Мне кажется сам вопрос стоит не правильно в топике темы. Единобожие сравнивать логично с многобожием . А язычество может быть вообще безбожным, как это странно ни звучит. Староверы например верят в Живой Дух природы. Но это не Бог. А именно сила, дающая жизнь. И у нее нет формы для выражения. Ныне староверы вынуждены быть христианами, и читать библию на воскресных собраниях. Но в их церкви нет икон и каких то изображений. У них нет святых. Заметно, что они стараются, но поговорив с ними лично, вне религиозных посиделок - понимаешь, что вера их неизменна и Дух для них есть все. Альфа и Омега, не смотря на все цветастые тексты священного писания. Церковь - как бы для пииличия. Но внутри она пуста. Воскресные встречи - религиозные посиделки. Но проводятся как бы для проформы, для приличия. А Духу в который они верят - все это не нужно, он живет в их действиях и желаниях. Он во всем вокруг и не требует какого то ритуального поведения. Хотя у этих людей есть свод правил. Они ему неукоснительно следуют. Но они не валят на то, что правила придумал Дух. Они осознают, что создали их сами и это помогает им сохранять свою общину в неизменности. Помогает самоидентифицироваться, и не смешиваться с чужаками, где бы община не проживала.
Но и к язычеству это недохристианство нельзя отнести. Потому что в нем нет иных духов или чертей, или ангелов.
Главная задача монотеизма заключается в монополии храма на "бога", со всеми вытекающими последствиями: возникновение касты жрецов, поддержание казны, наказание еретиков и пр.
В Египте было многобожие, то есть целый пантеон богов, а цели и задачи - были теми же, каста жрецов, вмешательство в управление государством, контроль верующих и наказание еретиков, казна и обогощение с прихожан в виде приношений и обязательных налогов.
Или религия Египта не относится к язычеству?
Это однозначно не монотеизм.
Подобного типа язычества были и в дохристианском Риме, и древней Греции. А так же в Шумерии, Ассирии, древней Индии и т.д, и везде эти типы религии вмешивались в управление массами а порой держали в подчинении самих правителей страны. И везде они управляли казной или имели свой жирный куш. Правители порой пытались взять контроль в свои руки, путем отбора куша у жрецов ( деньги, земли, драгоценности, рабы), вспыхивали перевороты. Но такие правители не жили долго ))) и жрецы порой влияли на смену династии, если это было в их интересах.
Думаю нет разницы, язычество ( как многобожие) и монотеизм. Если это религия государственная, то она всегда рвалась к контролю и власти.
Если это духовная традиция, она никогда не стремиться к управлению массами. Последователи учатся управлять собой, менять себя, а не кого то во вне.
Духовные традиции не обязательно поддерживают многобожие, они могут быть и монотеистическими и вообще атеистическими. Дзен Буддизм например относят к атеистическому направлению. Хотя направление Бон - ближе к язычеству, с кучей мистики и духов...