Не уверен насколько будет логично и прагматично выделять в отдельную тему философию, называя при этом ее инструментом познания. Так как философия, как понятие, включает в себя всю теорию и практику познания всего сущего со всей совокупностью познавательных методов. А гносеология, таким образом, является разделом философии.
Тем не менее, по-моему, философия заслуживает отдельной темы для того чтобы попытаться разобраться в ней (теме) и постараться выяснить насколько философия самостоятельна да и вообще состоятельна как инструмент познания на современном этапе.
В обществе давно стало нормой рассматривать филосфию в значении софистики, считая ее ненужной в повседневности вещью. Тем не менее, понятия философии и софистики в корне друг от друга отличаются. И все же попробуем эти два понятия разграничить, т.к. несмотря на схожесть этимологии данных понятий, критерий их разграничений все же имеется.
Этимологически понятие "философия" определяется как любовь к мудрствовованию. Если же взять современное наполнение философии, то видно, что предмет ее изучения обширен. В предмет исследования философии входят как собственно все разнообразие отраслей наук, так и разнообразные религиозные и философфские направления на определенном этапе развития обществ, сами методы познания в своей совокупности, логика является одновременно разделом и основным интсрументом философии.
Т.о. философия - это учении о бытии в целом, о человеке и месте человека в мире, о взаимодейстивии человека и окружающего мира (в том числе и познавательной деятельности). Такое толкование философии является наиболее рапространенным. Следует отметить, что в настоящее время роль философии, как системы познания, существенно нивелирована. И то что на определенном этапе (в силу ограниченности имеющихся у человека средств познания мира) являлось достаточно целостной системой, носителем которой вполне мог быть один человек (к примеру, один из древнегреческих философов), теперь представляет собой веер отраслей научного знания и обширнейшей части объектов и материалов, исследованием которых заняты большие группы людей. А отдельный человек на современном этапе просто не может "объять необъятное" в силу ограниченности времени, средств и возможностей. Особенно этот диссонанс стал заметен в последние столетия стремительного роста научно-технического прогресса. Объемы информации об окружающем мире множаться в геометрический прогресси и очень непросто в таком море информации быть в крусе всего, сейчас невозможно быть философом эпохи зарождения самого понятия философии, идущим в ногу со временем. Поэтому и подходы к пониманию современной философии будут резко отличаться от древнегреческих или средневековых.
Попробуем оттолкнутся от самого понятия "мудрствования", являющегося основой для слова "философия". В сущности "мудрствование" (если отвлечсья от праздно-ироничного контекста) представляет процесс обработки "выжимок знаний" основанных на плотном жизненном опыте, а также максимально эффективное использование таковый знаний в процессе жизнедеятельности. Если не рассматривать философию в таком в таком прикладном аспекте, то, дейстивтельно, необходимо будет признать, что от философии останется одна софистика. Которая, между прочим, во время своего недолгого существования была "детищем" своего, пусть и непродолжительного периода времени и представляла из себя искусный навык логических умозаключений выводимых в процессе спора. Для софистики не было столь важна истинность используемых в процессе спора посылок и понятий и соответствие их действительности. В сущности это искусство логичной болтовни, было широко востребованной, к примеру, в судебной системе или политике форума, т.е. там, где было необходимо пролоббировать определенное решение или убедить группу людй в своей правоте. В меньшей степени этот инструмент использвался в гносеологических целях, для получения действительно новой информации об окружающем мире. Однако, и это вполне объяснимо. Низкий уровень технологий, и востребованность в добыче новых знаний из окружающей среды с лихвой компенсировалось востребованностью таких навыков в жизни общества.
Итак, понятно, что для того чтобы философия "заработала" в настоящее время как инструмент ей необходимо "нагрузить" практикой. Для того чтобы как-то ококонтурить это, попробую еще раз кратко расставить акценты.
Философия - учитывает и работает со всеми сферами знаний и источниками информации, опирается, прежде всего, на логический метод, позволяет использовать полученную информацию "мудро", т.е. максимально практичным и эффективным образом. На современном этапе это заключается в таких глоабльных задачах, как связывание, насколько это возможно, на основе логики различных отраслей научного знания между собой в единую мирвоозренческую систему, пересмотр мировоззренческих систем прошлого с учетом современного уровня научного знания.
Окей, - скажите вы - все это, конечно, классно, однако выше было сказано о невозможности "объять необъятное". Однако, действительно, "обнимать" необъятное и знать все аки Вассерман совсем незачем. Возьмем только то, что необходимо применительно к моменту и объекту исследования. А если не хватит - придем и еще возьмем.
Речь о том, чтобы использовать философский метод при исследовании, к примеру, таких мировоззренческих систем как... тот же кастанедовский нагуализм.. или его более поздние интерпретации. В исследованию данных систем, я полагаю, следует подходить максимально невовлеченно, логично, цинично, в случае необходимости учитывая накопленный материал современных научных занний по разным вопросам, другие философские системы, органично применяя также и спектр других методов познания от чувственного познания, через эксперимент, к техническим средствам и прочим доступным способам. К тому же современные информационные технологии позволяют добывать и использовать блоки информации достаточно споро.