5. Выход за пределы описания.
Таким образом, необходимым условием для осуществления влияния на целостный мир целостным субъектом является выход за границы принятого нами описания. Если мы стремимся к Трансформации и Реальности вне человека (эти достижения, судя по всему, связаны друг с другом), то не можем допустить, чтобы психоэнергетическая дисциплина нагуализма привела нас в другое описание, каким бы увлекательным оно ни оказалось. Психотехническая задача практика заключается в том, чтобы выйти из человеческого описания и оставаться вне любого описания как можно дольше.
Основные психотехнические приемы, которые могут при регулярной тренировке привести к выходу из описания, это 1) деконцентрация внимания по всем перцептивным каналам, 2) остановка внутреннего диалога, 3) неделание.
Разумеется, вне описания человек не может действовать привычным образом. Мы не мыслим, не конструируем гештальты и стереотипы, из которых состоит любое действие внутри описания, не воспринимаем мир и самих себя в виде множества отдельностей, так что все предпосылки для дискретного мышления и действия исчезают. Естественно, возникает вопрос: а возможно ли вообще какое-то действие (влияние) в подобном состоянии сознания? С точки зрения тоналя – нет.
Единственная психическая сила, единственное побуждение, влекущее за собой остальной массив психоэнергетического поля – это намерение. Причем вне описания не имеет смысла разделять волю и намерение. Здесь они сливаются воедино. Это – интегральный поток активности, использующий все ресурсы тела, психики и энергетического поля.
6. Тональ как «точка отсчета».
Начнем с того, что сам процесс выхода из человеческого описания мира не является действием тоналя. Это – совместная концентрация и резонанс двух энергетических феноменов, которые вместе представляют собой сердцевину человека, – то, что в религиозном описании именуется «духом» или квинтэссенцией человеческой «души», намерения и осознания.
Хотя религиозное описание в большинстве случаев не технологично, оно обладает мощным суггестивным потенциалом. Можно сказать, что религиозное описание творит настроение, убеждая человека в истинности входящих в описание экзистенциальных смыслов, которые оправдывают все происходящее с человеком на протяжении земной жизни. Это важный момент! Книги Карлоса Кастанеды тоже творили настроение.
Наша задача – не утратить это настроение и обогатить его адекватной и гармоничной психотехнологией. Обычно мы поступаем противоположным образом.
Стереотипное поведение выражает себя в крайностях. Мы либо погружаемся в грезы о непостижимом Духе, как бы мы Его ни называли, и больше, откровенно говоря, ничего не делаем. Либо – сводим все к технике и превращаемся в редукционистов, не желающих ничего знать, кроме гипотетических моделей и психотехнических алгоритмов.
Я прошел и первым путем (что заняло у меня немало времени), и вторым. Отголоски второго этапа моей личной истории еще можно заметить в книгах, написанных в период 2001-2005 гг. Жить в крайней позиции проще, чем стремиться к равновесию между ними. Это утверждение может показаться банальностью, но с годами мы обретаем опыт и постепенно приближаемся к истинному пониманию. В некоторых культурах этот уровень понимания называют мудростью.
После двадцати лет работы я могу сказать, что ясно осознаю необходимость третьей, «срединной» позиции. Это не просто умственное понимание, это – чувство, охватывающее всю мою целостность. В таких чувствах, на мой взгляд, и заключается сущность опыта, который можно приобрести, но практически невозможно передать. Существует принципиальное ограничение для перевода ментального дискурса на язык тела – и наоборот.
За прошедшие годы я испытал на себе как преимущества, так и недостатки двух различных позиций – 1) бестелесного идеализма и 2) редукционистской технологии.
В первом случае мне удалось укрепить свое намерение и подготовить почву для усиления сознания, во втором – научиться сложным психотехническим процедурам и расширить область ясного осознания. «Сложные» процедуры – это психотехнические сеансы, состоящие из нескольких задач, которые надо исполнять плавно и последовательно – то есть, наиболее естественным образом.
Не берусь утверждать, что всем исследователям потребуется столько времени для решения простых, как поначалу кажется, задач. Могу лишь сказать, что времени понадобится больше, чем мы думаем.
В развитии нашего осознания можно найти специфическую диалектику. Проще всего ее выразить формулой «да – нет – да». То есть, многие аспекты знания в начале психоэнергетической работы кажутся понятными. Мы не замечаем и не можем осознать, что это – ложное понимание, следствие автоматического функционирования умственных стереотипов.
Например, я пребывал в заблуждении, будто знаю, что такое сознание, что такое внимание, и представляю, как они функционируют. Но каждый новый этап на Пути приносил много неожиданного.
«До Кастанеды» я был убежден, что могу воспринимать и познавать Мир и собственный организм, не задумываясь о точке отсчета – исходном состоянии сознания и его когнитивном потенциале. Благодаря психотехнической работе я узнал, что наша способность познавать, чувствовать, воспринимать, ощущать зависит от состояния сознания, в котором находится субъект.
В частности, я на личном опыте убедился, что «точка отсчета» определяет всё. Не только диапазон восприятия и характер работы внимания – что уже очень много! – но и тип мышления. Качество восприятия, внимания и мышления образуют фундамент личности. Здесь рождаются основные силы человеческой мотивации. В большинстве случаев они стабильны, и потому их можно назвать психоэнергетическим скелетом личности.
Во многом благодаря консервативности мотивирующих сил человек способен удерживать в поле своего интереса избранную область и достигать в ней значительных успехов. Мы называем эти силы «влечениями» или «драйвами» (drives). Из влечений возникают устойчивые интересы и ценности, которые иногда определяют содержание всей жизни конкретного человека.
Внешний мир, согласно модели энергетической Вселенной, которую в своих книгах частично изложил Кастанеда, состоит из «больших эманаций» Силы. Если всмотреться в сущность модели, игнорируя значения используемых слов, что мы увидим? Наше воображение ловко меняет «поле» на «вещество», эманации на «потоки», энергию на излучение. Другими словами, что бы мы ни описывали, в качестве основы мы используем базовое описание первого внимания, согласованное много веков назад. Мы не в состоянии передать реальный опыт. Мы непрерывно создаем варианты базового описания, не более того.
Любые варианты базового описания кажутся понятными. Как бы мы ни перестроили лексику, заменив одни слова на другие, сознание упорно следует импринтированной схеме описания мира.
Иначе и быть не может. На протяжении тысячелетий философы создавали собственные варианты описания мира, но их судьба от этого не изменилась. Можно сколько угодно смещать акценты, уточнять нюансы, но это не приводит к радикальным изменениям в описании. Следовательно, «основная схема» Человека также не изменяется.
Мы движемся по замкнутому кругу. Мышление фиксируется языком, а язык обусловливает постановку проблемы. Осознание не выходит за пределы спекулятивного и вербального (то есть, за пределы умственных и языковых конструкций). Сенсорный опыт в данной позиции осознания практически бесконечен, и эта бесконечность маскирует его однообразие. Мы привыкли к умственному и психоэмоциональному шаблону. Из него родились внутренний диалог и небезупречность как фоновые состояния осознания.
Альтернативное описание мира, изложенное в книгах Кастанеды, воспринимается нами по этой же схеме. Мы заменяем слова, но не чувства. И пока практику кажется, что он понимает «магическое описание», он не приближается к нему ни на шаг.
На втором этапе мы перестаем понимать то, что раньше казалось очевидным. В моем случае это происходило медленно и фрагментарно. Практикуя остановку внутреннего диалога и различные типы неделания, мы словно прокладываем собственный путь в осознанное безмолвие – туда, где значительная часть тоналя замирает, сохранив, однако, все свои функции, чтобы в любой момент восстановить свою активность в том или ином режиме восприятия.
7. Выход из описания: психотехника и психоэнергетика. Особенности личного намерения.
Намерение формулируется до того, как субъект выйдет из описания хотя бы на несколько секунд. При этом следует учитывать, что человек не способен долго находиться вне описания и при этом сохранять себя как отдельную личность. В первые годы практики выход из описания хотя бы на 10-30 секунд можно считать большим успехом. В дальнейшей работе все зависит от силы намерения. При правильном подходе к психотехнике и высокой интенсивности намерения практикующий может рассчитывать, что сможет полностью остановить работу описания на минуту или полторы минуты.
Иногда практик переживает то, что О.Г. Бахтияров назвал эксцессом. На волне энергетического подъема человек, который регулярно занимается деконцентративными психотехниками, остановкой внутреннего диалога, неделанием, способен выйти за границы обычного описания даже на несколько часов.
Эксцесс – нестабильное состояние осознания. Если описывать его, учитывая поведение точки сборки, то такой длительный эпизод содержит в себе колебания ТС с разной частотой и амплитудой. При эксцессе осознание постоянно движется, то фиксируя пограничные области описания мира, то позволяя нам наблюдать другие варианты описания. На протяжении всего эксцесса, особенно если это длительное состояние (больше часа), осознание вновь и вновь попадает в ту позицию, где описание полностью отсутствует. В конечном счете, несколько часов крайне странных переживаний содержат в себе лишь несколько минут «истинной Пустоты».
Если исходить из описательной модели энергетического тела с точкой сборки, то «Пустота» (выход осознания за пределы описания мира) – это не конкретная позиция точки сборки. Этого состояния можно достичь, соблюдая несколько условий:
1) повышение энергетического тонуса, 2) мощное усилие неделания и 3) удержание специфического намерения.
Повышение энергии тела ведет к расширению осознаваемой области, что вызывает расширение светимости точки сборки (т.н. «гало»). Остановка внутреннего диалога и неделание уменьшают фиксацию точки сборки до такой степени, что она начинает дрейфовать.
На фоне высокой энергетичности процесс дрейфа заставляет точку сборки еще больше расшириться. Осознание, сосредоточенное в светимости, окружающей точку сборки, стремится обнаружить еще одну гармоничную позицию. Если наше намерение выйти из любого описания достаточно сильно, психоэнергетическое поле сосредоточивает все силы на точке равновесия, равноудаленной от близких перцептивных миров, и пытается зафиксировать осознание в этом месте.
Данная психоэнергетическая модель объясняет специфическую магию, возникающую вне описания. Удерживание точки сборки в позиции, где нельзя собрать мир, активизирует как все внутренние ресурсы, так и энергетический метаболизм. Этот период может длиться меньше секунды, но крайне важен для всей воспринимаемой в нашем мире продолжительности жизни. Осознание расширяется настолько, что успевает коснуться тех полей, где Время движется иначе. Иногда это оказывает воздействие на содержание всей жизни конкретного человека. В это мгновение энергетическое тело человека поглощает и излучает значительные объемы эманаций. Кульминационный момент этого метаболического «взрыва» можно интерпретировать как мгновенное расширение осознания на некий объем Реальности, содержащий в себе сразу несколько перцептивных континуумов. Если намерение личности в этот момент управляет осознанием, то действующее начало нашего «Я» выходит за пределы человеческого восприятия Времени и осуществляет себя во всем объеме Реальности.
Когда импульс, побудивший точку сборки дрейфовать, истощается, наше осознание сужается и возвращается в границы привычного мира восприятия. Восстанавливается линейное переживание времени и трехмерность пространства. В ту же секунду описание вновь начинает работать, и все его законы снова обретают непреодолимую силу. Я упоминаю об этом в связи с тем, что один из фундаментальных законов нашего описания – закон непрерывности. Пока мы подчиняемся этому закону, человек не способен вспомнить, что происходило с ним в те короткие отрезки времени, когда осознание выходило за границы описания.
Если осознание не достигло определенного уровня интенсивности, все, что происходило с нами в эти ослепительные мгновения вне описания, для нас не существует. Иногда эти вспышки остаются в нашей психике как забвение или короткий сон, но лишь в тех случаях, когда выход из описания длится не менее минуты.
Так как любые энергетические процессы вне описания происходят, соответственно, вне Времени, длительность не играет никакой роли в успешности реализации того или иного личного намерения. Долгое пребывание в измененном состоянии сознания необходимо, чтобы поля энергетического тела человека, обычно изолированные и живущие ритмом сознания тоналя, вошли в резонанс с более масштабными энергетическими системами.
Пребывание вне описания необходимо не столько для реализации личного намерения, сколько для того, чтобы преодолеть изоляцию энергетических полей осознания, возникшую в результате привычной концентрации на содержаниях тоналя. И лишь после того, как изоляция преодолена, личное намерение способно реализовать себя вне и помимо человеческого описания мира.
Остановка описания мира всегда происходит спонтанно – в отличие от осознанной и целенаправленной подготовки энергетического тела к этому мгновенному преодолению. Собственно говоря, именно в это неожиданное мгновение и осуществляется «магия», которой наделено наше тело в совокупности с освобожденным осознанием. Реализация личного намерения («личной Силы») всегда сопровождается небывалым обогащением чувствительности тела.
Эти три момента – намерение, выход за пределы описания и обостренная чувствительность – неразрывно связаны. Они не существуют друг без друга, что, в общем, неудивительно. Ибо что такое чувствительность в данном случае? Это возросшая алертность осознания, фиксирующего малейшие изменения в потоках телесных сигналов.
Поскольку эти телесные сигналы не обусловлены тональной схемой тела, их правильно называть псевдокинестетическими. Роль и значение этих сигналов с годами психоэнергетической практики неуклонно возрастают. Используя их как материал для различных форм сосредоточения и движения внимания (включая концентрацию и деконцентрацию), практик способен выйти из описания мира в любом положении органического тела (двигаясь, сидя или лежа). Я нахожу этот прием важнейшим. Все остальные психотехнические уловки определяют нюансы, оттенки альтернативного осознания и восприятия, но сам переход из состояния в состояние (т.е. «сдвиг» или «движение» точки сборки) осуществляется только на фоне максимального осознавания псевдокинестетического массива стимулов.
Метафорически этот базовый прием можно назвать «тотальным пробуждением энергетического тела». Подобная метафора помогает практику в какой-то мере вообразить то, что происходит в момент перехода, несмотря на то, что, строго говоря, это выражение не соответствует истине. Ведь энергетическое тело человека намного больше, чем тот объем, что охватывает наше внимание и осознание в первом и во втором внимании.
Есть единственная позиция, которую можно считать высшей и окончательной для нашего вида, где произвольное и осознанное внимание полностью пробуждает поле энергетического тела. Это – позиция третьего внимания. Соприкосновение с этой позицией, даже в том случае, если оно длилось неопределимый квант времени, зажигает «огонь изнутри». Этот внутренний «огонь» является уникальным феноменом, сопровождающим необратимый процесс перехода осознающего субъекта на новый уровень интенсивности Бытия.
Если практик придерживается мировоззрения современного нагуализма, то его личное намерение с каждым этапом психоэнергетической практики приближает его к этой уникальной позиции тотального пробуждения энергетического тела. По пути к «великому» пробуждению с ним порой случаются «малые» пробуждения, во время которых точка сборки изменяет свое положение. Всякий раз при этом осознание на несколько секунд или минут покидает область описания мира, а человек, который привык считать осознание качеством своей психики, в определенным смысле «исчезает». Покинув описание, разделяемое абсолютным большинством людей, он становится таким же «магическим существом», как светящийся олень или союзник из «сказок» дона Хуана.
Мы не можем знать, как чувствует себя магическое существо.
Мы только можем научиться постоянно создавать самые благоприятные условия для возникновения магического существа в себе. Оно и так существует внутри нас – в замершем состоянии, обессиленное, почти спящее. Оно проводит свою жизнь во тьме и забвении.
Мало того намерения, которое обычно возникает в результате чтения одного лишь Кастанеды! Это очевидно любому искателю, достаточно упрямому, чтобы заниматься поиском Свободы и Трансформации больше десяти-пятнадцати лет. Есть нечто невысказанное, но крайне важное! Оно находится на поверхности, как и идея безупречности. Это «нечто» трудно поддается вербализации. Чтобы понять всю важность этой невербализуемой идеи, необходимо обрести богатый опыт переживания «необычных» психических состояний.
Я верю, что намерение человеческого вида содержит в себе выход из человеческого описания мира и освобождение от него. Я также верю, что экзистенциальный смысл человечества состоит в том, чтобы при помощи целеустремленной практики, определенной активности осознания, работы с вниманием и восприятием, внести продуктивные изменения в генетическую сущность человека.
Таким образом, психоэнергетическая дисциплина нагуализма направлена на самую важную метаморфозу – на качественное изменение намерения личности.
Содержанием нового намерения становится, прежде всего, Трансформация. Она включает в себя такие важные аспекты, как усиление осознания, способность параллельно использовать различные описания мира, произвольная экспансия осознания в прежде недоступные поля энергетического тела и мира больших эманаций.
Как только перечисленные стремления становятся неотъемлемой частью преображенного намерения, практик переходит к заключительной стадии Трансформации. Теперь ему нет пути назад. В этот момент он становится «магическим существом».
http://alfa.psyhonetika.org/blog/amiykotik/12-05-24-1468