Цветовое единство и гармония в живописиЧто такое цветовое единство, взаимосвязь цветов, гармония и влияние цветовой среды на предметы? Прежде чем ответить на это, хотелось бы задать такой вопрос читателю: как Вы думаете, какой из размещённых выше вариантов живописи, является правильным? Я специально написал один из этюдов с ошибкой, чтобы он послужил иллюстрацией того, как не надо делать. В этом изображении отсутствует взаимосвязь зелёного и светло-коричневого. Они написаны отдельно друг от друга и смотрятся чужими. Два варианта натюрморта с керамической кружкой хорошо показывают почему важна взаимосвязь цветов. Ну, а теперь рассмотрим все по порядку.
Цветовое единство и взаимосвязь цветов в живописиЧтобы лучше понять что такое цветовое единство в живописи, представьте натюрморт, который освещает красная лампа. Все разноцветные предметы этого натюрморта, скажем, зелёные, жёлтые, синие — приобретут красный оттенок. В жизни подобное происходит когда оранжевый свет заката окрашивает зелень леса в оранжевые цвета. Или холодный свет голубого неба в окне освещает интерьер комнаты. То есть свет оказывает влияние на отдельные цвета отдельных объектов. Он их объединяет. Это похоже на то, как если бы Вы смотрели в цветное стекло. Конечно, в жизни это проявляется не так мощно, как в данном примере, но принцип именно такой. Причём, кроме объединяющего цвета, ещё будет проявляться такая закономерность: если свет имеет тёплый оттенок, то тени будут холоднее света; если же свет холодный, то тени станут стремиться к тёплым оттенкам. Такая цветовая противоположность света и тени привносит в живопись игру тёплых и холодных цветов. Динамика тёплого и холодного оживляет живопись. Но при этом нужно не забывать об объединяющем цвете освещения.
Кроме источника света, на цвет отдельных предметов ещё будет влиять отражённый свет. Если вернуться к нашему натюрморту с керамической кружкой, то коричневый отразится на зелёной драпировке, а зелёный отразится на коричневой кружке. Такое отражение соседних цветов называется в живописи рефлексом.
Вышеописанные примеры показывают какое влияние оказывается на цвет отдельных объектов. Поэтому в какие бы краски ни были окрашены предметы, в живописи все цвета должны быть подчинены друг другу. Такое соподчинение и согласованность рождает цветовое единство. Без него живопись будет раздробленной. Она потеряет гармонию и станет «разукрашенной».
Причём, даже, если в изображаемом сюжете предметы освещены «чистым» белым светом, а рефлексы практически незаметны, то взаимосвязь цветов всё равно надо «придумать». То есть художнику необходимо «пофантазировать» и от себя привнести рефлексы в живопись, опираясь на вышеизложенный принцип, а не только на натуру. Ведь, соподчинение цветов продиктовано не только натурой или физикой. Это обязательное условие для создания гармоничной и цельной живописи.
Цветовое единство очень важно, без него невозможно достичь колористической цельности. Это подобно тому, как должны соответствовать друг другу запчасти от сложного механизма. Его невозможно собрать из случайно найденных частей. Такой механизм не будет работать. Все отдельные узлы и элементы должны слаженно функционировать как единое целое. Также и цвета в живописи должны быть соподчинены.
Но цветовое единство не означает, что нужно всегда подмешивать какой-либо цвет во все остальные краски. Это не означает, что всегда нужно писать так, как будто мы смотрим в цветное стекло. В живописи может встретиться и резкий, чистый цвет, без смешиваний. Однако он должен быть уравновешен соответствующими красками в других частях композиции. Тогда он будет смотреться гармонично, а живопись станет и единой по цвету, и контрастной. К тому же, иногда в работе бывает необходимо ввести акцент с помощью чистых и насыщенных цветов, без уравновешивания. А бывает, где-то художник вводит рефлексы, а где-то оставляет цвет чистым. В общем всё не так просто. Однако, при всём при этом взаимосвязь локального цвета и окружения должна сохраняться.
Это можно ещё сравнить с образным «погружением» предмета в цветовую среду. То есть цвета, окружающие какой-либо объект будут влиять на его окраску, которую называют локальным цветом. Поэтому писать предметы отдельно от окружения или цветовой среды нельзя. Это обусловлено не только рефлексами и отражением света. Это обусловлено ещё и необходимостью гармонично сочетать цвета. Поэтому художник не должен работать как фотоаппарат, он не должен просто копировать натуру. Художник немного преобразует изображение, учитывает вышеизложенные принципы, а также основывается на чувстве цвета. Но, что значит гармонично сочетать цвета? Чтобы ответить на этот вопрос давайте рассмотрим ключевые цветовые гармонии.
Цветовые гармонии в живописиКроме цветового единства, основанного на рефлексах и едином освещении о котором я рассказал выше, стоит ещё упомянуть о соподчинении цветов, основанном на цветовых гармониях. То есть на таких сочетаниях цветов, которые рождают созвучие и колористическую согласованность. Но какими они бывают? Рассмотрим подробнее следующие типы цветовых гармоний:
гармония родственных цветов;
гармония контрастных цветов;
гармония родственно-контрастных цветов;
гармония на основе повторения цвета.
Гармония родственных цветовРодственные цвета — это цвета в которых есть один общий цвет. Например, оранжевый и жёлтый являются родственными, потому что в оранжевом присутствует жёлтый цвет. Зелёный и сине-зелёный, красный и фиолетовый — всё это родственные цвета. Они похожи, поэтому их так и называют. Если цвета из категории родственных находятся рядом, то они будут всегда гармонировать друг с другом. Данные сочетания можно назвать «беспроигрышными». Однако, такие цветовые отношения чаще всего «спокойные», «мягкие». Поэтому бывает необходимо добавить «к этому блюду немного перца», то есть контрастных цветов. Но это уже другая разновидность гармонии.
Гармония контрастных цветовКонтрастными цветами являются следующие три пары: красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый. Эти цвета усиливают друг друга. Они и контрастируют и создают гармонию. Гармонию на основе контрастных цветов. Поэтому в ряде случаев можно использовать их в чистом виде и при этом они будут образовывать созвучие и единство. Они будут соподчинены как дополнительные цвета и хорошо сочетаться. Однако, здесь нужно проявлять осторожность. Успех зависит, так сказать, от контекста. Большую роль играет количественное соотношение цветов. То есть какую площадь занимает один цвет и какую другой. А также большое значение имеет окружение. Ведь, живопись редко когда состоит из двух цветов.
Гармония родственно-контрастных цветовКак видно из названия, в этой гармонии присутствуют как родственные цвета, так и контрастные. Поэтому данная комбинация, наверное, самая сложная, но и самая интересная. Подобрать один контрастный цвет к другому контрастному — не проблема, равно как и родственный к родственному. А вот, сочетать обе группы не так-то просто. Рассмотрим пример, который поможет в этом разобраться. Давайте возьмём жёлтый с фиолетовым в качестве центральной контрастной пары. А вокруг введём синий. Чтобы сделать невозможное и сблизить синий с жёлтым мы их смешаем. В результате они не станут родственными, но при этом образуется новый цвет — сине-зелёный. А он как раз и станет родственным по отношению к ним обоим и выступит промежуточным звеном. Что же касается синего и фиолетового, то они изначально являются родственными. В итоге у нас получатся следующие цвета: жёлтый, фиолетовый, синий, сине-зелёный, жёлто-зелёный.
Гармония на основе повторения цветаОчень часто в основе цветового единства лежит простое повторение цвета. Когда женщины подбирают себе наряд, то частенько они руководствуются именно таким повторением: к красной шляпке подбирают красную сумочку или красный шарф… В живописи подобное повторение цвета, также, рождает гармонию и колористическую цельность. Это особенно актуально, когда колорит картины состоит из совсем разных, «чужих» цветов. Данный приём реализуется в живописи двумя способами. Рассмотрим их на примере натюрморта с апельсином.
Первый способ: повторение цвета в чистом виде в разных частях композицииОранжевый апельсин слишком сильно выделяется на фоне голубой драпировки. Чтобы образовалась взаимосвязь этих противоположных цветов мы вводим оранжевый в голубой. Например, в виде орнамента на этой голубой драпировке. Орнамент простой — это всего, лишь, полоски жёлтого и оранжевого цвета. Они как бы «вторгаются» или «вплетаются» в большую массу голубого и разбавляют его тёплыми красками. Такое повторение оранжевого в голубой среде создаёт их взаимосвязь и гармонию.
Также можно писать в манере, похожей на импрессионизм. То есть мы вводим оранжевый в голубой в виде мазков краски, подобно мозаике. Импрессионисты любили составлять нужный оттенок из чистых цветов. Они ставили мазки краски разного цвета рядом, в результате чего они объединялись и смешивались в глазах зрителя. Это называется оптическим смешением цветов. Подобный способ тоже поможет объединить наш оранжевый с голубым.
Но что делать, если мы пишем не как импрессионисты? Если сюжет не подразумевает никаких орнаментов в драпировке? Если нам нужен сплошной однородный фон? В этом случае можно использовать добавление оранжевого цвета в голубой путём их буквального, механического смешения.
Второй способ: добавление цвета в соседние области путём его смешения с другими цветамиСамый простой способ достичь единства предметов, окрашенных в противоположные цвета — это добавить один цвет в другой, чтобы они смешались и образовали «что-то среднее». Главное избегать грязи в таких смесях. В нашем случае я подмешиваю каплю жёлтого и оранжевого в голубой. Получаем голубой с тёплым оттенком. То есть голубой цвет будет не в чистом виде, а в смесях с тёплыми цветами. То же самое мы проделываем и с оранжевым апельсином. Добавляя в оранжевый цвет чуть-чуть синего или голубого, мы получим оранжевый с холодным оттенком. Таким образом оранжевый и голубой «вливаются» друг в друга, что создаёт цветовое единство и колористическую цельность. Причём это не означает, что вся голубая ткань должна быть с тёплым оттенком. Можно оставить её фрагмент в чистом сине-голубом цвете. Это создаст уместный контраст между драпировкой и апельсином. Но в некоторые фрагменты этой ткани мы добавим жёлтые и оранжевые, и тогда голубой в этих местах станет теплее. Тогда эти участки станут «поддержкой» для апельсина.
На иллюстрации я разместил этюд с введением жёлтого в голубой и голубого в оранжевый, а также этюд без такого смешивания, где фон и апельсин написаны чистыми цветами. Как видите, разница не большая. Но она есть. В первом варианте жёлто-голубая смесь красок едва ощутима. Однако этого достаточно, чтобы связать цвет фона и цвет апельсина.
Во втором варианте, как я уже говорил, апельсин с фоном написаны чистым жёлто-оранжевым и чистым голубым. Однако, живопись не разрушилась, а осталась цельной. Почему? Как Вы могли заметить из предыдущих абзацев, данная пара цветов образует контрастную гармонию. То есть эти цвета хоть и контрастные, но, вместе с тем, гармоничные. Поэтому второй этюд не выглядит разукрашенно и дробно. А это значит, что такой вариант тоже допустим. Однако, он граничит с разукрашиванием, и, если бы здесь были выбраны другие сочетания и другая композиция, то ни о какой гармонии не могло бы быть и речи.
Колорит или цветовой стройГоворя о взаимосвязи цветов в живописи, нельзя не сказать про колорит. Существует два мнения по поводу значения этого слова. В первом случае под колоритом подразумевается система цветовых сочетаний в живописи, построенная на созвучии. Во втором случае под колоритом понимают общий цвет картины, или совокупность преобладающих цветов. Поэтому нередко можно слышать как о какой-нибудь работе говорят, что она выполнена в тёплом колорите, или, наоборот, в холодном. Также бывает тёпло-холодный колорит и т. д.
Однажды я встретил формулировку, что колорит — это оркестр из красок. Данное определение мне больше всего понравилось. Оно подчеркивает важность цветового созвучия, цветового единства и соподчинения цветов. Кстати, одно из значений слова «гармония» — это единство в многообразии. Таким образом, мы видим что цвета в живописи не должны «жить» отдельно друг от друга, а должны создавать единое целое.
Ввиду важности этой темы, подведём итоги и повторим ключевые моменты, которые помогут начинающим художникам работать над колоритом своих произведений. Мы рассмотрели колористическую цельность и единство на основе
объединяющего цвета, добавляемого в остальные цвета картины. Также обсудили взаимосвязь цветов в виде
рефлексов (отражений) от соседних предметов. Помимо этого мы поразмышляли над соподчинением цветов
на основе ключевых цветовых гармоний. Кроме того, мы увидели как можно достигать гармонии и единства благодаря
повторению цвета. Всё это является фундаментом в живописи. Но кроме этих принципов и логики, художник должен ещё руководствоваться чувством цвета. Это чувство где-то врождённое, а где-то развито годами практики. Без него в живописи никак. Поэтому можно назвать идеальным, когда чувства и разум неразрывны и руководят художником в процессе создания прекрасного.
Алексей Епишин
http://zaholstom.ru/?page_id=5045