Постнагуализм
27 ноября 2024, 08:18:57 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: О внимании музыкантов  (Прочитано 8591 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Oleo tuo
Гость
« : 29 октября 2011, 10:22:25 »

Я иногда несколько снисходительно относился к иным рассуждениям АПК и участников форума, когда они заходили о внимании.
Дело в том, что музыканты вниманием профессионально занимаются с самого раннего детства. Причем это не привычное всем бытовое внимание, а особые типы слухового, двигательного, образного, эмоционального и т.д.
Чтобы все поняли насколько мы продвинулись в своих способах владеть им, я помещу здесь отрывочки из книги И.Т.Назарова, первые работы которого появились еще в 1907 году.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ.
РОЛЬ СОЗНАНИЯ В ОСВОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ И ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЬЕС

Внимание — первое условие плодотворной работы, способ­ствующее повышению качества деятельности человека.
Сознание в узком значении (практическом), в том состоя­нии, когда оно бывает сконцентрировано на той или иной ра­боте, и называется вниманием.
Внимание вообще можно определить как волевой акт, за­держивающий сознание на более или менее продолжительное время на предмете объективном или субъективном и повышаю­щий интенсивность сознания.
Внимание может быть волевым (произвольным) и рефлек­торным (непроизвольным). Волевое внимание образуется под воздействием долга, обязательства. Рефлекторное—под влия­нием непосредственного впечатления, интереса.
Механизм внимания (его физиологическая основа) в обоих случаях один и тот же. Различны только возбудители: в одном случае — воля, в другом — интерес.
Следовательно, приведенное выше определение внимания пригодно для обоих случаев — задержать сознание на том или ином предмете может и воля, и интерес.
Для нашей цели необходимо волевое внимание, так как им можно пользоваться в любое время, тогда как внимание, возникающее под влиянием интереса, имеет характер случайный и для творческой, да и для всякой работы непригодно.
Интерес, конечно, есть и при волевом внимании, но этот интерес вызы­вается самой творческой работой, ее плановостью, ее органи­зацией, а волевое внимание является следствием такого плана и организации.
Ввиду исключительной важности внимания при творческой работе необходима особая тренировка волевого внимания.
Специальные виды внимания следующие.
Один вид — внимание концентрированное, имеющее мини­мальное поле зрения. При этом внимании сознание человека сосредоточено на минимальном участке данного объекта и как бы проникает этот участок своего наблюдения, не рассеиваясь, не отвлекаясь от него ни на одно мгновение. Такое психическое состояние обусловлено физиологической активностью соответствующих высших мозговых центров, названной академиком  А. Ухтомским  доминантой. Центры, находящиеся в состоянии доминанты, приобретают свойство концентрировать в себе все возбуждения, приходящие не только в данные центры, но и в другие, причем остальные центры при этом затормажи­ваются, а импульсы, идущие к ним, лишь усиливают и подкреп­ляют действующую доминанту.
Другой вид —внимание распределенное, имеющее , макси­мальное поле зрения. Сознание человека при распределенном внимании тоже сосредоточено на том или ином пункте данного объекта, но в то же время оно имеет в виду и все, окружаю­щее этот объект (поле зрения) и, по мере надобности, человек переключает концентрацию сознания на другие пункты объекта, все время имея в виду окружающее.
Некоторые люди имеют врожденную склонность к приобре­тению того или иного вида внимания.
Превосходный музыкант, имеющий хорошую технику дири­жирования, никогда не будет хорошим дирижером, если он не имеет врожденного или выработанного распределенного вни­мания. Хирург, если он не имеет врожденного или выработанно­го концентрированного внимания, никогда не будет хорошим специалистом.
Всякому культурному человеку и музыканту-исполнителю в частности необходимо обладать концентрированным и распределенным вниманием. Более того, нужно уметь сознательно переводить один вид внимания в другой: концентрированное в распределенное и наоборот.
Нарисуем картину различных состояний (деятельности) со­знания при работе над упражнениями (элементы музыкальной техники), над этюдами (обобщение элементов в одно целое) и при исполнении пьес (художественно-эмоциональное обоб­щение).
1- е   состояние сознания. Объект сознания — упражнение, элемент музыкальной техники. Сознание находится преимущественно в аналитическом состоянии (концентрированное вни­мание).
2- е   состояние сознания. Объект сознания — этюд, обобщение или координация элементов музыкальной техники. Сознание находится преимущественно в синтетическом состоянии (рас­пределенное внимание).
3- е   состояние сознания. Объект внимания — музыкальная пьеса. Сознание находится тоже в обобщенном состоянии, при котором происходит творчество при исполнении музыкальных пьес, но, в отличие от второго, это состояние сознания (также распределенное внимание) проявляется при сильном эмоцио­нальном возбуждении.

и т.д пока хватит.
Если это интересно, то могу продолжить сканирование.
Записан
Oleo tuo
Гость
« Ответ #1 : 29 октября 2011, 12:28:25 »

ну что? на серьезные темы уже слабо что ли?
Корнак, или кто!!!
Совсем мозги  разжижели на своих межфорумных войнушках?
ты только посмотри какая плюха твоей (и АПК) самоделкинской "деконцентрации".
Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #2 : 29 октября 2011, 13:03:46 »

ОЕ, сам напросился. Гыы

Различны только возбудители: в одном случае — воля, в другом — интерес.
У тебя все примеры на интерес. Нет тут воли. Ты и сам это видишь.
Интерес, конечно, есть и при волевом внимании, но этот интерес вызы­вается самой творческой работой, ее плановостью, ее органи­зацией


задержать сознание на том или ином предмете может и воля, и интерес.
Обычный человек руководствуется в своих действия притяжением объекта (ты называешь это интересом) и (или) отталкиванием. Во втором случае роль отталкивания у тебя играют мысли, что тебя кто-то будет ругать за невыполненную работу, или ты будешь голодать, если не заработаешь денег. Вот такое насилие над собой, с помощью которого ты заставляешь себя что-то сделать по твоему определению есть воля. Такая воля не имеет отношения к сознанию, как и внимание, описанное тобой.
У сознания совершенно другие воля и внимание. Но ты этого не поймешь, пока не разберешься с вопросом разделения сознания и психики. Теоретические споры в понимании не помогут. Ты должен ощутить все на своей шкуре.

внимание, возникающее под влиянием интереса, имеет характер случайный и для творческой, да и для всякой работы непригодно.
Творчество вообще не имеет отношения к вниманию. Это работа центров, а не внимания. Без внимания, конечно здесь не обходится, но в данном случае этот вопрос можно опустить.

Записан
Al1
Гость
« Ответ #3 : 29 октября 2011, 13:12:27 »

ты только посмотри какая плюха твоей (и АПК) самоделкинской "деконцентрации".
Ну почему же сразу плюха-то. Такое распределённое внимание (если это состояние зафиксировать на длительное время) - это она и есть - начальная неглубокая деконцентрация.
 
Сознание человека при распределенном внимании тоже сосредоточено на том или ином пункте данного объекта, но в то же время оно имеет в виду и все, окружаю­щее этот объект (поле зрения) и, по мере надобности, человек переключает концентрацию сознания на другие пункты объекта, все время имея в виду окружающее.
Лучше вообще убрать внимание с отдельных объектов. Например, при попытках достижения визуальной деконцентрации удобнее взгляд направить либо вдаль, к воображаемому горизонту (дивергенция глазных яблок), либо на "воздух" перед собой (конвергенция).
« Последнее редактирование: 29 октября 2011, 14:13:56 от Al1 » Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #4 : 29 октября 2011, 13:15:24 »

Al1, твои объяснения только уводят в сторону. Кабутто это в самом деле имеет значение. Пока он не поймет разделенности психики и сознания все это пустой разговор.
Записан
Al1
Гость
« Ответ #5 : 29 октября 2011, 13:39:14 »

Кабутто это в самом деле имеет значение.
На мой взгляд имеет.

Пока он не поймет разделенности психики и сознания
Нечего тут понимать. Это чисто терминологическое противоречие. АПК сместил акценты. "Кастанеда об этом ничего не писал" (с)
Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #6 : 29 октября 2011, 13:50:34 »

На мой взгляд имеет.
Только лишь для того, чтобы понять разделенность. Но не сами по себе. Помня о разделенности можно с помощью этих упражнений ее получить.
АПК сместил акценты

Не сместил, а расставил. Какие бы ты назвал акценты у КК? У него вообще нет акцентов. У него вся практика ведет к пониманию того, на чем акцентировал АПК. Кастанеду за ручку вели, используя интерактив. Элеис вообще просто посылал учеников в горы "искать  дух". Так что никаких акцентов в линии ДХ не было. А суть именно такова, какой ее описал АПК.
Записан
Al1
Гость
« Ответ #7 : 29 октября 2011, 14:36:37 »

Только лишь для того, чтобы понять разделенность. Но не сами по себе.
Еще для достижения ОВД и ИСС. Нагуализм технически - искусство контроля движения и фиксации ТС.

Какие бы ты назвал акценты у КК?
Безупречность, намерение, личная сила.
Записан
Al1
Гость
« Ответ #8 : 29 октября 2011, 15:47:04 »

Если это интересно, то могу продолжить сканирование.
Действительно интересно.
Интересны также предлагаемые методы тренировки этих типов внимания. И последствия такой тренировки.

К примеру, когда у меня получается аудиодеконцентрация ("затопление звуками мира"), наблюдается несколько интересных изменений:
1) "сворачивание" переживания времени к актуальному настоящему
2) "десемантизация" звуков, в т.ч. речи - все воспринимается как однородный "гулкий" шум
3) слияние звуков в один поток
4) изменения в чувствительности тела и восприятии визуального поля (как бы отстраненность)
Долго поддерживать не выходит пока, увы.
Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #9 : 29 октября 2011, 16:19:05 »

Безупречность, намерение, личная сила.
Алладин, это не акценты. Акцентом должна быть цель, а не условия и способы достижения цели.
Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #10 : 29 октября 2011, 16:22:17 »

Еще для достижения ОВД
Если ты забываешь о цели (усиление сознания), то ОВД можно легко превратить в состояние безмозглой улитки.
Записан
Oleo tuo
Гость
« Ответ #11 : 29 октября 2011, 16:59:50 »

Еще отрывочек:

В качестве иллюстрации к сказанному привожу пример ра­боты над отрывком какой-нибудь пьесы, берется небольшой отрывок пьесы тактов в восемь, с определенно выраженной му­зыкальной мыслью (например, период).
Применяется первое состояние (деятельность) сознания. Внешний вид этой работы будет повторение, может быть, мно­гократное, элементов движения, частиц отрывка. Ввиду этого повторения музыкальная мысль почти исчезает из сознания и вся работа превращается как бы в упражнение.
Далее применяется второе состояние (деятельность) созна­ния с этим отрывком пьесы. Внешний вид этой работы также будет повторением, но повторением всего отрывка целиком от первого такта до последнего. Все внимание направлено на обобщение элементов движения этого отрывка. Не должно ни под каким видом останавливаться на каком-нибудь неудав­шемся элементе движения, а продолжать исполнение до конца отрывка, иначе состояние сознания перейдет в анализ (кон­центрированное внимание). Ввиду того, что отрывок исполняется без перерыва от начала до конца, музыкальная мысль четко осознается и на ней, собственно, фиксируется внимание.
Наконец, на этом же отрывке пьесы применяется третье со­стояние (деятельность) сознания. По внешнему виду эта ра­бота совершенно одинакова с работой при втором состоянии сознания. Но внимание, направленное здесь на содержание данного отрывка пьесы, как бы растворяется в эмоциональном состоянии при исполнении, имея все-таки в поле зрения эле­менты движения и их координацию. Удержать внимание, осо­бенно вначале, на содержании пьесы довольно трудно, и оно легко может перейти во второе состояние сознания. Однако, при известной тренировке, можно научиться владеть всеми тремя состояниями сознания.
При такой работе над пьесой, с применением всех трех со­стояний сознания, человек приобретает навык, который дает ему, кроме большой экономии времени, сознательное отноше­ние к своей работе: он знает, что делает. Такая работа яв­ляется целесообразной организацией труда музыканта.
Роль сознания в процессе творчества вообще и при испол­нении музыкальных пьес в частности должна превалировать над всеми способностями человека. Неправильно думать, что вдохновение вытесняет во время исполнения все сознательные процессы. Вдохновение исполнителя — синтез сложной созна­тельной дифференцированной работы, протекавшей, быть мо­жет, очень долгое время и вылившейся в гармоническое целое, эмоционально насыщенное, отточенное в деталях и для неискушенного слушателя кажущееся простым.
Таким образом, роль сознания вообще и при музыкальном исполнении в частности огромна. Эта роль, как мы видели, начинается от элементарных движений и продолжается до творчества включительно. Поэтому лица, говорящие о вредной роли участия сознания в творческом процессе, стоят к а невер­ных позициях. Такие люди просто не изучали различных со­стояний (деятельности) сознания или пользовались ими там, где не следовало, и поэтому получали отрицательные резуль­таты. Например, вместо того, чтобы пользоваться в каком-ни­будь случае синтетическим состоянием сознания (распределен­ное внимание), пользовались аналитическим (концентрирован­ное внимание).
Пример можно привести точнее. Скрипач или другой спе­циалист— на эстраде. Домашняя работа над репертуаром про­водилась неправильно: он работал над ним неосознанно, в боль­шинстве случаев при синтетическом состоянии сознания, (что часто бывает при «зубрежке») * когда же он выступал публично (на эстраде), то, или же от нервного волнения, или от жела­ния получше сыграть, он впадал (тоже бессознательно) в ана­литическое состояние сознания и тем самым разрушал или, по крайней мере, мешал обобщению элементов музыкальной тех­ники и художественно-эмоциональному обобщению.
Понятно, что неумелое и неуместное применение того или другого состояния сознания может создать ложное понятие о вреде сознания в исполнительском процессе.
Важное значение для понимания роли сознания в воспита­нии музыкально-исполнительских навыков имеет также про­цесс осознания воздействия периферии (движений) на центры головного мозга. Как показала практика, каждое медленное движение (имеется в виду музыкально-исполнительская тех­ника), при концентрации внимания на нем, воздействуя, совер­шенствует соответствующие двигательные центры.
Поэтому развитие способности концентрировать внимание на нужных движениях с одновременным ощущением их пра­вильности, естественности создает важнейшие предпосылки для совершенствования музыкально-исполнительской техники. При этих условиях образуется правильное воздействие периферия на соответствующие центры.
Практическая проверка этого процесса происходит следую­щим образом: если движение производилось медленно, с концентрацией внимания на ощущении его правильности, то при ускорении должно появляться субъективное состояние (ощу­щение) легкости, удобства, ловкости движения и полное от­сутствие перенапряжения при его выполнении.
Здесь же необходимо отметить хорошо известный в науке факт соупражняемости и переноса навыков, заключающийся в том, что упражнение одной части тела создает благоприят­ные условия для выполнения того же самого действия другой
симметричной частью тела. Если определенные двигательные центры коры одного полушария головного мозга известным об­разом культивированы, то аналогичные центры коры дру­гого полушария становятся предрасположенными к этой куль­туре.
Сознательное отношение к этому свойству высшего отдела центральной нервной системы — умение пользоваться соупражняемостью, переносом навыков — дает в руки музыканта-исполнителя дополнительные средства для быстрого и эффектив­ного освоения профессиональных навыков и большой экономии времени и труда.
Записан
Al1
Гость
« Ответ #12 : 29 октября 2011, 18:41:48 »

Акцентом должна быть цель, а не условия и способы достижения цели.
Всё перечисленное - тоже цели.

Если ты забываешь о цели (усиление сознания), то ОВД можно легко превратить в состояние безмозглой улитки.
Нет, настоящую ОВД никак невозможно превратить в "состояние безмозглой улитки". Осознание это специфический процесс энергообмена между субъектом и внешним полем.  Повышение объема этого энергообмена - усиление осознания. ОВД - возможное условие такого усиления. Объем восприятия резко возрастает в это время. Это "взрыв" восприятия.
Еще раз: ты усиленным сознанием называешь определенное самоценное для тебя состояние. Ты всячески фиксируешь это состояние, считая его сутью нагуализма. (Привет ГИГу.) Это - не нагуализм! Осознание вообще процесс, а не состояние.
Цитата:
АПК:
Прежде всего, осознание (в отличие от сознания) это не сущность и не свойство, это процесс.
...
Усиление осознания ведет к увеличению доступного объема воспринимаемых сигналов, ослабление - к сокращению воспринимаемого поля.
Усиление осознания - это, фактически, увеличение объема воспринимаемых сигналов. А не "чувство пробужденности ото сна" или что-то подобное.
Записан
Корнак
Модератор своей темы
Старожил
*
Offline Offline

Сообщений: 89846



Email
« Ответ #13 : 29 октября 2011, 18:55:35 »

ты усиленным сознанием называешь определенное самоценное для тебя состояние. Ты всячески фиксируешь это состояние, считая его сутью нагуализма. (Привет ГИГу.) Это - не нагуализм! Осознание вообще процесс, а не состояние.
У тебя сложилось превратное мнение. Я не фиксирую "определенное" состояние сознания. И осознание для меня не состояние, а процесс. Даже скорее речь не просто о процессе осознания, а увеличении активности этого процесса.
Я не подразумеваю не только фиксированности сознания, но даже и увеличение активности у меня не фиксированное. Вплоть до третьего внимания.
Усиление осознания - это, фактически, увеличение объема воспринимаемых сигналов. А не "чувство пробужденности ото сна" или что-то подобное.
Усиление сознания - не только увеличение объема (это будет однобокий взгляд на реальность), но и возможность путешествия по различным срезам эманаций, то есть возможность смещения ТС. Чувство пробужденности ото сна всего лишь чувство, которое сопровождает усиление сознания. Само по себе оно не представляет ценности.
Записан
Al1
Гость
« Ответ #14 : 29 октября 2011, 19:13:06 »

Ну ок. Просто тогда для меня тем более странны некоторые твои пассажи вроде:
Кабутто это в самом деле имеет значение. Пока он не поймет разделенности психики и сознания все это пустой разговор.
Тогда как неделания и разные сосредоточения (концентрация, деконцентрация) как раз служат усилению осознания.
Записан
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC