mangust
Гость
|
|
| |
« : 12 сентября 2011, 15:02:59 » |
|
Кто-нибудь практиковал эту практику, сидячий дзадзен? Есть ли какая-нибудь польза практики дзадзен для нагвализма? |
|
|
Записан
|
|
|
|
mangust
Гость
|
|
| |
« Ответ #1 : 21 октября 2011, 15:39:42 » |
|
Глава из книги мастера Кайсена.
Мастер дзен Кайсен "СОКРОВИЩА ДУХА. ВНИМАНИЕ"
Внимание
1 Внимание подобно алмазному скипетру. Когда мы внимательны, мы разрушаем в себе зло. 2 По отношению к чему мы должны быть внимательны? По отношению к тому, что снаружи нас - окружающим нас существам и предметам,- и к тому, что внутри нас - нашим мыслям. Пусть наши мысли контролируются нашим вниманием. 3 Будем внимательны к мыслям, которые рождаются нас, будем узнавать и направлять их в доброе русло. 4 В одном мгновенье скрыта вечность. В свете внимания к сиюминутному исчезает прошлое, настоящее и будущее. Остается лишь чистое, ничем не нарушаемое, действие. Чистое действие безгранично и несет благо всем существам. 5 Внимание - это исходящее из нашего существа чистое сияние; В нем истоки истинного счастья и спокойствия. 6 Практика внимания доступна всем - верующим и не верующим, больным и здоровым. Внимание ведет к внутренней тишине, Стресс и душевные расстройства исчезают в одно мгновенье. 7 Можно быть внимательным к чему угодно - везде, всегда и в любое время. С приходом внимания, пространство и время Исчезают словно роса на траве, Остается лишь вечность - без начала и конца. 8 Внимание - самая высокая молитва. Внимание - это сердце молитвы. 9 Внимателен уже тот, кто молится: Его молитва живет в сердце Присутствия. 10 Есть много способов проявлять внимание: Глазами, ушами, прикосновением, языком, носом..., Но дух способен созерцать Невидимое. Созерцайте мысли! 11 Сила сосредоточения очищает психику, а вместе с ней наш ум и тело. Сердца сотен миллиардов клеточек начинают вибрировать, излучая чистый свет. 12 Есть нечто более важное, чем знание - и это внимание. Внимание само по себе уже есть знание. 13 Внимание развивается, если его постоянно практиковать. Свет внимания освещает наш рассудок. 14 Внимание - это духовный свет, нерожденный и бессмертный. Практикуйте внимание. 15 Внимание, это когда наше существо целиком поглощено им. Остается единая и неделимая Душа. 16 Не ищите свободу там, где нет внимания. Без внимания любая свобода всего лишь тюрьма и смятение. 17 Для внимания необходимо спокойствие; только при этом условии внимание проявляется без особого напряжения Искусство проявлять внимание присуще всем существам. Практика медитации без фиксирования внимания на чем-либо называется "королевским" искусством, или абсолютной свободой. 18 Внимание - это естественное состояние нашего ума: когда он ясен, чист, внимателен, не занят поиском цели, без ожиданий, намерений или искусственных построений Быть внимательным - значит присутствовать во всем, в то же время ни к чему не привязываясь…. 19 Внимание - это Любовь. Будучи внимательными, вы не раздавите ни одно насекомое, не сломаете ни одну веточку. Любить - значит сохранять жизнь во всех ее формах. 20 В результате акта внимания, мы видим мир таким, каким он есть на самом деле. Исправляя свои негативные мысли, действия и слова, (мы направляем) и направляя их в положительное русло, мы проявляем внимание. 21 Внимание - наш беспристрастный судья. Внимание - это возможность для бесконечного самосовершенствования и пробуждения к великой Реальности. 22 Приступая к изучению техники внимания, следует отказаться от всех действий, которые нас возбуждают. Мгновенная остановка сознания: когда мы "укрощаем" внимание и с его помощью устанавливаем контроль над своими действиями и мыслями. 23 Наш дух, таким образом, и есть тот конь, которого следует оседлать. Оседлать наш дух - значит, его укротить. Укрощенный дух обладает мудростью. 24 Внимание - это истинность реального существования. Следовательно, внимание разрушает иллюзии. 25 Мы сами являемся единственными творцами и разрушителями внимания. Мы сами являемся творцами своего счастья и несчастья. 26 Бог не отвечает ни за наши неудачи, ни за наше счастье. Бог - это внимание, освещающее путь. Благодаря ему, мы начинаем лучше осознавать каждое свое действие в ворохе ежедневных событий. Бог исчезает с исчезновением внимания. Бог - это великая сила внимания. 27 Внимание одновременно есть : Мудрость Знание Любовь Свобода Ответственность Счастье Творчество Благородство Спонтанность Спокойствие 28 Существует два типа внимания: Первый тип проявляется, когда человек занят чем-то определенным. Этот тип внимания называется концентрацией Второй тип - это внимание без концентрации на чем-либо; он характеризуется особой ясностью и расслабленностью сознания, не потерявшего бдительности. Как если бы вы стояли на вершине горы и смотрели вдаль. 29 Нет второстепенных вещей. Все оказывается важным: как есть, ходить, работать, умываться, одеваться или обуваться. Жизнь зависит от того, насколько мы внимательны. 30 У разумных существ внимание играет ту же роль, что и инстинкт у животных. 31 Относитесь к существам и предметам так, чтобы не исказить их своей точкой зрения или категориями. Внимание должно быть чистым и независящим от наших личных предпочтений. 32 Мы не являемся продуктом истории, мы -- лишь продукт внимания. Чистоту нельзя увидеть, - это свойство взгляда. Видеть то, чего нет - наш вечный недостаток! 33 Внимание - ключик, с помощью которого открывается окно в реальный мир. Ключик открывает сознание и приносит освобождение. 34 Одни святые называют внимание "стражем сердца"; другие -"стражем духа", третьи - "успокоением души". 35 Лучший способ позаботиться о будущем, это позаботиться о сиюминутном моменте. Где можно обнаружить будущее? Будущее скрывается в сиюминутном моменте. Качество внимания, проявленное здесь и сейчас, определяет качество будущего. 36 Постепенное развитие сознания путем углубления внимания и установления единства со всеми окружающими нас явлениями должно стать наивысшей целью нашего существования. 37 Все несчастья, страдания и опасности происходят от одиночества ума. 38 Я - маленький человек, который не может управлять внешними обстоятельствами, но который способен управлять своим сознанием. Мне не нужны другие способности. 39 С помощью слов, мыслей и действий загрязненный ум не достигнет того, на что способен только чистый ум. 40 Молитвы, долгое воздержание, жертвоприношения и обряды - все напрасно, ежели ум расстроен и затуманен. 41 Пусть я потеряю все, что имею: удачу, почести, саму жизнь или даже духовные ценности - но только не внимание духа! Никогда! 42 Множество образованных, верующих и старательных людей навлекают на себя несчастья только из-за недостатка внимания. 43 Бессознательность - это вор, который подстерегает нас в момент ослабления внимания. Страсти - банда разбойников, которые пытаются проникнуть в наш дом. Если они проникают в него, они грабят и оставляют нас опустошенными. 44 Никогда без надобности не бросайте взгляд по сторонам. Взгляд всегда должен быть немного опущен, чтобы охватывать все целиком - внешнее и внутреннее. Когда внешнее и внутреннее сливается воедино, это значит вы достигли чистого внимания. 45 Итак, совершенствуйте ваше внимание, всегда будьте улыбчивыми, избегайте хмурого взгляда, будьте открытыми и предупредительными. Будьте другом для всего мира. 46 Итак, что же такое внимание? Постоянный экзамен нашему физическому и умственному состоянию. 47 ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! |
|
|
Записан
|
|
|
|
Тонакатекутли
|
|
| |
« Ответ #2 : 21 октября 2011, 15:50:12 » |
|
Пипа внимательно режет кота. |
|
|
Записан
|
Уходи в завязку Корнак Ты уже дедок
|
|
|
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89558
|
|
| |
« Ответ #3 : 21 октября 2011, 15:57:47 » |
|
Никогда без надобности не бросайте взгляд по сторонам. Взгляд всегда должен быть немного опущен, чтобы охватывать все целиком - внешнее и внутреннее. Замечали как смотрят женщины-мусульманки? Стоит поучиться. |
|
|
Записан
|
|
|
|
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89558
|
|
| |
« Ответ #4 : 21 октября 2011, 15:59:39 » |
|
Пипа внимательно режет кота. По моему ей пора уже выйти из творческого застоя и перейти на тонаков. |
|
|
Записан
|
|
|
|
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89558
|
|
| |
« Ответ #5 : 21 октября 2011, 16:01:42 » |
|
mangust, интересно. Но нет глобальности и всеохватывания нагвалима\4 пути. А так неплохо. Продолжение будет? Может еще появится "глобальность"? |
|
|
Записан
|
|
|
|
violet drum
|
|
| |
« Ответ #6 : 21 октября 2011, 21:20:10 » |
|
Отличный текст, спасибо. Надо заметить, что он не совсем про дзадзен именно...но скорее описание сути и цели практики "сидячего постижения". О "физике" дзадзен есть описание (даже где-то на форуме вроде?) автора Сэкида Кацуки. Практика эта "теоритечески" очень проста. Сидя с прямой спиной, но расслабленным телом (лотос, полулотос, на пятках) концентрировать свое внимание - сначало на дыхании диафрагмой, ни на что не отвлекаясь. - затем на самом состоянии удержания внутреннего безмолвия (когда наставник сочтет вас готовым). Такой способ ОВД можно охарактеризовать как более прямой (лобовой) в сравнении с уловками толтеков, но, вместе с тем, более идеалистичный. Неподготовленному практику необходим рабочий "эгрегор" - группа едино мышленниковвнимателей и наставник , крадущийся сзади с бамбуковой палкой ...либо обычная дисциплина...каторой обычно нет |
|
|
Записан
|
Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
|
|
|
Тонакатекутли
|
|
| |
« Ответ #7 : 21 октября 2011, 21:46:05 » |
|
сначало на дыхании диафрагмой, ни на что не отвлекаясь Это тоже нелегко, в самом начале можно использовать мысленный счёт вдохов-выдохов, что бы на них сконцентрироваться. |
|
|
Записан
|
Уходи в завязку Корнак Ты уже дедок
|
|
|
mangust
Гость
|
|
| |
« Ответ #8 : 24 октября 2011, 10:53:06 » |
|
Такой способ ОВД можно охарактеризовать как более прямой (лобовой) в сравнении с уловками толтеков, но, вместе с тем, более идеалистичный. Я рассматриваю эту практику, как тренировку внимательности и концентрации. |
|
|
Записан
|
|
|
|
violet drum
|
|
| |
« Ответ #9 : 29 октября 2011, 02:53:25 » |
|
15 Внимание, это когда наше существо целиком поглощено им. Остается единая и неделимая Душа. Как вариант практики: " Собранное состояние".(спасибо княже за наводку)) http://www.areyou.ru/practice/collectedstate.htmlСОБРАННОЕ СОСТОЯНИЕ (состояние не-эманаций) Сядьте удобно на стул или на пол в полулотос. Спина прямая, голова уравновешена, плечи выровнены, руки спокойно лежат на коленях ладонями вниз, челюсти слегка разомкнуты, дыхание естественно. Если вы сидите на стуле, не перекрещивайте ноги и не заводите их под стул. Угол в коленях – 90 градусов, не облокачивайтесь на спинку стула. Если вы сидите на полу, подложите небольшую подушку, с тем чтобы тазобедренные суставы были чуть выше коленных, это позволит избежать зажимов в области таза и солнечного сплетения. Потратьте какое-то время, чтобы сесть действительно удобно и ровно. Выполните упражнение на расслабление. Помогайте себе дыханием, выдыхая напряжение и вдыхая расслабление. Потратьте необходимое время, чтобы продышать наиболее напряженные участки и действительно отпустить все напряжения. Перемещайте ваше внимание по всему телу, начиная с лица и до кончиков пальцев ног, и постоянно желайте расслабить каждую часть тела. Делайте это достаточно медленно, поддерживая реальный контакт между "вами" и той частью тела, с которой вы работаете. Наполните тело ощущениями снизу доверху, подобно тому, как в пустой сосуд вы наливаете жидкость. Последовательно наполняйте ощущениями стопы, лодыжки, голени, и т.д., выше, выше, до самой макушки. Тело расслаблено и наполнено ощущениями. Приступайте к выполнению упражнения Собранное Состояние. [Эти два первых этапа – расслабление и наполнение ощущениями –, являясь упражнениями сами по себе, используются в качестве обязательной подготовки к работе с другими, более сложными упражнениями.] 1. Переместите все ваше внимание за пределы здания, в котором вы находитесь. Слушайте звуки природы, шум улицы. Какое-то время будьте всем вниманием снаружи здания. 2. Отстранитесь от этого и переместите все ваше внимание внутрь здания, но еще не в саму комнату, где вы сидите. Какое-то время будьте вашим вниманием внутри здания. 3. Отстранитесь от здания и переместите все ваше внимание в комнату. Осознайте ее объем, предметы и людей, находящихся в ней, воздух, свет. Не торопитесь. Какое-то время будьте всем вашим вниманием в комнате. 4. Отстранитесь от комнаты и ограничьте круг внимания только вашей собственной личной атмосферой – пространством вокруг вашего тела примерно на расстоянии вытянутой руки. Не позволяйте ничему входить в это пространство или выходить за его пределы. Осознайте это пространство и всем вниманием будьте в нем. 5. Ощутите положение вашего тела, его контакт с полом и одеждой, всю поверхность кожи целиком, вес тела и его форму. Идите внутрь тела. Ощутите ваше тело как единое целое. Отделите "себя" от тела. Я испытываю ощущения, но я не являюсь ими. Мои ощущения – это не "Я". 6. Осознайте ваши чувства и эмоции. Наблюдайте, как они проявляются в теле. Позвольте им прийти в более спокойное состояние. Если на данный момент вы не испытываете явных чувств и эмоций, осознайте наличие у вас способности чувствовать. Вниманием находитесь в области грудной клетки, осознавайте ваше дыхание. Отделите "себя" от чувств и эмоций. Вы обладаете способностью чувствовать, но не являетесь ей. Я чувствую, но я не являюсь чувствами. Мои чувства – это не "Я". 7. Осознайте ваши мысли. Позвольте интеллектуальному центру прийти в более спокойное состояние. Если на данный момент вы ни о чем не думаете, осознайте наличие у вас способности мыслить, воспринимать идеи. Отделите "себя" от ваших мыслей. Вы обладаете способностью мыслить, но не являетесь ей. Я мыслю, но я не являюсь моими мыслями. Мои мысли – это не "Я". 8. Осознайте проявления всех трех центров одновременно. Все три центра спокойны и активны. Мы сидим в состоянии "ощущая-чувствуя-зная". Внимание не направлено ни в прошлое, ни в будущее, оно полностью в опыте непосредственного момента. 9. Еще раз осознайте себя окруженным вашей собственной личной атмосферой – пространством вокруг вашего тела примерно на расстоянии вытянутой руки. Никакие эманации не выходят за пределы этого пространства, никакие вибрации не входят в него. Представьте себя сидящим в поле энергии, окружающим вас. Ничто не испускается наружу, ничто не впускается внутрь. Вы сидите словно под тонким невидимым колпаком. Внимание не направлено ни наружу, ни внутрь, оно распределено равномерно в объеме вашей атмосферы. Это состояние не-эманаций. Это Собранное Состояние. |
|
|
Записан
|
Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
|
|
|
mangust
Гость
|
|
| |
« Ответ #10 : 03 ноября 2011, 11:07:59 » |
|
violet drum, интересно. Надо попробовать. |
|
|
Записан
|
|
|
|
violet drum
|
|
| |
« Ответ #11 : 21 июня 2013, 00:01:52 » |
|
от ишо одна вариация того же самого 39. Основа практики
Основа практики заключается в том, чтобы полностью расслабиться в состоянии абсолютной осознанности. "Полностью расслабиться" означает совершенно расслабить все тело, включая мышцы лица, шеи, глаз, конечностей, туловища, пальцев рук и ног. Распустить мышечные зажимы и растворить все без исключения очаги напряжения в теле. Успокоить дыхание, постепенно сделать его тихим и незаметным. Вместе с дыханием нужно расслабить напряжение энергии, текущей внутри тела. Растворить энергетические блокировки, сделать энергию мягкой и спокойной. Также должна быть полностью успокоена и расслаблена психика. Нужно отпустить все мысли, чувства и воспоминания, позволить им уйти. В нашем сознании есть много тонких очагов беспокойства и внутреннего напряжения, которые мы обычно не замечаем. Необходимо их обнаружить и полностью растворить. Мы входим в состояние предельного расслабления всего, что в нас есть. Если мы все это сделали, и сделали настолько хорошо, насколько можем, нужно перейти к следующему уровню расслабления - а именно, расслабить все еще больше. Это как со сжатым кулаком - только наоборот. Когда мы достигли как будто предельного уровня расслабления и покоя, оказывается, что в глубине еще остались очаги тонкого напряжения, и теперь нужно снять и их. И так слой за слоем, пока расслаблять больше будет нечего. Делать практику можно лежа или стоя, но лучше в сидячем положении. Если мы лежим, то нужно убрать подушку, ложе должно быть достаточно жестким и лежать нужно головой к северу или на восток. Если мы сидим, то лицо также должно быть обращено к северу или востоку. Спина должна быть прямой. Оптимальной позицией является поза лотоса, если мы можем сидеть в ней длительное время без напряжения. Более легкий вариант - другие сидячие позиции йоги: сиддхасана, ваджрасана, или тибетский способ сидения со скрещенными ногами на жесткой подушке для медитации. Если такой подушки нет и сидеть в позе лотоса трудно, то можно сесть на сложенное одеяло и опереть нижнюю часть спины на валик, подложенный сзади. Сидеть нужно удобно, чтобы поза не отвлекала, но помогала нам. Расслабление нужно начать с нескольких глубоких и медленных вдохов и выдохов, причем выдох должен быть длиннее вдоха. Глаза при этом открыты, взгляд находится на уровне линии горизонта. Если начнет клонить в сон, нужно сделать несколько глубоких дыханий, подвигаться, принять холодный или горячий душ, потом сесть опять. Процесс тотального расслабления - достаточно сложное и требующее практики занятие. Но это только половина дела, и легкая половина. Теперь об "абсолютной осознанности". Это погружение сознания в свою собственную ясность и растворение в ней без остатка. Прежде всего, важно четко уяснить, что это значит. Для этого нужно открыть в нашем сознании ту его часть, которая не засорена мыслями, переживаниями, воспоминаниями и эмоциями. По сути, это - просто спокойное восприятие себя и происходящего, но без сосредоточенности, которая вызывает напряжение и последующее поглощение мыслями. Мы просто осознаем собственную осознанность. Она естественно является внимательной, ясной, чистой и открытой. Мы обращаемся к самой сути нашего осознания, к его центру. Этот центр похож на светлое прозрачное окно, распахнутое в небо. Это ключевой момент. Если мы не сможем обнаружить центр осознания и проникнуть в его глубину, смысл практики ускользнет от нас. В центре осознанности ничего нет, вниманию там не за что зацепиться. Это, скорее, ощущение того, что мы проникаем в сердцевину, в самую суть нашей способности осознавать и остаемся в ней без напряжения и усилий. Библейское "Я есмь" точно передает это состояние. И в эту осознанность мы погружаем все постороннее, все возникающие отвлечения. Мысли и отвлекающие эмоции начинают "тонуть" или растворяться в поле чистого осознания. Само состояние осознанности при этом углубляется и становится все более устойчивым. При внимательной работе мы обнаружим, что состояние ясной осознанности лучится. Оно испускает тончайшие, невидимые обычным зрением, но отчетливо ощущаемые лучи. Излучение распространяется во всех направлениях. Нужно погрузиться в эту светимость и позволить ей распространиться по неосвещенной, тусклой периферии сознания. Буквально залить окраины сознания светом, исходящим из центра осознанности. В этой лучистой основе надо растворить все остальные составляющие нашего восприятия без остатка. Это означает буквально стать лучистой осознанностью.
Процесс выглядит следующим образом:
1. Обнаружить центр осознанности. 2. Проникнуть в него. 3. Открыть качество светимости. 4. Погрузиться в светимость, распространить ее по всему полю осознания. 5. Растворить все отвлечения, возникающие на периферии сознания. 6. Полностью слиться с лучистой сущностью осознания, стать ею. При этом может возникнуть ощущение либо растворения, либо расширения нашего "я". Растворение "я" приводит к покою, переживание "я есть все" - путь к обретению сиддх. И то, и другое указывает на движение в правильном направлении. Могут также возникнуть состояния устойчивости, открытости, ясности, прозрачности, облегчения, внутренней радости. Все это хорошие признаки. Они указывают на то, что солнце осознания начинает восходить. Закончить практику и встать нужно на внутреннем подъеме и постараться не расплескать это состояние в дальнейших действиях. Все это и называется "полностью расслабиться в состоянии абсолютной осознанности". Вместо слова "осознанность" можно использовать понятие "присутствие". Слово присутствие имеет более безличный оттенок, в то время как осознанность может подразумевать личное усилие. Тонкое усилие, необходимое на начальных этапах, переходит в процесс спонтанного самораскрытия, и эта открытость подобна присутствию. Это присутствие не кого-то или чего-то, это присутствие нашего внимания, и, вместе с ним - огромного непостижимого Бытия, с этим вниманием нераздельно слитого. На начальных этапах практики работу с сознанием нужно начинать после расслабления тела, но со временем оба процесса можно совместить. Лучшее время - восход или закат солнца, полдень и полночь. Важно заниматься в одно и то же время. Если мы делаем практику один, два или более раз в день - необходимо придерживаться четкого расписания. Тогда невидимые силы будут знать это расписание, и приходить нам на помощь в нужное время. (С) Илья Беляев "п. с." |
|
|
Записан
|
Вам никогда не приходило в голову ... копьё?
|
|
|
Таино
Гость
|
|
| |
« Ответ #12 : 23 мая 2024, 22:02:48 » |
|
Дзадзен « : 12 сентября 2011, 15:02:59 » Цитировать выделенное Цитировать Кто-нибудь практиковал эту практику, сидячий дзадзен? )))))))))) весь мир практикует. раньше смотрели на стенку. теперь на экран. нужно пользоваться разнообразием Творца. |
|
|
Записан
|
|
|
|
Вернер
|
|
| |
« Ответ #13 : 23 мая 2024, 22:14:06 » |
|
Кто-нибудь практиковал эту практику, сидячий дзадзен? Практики дзадзен деляться на досидентов, сидентов и отсидентов. |
|
|
Записан
|
"В труде и похвале стяжаем упоенье." Иоанн Залесский "Послали в жопу, значит существую." Рене Декарт "Вы можете хранить молчанье, закрыть хлебало то есть." Вернер "Важно не Второе вниманье, которое мы выбираем, а то внутри нас, что понужает выбирать это вниманье". Карлос Кастанеда
|
|
|
|