Неплохое добавление к Ксендзюку на тему исследования страха
"У меня всегда было ощущение двух качеств храбрости. Я всегда выделял храбрость не зависящую, если так можно выразиться от храбрости. Чтоб избежать тавтологии я называл это мужеством, хоть я и не сторонник поиска смысловых оттенков. И речь вовсе не о способности преодолевать страх, а о том, что один человек может быть сколь угодно последним трусом, а второй не знать страха или быть сколь угодно храбрым (уметь его преодолеть), но в момент, когда нельзя будет отступать, и чувство долга и нравственные принципы будут требовать жертвы, трус может остаться и подписаться на смерть, а храбрец убежать или сдаться. И кто из них будет, кто? Способность к самопожертвованию не продиктованная сильным внушением, выгодой (пример террориста смертника с обработанной психикой предполагающего автоматическое попадание в рай), или психическим расстройством, это храбрость, как Д., свойственная далеко не всем.
Страх это эмоция данная человеку вместе со всем необходимым набором эмоций. Страх наверно основная эмоция любого животного. Ампутированное чувство страха, это скорее дефект психики, чем храбрость.
Разнообразие страхов необъятно. У каждого человека способность преодолевать тот или иной страх разная. При этом человек может избавиться от своего страха путём тренировки и приобретением навыка. Оказавшись в новой для себя ситуации и проявив малодушие, не факт, что человек пасанёт в следующий раз.
В обществе наибольшую ценность имеет храбрость в бою. Своё повествование автор начинает с того, что ничем люди так не восхищаются, как храбростью. И имеется ввиду именно это. Человеку ничего не стоит признаться в страхе высоты или миллионе других страхов, и он не презирает за них других людей. Но страх поединка вызывает презрение и стыд. Это легко объяснить, преодоление этого страха отвечает за выживание вида. Но сточки зрения страха как эмоции, все страхи равны, это лишь эмоции, а храбрость навык их преодоления.
Храбрость, как добродетель, имеет смысл только, как способность к самопожертвованию ради истины, нравственных принципов и других людей. Не все люди на это способны. Само понимание истины, как самодостаточной ценности, способность сострадать, иметь свои высокие убеждения ни от чего не зависящие и т.д., говорит о том, что человек храбр. Храбрость лишь отражает его качество добродетелей, как некоего целого, где храбрость грань этого целого. Люди же для которых истина, это лишь мнение, а мораль лишь формальные правила, могут быть храбры, как львы, но, как и львы неспособны жертвовать, убегая с поджатыми ушами и хвостом. Именно благодаря этой храбрости исходящей от нравственности, разума и культуры происходит эволюция, в которой всегда в конечном итоге побеждают более храбрые."
http://philosophystorm.org/dobrodeteli-andre