Важными символами в буддийской тантре являются ваджра и колокольчик. Колокольчик олицетворяет мудрость «праджню», пустотность мироздания, женское начало. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») — небольшой ритуальный жезл, олицетворяет метод «упайю», нерушимость просветленного состояния, истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации[11].
Ритуальный буддийский колокольчик, представляет женский принцип совершенной мудрости, напрямую постигающей пустотность (шуньята). Ваджра и колокольчик — это две основные ритуальаные принадлежности, которые символизируют совершенства метода, или искусных средств (ваджра), и мудрости, или пустотности (колокольчик). Во время практики ваджру держат в правой руке, а колокольчик - в левой, что означает нераздельный союз метода и мудрости.
Колокольчик символизирует провозглашающий звук пустоты, который возникает из безграничной пустотности формы, распространяется во всех направлениях и снова растворяется в тишине пустоты. Его полость, или «зев», - это пустота, а его язык - это форма.
Ритуальный набор из ваджры и колокольчика символизирует, также, божество-йидама, и мандалу этого божества. Колокольчик, как мандала божества, имеет равные пропорции верхней ручки, нижнего купола и ширины «зева», или внешнего обода.
В основании колокольчика — обод, из которого «звук пустоты» появляется как слышимая вибрация. Этот обод представляет диск пространства. Над ободом находится рельефное кольцо вертикальных ваджр, окружённых двумя рядами жемчужин, или «чёток из раковин». Нижние чётки жемчужин символизируют внешнее защитное кольцо пятицветного пламени которое окружает мандалу. Кольцо ваджр - которое может насчитывать двенадцать, шестнадцать, двадцать четыре или тридцать две ваджры, а в некоторых случаях изображается как вишваваджра на фронтальной части колокольчика — символизирует защитный круг, или ваджрный забор. Верхние чётки жемчужин символизируют тридцать два или шестьдесят четыре лепестка «лотосового чрева» защитного круга. Над этими узорами находится неукрашенная поверхность, которая представлят диск земли.
Над ним — бордюр из восьми «голов чудовищ», или киртимукх, которые символизируют восемь голов макар вишваваджры, на которой располагается дворец мандалы. Восемь голов киртимукх также символизируют восемь великих кладбищенских земель. Из пастей киртимукх свисают длинные нити, петли и кисти из драгоценных камней, они символизируют украшения на внешней стене мандалы. Над верхними арками петель из драгоценностей, между лицами киртимукх можно видеть символы восьми бодхисаттв, которые также представлены восемью лепестками лотоса, помещёнными над верхним изгибом купола колокола. Эти восемь символов могут принимать форму ваджр, колёс или цветов лотоса.
Выше располагается ещё один двойной ряд жемчужин, ме жду которыми располагаются восемь или шестнадцать горизонтальных ваджр. Эта композиция представляет внутренние стены и внутренний защитный круг мандалы и символизирует восемь или шестнадцать пустотностей (шуньят).
На верхнем изгибе колокола и внутри внешних чёток из жемчужин -восьмилепестковый лотосовый обод восьми бодхисаттв и их супруг как восьми богинь подношений. Восемь лепестков, которые символизируют бодхисаттв, и восемь слогов, которые символизируют восемь богинь подношений. Их последовательность, начиная с восточного лепестка внизу и далее по часовой стрелке, следующая:
Восток — бодхисаттва Кшитигарбха и его супруга Ласья , богиня подношения красоты, представленная слогом Там.
Юго-восток — бодхисаттва Майтрейя и его супруга Пушпа, богиня подношений цветов, представленная слогом Мам.
Юг — бодхисаттва Акашагарбха и его супруга Мала, богиня подношений цветочных гирлянд, представленная слогом Лам.
Юго-запад — бодхисаттва Самантабхадра и его супруга Дхупа , богиня подношений благовоний, представленная слогом Пам.
Запад — бодхисаттва Авалокитешвара и его супруга Гита, богиня подношения пения, представленная слогом Мам.
Северо-запад — бодхисаттва Манджугхоша и его супруга Алока, богиня подношения света, представленная слогом Цум.
Север — бодхисаттва Ваджрапани и его супруга Нритья , богиня подношения танца, представленная слогом Пам.
Северо-восток — бодхисаттва Сарваниваранавишкамбхин и его супруга Гандха, богиня подношения аромата, представленная слогом Бхрум.
Последовательность слогов может отличаться в зависимости от традиции и ритуала для которого отливается колокольчик.
Внутри восьмилепесткового лотоса со слогами находится центральный круг шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух или сорока лотосовых лепестков или спиц, из которых поднимается стержень рукояти колокольчика. Над стержнем находится верхняя ручка колокольчика, которая отливается из бронзы отдельно и надежно прикрепляется смолой к стержню колокольчика.
В основании верхней ручки обычно находится три кольца жемчужин, которые объединяясь с верхними тремя кольцами над лотосовым пьедесталом ваджры на вершине , символизируют шесть совершенств. Над тремя нижними кольцами – квадратное (представляющее основу земли) или круглое основание сосуда с нектаром или сосуда с долгой жизни с узором из четырех листьев. Этот сосуд символизирует «нектар достижения» и представляет наполненное нектаром тело богини Праджняпарамиты. на некоторых колокольчиках сосуд может быть заменен открытым кольцом, в котром помещаются средний или безымянный палец, - это символизирует наполненное нектаром тело богини Праджняпарамиты как пустоту. Одиночное лицо богини Праджняпарамиты представляет совершенство абсолютной недвойственности всех мудростей будд, или различающую осознанность. На вершине ручки колокольчика находится половинная пяти- или девятиконечная ваджра.
https://amrita-buddha.ru/articles/3/