violet drum
|
Электоральные альтернативы украинского тупика
21.09.2018 - 2:30 Электоральные альтернативы украинского тупика | Русская весна Когда сегодня многие уважаемые эксперты говорят о неизбежности или необходимости ликвидации украинского проекта, такая постановка вопроса шокирует слух большинства жителей Украины, независимо от политических взглядов и уровня образования.
И реакция эта является вполне нормальным рефлексом людей, улавливающих в таких заявлениях отзвуки новых кровавых конфликтов и разрушения остатков и без того шаткой стабильности в обыденной жизни.
На самом деле дискуссия вокруг «завершения украинского проекта» требует, прежде всего, беспристрастного осмысления. Надо понимать, что большинство людей, сигнализирующих о том, что идея украинской государственности не только зашла в тупик, а попросту летит в пропасть, не являются врагами украинцев и даже, как ни странно, принципиальной возможности украинского суверенитета. Они просто констатируют очевидный факт: украинские власти и общество равнодушны к судьбе собственной страны.
Они или не понимают, или весьма извращенно толкуют понятия «независимости» и «суверенитета». Отсюда плачевные результаты. И риторические вопросы о том, кому интересно поддерживать иллюзию украинской государственности, не имеют смысла, если самим жителям этой страны откровенно плевать на ее будущее.
Форма украинского государства раскололась и трещит по швам, так как не выдерживает собственного гнилого содержания. Пресловутая «западенская» захолустная идеология примитивного национализма и русофобии сегодня доминирует в украинской власти неспроста.
Об этом в Киеве не принято говорить вслух, но в основе проекта украинской независимости образца 1991 года не лежало ни одной позитивной идеи, кроме желания противопоставить Украину Москве и принципиально разорвать все связи с Россией. Все остальные аргументы были обычным популистским словоблудием. Об этом не говорили открыто, но никаких других смысловых посылов в получение суверенитета Украины вложено не было.
Этой деструктивной идее в украинском обществе не было и нет вразумительной альтернативы. И создавать такую альтернативу некому. Она не вызреет ни в пролетарских районах восточных областей страны, ни в вымирающих регионах с сельскохозяйственным укладом. И уж тем более в недрах «креативной» прослойки, занимающейся удовлетворением собственного самолюбия путем публичной имитации «высших форм» творческой рефлексии и жизненной активности. Для чистоты эксперимента вспомним еще о рождающейся на наших глазах особой социальной касте «айтишников» и многозначительно промолчим.
Все остальные разговоры о целеполагании украинского проекта сводятся исключительно к «консолидирующим ценностям» роста благосостояния, увеличения зарплат, постоянного повышения комфорта жизни и т. п. И хотя страна нищает все быстрее и быстрее, очевидный когнитивный диссонанс от происходящего никого уже на Украине почему-то не беспокоит.
В принципе, упомянутые идеи действительно являются руководством к действию большинства граждан Украины. Но успеха в их достижении добивается критическое меньшинство — правящий класс и его окружение. Миллионы остальных остаются с носом. Но ни первые, ни вторые не осознают в основной своей массе непосредственной связи происходящего с ущербностью модели развития страны. При этом, недоумевая, продолжают настаивать на неизбежности особого антирусского выбора пути развития для Украины. Или покорно мирятся с таким положением дел.
Открыто признать тот факт, что гармонизация добрососедских отношений с Россией не является панацеей для решения системных проблем страны, но это исключительное и единственное условие, при котором Украина еще сможет избежать окончательной дезинтеграции и гуманитарной деградации, не решается никто. Ведь это политически невыгодно с точки зрения коммуникации с «патриотическим» электоратом.
Которому, правда, невдомек, что при сохранении существующих тенденций «развития» Украины носители «украинской идеи и языка» в перспективе нескольких десятилетий естественным путем уступят эту землю более эффективным собственникам. И в этом не будет ничего «личного», а лишь проявление торжества принципов свободной конкуренции в условиях либеральной экономики и «универсальных» демократических ценностей.
Чтобы ускорить процесс очистки территории от любителей «независимости», реформаторы из киевской власти одной рукой добивают остатки местной экономики, а другой — советуют жителям не просить никакой помощи у государства. Например, организация с красноречивым названием «Реанимационный пакет реформ» устами своего эксперта Святослава Павлюка решила пожурить ленивый местный народец:
«Следует понимать, что есть часть нуждающихся в государственной помощи, в основном пенсионеры, но люди трудоспособного возраста должны позаботиться, как зарабатывать больше. Задача должно стоять, как больше зарабатывать, а не как больше получать». Товарищ Павлюк (еще один представитель львовской школы борцов за независимость) забывает, правда, упомянуть о том, что, руководствуясь его рекомендациями, страну массово покидает трудоспособное население. Казалось бы, если даже дипломат Павел Климкин констатирует убыль граждан на один миллион в год, украинцам пора было бы трезво оценить свое положение и перспективы.
Но в общественном сознании, видимо, доминирует твердое убеждение в том, что количество народа находится в обратно пропорциональной зависимости с количеством кислорода. Что не может не радовать соседей этой изумительной во всех отношениях страны и просто «сочувствующих» украинскому «чуду».
Долгое время местную «элиту» вполне устраивала эта ситуация. Сегодня, когда украинские власть имущие стали заложниками собственных абсолютно безответственных клептократических программных установок, они пытаются вырулить из тупика ценой окончательного уничтожения Украины.
Они понимают, что в случае принципиального изменения ситуации им не найдется места в качественно ином формате государственной системы. А так как никаких жизненных целей, кроме приумножения семейного достатка, у этих людей не существует, то и шансы на жизнеспособность украинского проекта все быстрее стремятся к нулю.
Тем временем грядущий политический цикл не предвещает для украинцев принципиальных новшеств. Но на то он, как говорится, и цикл, чтобы запускать череду стандартных для украинской политики процедур по очередному кругу. Традиционно для Украины предвыборная ситуация способствует все более решительной «персонализации вселенского зла» в вечно опухшем лице Петра Порошенко. Правящему классу очень удобно периодически списывать все свои грехи на одного из подельников по воровскому цеху. Вполне естественно, что и на сей раз «кагал» единомышленников постарается изобразить козла отпущения из действующего президента. По крайней мере разыграть такую постановку. Единственная сложность с таким перформансом возникает лишь на этапе распределения ролей будущих актеров.
Рассуждая о возможности легитимного перехода к альтернативному происходящему безумию политическому курсу Украины в результате выборов, портал «Страна. UA» отмечает следующее: «Если от юго-востока на выборы пойдет большое число политиков, то проблема дезориентации и деморализации только усугубится. При таком варианте они провалятся и на выборах президента, и на выборах в Раду, а потенциальные избиратели перекочуют к кандидатам вроде Зеленского, Тимошенко (которой усилиями Банковой создают имидж „подруги Путина“) или даже Порошенко. Это позволит говорить нынешней „майдановской“ элите о том, что никакой „партии Юго-Востока“ в стране больше не существует, а значит, нет смысла идти на какие-то компромиссы по Донбассу и вообще корректировать внешне- и внутриполитический курс государства».
Занимательные рассуждения, если не принимать во внимание тот факт, какую в действительности альтернативу концепции развития украинского проекта предлагала упоминаемая в тексте «партия Юго-Востока».
Весь ее «глубинный смысл» ярко продемонстрировала эпическая каденция Виктора Януковича. Конечно же, некий реванш представителей бывшей «региональной» команды жизненно необходим хотя бы ради восстановления мира на Донбассе. И этот безусловный приоритет сегодня отодвигает на задний план любые другие.
Но, по большому счету, людей, способных реанимировать украинский проект, нет ни на Западе, ни на Востоке страны. И дело даже не в патологической невозможности местных политиков хотя бы на пару минут поступиться личными интересами в пользу общественных. Горбатого, как говорят в народе, могила исправит.
Они просто не в состоянии понять, почему у российских и, к примеру, польских соседей получается в меру эффективнее управлять своими странами, а украинцы способны только растаскивать свою страну по загородным дачам и офшорным счетам. Именно поэтому понятие «духовные скрепы» так режет им слух и всеми силами опошляется и высмеивается в украинском общественном сознании. Хотя именно «скрепы» такого уровня являются среди прочего самой надежной защитой любого большого капитала, с обладанием которого связаны мечты всех украинских «политиков». Просто их англосаксонские «друзья» предпочитают на эти темы перед местными дикарями особо не распространяться.
Ну, а пока украинским избирателям уже прочно внушена мысль о безальтернативности прозападного курса страны. В этом случае уйдет Порошенко или дальше будет радовать весь мир ежедневными победами над «московской ордой», не имеет большого значения. За 27 лет своего существования Украина успела превратиться из незаконно рожденного младенца в умирающую старуху, которая вдобавок пребывает в глубоком маразме. Поэтому практическим изучением этого феномена и занялись различные геополитические «врачи» и экспериментаторы.
Ну, а пока патологоанатомы покуривают в коридоре, ожидая своей очереди, осень на Украине ознаменовалась имитацией бурного политического процесса. Посыпались дружественные криминальные подозрения и ласковые судебные повестки, оппозиция анонсировала решительное и бесповоротное объединение с целью победоносного проигрыша на выборах, а Порошенко начал публично цитировать песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Все эти телодвижения должны вдохнуть оптимизм в тех, кто еще верит в сказку про светлое будущее Украины. Генеральная репетиция спектакля под названием «Украинские выборы» началась. |