Традиции
Были ли Адам и Хава евреями?18.09.2009
Причина, побудившая меня задать этот вопрос, такова: еврейский календарь отмечает даты, касающиеся только еврейской истории и событий, связанных с еврейской жизнью: Песах знаменует наше освобождение из египетского рабства, Шавуот — дарование Торы на горе Синай, Йом Кипур — прощение Всевышним еврейскому народу греха золотого тельца, Суккот — символ Б-жественной защиты, охраняющей евреев во время странствий по пустыне. Список продолжают Симхат Тора, Ханука, Пурим, Лаг ба-омер, 9 Ава — в сущности, все святые дни календаря, праздники и особые даты связаны исключительно с событиями еврейской истории.
Есть лишь одно, но очень важное исключение: праздник Рош а-Шана знаменует рождение двух первых людей, Адама и Хавы, которые были созданы за 2000 лет до появления первого еврея и более чем за 2500 лет до рождения еврейского народа у горы Синай. Рош а-Шана — символ особого дня и для неевреев. Как видно из самого названия праздника, этот день — начало нового года по еврейскому календарю. По словам хасидских мудрецов, начало любых явлений и предметов является наиболее значимой их составляющей.
Евреи снискали репутацию «закрытого народа». Мы стоим перед Б-гом как евреи, друг к другу относимся как к евреям, учимся, молимся, совершаем добрые поступки как евреи, рождаемся, женимся, умираем и хороним своих собратьев как евреи. И мы охраняем еврейство только для себя: в отличие от большинства религий, мы не заинтересованы в том, чтобы неевреи меняли свою веру на иудаизм. Если же кто-то заявляет о желании перейти в еврейство, мы первым делом начинаем его разубеждать в правильности выбора.
Почему же «голова года», самый первый праздник еврейского календаря, имеет отношение ко всему человечеству?
Иудаизм не несет универсальной идеи — то есть, единой фундаментальной мысли, объединяющей все человечество. Наши мудрецы говорили: «Человеколюбие (дерех эрец) важнее Торы».
Задолго до того, как народ Израиля получил Тору и ее 613 заповедей, Адаму и Хаве были даны фундаментальные законы цивилизации. Позднее эти законы были переданы Ноаху, и стали известны как «Семь заповедей Ноаховых сынов». А когда мы стояли у горы Синай перед получением «наших» заповедей, нам также было дано задание «распространять среди народов мира законы, данные сыновьям Ноаха» (Рамбам, «Мишне Тора», Законы Царей 7:10).
Заповеди Ноаха не имеют отношения ни к одной из религий, и они не являются подобием иудаизма для неевреев. Это скорее отражение того, как Всевышний видит цивилизацию; семь основ справедливого и нравственного общества на земле. Семь заповедей включают в себя следующие повеления: не убий ближнего своего; не укради; храни верность жене; Не режь мяса от живого животного; установи социальную систему, которая станет основой справедливого и честного общества.
На мой взгляд, интересны первые две заповеди: вера в Б-га и запрет богохульства.
https://jewish.ru/ru/traditions/articles/9878/