Ртуть
|
 |
| |
« Ответ #93 : Вчера в 21:26:21 » |
|
о том различии, которое подчеркивалось выше: действительно полагать вещи не означает полагать мыслимое в вещи, положенное в вещи как таковое. Точно так же: действительно полагать сущность не означает полагать подразумеваемое в сущности (Wesenvermeintes) как таковое и т. д. Это кардинальные различия, ко- торые являются лишь обобщениями того простого различия, что полагать зна- чения и полагать предметы — это не одно и то же: ноэма же вообще есть не что иное, как обобщение идеи значения относительно всего поля актов. (Husserl, 1952, 88–89)7 Итак, у нас два акта — один рабочий, другой — его копия, у каждого из них по две данности, у рабочего акта — это предмет и его ноэма, у копии (как актоподобия) — нейтрализованный предмет, предмет как копия, и ноэмо- подобие — копия «действительной» ноэмы. Если абстрагироваться от ноэмы как обобщения «смысла» («идеи значения») и вернуться к термину «смысл», то эта конструкция, сочетающая действительность и ее тени, примет следу- ющий вид: действительный акт «онтологически», в гуссерлевском смысле, то есть наивно, направлен на предмет; «в сознании» образуется при этом точная копия предмета в определенном ракурсе — его определенный смысл, то есть определенное значение; при нейтрализующей модификации «бессильный» акт направлен теперь на «как бы предмет», на этот определенный предмет, но вос- принятый как таковой, при этом «в» сознании возникает «как бы смысл» — копия первого смысла, так сказать, «смыслоподобие», или тень смысла. Ноэма и ноэмоподобие обобщают ситуацию: ноэма не какой-то определенный смысл предмета, но мысль о предмете во всех его измерениях и временах (вспомина- емый, воображаемый и т. д.), это «тень», которую отбрасывают все измерения и ракурсы предмета. Ноэмоподобие при этом — копия смысла, тень тени, а не просто тень, как полагал Гуссерль, поскольку «сама» «действительная ноэма» — это уже тень, повторяющая контуры предмета «в сознании», или, если употре- бить излюбленное слово Гуссерля — bewußtseinsmäßig, нечто, на что мы якобы можем перевести внимание с предмета, ведь «полагать значения и полагать 7 Отметим при этом, что «нейтральное» слово «идея» позволяет Гуссерлю избежать явного плеоназма, или тавтологии: «расширить значение значения», ибо у значения нет другой «идеи», чем значение. Употребляя «значение» и «смысл» как синонимы вслед за Гуссерлем, поскольку речь идет о феноменологии, я отдаю себе отчет, что в реальной языковой прак- тике, по крайней мере в русском языке, в некоторых словосочетаниях их взаимная замена вряд ли возможна, например: мы говорим «числовое значение», но «физический смысл», «значение слова», но «смысл утверждения». Гуссерль, однако, предпочитает «давление на язык», каковое он явным образом предпринял в «Логических исследованиях» относительно «выражения», исключив из выражений выражение лица и жесты (Husserl, 1984, 37; Husserl, 2011b, 35). предметы» — это не одно и то же». Этот разрыв, или разделение, требует пере- ключения, и переключение представляет собой стержень гуссерлевского метода в «Идеях I», метод осуществления редукции «одним прыжком», заменивший зи- гзагообразный метод рефлексии и опыта в «Логических исследованиях». Ясно, однако, что направлять внимание на значения без предметов или на предметы без значений невозможно, и исток этой фундаментальной ошибки Гуссерля ле- жит в его описании отношения между передним и задним планом восприятия, причем это описание входит как часть в экспозицию «нейтрализации»: «Каждая отдельно (speziell) схваченная [в восприятии] вещь имеет свое перцептивно со- вместно являющееся вещное (dinglich) окружение, которому недостает особых положений о его существовании (Daseinsthesen). Также и оно есть «действи- тельно-существующее» («wirklichseiende») окружение, оно осознается таким образом, что — в смысле сущностной возможности — актуально полагающие бытие акты могут быть направлены на него. Оно есть до некоторой степени единство потенциальных полаганий (Husserl, 1976, 257; Husserl, 2009, 350). Как ни покажется странным, но именно эти слова Гуссерля приоткрывают «тайну» нейтрализации, а также редукции: Гуссерль смешивает два различия — между актуальным и потенциальным и между прямым и косвенным. Следуя Гуссерлю, рассмотрим это различие различий на примере восприятия: косвенное зрение не является потенциальным, оно также актуально, мы действительно видим предметы, находящиеся на периферии нашего поля зрения, мы действительно видим стену, на фоне которой стоит стол или шкаф. Передний план и фон вос- принимаемого — это не две его отдельные стороны, одну из которых мы видим «актуально», а другую «потенциально». Метаразличие переднего и заднего пла- нов конституирует любое различие, и если «смысл» соотносить с «простран- ством», то смысл структурируется в пространстве между различенными. При различии переднего плана и фона потенциальным может быть только внима- ние, которое мы можем перенаправить на фон, и тогда воспринимаемый перво- начально предмет становится одним из элементов нового фона. Как ни странно опять-таки, Гуссерль смешивает различие между возможными направлениями внимания (одно может быть актуальным, а другое потенциальным) и различи- ем между восприятием вещи и восприятием фона, каковые оба актуальны. Эта модель разрыва и противопоставления служит ему и при введении «нейтраль- ности»: акты сознания, как мы видели, разделяются на два типа — актуальные и нейтральные, то есть нейтрализующие. При этом «бессильные» (гуссерлев- ская характеристика), «нейтральные» акты оказываются гораздо сильнее акту- альных, рабочих актов (впрочем, ничего удивительного в этом нет, если «вый- ти за пределы сознания»), ибо, по Гуссерлю, нейтрализоваться могут не только актуальные акты, но и потенциальные. Как можно нейтрализовать то, чего нет, то есть нечто лишь потенциальное, остается при этом вопросом. Гуссерль не останавливается на этих двух разделениях, разделяя в том же параграфе созна- ние на позициональное и нейтральное при сохранении и даже усилении «тени»: «Сознание в целом устроено так, что оно [всегда] двойного типа: прототип (Urbild) и тень, позициональное сознание и нейтральное. Первое характеризуется тем, что его доксическая потенциальность ведет к действительно полагающим доксическим актам, другое же тем, что из него исходят только тени-образы таких актов, только нейтрализующие модификации таковых (Husserl, 1976, 261; Husserl, 2009, 355). Используя метафору тени для описания «нейтрализации», Гуссерль тем не менее указывает, что «отныне выражения “позициональный” и “нейтральный” должны служить нам терминологически» (Husserl, 1976, 261; Husserl, 2009, 356). Почему же тогда «актуальный», или «действительный», и «потенциальный» не отмечаются в качестве терминов? Как мы видели, слово «действительный» Гуссерлем иногда берется в кавычки, будет ли действитель- ный-в-кавычках термином, или (как обоснованное предположение) большин- ство терминов у Гуссерля — это термины в кавычках, то есть нечто среднее между термином и образом, как, например, пресловутое «заключение в скоб- ки» или «подвешивание тезиса». Гуссерль включает потенциальное в позициональное: «Позициональность означает не наличие или осуществление определенной позиции, она выражает лишь определенную потенциальность в отношении осуществления действи- тельно полагающих доксических актов» (Husserl, 1976, 261–262; Husserl, 2009, 356). Позициональность без актуальной позиции может быть названа потен- циальной позициональностью, и в этом нет ничего необычного, если под этим понимать готовность занять определенную позицию. Но если предполагается, что эта потенциальность также может быть подвергнута нейтрализации, тогда нейтрализации должна быть подвергнута именно готовность, и мы получим тень готовности, или, на другом языке, «чистую мысль» о готовности. Ни то ни другое не принадлежит сфере опыта и не согласуется с каким-либо действи- тельно (без кавычек) воспроизводимым опытом. Если Брентано отрицал самонаблюдение в качестве метода психологиче- ского познания, то Гуссерль вообще отказывается изучения сознания с точки зрения психологии, как бы ее ни понимать: чтобы изучать сознание не эмпири- чески, но в «сущностной всеобщности», следует редуцировать эмпирические данности к чистым, или на другом языке, нейтрализовать акты сознания и их содержание, представив содержание как ноэму и совокупность ноэм как обоб- щение смысла. Нейтрализация сознания и замена действительных, «активных» актов сознания8 (кавычки указывают здесь на нерелевантность слова «акт» в качестве характеристики сознания) «бессильными», «пассивными» актами, переход от предметного к теневому, от «рабочих актов» и результатов рабо- ты к «почти-не-существованию» служит у Гуссерля предпосылкой для превра- щения каждого модуса сознания в особый предмет исследования в попытке определить его «сущностную всеобщность». (Это составляет значительную часть многочисленных исследовательских рукописей Гуссерля.) Второй пред- посылкой является здесь отождествление сознания и синтетических действий, синтеза. Третьей предпосылкой, связанной со второй, является интуитивизм, выраженный в «принципе всех принципов». Соединение всех этих предпосылок не позволяет отнести Гуссерля к тран- сцендентализму и вообще к какому-то «изму». Гуссерль не хочет двигаться, как Кант, в пустых формах чувственности и рассудка среди слепых ощущений, со- единяя все это в «темном “схематизме”». В то же время Гуссерль отказывается от эмпирического исследования сознания и даже от названия «дескриптивная психология». В «чистой феноменологии» речь идет об исследовании определен- ных модусов сознания, но в нейтрализованном виде. Вопрос в том, является ли при этом «чистая феноменология» вообще феноменологией, не превращается ли она в «нейтрализованную феноменологию»? Единственный пример применения «нейтрализации» в «Идеях I» — это описание восприятия гравюры Дюрера. В принципе, о гравюре как произве- дении искусства здесь не сказано ни слова, и в качестве примера можно было вместо гравюры взять любой, даже детский рисунок. Но личности, которые присутствуют в примерах Гуссерля, должны быть обязательно великими — На- полеон, кайзер, Бисмарк, Юпитер, Дюрер. По Гуссерлю, во-первых, у нас есть нормальное восприятие, коррелятом которого является гравюра как вещь — одна из вещей в папке с гравюрами. Во-вторых, у нас есть «перцептивное созна- ние» (слово «восприятие» заменяется перцептивным сознанием, и кажется, что это нечто иное, чем восприятие) бесцветных фигурок, образованных черными линиями: «рыцарь на коне», «смерть», «дьявол». Гуссерль забывает о фигурах собаки и ящерицы, а также не разъясняет, почему можно обозначить эти фи- гурки именно таким образом — откуда «перцептивно» видящий знает, что эта 8 У Гуссерля неоднозначное отношение к термину «акт»: под актом не нужно понимать како- го-то действия. |