раздел - Общий | НАГУАЛИЗМ |
|
Тема: Нагуализм чужими глазами
|
|
|
написано:27-10-2004 22:56:24
|
16
|
Ксендзюк |
||
|
написано:28-10-2004 13:03:38
|
17
|
Ксендзюк |
||
|
написано:28-10-2004 13:55:15
|
18
|
Ксендзюк Для дальнейшего анализа нам необходимо понять относительность материализма. Точнее, относительность преобладающего в нашем сознании понимания материализма в приложении к обществу и общественному сознанию. Согласно основному закону развития, закону отрицания отрицания, рано или поздно нам предстоит сделать новый скачок, сделать шаг на новый виток спирали. Мы должны прийти к отрицанию материалистической науки в том виде как она есть, и к отрицанию отрицания идеализма и религии; к пониманию и науки, и религии на новом уровне. Несомненно, что сегодня в русском обществе активно идёт процесс возврата к религии. Он вызван неспособностью науки ответить на вопрос, куда и как будет и должно дальше развиваться общество. Одним из главных недостатков науки является отсутствие в ней понятий Добра и Зла. От того, удастся ли разрешить противоречия между наукой и религией, зависит, получится ли у нас сделать скачок и подняться на уровень выше, или общественное сознание вернётся на более примитивный уровень. Можно выделить два главных противоречия между наукой и религией, без разрешения которых невозможно двигаться дальше. Первое - отношение к первичности материи и сознания и, соответственно, к объективности общественного развития. Второе - отсутствие связи между языком науки и языком религии; отрицание наукой, нередко в насмешливой форме, религиозных знаний. Что первично, материя или сознание? Идеализм утверждает, что сознание человека первично, а внешний мир, материя - вторичны и субъективны, зависят от того, кто их рассматривает. Материализм утверждает, что материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях, она не зависит от нашего сознания; материя первична и объективна, сознание - вторично. Как видим, эти два подхода принципиально противоречивы. Из идеализма и материализма вытекают понятия Субъективного и Объективного. Объективность понимается как независимость получаемой картины от наблюдателя. Например, не важно кто и где измерит массу одного литра чистой воды, она всегда будет одинакова. Заметим, что для получения объективных данных наука требует с исключительной точностью следовать правилам наблюдений. Субъективность понимается как относительность результатов, их зависимость от наблюдателя. Скажем, для одного человека литр воды будет тяжёлым, для другого - лёгким. Религия всегда придерживалась идеализма. Все естественные науки, которые мы изучаем в школе и университете, исходят из материалистического взгляда на мир. Материализм сегодня господствует почти в любой стране мира, независимо от политического строя. Наука утверждает, что научные методы и знания объективны, религиозные же - субъективны. В применении к обществу, материализм означает наличие объективных, не зависящих от человека, законов развития общества. Развитие общества выглядит как некий предопределённый путь, единственно возможный. Люди могут быстрее или медленнее двигаться по этому пути, но они не могут свернуть с него. Считается, что любая попытка шага в сторону обречена на неудачу. Смысл наук об обществе видится в том, чтобы познать эти объективные законы, так же как познаются законы физики или химии. Тот, кто совершит физическое открытие, сможет первым применить его. Тот, кто первым познает общественный закон, сможет первым сделать правильный шаг вперёд к прогрессу. Если закон был познан правильно, то общество последует за первооткрывателем, если же закон был познан неправильно, то рано или поздно общество убедится в ошибке и объективно будет вынуждено вернуться на правильную дорожку. Материалистический подход к истории и обществу господствует как в марксизме, так и в западной экономике. Он восходит к первым открытиям механики и физики, к детерминизму, к представлениям о мире как о сложной машине, которая, подобно часовому механизму, была однажды заведена и продолжает свой путь. Карл Маркс писал: <Как небесные тела, однажды начавшие определенное движение, постоянно повторяют его, совершенно так же и общественное производство, раз оно вовлечено в движение попеременного расширения и сокращения, постоянно повторяет это движение>. |
||
|
написано:28-10-2004 13:57:27
|
19
|
(часть вторая) Разница между марксизмом и западной экономикой состоит в том, что каждая из этих теорий считает, что именно она открыла единственно правильный закон - закон смены общественных формаций в марксизме, либо объективные законы свободного рынка на Западе. Запад считает, что ошибочность марксизма окончательно доказана гибелью СССР. Как бы сама история подтвердила правильность теории свободного рынка, а за последствия ошибки, эксперимента марксизма, теперь расплачиваются низким уровнем жизни народы России. Давайте посмотрим на первичность материи и понятие объективного с точки зрения теории отражения, части диалектического материализма. Теория отражения говорит, что процесс познания заключается в формировании в сознании человека образа материи, её отражения. Можно сказать, что в сознании постоянно существует и развивается некоторая модель мира, или картина мира. Понятия <отражение> и <модель> в данном случае - синонимы. У одного и того же явления или предмета может быть сколь угодно много отражений и измерений. Механика даёт один взгляд на литр воды, химия - другой, электротехника - третий. Всё зависит от угла зрения. Именно поэтому наука требует в точности воспроизвести угол зрения, требует досконально следовать всем правилам наблюдений. Если весы будут неправильно настроены, то результат определения массы не будет повторен. Под определённым углом зрения 1+1=101. Как же определяется истинность, правильность отражения или модели? Критерием истинности созданной картины мира является практика, то есть подтверждается ли эта картина ежедневными наблюдениями и историей, или нет. Есть также требование логической непротиворечивости2, то есть модель должна быть непротиворечива в данный момент для избранной цели. Мы можем сказать, что <горизонт> - это та грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем земли; или <горизонт> - большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна к отвесной линии в месте наблюдения. Обе эти модели возможны, но вторая гораздо больше подходит для цели навигации. Почему же наука не признаёт религиозную точку зрения одной из возможных и истинных? Почему наука заставляет всех людей смотреть на мир под весьма детерминированным, узким углом зрения? * * * Во-первых, религиозный подход объявлен наукой не имеющим практического смысла. Цель религии воспринимается наукой как удержание власти над людьми через одурманивание их сознания. Наука не видит тот угол, с которого религиозные знания имеют больше смысла, чем научные. Где этот угол? Цель науки - улучшение жизни человека. Способ науки - преобразование природы. Критерий успеха - чем сильнее человек приспособит под свои желания природу, увеличит материальное потребление, тем лучше. В начале своего развития наука выступала за настолько сильное изменение природы, насколько это технически возможно; постепенно она стала выступать за более разумное, ограниченное изменение. Цель религии - тоже улучшение жизни человека. Способ религии - преобразование сознания человека. Целью религии никогда и не являлось преобразование природы, но жизнь в гармонии с ней. Критерий успеха - приближение сознания человека к идеалу бога (<по образу и подобию божьему>). Тогда возникает вопрос: Что лучше для улучшения жизни человека - преобразование природы или преобразование сознания человека? Или когда лучше первое, когда второе? * * * Во-вторых, религиозные знания не подтверждаются научной практикой. Поскольку доказательств существования бога не обнаружено, соответственно и цель религии выдумана, произвольна, субъективна, лишена смысла. Но что есть практика, что есть критерий истины, когда говорят не о неживом камне или металле, который постоянен, а о быстро меняющемся сознании? |
||
|
написано:28-10-2004 13:58:16
|
20
|
(часть третья и последняя в отрывке) Для разрешения противоречия между наукой и религией выделим два главных и принципиально разных процесса в жизни сознания (не тела) человека - познание и общение. В процессе познания материального мира сознание отражает материю, то есть оно создаёт отражение, мысленный образ материи. Процесс познания сознания принципиально отличается от познания неживого мира. Мы можем смотреть на неживой предмет с разных точек зрения, испытывать разные чувства, но при этом сам предмет меняться не будет. Будет меняться только отражение этого предмета в нашем сознании. Живой же человек (и даже животное) будет менять своё поведение в зависимости от того, кто и как на него смотрит. Ещё сильнее человек изменится в зависимости от того, с кем и как он общается. Что отражает сознание в процессе общения, в процессе познания другого человека? Естественно, оно отражает сознание другого человека, готовое отражение. Сознание познаваемого человека, в свою очередь отражает сознание познающего. Возникает отражение отражения, множественное и взаимовлияющее. При общении сознание, а не материя, становится первичным. Практикой при общении или при познании сознания является локальное преобладающее сознание окружающих, группы, класса людей. Это сознание и есть критерий истины, и эта истина всегда относительна, субъективна. Это сознание локально, потому что человек может общаться только с ограниченным числом людей3. Соответственно, если человек проводит больше времени в отношениях с материальным миром и природой, для него материя первична. Если же он в основном занят общением с другими людьми, то для него сознание других людей первично. Особенно если человек получает еду и прочее необходимое для жизни от других людей, а не от природы. 1 В двоичной системе счисления. 2 Диалектически любая модель противоречива из-за непрерывности развития и из-за изначальной ограниченности модели. 3 Даже если все жители страны смотрят одну телепередачу, всё равно общение идёт между создателями телепередачи и зрителями, а не между людьми. В этом случае телевидение и является критерием истины. |
||
|
написано:28-10-2004 14:20:42
|
21
|
Шушпанов |
||
|
написано:28-10-2004 17:48:24
|
22
|
Шушпанов |
||
|
написано:28-10-2004 17:51:31
|
23
|
Travka |
||
|
написано:28-10-2004 18:11:35
|
24
|
Ксендзюк |
||
|
написано:29-10-2004 07:56:41
|
25
|
Ксендзюк |
||
|
написано:29-10-2004 11:38:44
|
26
|
Travka |
||
|
написано:29-10-2004 15:49:50
|
27
|
April |
||
|
написано:30-10-2004 00:33:04
|
28
|
N |
||
|
написано:30-10-2004 13:36:44
|
29
|
"Мы не можем ждать милости от природы, после того , что мы с ней сделали" (издержки материализма) |
||
|
написано:30-10-2004 21:06:12
|
30
|
April, вы классная! Очень точный и тонкий пост, спасибо! |
||
Перейти в список тем раздела "Общий"
Easy Forum ver 3.0
sergejh 2003-2005