное" в силу ограниченности времени, средств и возможностей. Особенно этот диссонанс стал заметен в последние столетия стремительного роста научно-технического прогресса. Объемы информации об окружающем мире множаться в геометрический прогресси и очень непросто в таком море информации быть в крусе всего, сейчас невозможно быть философом эпохи зарождения самого понятия философии, идущим в ногу со временем. Поэтому и подходы к пониманию современной философии будут резко отличаться от древнегреческих или средневековых. Попробуем оттолкнутся от самого понятия "мудрствования", являющегося основой для слова "философия". В сущности "мудрствование" (если отвлечсья от праздно-ироничного контекста) представляет процесс обработки "выжимок знаний" основанных на плотном жизненном опыте, а также максимально эффективное использование таковый знаний в процессе жизнедеятельности. Если не рассматривать философию в таком в таком прикладном аспекте, то, дейстивтельно, необходимо будет признать, что от философии останется одна софистика. Которая, между прочим, во время своего недолгого существования была "детищем" своего, пусть и непродолжительного периода времени и представляла из себя искусный навык логических умозаключений выводимых в процессе спора. Для софистики не было столь важна истинность используемых в процессе спора посылок и понятий и соответствие их действительности. В сущности это искусство логичной болтовни, было широко востребованной, к примеру, в судебной системе или политике форума, т.е. там, где было необходимо пролоббировать определенное решение или убедить группу людй в своей правоте. В меньшей степени этот инструмент использвался в гносеологических целях, для получения действительно новой информации об окружающем мире. Однако, и это вполне объяснимо. Низкий уровень технологий, и востребованность в добыче новых знаний из окружающей среды с лихвой компенсировалось востребованностью таких навыков в жизни общества. Итак, понятно, что для того чтобы философия "заработала" в настоящее время как инструмент ей необходимо "нагрузить" практикой. Для того чтобы как-то ококонтурить это, попробую еще раз кратко расставить акценты. Философия - учитывает и работает со всеми сферами знаний и источниками информации, опирается, прежде всего, на логический метод, позволяет использовать полученную информацию "мудро", т.е. максимально практичным и эффективным образом. На современном этапе это заключается в таких глоабльных задачах, как связывание, насколько это возможно, на основе логики различных отраслей научного знания между собой в единую мирвоозренческую систему, пересмотр мировоззренческих систем прошлого с учетом современного уровня научного знания. Окей, - скажите вы - все это, конечно, классно, однако выше было сказано о невозможности "объять необъятное". Однако, действительно, "обнимать" необъятное и знать все аки Вассерман совсем незачем. Возьмем только то, что необходимо применительно к моменту и объекту исследования. А если не хватит - придем и еще возьмем. :) Речь о том, чтобы использовать философский метод при исследовании, к примеру, таких мировоззренческих систем как... тот же кастанедовский нагуализм.. или его более поздние интерпретации. В исследованию данных систем, я полагаю, следует подходить максимально невовлеченно, логично, цинично, в случае необходимости учитывая накопленный материал современных научных занний по разным вопросам, другие философские системы, органично применяя также и спектр других методов познания от чувственного познания, через эксперимент, к техническим средствам и прочим доступным способам. К тому же современные информационные технологии позволяют добывать и использовать блоки информации достаточно споро. Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: Ртуть от 24 января 2013, 09:34:41 Мод ты наверное не стой ноги встал? Над всеми науками стоит философия, так как она задает темп и направление всем остальным. Сначала философия выдвигает тезис, только потом, вся эта шушера из физиков и прочих аналитегов начинает шевелится. Физика это часть философии, а квантовая механика раздел физики, и никак не наоборот, как тут хотят представить некоторые товарищи.
Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 24 января 2013, 23:06:20 Мод ты наверное не стой ноги встал? Над всеми науками стоит философия, так как она задает темп и направление всем остальным. Так я акцент в первой паре абзацах на этом и сделал. Это классическая научная позиция рассматривать философию как координирующую и организующую надстройку над всеми науками. Здесь также оговаривался на этот счет: Цитата: Философия - учитывает и работает со всеми сферами знаний и источниками информации, опирается, прежде всего, на логический метод, позволяет использовать полученную информацию "мудро", т.е. максимально практичным и эффективным образом. На современном этапе это заключается в таких глоабльных задачах, как связывание, насколько это возможно, на основе логики различных отраслей научного знания между собой в единую мирвоозренческую систему, пересмотр мировоззренческих систем прошлого с учетом современного уровня научного знания. С этим-то как раз вроде понятно. И вроде бы все хорошо и востребовано. Сейчас имеется веер научных отраслей, занимающихся каждая своим предметом исследования. Имеется собственно философия, в функцию которой как раз и входит в том числе, упомянутое Пипой в теме о технических средствах познания попытки стыковки различных наук в единую систему: И вот именно это мы сейчас отчетливо наблюдаем на примере бурного роста познания на стыке наук. Действительно, именно эти края наук и не были в достаточной мере отжаты нашими предками, а возможность это сделать предоставилась только сейчас, в процессе стыковки разных отраслей, т.е. благодаря тому самому объединению знаний в одной поисковой системе. Т.е. науки "роют". Философия аки "богиня мудрости" как бы курирует процесс, дескать, "это сюда, а это - сюда, это вот с этим, а вот то нам не годится..." Однако, это только красивая картина далекая от действительности. И все потому, что в различных отраслях наук и самой философии работуют конкретные человеки. На самом деле каждый специалист "вариться в собственном соку" и ему пофиг на то, что там делается в соседних отраслях наук. Он вообще, в этом мало разбирается. И его понять можно. Он ведь не "не подписывался на обслуживание еще каких-то факультативно-смежные области знания", ему зарплату за свою отрасль плотять :) Также действуют в своем большинстве философы наполняющие философские факультеты и кафедры бесчисленный научных учреждений. Как правило, они не занимаються изучением ряда смежных отраслей наук не пытаются их понятийно объединить или подогнать новые знания под уже имеющийся "общефилософской движок", а занимаются исключительно разделами философии с его абстрактными рассуждениями о бытии и историей философских школ. А вот действительно двигают прогресс, как правило, другие. Их не очень то и много и зачастую они известные личности и изобретатели. Т.к. в свое время овладели теорией и практикой нескольких смежных отраслей знания и органично подогнали это под философскую парадигму совсременности того общества, в котором живут. И потому заслуженно, к примеру, получили помимо "доктора таких-то наук" еще и научное звание "доктора филсофии". Однако, таковой пример я привел не столько для упоминания неких абстрактных людей-движителей современного технологического прогресса", сколько для того чтобы напомнить, что сама по себе философия ничего не дает, а кардинально новое привносят конкретные люди, владеющие в совершенстве определенным (и весьма немалым) багажом знаний + органичное вкраивание данных знаний в систему представлений посредством философской методы. P.S.: На да фиг с ними, с этими столпами наук, светилами современной науки. А нам-то, простым смертным зачем эта философия сдалась, а...? ??? Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: танака от 24 января 2013, 23:23:40 В том-то и дело что философия определяет что является наукой а что нет не будучи ею сама, поэтому введение какой-нибудь "теологии" вполне философски обоснованно поскольку объективный идеализм ничем не хуже диалектического материализма как концепция и не одному из них не переспорить друг друга. Так же можно выдумать философию согласно которой наукой является нагвализм - разве миры сновидения менее полезны для Человечества чем какой-нибудь Марс?
Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: fedia от 24 января 2013, 23:32:51 P.S.: На да фиг с ними, с этими столпами наук, светилами современной науки. А нам-то, простым смертным зачем эта философия сдалась, а...? дх был практикующий философНазвание: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 24 января 2013, 23:42:59 В том-то и дело что философия определяет что является наукой а что нет не будучи ею сама, поэтому введение какой-нибудь "теологии" вполне философски обоснованно поскольку объективный идеализм ничем не хуже диалектического материализма как концепция и не одному из них не переспорить друг друга. И введение теологии, и объективный идеализм и диалектический материализм будут состоятельны постольку, поскольку их идеи будут практичны в применении. С этих позиций, глядишь, и спорить не придется... А, вообще, есть хорошая пословица "каждому овощу - свое время". Применительно к данной теме означает, что любого вида философское течение появлялось в свое время и определялась конкретными условиями и обстоятельствами возникновения. Так же можно выдумать философию согласно которой наукой является нагвализм - разве миры сновидения менее полезны для Человечества чем какой-нибудь Марс? А зачем специально выдумывать философию чего-то? И, кстати, почему в нашем обществе нагуализм не считается наукой? ??? Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 24 января 2013, 23:45:45 дх был практикующий философ Кстати "дх был" - это ведь со слов Кастанеды? Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: танака от 24 января 2013, 23:47:06 И введение теологии, и объективный идеализм и диалектический материализм будут состоятельны постольку, поскольку их идеи будут практичны в применении. А что есть практичность в применении, хрюсы скажут что их учение спасает "душу" и так далее а философски это хрен оспоришь. Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: fedia от 24 января 2013, 23:50:40 Кстати "дх был" - это ведь со слов Кастанеды? я обычно в таких случаях говорю что его бытие даже в качестве литературного героя, намного реальнее чем бытие людей с которыми я имею дело в реальности.Посмотри скажем на танаку, ртуть или меня и скажи - реальны мы или нет ? Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 25 января 2013, 00:14:00 А что есть практичность в применении, хрюсы скажут что их учение спасает "душу" и так далее а философски это хрен оспоришь. А кто такие эти "хрюсы"? ::)Мало ли что какие-то "хрюсы" там скажут. Вот Кастанеда тоже говорил, что "дон Хуан жил, дон Хуан - жив, дон Хуан - будет жить". Только вот будет ли это действительно так? Так вот, для того чтобы попробовать проверить этот факт Цитата: учение спасает "душу" По всей видимости стоит максимально полно задействовать комплекс доступных средств :)Понаблюдать и составить статистику процесса "спасения душ", провести экспериментальное "спасение души" в искусственных условиях, причем, неоднократно, составить статистику результатов экспериментального исследования. Определить "спасается" ли действительно "душа" или нечто другое. Провести исследование из чего состоит, то, что "спасается" и куда оно "спасается"... далее эксперименты, наблюдения, результаты, фиксация результатов на техническими средства и на носители, параллельно выработка научно-обоснованных методов "спасения" и алгоритма "спасения" стабильно работающего как в теории, так и в практике... Философы будет в этой схеме "наводить мосты" между "учением", расказанным некими "хрюсами" , согласно которому что-то "спасается" и тем, что на самом деле "спаслось" бла-даря комплексным усилиям физиков, химиков и программеров. Философы определят действительно ли то что "спасается" - спасается, и спасается ли, действительно, по месту современного назначения, а также разрулят некотрые недоразумения между физиками химиками и программерами, если у них возникнут разные воззрения на то, что и куда спасается. Просто все вроде... :-\ Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 25 января 2013, 00:20:47 Посмотри скажем на танаку, ртуть или меня и скажи - реальны мы или нет ? Я лишь могу судить о том, что кто-то под определенными никами высказывается на форуме в виде сообщений в определенной форме и определенного содержания в определенной стилистической манере. То что ваши сообщения на данном форуме отражаются на экране монитора - факт вполне реальный. Также я видел фотки которые выкладывал Ртуть :)Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: Ртуть от 25 января 2013, 00:22:31 Товарищ, Мишель Монтень.
О том, что философствовать - это значит учиться умирать. http://lib.ru/FILOSOF/MONTEN/death.txt Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: fedia от 25 января 2013, 00:50:48 Я лишь могу судить о том, что кто-то под определенными никами высказывается на форуме это понятно но допустим ты видишь человека в реальности говоришь с ним и при этом четко осознаеш что в его сущности нет ничего что бы не было тривиальным либо не имеющим никакого значения и если ты отвернешься то память о нем мгновенно сотрется не оставив следов Будет ли такой человек реален для тебя ? Или это будет скорее фантом ? Товарищ, Мишель Монтень. О том, что философствовать - это значит учиться умирать. http://lib.ru/FILOSOF/MONTEN/death.txt Цитата: Я хочу, чтобы люди действовали, чтобы они как можно лучше выполняли :)налагаемые на них жизнью обязанности, чтобы смерть застигла меня за посадкой капусты, но я желаю сохранить полное равнодушие и к ней, и, тем более, к моему не до конца возделанному огороду. Название: Re: Философия - инструмент познания? Отправлено: mod от 12 февраля 2013, 23:39:23 В одной из тем был задан вопрос о субъекте и объекте познавательной деятельности.
По просьбам "трудящихся" попробую оконтурить понятия используемые в беседе о познавательном процессе в данной теме. Так как эти категории логичнее всего отнести к гносеологическому разделу философии. Речь пойдет об объекте и субъекте познания и процессе их взаимодействия. Указанные понятия являются абстрактными со всеми вытекающими из этого последствиями. Познание. Это абстрактный процесс взаимодействия субъекта и объекта существующей действительности. Где объект познания существует лишь благодаря наличию субъекта. А субъект - неотъемлемый элемент объекта, имеющий возможность эту действительность использовать. Процесс познания - это "путь" использования. Объект познания. Как ранее уже говорилось под объектом познания понимается весь окружающий мир в его единстве, целостности и взаимосвязи. Учитывая, что субъект познания, как носитель процесса познания, является неотделимой частью мира, в котором пребывает, то, сооветсвтеннно, субъект, как носитель инструментов познания, также является равноценным объектом познания наряду с другими объектами окружающего мира. Имеется ввиду человек целиком в единстве существования тела и сознания. И хотя есть предположения о возможности существования процесса познания без участия тела, тем не менее, до сих нет достаточных подтверждений автономности его существования. Понятное дело, во все времена, да и сейчас также вопросом вопросов остается вопрос о природе познания, представляющей собой ту едва уловимую "грань", которая разделяет собственно объект познания от субъекта. Думаю, хотя и возможно с достаточной степенью условности произвести между ними максимально приближенную к конкретике грань, однако, тем не менее, - это будет всего лишь умозрительный ход удобный для рассуждений. Ибо понятно, что процесс познания возможен лишь только при наличии объекта как такового и не может производитсься субъектом в отсутствие объекта. Иначе же существование субъекта познания потеряет свой смысл. Рассуждая о возможном понятийном разделении субъекта и объекта встает вопрос о субъекте в системе "субъект-объект"... Субъект познания. Это тот элемент гносеологического тандема "объект - субъект", который в процессе жизнедеятельности способен получать, обрабатывать и использовать исходя из насущных целей информацию об окружающем мире, о себе и своем месте в этом мире. Оданко, возникает вопрос о том как его корректно оконтурить. В идеале субъектом будет сам процесс обработки и дальнейшего использования сигналов об окружающей среде. Но данный процесс является неотделимым от его носителя. А его носителем является физическое тело. Однако, физическое тело, как носитель сознания, обладает лишь некоторой степенью автономности. Т.к. человек - существо сложноорганизованного социума, психофизичиские данные которого развивались и формировались также в социуме. Сам процесс познания которым обладает человек со всей полнотой "спектра" познавательных инструментов неотделим от того социума, где данный индивид проходил социализацию. Социум, же в свою очередь, в процессе формировался развивался с учетом конкретных исторических событий. Таким образом, не будет преувеличением указать на субъекта познания и в широком смысле - как на конкретное общество или всю человеческую цивилизацию в целом. Которая, в свою очередь, сущестовала в нераздельном единстве с окуржающем миром :) Исходя из такой раскладки можно сделать вывод о неразрывности сосуществвания и неотъемлемости субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Сам же процесс познания с разделением его на субъект, объект и их взаимосвязь уместен постольку, поскольку уместно рассуждение о направлении о последовательности изменений человека как представителя цивилизации. Если проще, то о направлении его эволюции. |