https://posmotre.li/Роза_Мира
«Роза Мира» – это изысканный андреевский Белый Лотос, выросший в воронке от взорванного храма Христа Спасителя или оскверненного красным зверьем храма в любом другом губернском городе. Из-под листьев андреевского цветка торчали ржавые прутья, изломанные и сгнившие в сапогах человеческие кости, проломленные черепа. Да и сам автор «Розы Мира» был с очень большой ржавчиной в мозгах. Его индуистская абракадабра, которую он подмешивал в любую жидкость, – это чаша с крюшоном, в который подмешаны ржавые кривые гвозди и острая металлическая стружка. Другого пойла нет, и приходится невольно читать, ломая язык о новоязовские изобретения. Да, к сожалению, другого такого коктейля больше в России не будет – его писал сочинитель из той, старой, России, откуда больше уже не раздастся ни одного голоса.
»
— Алексей Смирнов (фон Раух)
Карта миров «Розы Мира»
«Роза Мира» — эпический религиозно-философский труд русского историка, философа, поэта и религиоведа Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959; сына довольно известного писателя Серебряного века Леонида Андреева). Представляет собой попытку создать внятное пантеистическое учение и объединить мораль всех основных мировых религий.
Как будто этой задачи автору было мало, он еще и взялся истолковать, ни много ни мало, всю мировую историю, причем как прошлого, так и предполагаемого будущего, с точки зрения своей теории мироустройства. Сам Андреев, несмотря на такую амбициозную цель, себя не особенно возвеличивал, скромно констатируя, что не дошел до всего сам, а большую часть откровений получил от «невидимых друзей моего сердца», т. е. доброжелательных духов и существ из высший плейнов бытия. Сам себя автор именовал «духовидцем».
Метавселенная «Розы Мира» не только дает описание колоссального пантеона мировых религий, но и вполне себе тянет на полноценный фентези-сеттинг со своим набором существ, иерархий, плейнов и даже праобраза специфической магии. Этим не преминул воспользоваться ряд авторов, позаимствовавших у Андреева как некоторые удачные находки, так и вселенную в целом. Книга изобилует множеством крышесносных терминов, которые МТА также с удовольствием растаскивают по своим творениям.
О чем это
Сам термин «Роза Мира» означает религию, которая, по мнению Андреева, зародится в относительно недалеком будущем, совместит в себе моральные нормы всех основных человеческих верований и приведет род людской к окончательному просветлению и освобождению от демонических инвольтаций. Любопытно, что описанию «Розы Мира» в самой книге уделено не так уж много внимания — всего полторы главы в заключительной части труда. Гораздо большую часть этого довольно объемного произведения занимает описание устройства вселенной и метаистории.
По мнению Андреева, в метавселенной идет беспрерывная (но, теоретически, конечная) борьба добра со злом. Силы Добра Андреев называет «провиденциальными», Зла — «демоническими». Помимо людей, во вселенной «Розы Мира» обитает множество других существ: игвы, деймоны, титаны и другие. Некоторые из них однозначно относятся к добру, другие — ко злу, третьи — мечутся между полюсами, а отдельные пытаются сохранять нечто вроде нейтралитета. При этом добрые определяются как стремящиеся к взаимной гармонии с другими существами, злые — как крайние индивидуалисты, питающиеся гаввахом, энергией чужих страданий, и стремящиеся стать центром метавселенной. Злыдни пытаются совратить неопределившихся, а иногда и добрячков, своим нехорошим влиянием, называемым «инвольтацией». Добрые, в свою очередь, стремятся просветить и оградить от падения тех, кто мечется, а при удаче заставить злодеев раскаяться. Борьба идет с переменным успехом. Важный момент: в отличие от классической христианской концепции, согласно которой Бог всемогущ, у Андреева провиденциальные и демонические силы равны по своим возможностям и, теоретически, местные плохиши могут в конце концов победить в масштабах всей метавселенной. Вместе с тем, в отличие от большинства других религиозных вселенных, зло у Андреева находится в меньшинстве. Проблема в том, что злу проще совращать смертных, а силы добра весьма ограничены в средствах.
По Андрееву, существует множество вселенных, каждая из которых строится вокруг обитаемой планеты. При этом пространство в любой вселенной конечно, но его границы могут быть очень отдалены от собственно обитаемого мира. Вопрос о возможности существования более чем одной заселенной планеты в отдельно взятой вселенной не рассматривается. В свою очередь, каждая планета существует одновременно во многих «слоях реальности». По сути, Андреев, вероятно, является первооткрывателем понятия «плейн». Интересно, что границы физического пространства в разных слоях различны. Обитаемый мир и совокупность его слоев в «Розе Мира» называется «брамфатура». Предполагается, что брамфатур — великое множество, но в самом труде речь идет в основном о брамфатуре Земли, которая носит имя «Шаданакар». Всего у Шаданакара имеется 242 слоя. Они делятся на «восходящие», в которых победило добро, и «нисходящие», где царит зло. Судя по тому, что восходящих слоев больше, чем нисходящих, в нашей брамфатуре дела идут скорее неплохо. Мы имеем счастье проживать в «нулевом» слое, где, собственно и происходят основные битвы великой войны. Он называется «Энроф».
Согласно «Розе Мира» человек как таковой бессмертен. Душа (имеющая множество проявлений в разных слоях), а точнее ее первичная суть, называемая «монадой» неуничтожима и вечна. Тем не менее, расслабляться не стоит. Некоторые виды духовной деградации могут ввергнуть монаду в бесконечное циклическое состояние, из которого выбраться без посторонней помощи невозможно. В этом отношении особенно опасны грехи, связанные с похотью, так как при определенных обстоятельствах (см. ниже) душа может так погрязнуть в них, что будет бесконечно возрождаться в соответствующем филиале ада, с каждой инкарнацией все глубже увязая в грехе сладострастия и лишаясь возможности искупления. Худшее из всех возможных посмертий — выпадение монады из брамфатуры как таковой. Если это происходит, монада будет вынуждена скитаться в пустоте между мирами многие эоны лет, пока в конце концов не прибьется к какой-нибудь брамфатуре, чтобы начать процесс духовной эволюции с самого начала. Что характерно, для любых архизлодеев всё-таки места нашлись вплоть до Журща (самого адского ада); то ли это умозрительная возможность, то ли для этого надо быть не только гадом, но и ничтожеством, которое широким массам так и осталось неизвестным. Среди последователей Андреева распространена теория, что выпадение происходит не из-за преступлений, а из-за апатии, инертности и отсутствия стремлений к духовному росту. Эту версию косвенно подтверждает тот факт, что Андреев признает карму в буддистском ее понимании - как закон природы, возвращающий индивидууму то, что он приносит в мир (в противоположность индуистскому видению кармы, где она - инструмент высшей справедливости). Такой подход предполагает возможность наказания, неадекватного проступку, так как кирпич падает на голову бросившему его вверх даже если тот не имел никаких дурных намерений.
В соответствии с концепцией Андреева, человеческие культуры способны формировать слои реальности. Наиболее мощные и крупные культуры создают свой собственный «рай» (в терминологии Розы Мира — «затомис») и «ад» («шрастр»), куда попадают, соответственно, праведники и грешники. Кстати, Бог и Сатана в каждой брамфатуре тоже свои - в нашем Шаданакаре это планетарный Логос (про него сказано крайне мало) и некто Гагтунгр (сатана шаданакарского разлива) соответственно. Любопытно, что Гагтунгр, подобно Богу в христианстве, также един в трех лицах. Его ипостаси это Великая Блудница, Великий Мучитель и Великий Исполнитель демонического Плана. Культуры помельче вливаются в затомисы и шрастры наиболее близких культур-гигантов. Прежде чем попасть в затомис или шрастр, душа проходит сложный путь возвышения или, наоборот, падения. Вознестись прямиком в затомис или пасть в шрастр могут только исключительные праведники или злодеи. Затомис — не конечная станция на пути духовного роста. В настоящее время, согласно «Розе Мира», силами наиболее просветленных гигантов духа создается «общечеловеческий затомис», который называется «Аримойя». Руководит процессом сам Заратустра.
Число затомисов и шрастров не постоянно. Если какая-либо культура приходит в упадок, ее затомис «изолируется», а его праведники постепенно переходят в высшие слои и присоединяются к строительству Аримойи. Это произошло с затомисами таких культур, как античная Греция, Атлантида и прочие древние цивилизации. По Андрееву, изоляция затомиса — явление крайне негативное и поэтому следует прилагать усилия к возрождению угасающих религий и культур, например синтоизма и зороастризма.
Некоторые выводы и текущее состояние учения
При жизни Андреева «Роза Мира» не издавалась и, в силу очевидных обстоятельств, большого распространения его учение не получило. Впервые «Роза» увидела свет в 1989 году и то в периодике. Однако после развала СССР выяснилось, что в российском обществе вполне себе существует спрос на эзотерику и труд Андреева стал довольно популярен. За период с 1991 по 2018 года он выдержал 18 изданий и в настоящее время имеет не очень большой, но устойчивый круг последователей.
В целом нельзя не признать, что «Роза Мира», наряду с трудами Рерихов, стала важной попыткой создать стройное и логичное пантеистическое учение. Однако в отличие от более размытого и абстрактного рерихианства, «Роза» достаточно неплохо систематизирована и имеет четкую структуру. Обилие оригинальной терминологии и подробное описание миров, существ и метаистории привлекают любителей эзотерики и служат источником вдохновения для писателей.
Если же попробовать взглянуть на историю прошедших 70 лет через призму Розы Мира, то лучше даже не пробовать, ибо по ее логике, от всего произошедшего уже несколько раз должен был наступить конец света, а люди активно попирают благие небеса своими ракетами, тревожат затаившееся на других небесных телах зло своими исследовательскими зондами, и создали интернет, самое эффективное и совершенное оружие для окончательного порабощения и растления людей обитателями инфернальной изнанки реальности. Однако же, пока не видно ни тоталитарных антихристов, ни соответствующей Системы, несмотря на все опасения Оруэлла и Хаксли. Стало быть, не во всем прав был товарищ Андреев. Хотя… он писал, что Гитлер был антихристом-неудачником, Сталин преуспел в этом намного лучше, а новый и самый эффективный антихрист появится в Южной Америке. Теперь же, в интернете ходят слухи, что Гитлеру удалось-таки сбежать в Аргентину, и оставить там потомков. Может, они получат власть, которая и не снилась их отцу?
В трактате упоминаются и такие сакуалы, которые связаны с инвольтациями некоторых звездных систем, расположенных в том же космосе, что и земное Солнце. У пытливого читателя здесь возникает ряд интересных вопросов: что, если земные космические путешественники прилетят в другую звездную систему? Не окажутся ли они вне Шаданакара, оставаясь в слое Энроф, но попав в другую брамфатуру? Будут ли действовать на них земные законы кармы? Или какая-нибудь местная серобуромалиновая мораль? Смогут ли люди основать колонию вдали от Шаданакара на пригодной планете, и воспроизводить население — откуда и какие монады подключались бы к новым телам в таких условиях, куда девались бы шельты усопших? А если в других галактиках? В других сверхскоплениях, нитях, стенах? За пределами известной Вселенной? Докуда простираются полномочия шаданакарских сил? И наконец, если в Шаданакар случайно попадет монада из иного мироздания, сотворенная иным Творцом, или зародившаяся там сама, и воплотится затем в Энрофе человеком, что ей будет долженствовать по карме, и удастся ли по завершении земной жизни покинуть брамфатуру в поисках своего дома? Впрочем, существование иных мирозданий и тем более иных Творцов в рамках сеттинга Андреева — как минимум необоснованное преждевременное и безответственное буйство фантазии, ибо брамфатуры чужих планет «негостеприимны».
К тому же, некий Марк Доминик из США провёл сравнительный анализ «Розы Мира» с произведением английского поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада», которого тоже посещали религиозные видения, и обнаружил значительное сходство между описанными в них мирами (в частности, описание «перевёрнутого мира с красным небом, освещённого чёрной, но сияющей сферой»), а также сходство с видениями, наблюдавшимися в экспериментах Станислава Грофа с ЛСД.