Постнагуализм
30 ноября 2024, 01:16:02 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1]
  Ответ  |  Печать  
Автор Тема: Органное творчество Баха  (Прочитано 1651 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Меломан
Гость


Email
« : 26 марта 2022, 15:12:32 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

http://musike.ru/index.php?id=10

Основные черты органного стиля

В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность. Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом. Неудивительно, что самые величественные инструментальные произведения Бах создал именно для органа: Пассакалия c-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Фантазия и фуга g-moll и другие.


Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #1 : 26 марта 2022, 17:25:52 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Музыка может как забирать энергию, силы, так и наполнять ими.

Энергичность и драйв вовсе не означают, что такая музыка наполняет энергией.

Это, как в ситуации с прогулкой Карлоса и ДХ в горах, по разным местам.

Тогда им встретилась дорога по которой Карлос шел быстро, энергично, напористо, а потом был разговор с ДХ.

Карлос предположил, что раз идти было легко и приятно, то этот участок дороги был очень благоприятный для него.

А ДХ объяснил, это означало, что в таком пути он тратил неоправданно много сил и на самом деле истощался, эта местность высасывала из него силу.

Так и с музыкой.
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #2 : 26 марта 2022, 17:34:57 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.

Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.

Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.


Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #3 : 26 марта 2022, 20:32:31 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Сoврeмeнный oргaн – этo слoжнaя систeмa, сoстoящaя из мнoжeствa трyб. Их числo кoлeблeтся oт нeскoльких сoтeн дo 30 тысяч. Oргaнныe трyбы рaзнoкaлибeрны: oни oтличaются длинoй, диaмeтрoм, мaтeриaлoм изгoтoвлeния. Eсть трyбы жeстяныe, свинцoвыe, мeдныe, всe oни дaют рaзныe пo тeмбрy и высoтe звyки. Зa дoлгyю истoрию изoбрeтeния oргaнa eгo нayчили звyчaть гoлoсaми дрyгих инстрyмeнтoв. Тaк чтo мoжнo срaвнить eгo с симфoничeским oркeстрoм.

У oргaнa нaсчитывaeтся oт oднoгo дo сeми мaнyaлoв (клaвиaтyр). Диaпaзoн кaждoгo дoстигaeт чeтырёх-пяти oктaв, oбщий oбъём инстрyмeнтa дoстигaeт дeвяти с пoлoвинo



Рeгистрoм нaзывaют нaбoр трyб oдинaкoвoгo тeмбрa, кoтoрыe yпрaвляются бoкoвыми кнoпкaми. Их кoличeствo вaрьирyeтся oт двyх (чaщe oт вoсьми) дo трёхсoт. В нoтных тeкстaх нaзвaниe рeгистрa yкaзывaeтся прямo нaд тeм мeстoм, с кoтoрoгo дoлжнo нaчинaться звyчaниe этoгo рeгистрa.

Рaспoлoжeниe мaнyaлoв прeдстaвляeт сoбoй тeррaсy, тo eсть oднa клaвиaтyрa нaд дрyгoй. Пoмимo мaнyaлoв, y oргaнa имeeтся пeдaльнaя клaвиaтyрa, сoстoящaя из 5-32 клaвиш. Пaртия для нeё пишeтся нa oтдeльнoм нoтнoм стaнe. Игрaют нa пeдaли oбeими нoгaми. Eсли y oргaнa oтсyтствyeт пeдaльнaя клaвиaтyрa, oн нaзывaeтся пoзитивoм.

Для oблeгчeния игры oргaнистa сyщeствyют вспoмoгaтeльныe yстрoйствa:

кoпyлa – oсoбый мeхaнизм, пoзвoляющий связaть двa мaнyaлa и испoльзoвaть oднoврeмeннo двa рeгистрa;
жaлюзи – прибoр, кoтoрый прeдстaвляeт сoбoй двeрцы, зaкрывaющиe трyбы рaзных рeгистрoв. Тaким oбрaзoм мoжнo yсилить или oслaбить звyчaниe;
пoднoжки нaд пeдaлью – срeдствo для включeния нeoбхoдимoй кoмбинaции рeгистрoв.


Читать далее: http://kakizobreli.ru/istoriya-sozdaniya-organa/

Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #4 : 26 марта 2022, 20:35:45 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Зoлoтым вeкoм oргaнa пo прaвy считaeтся пeриoд XVII–XVIII вeкoв – эпoхa бaрoккo. Уникaльнoe бoгaтствo тeмбрoв, чистoтa звyчaния сдeлaли oргaн идeaльным инстрyмeнтoм для испoлнeния прoизвeдeний пoлифoничeскoгo склaдa. Рaсцвeт oргaнoстрoeния привёл к пoявлeнию oгрoмнoгo кoличeствa мyзыки, нaписaннoй спeциaльнo для oргaнa. Нaм извeстны имeнa И. С. Бaхa, Д. Бyкстeхyдe, Г. Гeндeля, Дж. Фрeскoбaльди – нeпрeвзoйдённых мaстeрoв пoлифoнии.

Читать далее: http://kakizobreli.ru/istoriya-sozdaniya-organa/

Oдин из yникaльных инстрyмeнтoв нaхoдится нa тeрритoрии Aбхaзии, этo знaмeнитый нa вeсь Сoвeтский Сoюз oргaн в Пицyндe. Oн был oткрыт в 1975 гoдy в сoбoрe Aндрeя Пeрвoзвaннoгo. Пoстрoeн этoт инстрyмeнт был извeстным oргaнным мaстeрoм из Гeрмaнии Гaнсoм Шyкe (прeдстaвитeль фирмы «A. Schuke»), кoтoрым были yстaнoвлeны oргaны в Мoсквe, Иркyтскe, Вильнюсe, Aлмa-Aтe.

Читать далее: http://kakizobreli.ru/istoriya-sozdaniya-organa/

http://kakizobreli.ru/wp-content/uploads/2021/02/14.-%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D0%B2-%D0%9F%D0%B8%D1%86%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5.jpg
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #5 : 26 марта 2022, 20:41:23 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

https://wwv.zvuch.com/tracks/бах-орган
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #6 : 27 марта 2022, 12:14:48 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.
Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. Многих из них Баху довелось слышать: в Гамбурге – Я. Рейнкена, в Любеке – Д. Букстехуде, который был особенно близок Баху. От своих предшественников он воспринял основные жанры немецкой органной музыки – фугу, токкату, хоральную прелюдию.

В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:

хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;
«малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.
Бах написал более 150 хоральных прелюдий, большинство из которых заключено в 4-х сборниках. Особое место среди них занимает «Органная книжечка» – самый ранний (1714–1716), состоящий из 45 обработок. Позднее появился сборник «Клавирные упражнения», включающий 21 обработку, некоторые из которых рассчитаны на органное исполнение. Следующее собрание – из 6-ти пьес – известно под названием «шюблеровских хоралов» (по имени издателя и органиста Шюблера, ученика Баха). Последний сборник хоральных обработок – «18 хоралов» – композитор подготовил к печати незадолго до смерти.

При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:

небольшие масштабы;
господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;
камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
широкое использование полифонических приемов.
Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.




Церковный орган | Queen, Цой и Бригада | Германия

<a href="https://www.youtube.com/v/H8IGCohz46E" target="_blank">https://www.youtube.com/v/H8IGCohz46E</a>


Наконец-то вы узнаете, в чём истинное величие церковного органа, познакомитесь с настоящим "органным домовым" и научитесь душевному богохульству!
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #7 : 28 марта 2022, 14:26:59 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

<a href="https://www.youtube.com/v/Klh9GiWMc9U" target="_blank">https://www.youtube.com/v/Klh9GiWMc9U</a>


Токката, adagio и фуга C-dur
Линия образного развития направлена здесь от величавой патетики токкаты к возвышенной лирике Adagio, далее к мощному Grave (заключительный раздел Adagio) и, наконец, к танцевальной динамике фуги.

Основной принцип построения токкаты – импровизационность. Она состоит из нескольких относительно завершенных разделов, которые отличаются друг от друга типом мелодического движения (это либо виртуозные пассажи, либо секвентное развитие небольших мелодических оборотов, либо аккордовая фигурация – движение по звукам аккордов). Вместе с тем, в токкате есть ясная объединяющая логика: неуклонное нарастание от начала к концу – заключительной величественной вершине. Оно достигается постепенным наращиванием общей звучности, уплотнением фактуры (за счет разветвления голосов, их перекличек в разных регистрах). На последнем этапе этого движения в действие включаются самые низкие звуки органа – органная педаль.

В Adagio всё контрастно по отношению к токкате: минорная тональность (параллельный a-moll), камерность звучания – в духе хоральных прелюдий, однотипная фактура на всём протяжении (ведущий голос и сопровождение), однородный тематизм, отсутствие виртуозного блеска, ярких кульминационных взлетов. На всём протяжении Adagio сохраняется настроение глубокой сосредоточенности.

Заключительные 10 тактов Adagio резко отличаются от всего предыдущего. Характер музыки становится здесь величественным и торжественным.

Большая 4-х голосная фуга написана написана на тему широкой протяженности. Она диатонична, строится на танцевальных оборотах, которые в сочетании с размером 6/8 придают музыке сходство с жигой. Тема проводится 11 раз: 7 раз в экспозиции, 3 – в разработке и 1 раз в репризе. Таким образом, большую часть разработки занимают интермедии.

[1] Свободная форма токкаты состоит из нескольких эпизодов, ясно отграниченных один от другого. Отличаясь в фактурном, динамическом, регистровом отношении, они родственны:

настроением величавой патетики;
неуклонным возрастанием драматического напряжения, достигающего высшего накала в заключении токкаты;
по характеру тематизма.
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #8 : 30 марта 2022, 14:22:03 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Фантазия и фуга g-moll


Музыка фантазии своими истоками связана с суровыми и величественными образами хоровых сочинений Баха – его си-минорной мессы или пассионов. В ней сопоставлены две контрастные эмоциональные сферы. Первая – трагедийная. Сочетание могучих аккордов с одноголосным речитативом в напряженной тесситуре подобно чередованию хора с солирующим голосом. Музыкальное развитие протекает в атмосфере нарастающей напряженности. Благодаря органному пункту возникают резко неустойчивые, диссонантные аккорды, речитативные фразы постепенно всё больше насыщаются драматизмом.

Вторая тема всеми компонентами противоположна первой. На фоне размеренно спокойных ходов нижнего голоса верхние голоса имитируют небольшую лирическую попевку, основанную на уменьшенном трезвучии. Минорные лад, мягкость звучания придают музыке оттенок возвышенной отрешенности. Заканчивается она задумчиво и печально нисходящей секундовой интонацией.

Почти всё дальнейшее продолжение фантазии занимает сложное развитие первой темы. Драматизм общего звучания усугубляет краткая реприза второй темы, поднятой в более высокий регистр.

Трагедийности фантазии противостоит энергия и активность фуги. Она отличается танцевальным характером и явными связями с бытовой светской музыкой. Близость к народно-жанровым истокам проявляется, в частности, в репризном строении темы, ее завершенности, в периодичности ритмических акцентов. В теме выделяются широкие, «бойкие» скачки на квинту, октаву, которые в сочетании с пружинистым упругим ритмом создают образ очень динамичный. Энергию движения поддерживает и ладотональное развитие: тоника и доминанта основной тональности сопоставляются с тоникой и доминантой параллельного мажора.

Форма фуги опирается на репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза. Каждому проведению темы предшествуют развернутые интермедии.

Огромная внутренняя контрастность отличает и органный цикл C-dur, композиция которого расширена за счет включения еще одной, 3-й, части.



Bach - Fantasia and fugue G minor BWV 542, K. Volostnov

<a href="https://www.youtube.com/v/aZEgHWLzHWA" target="_blank">https://www.youtube.com/v/aZEgHWLzHWA</a>
Записан
Меломан
Гость


Email
« Ответ #9 : 02 апреля 2022, 16:24:17 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Прелюдия f-moll
(«Я взываю к тебе, Господи»)

В этой прелюдии мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента.

Тема хорала отличается песенностью, основана на плавных мягких интонациях. Ритмическое однообразие, подчеркнутое ровным движением басов, придает музыке строгость и собранность. Основное настроение – глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

хоральная прелюдия f-moll

В фактуре ясно выделяется три плана: верхний голос (собственно тема хорала, звучание которой в среднем регистре напоминает пение), линия баса и средний голос – интонационно очень выразительный и ритмически подвижный. Форма 2-х частная. Первый раздел ясно членится на предложения, завершается четкой каденцией. Второй развивается более непрерывно.


<a href="https://www.youtube.com/v/XADP9owKW44" target="_blank">https://www.youtube.com/v/XADP9owKW44</a>
Записан
Toccata and Fugue in D minor BWV 565
Гость


Email
« Ответ #10 : 07 апреля 2022, 16:37:10 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Каждый полифонический цикл Баха обладает своим неповторимым обликом, индивидуальным художественным решением. Общим же, и обязательным принципом является гармоничное единство двух составляющих его частей. Это единство не ограничивается общей тональностью. Так, например, в самом популярном баховском органном цикле – Токкате и фуге d-moll – единство композиции вытекает из многосторонних внутренних связей токкаты и фуги.

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы, мятежности. Величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления – небольшого, но очень эффектного, задающего тон всему дальнейшему. Тема вступления начинается как бы сразу с кульминации («вершины–источника»), на ff, в мощном органном унисоне. Она основана на декламационных, ораторских, призывных интонациях, которые благодаря сильной звучности и многозначительным паузам звучат очень внушительно.

Те же интонации лежат в основе темы фуги – спуск по гамме минорного лада от V ступени к вводному тону. Благодаря безостановочному остинатному бегу 16-х музыка фуги имеет характер активный, энергичный, моторный. В ее теме есть явное сходство и со вторым разделом токкаты [1]– наличие скрытого двухголосия, многократное повторение звука «ля», одинаковый ритмический рисунок. По-существу, обе темы воспринимаются как два варианта одного тематического материала (тема фуги – как зеркальное отражение 2-го раздела токкаты).

В более крупном плане единство токкаты и фуги заложено в самой композиции цикла. Кульминацией всего произведения является заключительный раздел фуги – большая кода патетического характера. Здесь возвращаются образы токкаты, а полифонические приемы уступают место гомофонно-гармоническим. Вновь звучат массивные аккорды и виртуозные пассажи. Таким образом в цикле возникает ощущение трехчастности (токката – фуга – токкатная кода).


https://www.youtube.com/watch?v=Nnuq9PXbywA


Записан
спасибо
Гость


Email
« Ответ #11 : 07 апреля 2022, 17:02:50 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Всё забываю сказать, - спасибо, хорошая тема. Орган - магический инструмент, жаль, что не владею им.
Записан
Darren Curtis Music
Гость


Email
« Ответ #12 : 18 апреля 2022, 16:22:20 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

Всё забываю сказать, - спасибо, хорошая тема. Орган - магический инструмент, жаль, что не владею им.


Пожалуйста. :)

"Hour Of Reckoning" Dark Evil Organ Theme


<a href="https://www.youtube.com/v/omCQ4FRaI8I&amp;list=PLHlZzUS2rVCaT-Ls9JJpSSVNIYoTZJJ0M&amp;index=2" target="_blank">https://www.youtube.com/v/omCQ4FRaI8I&amp;list=PLHlZzUS2rVCaT-Ls9JJpSSVNIYoTZJJ0M&amp;index=2</a>
Записан
Interlude (Celtic Organ Meditation)
Гость


Email
« Ответ #13 : 18 апреля 2022, 16:27:25 »
Цитировать выделенноеЦитировать выделенное ПроцитироватьЦитировать

<a href="https://www.youtube.com/v/jT_XXIihCrY" target="_blank">https://www.youtube.com/v/jT_XXIihCrY</a>
Записан
Страниц: [1]
  Ответ  |  Печать  
 
Перейти в:        Главная

+ Быстрый ответ
Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC