Патанджали, автор "йога-сутр", разделил Пратьяхару (управление чувствами) и Дхарану (сосредоточение) на две разные ступени для улучшения понимания и практики йоги. Пратьяхара подготавливает ум и сознание к более глубокому погружению в себя через отрыв от внешних впечатлений, а Дхарана учит ум сосредотачиваться на одной мысли или объекте, что является необходимым шагом к медитации. Разделение этих практик на две ступени помогает практикующему развивать пошагово контроль над своим умом и сознанием, что является ключевым аспектом в практике йоги.
Только вот причём тут Гурджиев?
Маладец Филип!!! Лови косточку! Хоть и скопипастил, но это уже нормально, хотя бы будешь теперь знать теоретическую мат-часть. Когда приступишь к практике (садхане), дебильные вопросы, типо,
"Только вот причём тут Гурджиев?", отпадут сами собой, как жёлтая ботва осенью . Но вопрос от олуха поставлен правильно, поэтому он того стоит, чтобы на него ответить, ибо кроме Меня, из всех собравшихся в питомнике дворняжек, на него никто правильно не ответит. Слухайте сюда... Здесь, в твоём копипасте, ключевой момент, это..,
"Пратьяхара подготавливает ум и сознание к более глубокому погружению в себя через отрыв от внешних впечатлений"..., что, паравозиком, идентично наставлению Гурджиева и дедушки Будды,
"помнить Себя, осознанности по-Ошику, и медитация на Я-Есть от Нисаргадатты Махараджа", что, собсно технически и есть - ПОВОРОТ ВНИМАНИЯ УМА НА 180 ГРАДУСОВ!!!.
Это и есть - Пратьяхара. Почему Пратьяхара является пятой ступенью, а Дхарана - шестой, а не наоборот?.. Потому-что, прежде, чем приступить к Дхаране, нужно сначала жёстко "устаканиться" в осознанности, то-бишь в самовспоминании. Только после этого "устаканивания" ментальная концентрация на "точку", Дхарана, даст максимальный эффект и приведёт к Дхьяне, что и есть - Медитация, которую пороговное большинство книжных болванов, вроде тебя и асти, путают с Дхараной - ментальной концентрацией на точку. Эту тонкость мало, кто понимает даже в среде книжных "гур", таких, как Нгома Дракон, тебя и иже с ним, например. До понимания этой последовательности, как стеблю до бутона, нужно ДОЗРЕТЬ. Поэтому, прежде, чем тужиться выдавливая из себя кишечную эрзац-пургу, и корча из себя великого и ужастного "гуру" со снайперской винтовкой на хилом плечике, сначала совместите теоретическую часть с практической, иначе выглядите клоунами - слепыми, ведущими слепых.