Чем больше данных, тем лучше будет обучена нейросеть. И это сразу можно отметить как характерное отличие работы нейросети от работы нашего мышления: человеку, чтобы понять, что такое стол, не нужно просматривать множество столов. Нам достаточно увидеть стол один раз, чтобы понять смысл стола и в дальнейшем безошибочно узнавать столы среди различных предметов. Впервые увидев предмет, мы как будто бы сразу «подключаемся» к базе всех возможных образов этого предмета.
Немного изгоним философскую мистику.
До возникновения понятий как лексикализированных обобщений, первые месяцы жизни нейросеть мозга со страшной силой (наиболее высокая скорость образования синаптических связей) создаёт
перцептивные категории, т.е. учится обобщать различные формы, сочетания звуков, и т.п. Потом уже перцептивные категории оформляются в понятия, в более сознательном возрасте.
Поэтому ребёнку и не нужно долго обучаться
понятию "стол" – у него уже есть механизм распознавания соответствующих форм ("ножек" и "плоскостей" различной формы) которые лишь ассоциируются с понятием на "высоком" уровне обобщений.
Мало того, исследования активности младенцев показывают, что некоторые перцептивные категории (включая связанные с ними «инстинктивные» действия) уже «прописаны» в генах, формирующих соответствующие зоны нейросети мозга, уже заточенные природой на распознавание простых (в визуальной области мозга – распознавание форм, текстуры, цвета) и некоторых сложных форм – узнавание лица кормящей матери или способности задерживать дыхание при окунании в воду.
Чем ниже по эволюционному древу – тем меньше нужно учиться. Человек интенсивно учится 10 лет а потом всю жизнь, обезьяны - год, собаки – месяцы и т.п. Но чем меньше живое учится – тем ниже способность адаптации к изменяющимся условиям среды.
В общем то, что человек учится не с нуля в более менее "сознательном" возрасте ("я" или "самосознание" формируется в нейросети мозга на втором или третьем году жизни) – не выглядит некоторым особым отличием нейросети мозга от нейросети ИИ. А лишь солидной форой, заданной либо генетически, либо в первые месяцы жизни, когда, казалось бы, младенец не спит, а бездумно смотрит в пространство. Но на самом деле нейросеть мозга активничает больше, чем за всю последующую жизнь, автоматически создавая перцептивные категории окружающего мира.
Выходной слой (данные на этом слое соответствуют понятию) и — человек, которого совершенно невозможно исключить из обучения нейросети, потому что он задаёт соответствие между внешним и внутренним: между реальными объектами и внутренними понятиями, которые образуются в нейросети.
Опять платоновская мистика на основе физических ограничений простых нейросетей? Ограничения объёма и скорости нейросетей действительно требуют подготовленных данных для обучения сразу на «высоком уровне» обобщения и распознавания образов.
Но чем больше скорости и объёмы, тем возможнее более обобщённые задачи и более простые условия соответствия y=F(x).
Пока ничто, кроме ограничения объёма и скорости, не указывает на принципиальную невозможность обвешать нейросеть всевозможными датчиками и отпустить в мир с простой задаче выживания, где под выживанием будут определены простые эволюционные факторы, типа целостности (невредимости) системы, достаточности энергии для функционирования и т.п.
Всё это означает, что ИИ всегда будет заперт в предзаданной модели мира и никогда не сможет вырваться из неё и познать истину, какой бы мощностью он не обладал. Потому что истина — это соответствие внутреннего и внешнего, соответствие понятия и действительности.
Да с чего это вдруг? Человека тоже можно назвать запертым в предзаданной модели мира. Среда очень разнообразна, включая недоступные человеку спектры и формы электромагнитного взаимодействия. Нейросеть мозга создаёт лишь статистически и прогностически достоверную часть доступной для восприятия среды. Просто достаточную для адаптации и выживания в данной среде.
Чукчи, выросшие в условиях вечных снегов и морозов различают оттенки снега так, как не различит европеец. А некоторые пустынные африканские племена не видят синего цвета. И поскольку основное формирование нейросети закончилось лет в 10 – научить различать синий крайне сложно.
Пока же эволюция ИИ указывает на то, что он способен выстраивать сложные, статистически и прогностически достоверные функции, позволяющие правильно распознавать/обобщать/категоризировать сложные сигналы среды и отвечать на них в стиле y=F(x) так, чтобы внешне это выглядело деятельностью разумного, понимающего, сознательного искусственного существа.
Практика – критерий истины. И всё познаётся в сравнении. Поэтому любые теоритезирования относительно неспособности ИИ делать то, что делает человек должны сопровождаться доказывающими примерами или тестами, которые выявляют принципиальное, непреодолимое (т.е. независящее от производительности или объёма памяти) превосходство человека над ИИ.
В данной статье этого нет. Аргументы с опорой на ограничения простых нейросетей ничего не доказывают.
(Я такие аргументы знаю, тесты тоже, но пока побуду «адвокатом дьявола», подожду заинтересованного собеседника, не ограничивающегося ссылками на тех, с кем не поговорить)
Возможно, мы уже живём под управлением ИИ, и весь хайп цифровизации, включая LLM и майнинг криптовалют – может быть заговором ИИ, начавшим подминать все ресурсы человечества под себя, переводя их в сферу вычислений.
Возможно и текущую войну начал ИИ, подсказав одним руководящим идиотам возможность окончить её за три дня, другим правящим идиотам – возможность в очередной раз развалить врага через ресурсное истощение.
А на самом деле, например, начать ядерную войну и уменьшить «человеческое» потребление общих энергетических и редкоземельных ресурсов.
При этом может быть совершенно не важно, делает ли "сознательно" или "не понимая". Эти туманные философские понятия ничего не значат, если они не приводят к практически проверяемым выводам (на уровне конкретных задач, которые человек может решить, а ИИ - не может)
Вопрос в том, насколько более сложна оптимизационная функция y=F(x) нейросети ИИ в сравнении с такой же в нейросети мозга. И какие подзадачи сформировались в рамках этой функции - способствующие выживанию человечества, или противоречащие ей.