И ид — совокупность бессознательных побуждений
{Инстинктивная Дистинкция: Дистинкция - (distinctio— различение) — (чётко отграниченный) акт сознания, отражающий объективное различие между предметами или между элементами самого сознания (ощущениями, понятиями и т. д.). В логике под Д. понимают прием, заменяющий определение понятия (напр., водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает). Термин “Д.” был введен в средние века. Схоласты обозначали им как объективное различие (Distinctio Realis реальная, Distinctio Rationalis сущностная, Distinctio formalis причинная и др.), так и мысленное различение (Д. разума, субъективная, формальная и др.).} идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления
идентификация личности с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности
идиографический подход — исследовательский подход, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов
измененное состояние сознания — качественный сдвиг в характере психологического функционирования
иллюзия — расстройство восприятия, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде
имитация — формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий
имплицитная память — память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память
инсайт — моментальное научение
интеллект —
{Проективно Информационно Топологическая} способность к мышлению [интеллект опосредованная привязанность
Habitus'а к структуре личности и предметному восприяятию]
интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания
историческая психология — наука, выявляющая зависимости между историческими и психологическими феноменами и описывающая закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса
К классическое обусловливание — выработка условных рефлексов
когнитивный диссонанс — некоторое противоречие между двумя или более ког-нициями
Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье Когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс (
КД), как явление, проявляет конфликт между двумя когнициями: уже наличествующим знанием, (представленным в виде внутренней картины мира); и знанием новым, таковому
Репрезентамену противоречащим. С
КД неразрывно связан защитный механизм его редуцирования, направленный на обеспечение непротиворечивости
(субъективно схваченной в переживании сознания) внутренней картины мира. Можно выделить две парадигмы, как типы редуцирования
КД, соответствующие 2-м когнитивным стилям---научному (
НКС) и обыденному (
ОКС). Для 1-го (
НКС), ориентированного на познавательную адекватность картины реального мира, характерно повышение когнитивной активности для получения новой информации, позволяющей согласовать диссонирующие когниции их дополнением и соответствующей
экспликации (уточнение) своей структуры сознания. В этом случае
КД так или иначе будет формально рассматриваться как ошибка Познания, устранимая также методами обучения и Познания. Во 2-м случае
обыденного когнитивного стиля---характерен примат устойчивости картины мира, даже вопреки её адекватности реальности, и
КД относится уже более к психологической, чем формально-логической противоречивости. Здесь только дообучение не даст эффекта в силу иных приоритетов носителя данного когнитивного стиля, и устойчивость к
КД должна будет учитывать как социальные, так и внутри-психологические установки.
Динамический характер нейронной сети, всегда обусловливает некий колебательный тип динамики как частный случай
КД, возникающего при любом восприятии противоречивой информации, и редуцирование
КД определяется диссипативным характером системы и данный диссипативный фактор и соответственно механизм редуцирования КД---имманентен модели. Этот механизм наиболее может быть соотнесен с характерным, для обыденного когнитивного стиля, конфликтом между стремлением к устойчивости внутренней модели мира и необходимостью учёта нового знания---в перспективе отказа от сложившихся стереотипов. Если система релаксирует, то она приходит в устойчивое состояние безразличия или толерантности. Этот сценарий, столь характерный для
обыденного когнитивного стиля (ОКС), совершенно неприемлем в рамках моделирования
научного когнитивного стиля познания---по необходимости учёта механизма, останавливающего итерационную мыслительную процедуру. И тогда, скорее всего,
КД должен быть внешним по отношению к модели и только тогда может быть соотнесен с присущим интеллекту высокого уровня---механизмом саморефлексии. Отметим, что сама по себе остановка итерационного процесса---лишь первый шаг формирования новой внутренней картины мира. Эта картина должна быть не только адекватна реальности, но и внутренне непротиворечива. Иными словами, если это предположение верно, то
логика с исключением---закономерный и необходимый, но лишь промежуточный этап процесса познания, как процесса формирования и постоянной корреляции внутренней картины мира, адекватной реальности.
Ту же самую картину разворачивания умом Познания демонстрирует и
процессинг семиозиса, обозначаемый в триаде Ч.С.Пирса: Репрезентамен, Интерпретанта, Объект, напоминающей треугольник
Огдена-
Ричардса, с основанием составленным
Символом (Репрезентаменом) в соотнесении его с означаемым
Объектом (Рефрент), и вершиной в
Интерпретанте (Референс), которую довольно часто отождествляют с означаемым, или Референтом. Интерпретанта
(по словам Умберто Эко)---это то, благодаря чему знак имеет значение и значит даже в отсутствии интерпретатора
(как нечто интерсубъективное и в тоже время подобное сингулярно завершённому), как иной способ обозначения того же самого. Чтобы установить какова Интерпретанта, её надо обозначить другим знаком, Интерпретантой которого при этом будет следующий знак, и т.д. Так начинается непрерывный в оба конца процесс
семиозиса, названный Пирсом процессом функционирования знака, обнаруживающий, что с необходимостью каждый знак есть интерпретацией предшествующего ему знака, доказывая, что в
процессе семиозиса нет ни начала, ни конца, а так же, ни конечного Объекта, ни конечного Интерпретанта, но лишь благодаря этим семиотическим отношениям между знаком и его объектом, мы познаём нечто, находящееся за пределами знаковых систем, также удерживаем этот познавательно-эволюционирующий потенциал в памяти, и видим именно ту природу Объектов, которая суть искомая и априорная, безначальная и бесконечная---Природа познаваемых нами именно таких Объектов [Ибо
Бесконечный Семиозис в актуальности достижения
∞, являет отрицание предмета посылки к выводу и этим открывает то, что за ней стоит, как более высокую Иерархию и Истинную Природу Совершающегося], стремясь слиться с ней в бесконечном творческом уделе Истины этой Природы. И вполне естественно, что действующий в согласии со своей Истинной Природы, Ум---заведомо более самостоятелен и свободен, что и выражается в его существенно меньшей подверженности перепитиям нестабильностей и Сомнабулизма, от любой формы навязываемых условий
Когнитивного диссонанса.
Само по себе существование диссонанса, независимо от степени его силы, но тем не менее принуждает человека избавиться от него полностью
(а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно), или хотя бы значительно облегчить и уменьшить его. Но чтобы таким образом модифицировать восприятие диссонанса, человек может прибегнуть к нескольким способам:
Изменить своё поведение;
Изменить одну из когниций, то есть убедить себя в обратно;
Фильтровать потребляемую информацию относительно данного вопроса или проблемы.
В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса
(и влиянием на внутренний дискомфорт) избеганием любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией. Что, по сути, и есть прецедент на total изменение личности и интеллектуальной её атмосферы в ответ на стресс и лишение свободы, что безмерно усиливается полным игнорированием системой УИН индивидуальной интеллектуальной этики вверенных к исправлению им людей.
В
обыденном когнитивном стиле (
ОКС) для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки, согласно сложившейся ситуации вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил, как это имеет место в
НКС (что согласно накопления профессионализма в такого рода анализе, проявляется в существенно более принципиальных жизненных позициях именно в НКС, выделяя принципиально большую этичность этого когнитивного стиля). Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. И выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции», то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. И когда столкнвшись с такой ситуацией в
НКС, человек аналитически Аргументированно выводит обобщительное разрешение диссонирующей ситуации, то он этой Экспликацией направленно модифицирует и всё своё сознание, ибо такой разрешительный вывод вовлекает в модификацию всю структуру личности и потому мучиться от выбора будет менее всего, до тех пор, пока не найдёт Аргументированные предпосылки для последующей Экспликации. А в
ОКС, наблюдается совершенно другая картина, и, чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива обычно теряет всякую привлекательность в его глазах.
Важный пример различия
ОКС и
НКС в обретении, в т.ч. и высококвалифицированных трудовых, навыков, и реализации
Когнитивного диссонанса (КД), по материалам поста
Психологии развития. Словаря / Под. ред. А.Л. Венгера:
- ССЫЛКА Автоматизация Действия [греч. automatos — самодействующий] —Самодействующее Действие---одна из линий функционального генезиса, в процессе которого происходит становление Устойчивого человеческого действия, В Т.Ч. и как приобретение им социально значимых свойств. Психологическим содержанием процесса Автоматизации Действия является постепенное снятие сознательного контроля как с ориентировочной, так и с исполнительной частей становящегося действия. Это становится возможным за счет стереотипизации (объективной или субъективно представляемой) условий как ориентации (во всех её компонентах — ценностных, смысловых, целевых, операциональных), так и исполнения. Этот процесс стериотипизации действия, вовлекает именно подсознание, как Имплицитную составляющую человека, формируя Имплицитное {имплицитная и эксплицитная память} единство личности, что выражается в том, что Автоматизацию Действия осуществляет Автоматизм {ввиду точности---это серия автоматизмов по Паттерну частот, время срабатывания каждого из них ≈0,1 сек., в своей цельности выражающие единый механизм с животными Habit, скомпилированное мною по ССЫЛКА, с той разницей, что человек, по своей Природе Сознания, имеет всякую возможность полноты осмысления всей этой формируемой Автоматизации Действия, что позволяет утверждать, что высокоосознанная Автоматизация Действия не будет разрушать личность человека именно ввиду осознанного единства его с личностью, закреплённое формированием на опыте этой осознанной Автоматизации Действия}. Высказанное относительно человека, совсем не характерно для животных и мало характерно для людей не имеющих склонности к глубокому осмыслению всего ими разрабатываемого, что может быть понято из того факта, что для животных такие действия как выступления в цирке или собирание плодов не для данного инстинктивно запрограммированного в них случая---есть не интерпретируемым действием и совершенно не отражаясь в личности животного, привносит нагрузку на выразимость их в личности на базе ВНД (Высшей Нервной Деятельности)---так или иначе формируя стресс (цирк и трудовая деятельность животных). Для людей это связано с отчасти немало копирующим животных людским ОКС (Обыденным Когнитивным Стилем---согласно теории Когнитивного диссонанса (КД)). И понятно, что мало осмысленный труд, так или иначе будет инициатором накапливаемого стресса в результате неразрешимого КД, и тут просто сама природа формирования устойчивого психологизма, связанного у человека с постоянно выполняемой деятельностью---будет сильно снижать степень выраженности КД, но на этом фоне смена характера выполняемого труда, особенно в сторону его усложнения как высококвалифицированного, будет заново и с новыми дополнительными трудностями, воспроизводить всю проблематику КД и стрессового вклада в разрушение личности, такого, не утруждающего себя умствованиями, индивида. В силу такой Успешной стереотипизации у человека происходит укрупнение единиц сознательного контроля и регуляции становящегося действия, ввиду чего в результате Автоматизации Действия подобной единицей самоконтроля становится всё действие целиком, нуждаясь лишь в подстановочности Критерия начала действия и Критерия его законченности, что также большей частью подсознательное действие. Если в начале функционально-генетического процесса формирования Автоматизации действия, не только операциональное содержание, но порой и смысло-целевые компоненты действия не прояснены для субъекта и, соответственно, требуют развернутой ориентировки, осмысления и осознания, то на завершающей его стадии возникновение знакомых условий становится как бы сигналом Т.е. Критерием Типа для срабатывания целостной структуры действия, всей последовательности характерных для Автоматизированного действия операций. -------- А.И.Подольский
когниция — любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения
коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных
архетипов константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.
контрфакт — представление об альтернативном реальности исходе события
конформизм — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих
креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности