История кризиса железнодорожного машиностроения Украины
Совсем недавно Украина прошла тридцатилетний рубеж новейшей истории.
«Укрзализныця» (УЗ)
С чем пришла Украина к моменту приобретения независимости в 1991 году в области железнодорожных перевозок, и что мы имеем в год пандемии коронавируса?
За годы независимости отправки грузов в стране упали в 3,2 раза: с 850,7 млн т в 1991 году до 262,6 млн т – в 2019 году. В пассажирских перевозках ситуация еще хуже. Количество пассажиров уменьшилось в 3,4 раза: с 537,4 млн человек в 1991 году до 154,8 млн – в 2019 году. Это данные Госстата Украины.
В 1991 год Украина вошла с прошлой, плановой системой обновления подвижного состава: локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, пригородных поездов, поездов метро, эксплуатационной и строительной техники. Сегодня в Украине отсутствует программная государственная система обновления подвижного состава.
За 30 лет независимости Украина утратила отрасль локомотивостроения (тепловозы и электровозы). Из 18 вагоностроительных и вагоноремонтных заводов, производящих ранее и наладивших производство грузовых вагонов за эти годы, полностью прекратили производство вагонов 16 предприятий. Два «перебиваются» разовыми заказами.
В эксплуатации мы имеем дело с крайне изношенным техническим парком и отложенными сроками обновления. Процент износа, как правило, приближается к 89-120% и более. Широко применяется практика продления сроков эксплуатации, что ведет к росту затрат на ремонт и содержание парка, усугубляет экономику перевозок, приводит к авариям.
За десять последних лет работы отрасли (с 2011 по 2021 год) выпуск грузовых вагонов в Украине упал в 38 раз.
Зато за последние пять лет, благодаря «стараниям» части грузовладельцев металлургического комплекса и зернотрейдеров, а также попустительству «Укрзализныци» Украина разрешила ввоз и ввела в эксплуатацию более 18 тыс. грузовых вагонов – списанного в странах СНГ «хлама», который не только уродует верхнее строение пути УЗ, но и лишил вагоностроителей заказов на вагоны.
В наследие от Минтяжмаша СССР Украина получила развитое современное грузовое машиностроение с научной, проектной и испытательной базой: четыре крупнейших завода по производству грузовых вагонов.
Сейчас утрачена украинская научная школа, производственные кадры, технологии изготовления, утрачено производство отечественных тепловозов («Лугансктепловоз»), отечественных электровозов (ДЭВЗ), грузовых магистральных вагонов («Азовмаш», СВСЗ). Под угрозой исчезновения производство украинского моторвагонного железнодорожного подвижного состава (отечественных дизель- и электропоездов).
Замедлились темпы создания и освоения современного подвижного состава для пассажирских перевозок в связи с непрогнозируемыми национальным рынком и блокировкой рынков со стороны ЕС. Отсутствует программный подход в обновлении и модернизации подвижного состава УЗ. Программы не созданы не только на долгосрочный, но даже на среднесрочный периоды.
https://rollingstockworld.ru/ekonomika/ ... lcza-kvsz/