Преодоление Бездны
Опубликовано: 16.02.2010
Мы уже не раз говорили, что все идеи – бинерны, и именно возрастающие степени взаимного отражения их полюсов составляют эволютивную лестницу конкретных состояний от хаоса до идеального космоса, именно бинерность создаёт разность потенциалов, необходимую для проявлений. Именно поэтому и всякий Путь сопряжен с парой Бездн («Абада«, אבד) — в его начале и в конце. Фактически, сознание Бездны — это лишенное всякой опоры сознание Сновидения, и в этом смысле Пропасти — это полностью неупорядоченное, безосновное и безопорное состояние Промежутка, «изнанка» Межмирья, точно так же как само межмирье — это, фактически, изнанка миров.
Как состояния, Пропасти соответствуют впадению сознания в одностороннее утверждение того или другого полюса антиномии. Иными словами, акцент на любом из полюсов бинера уводит в его одностороннее утверждение, продолжающееся до бесконечности, без возможности перейти к другому полюсу, нейтрализовать их. Если путник односторонне слишком близко приближается только к одному из начал — его ждет дестабилизация и разрушение.
Первую бездну маг встречает тогда, когда только становится на Путь. Оказывается, что мир людей и мир Магии основаны на совершенно разных принципах, и эволюционный переход между ними невозможен. Сама бездна заключается в необходимости полного вхождения в Путь, не просто «понимание» его разумом, как и не простой «зов сердца». При этом одностороннее развитие мага как в стихии Разума, как и в Стихии Чувств – как бинера движущих сил Пути – губит его в соответствующем аспекте Бездны.
Так, одностороннее развитие разума для идущего по Пути понимания приводит к тому, что его дифференцирующая активность начинает пониматься единственным творческим началом. Внутренний смысл содержания уступает место смыслу формальному, а стремление к гармонии замещается погоней за иллюзорной стройностью абстрактных построений. Упорядочение, систематика из служебного положения превращается в самодовлеющий смысл, способный дать оправдание всему. Все не входящее в эти узкие рамки не только отвергается, но за ним отрицается даже самая возможность существования. Утверждение каждой формы в отдельности и всякое их сопряжение в системы утрачивают всякий живой смысл, становятся спекуляцией, не имеющей никакого реального смысла. При этом кристальная ясность Аполлона вырождается в окостенение заживо, в омертвение всего существа.
В то же время, Путь мистика, сновидящего, в его одностороннем развитии приводит к тому, что начало Единства, насыщающее жизнью, начинает пониматься началом единственно существующим, а принцип формы — лишенным самостоятельного обоснования. Тяготение к единству пытается осуществиться помимо действия организующих начал. Все, что стесняет движение, даже то, что должно сделать их поток направленным и упорядоченным, не только отвергается, но и за ним отрицается даже самое право на существование. Вся организующая сторона природы, все дифференцирующие силы и процессы объявляются бесцельными. Дионисическое ощущение причастности всего живого общему источнику жизни и ощущение раскрывающегося в множественности вселенского всеединства утрачивают всякое реальное живое содержание, становятся отрицанием всякого проявленного, актуального бытия. Отрешение от разумного начала влечет полную неприспособленность к актуальной жизни.
Вторая пропасть появляется тогда, когда знания, опыт, достижения мага становятся на его Пути, парадоксальным образом уводя от Силы. Здесь имеет место тот же бинер Первостихий Психокосмоса. Эта бездна заключается в противостоянии Силы и Бессилия мага.
Отметим, что эта Бездна (Техом) является именно тем ничто, хаотическим пространством, которое появилось тогда, когда возникла первичная творческая потенция мироздания, когда «небо» и «земля» (Трансцендентный и Имманентный лики Единой реальности) были разделены. Именно об этой Бездне говорит второй стих книги Бытия «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною«. Другими словами, Бездна — это сила противостояния Творению, то, что не дает ему разворачиваться бесконтрольно, сила аннигиляции, вакуум, образовавшийся после изъятия из первичной Тьмы (Хошек) творческих потенций (Неба, Шамаим).
Постоянно поднимаясь в понимании устройства мироздания, маг раскрывает в своем сознании все более глубокие и общие идеи. Вначале под их воздействием весь накопленный предыдущим опытом материал последовательно организуется в системы, возрастающие по стройности и красоте. Но затем наступает период, когда дальнейшее повышение иерархического уровня сознания неминуемо влечет за собой необходимость коренной ломки и перестройки созданных ранее построений. Каждый такой перелом – это переживание смерти и возрождения. Разверзнувшиеся в сознании провалы стихийно поглощают все ранее достигнутое, а творческое создание новых, более глубоких систем оказывается непосильной задачей, и главным врагом мага в этом случае оказывается пройденный им путь.
Преодоление бездны эволюционным путём невозможно. Мостов через Пропасти не существует. Демон Пропасти также не дремлет и не позволит имитировать переход Пропасти – попасть на другую сторону можно, лишь прыгнув в пропасть, долетев до её дна, и, оттолкнувшись от него, пройдя сквозь Рога Демона, выйти победителем.
В случае Первой бездны преодоление осуществляется вступлением в Мир Магии безо всяких оговорок и ожиданий. При этом важно не впасть ни в слепую гордыню понимания – Аполлонический аспект Бездны, ни в блаженный идиотизм «всеединства» — её Дионисийский аспект. Лишь нейтрализуя бинер Разум-Чувство началом Воли, маг не рискует на этой стадии ни превратиться в бессильного философа, ни в безумного колдуна.
Вторая Бездна – это уже намного серьёзнее. Помимо встречи с Демоном Пропасти, Путник встречает в ней еще и Посвятительные Силы Даат, и обе эти встречи – это встречи со смертью. Демон пропасти ставит Путника лицом к лицу с его прошлым, разрушая личность ощущением её ущербности, несовершенства, а Иерофанты – ставят Путника лицом к лицу с его Первообразом, и разрушают личность ощущением несовместимости её несовершенства с этим Первообразом. И лишь приняв себя и свой Путь во всей полноте его несовершенства, можно преодолеть эту Пропасть.
Однако немногие доходят до Второй Бездны, и еще меньшее количество пересекает её. Если преодоление Первой пропасти делает из человека – мага, то преодоление Второй – превращает магического путника – в Мастера.
https://www.enmerkar.com/magus-way/preodolenie-bezdny